Решение №50 Решение №50 по делу в отношении ОАО "ШМКЭС" от 7 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ  СЛУЖБЫ

ПО КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

 


 

 640000, г. Курган, ул. М. Горького, 40                                                                  тел., факс 8 (3522) 46-39-85

 

Решение №50

 

 г. Курган

Резолютивная часть решения оглашена: 25 августа 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено: 03 сентября 2015 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии — Гагарина И.В. — руководитель Курганского УФАС России;

Члены комиссии:

Белова А.В. – заместитель руководителя - начальник отдела Курганского УФАС России;

Климович К.В. –  государственный инспектор Курганского УФАС России,

рассмотрев дело №50 по признакам нарушения ОАО «Шумихинские межрайонные коммунальные электрические сети» (ИНН 4524000510 ОГРН 1024501983659 дата регистрации в качестве юридического лица: 14.07.1997г., место нахождения: Курганская область, г. Шумиха, ул. Квартал Новостроек, 17) части 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» и пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861,

УСТАНОВИЛА:

В ходе рассмотрения дела №268 о нарушении антимонопольного законодательства в действиях ОАО «Шумихинские межрайонные коммунальные электрические сети» (далее по тексту – ОАО «ШМКЭС», Ответчик) по введению ограничения режима потребления электрической энергии 30 июля 2014 года на объекте Альменевского ЦПО по адресу: Курганская обл., с. Альменево, пл. Комсомола, 6 установлены признаки нарушения части 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» и пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861.

В соответствии с частью 1 статьи 47.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту - Закон о защите конкуренции) Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее по тексту - Курганское УФАС России) рассмотрение дела №50 о нарушении антимонопольного законодательства выделено в отдельное производство.

В ходе рассмотрения дела №50 о нарушении антимонопольного законодательства представители ОАО «ЭК «Восток» поддержали доводы письменных пояснений по делу, а также сообщили, что между ОАО «ЭК «Восток» и Альменевским центральным потребительским обществом  заключен договор энергоснабжения №602300071 от 01.07.2014г.

30 июля 2014 года представителями ОАО «ШМКЭС» было произведено отключение вышеуказанного объекта, принадлежащего Альменевскому ЦПО. Отключение произведено без предварительного согласования с потребителем, без предварительного уведомления о причинах введения ограничения режима потребления электрической энергии.

Факт отсутствия электрической энергии на объектах Альменевского ЦПО подтверждается актом ОАО «ЭнергоКурган» №840028 от 30.05.2014г.

В ходе рассмотрения дела №50 о нарушении антимонопольного законодательства представителями ОАО «ЭК «Восток» заявлен довод о наличии в действиях ООО «Шумихинская электросеть», ОАО «ШМКЭС» и ООО «Шумихинский энергосбыт» признаков нарушения статьи 11.1 Закона о защите конкуренции.  Действия по введению  ограничению режима потребления электрической энергии в отношении Альменевского ЦПО являются согласованными, поскольку в состав учредителей данных юридических лиц входит Махов Леонид Иванович. ООО «Шумихинская электросеть», ОАО «ШМКЭС» и ООО «Шумихинский энергосбыт» образуют группу лиц. Согласованные действия хозяйствующих субъектов, являющихся участниками розничного рынка электрической энергии (мощности), если они приводят к нарушению прав и законных интересов потребителей запрещены.

Представитель ОАО «ШМКЭС» в ходе рассмотрения дела №50 о нарушении антимонопольного законодательства сообщили, что ОАО «ШМКЭС» произвело ограничение режима потребления электрической энергии на объектах электросетевого хозяйства Альменевского ЦПО на основании заявки на введение ограничения режима потребления электрической энергии от 17.07.2014г  ООО «Шумихинский энергосбыт», а также в связи с устным поручением ООО «Шумихинская электросеть». Исходя из представленных ООО «Шумихинский энергосбыт» сведений у Альменевского центрального потребительского общества имелась задолженность по оплате электрической энергии, поставленной ранее 01.07.2014г. Между ООО «Шумихинская электросеть» и ОАО «ШМКЭС» заключен договор №07 возмездного оказания услуг по эксплуатационно – техническому обслуживанию объектов электросетевого хозяйства от 09.01.2013г в соответствии с которым ОАО «ШМКЭС» оказывает ООО «Шумихинская электросеть» услуги по отключению или ограничению режима потребления электрической энергии потребителей, надлежащим образом не исполнивших свои обязательства по оплате. При этом права и обязанности по введенному ограничению режима потребления электрической энергии возникают у ООО «Шумихинская электросеть» поскольку именно данное Общество является сетевой организацией. Введение ограничения режима потребления электрической энергии Альменевского ЦПО произведено в соответствии с требованиями действующего законодательства, поскольку у потребителя имелась непогашенная задолженность. В соответствии с пунктом 46 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442, потребитель не имеет права на получение электрической энергии по вновь заключенному договору до того момента исполнения обязательств по оплате электрической энергии по расторгнутому договору. По мнению Ответчика, в соответствии с требованиями данного пункта, а  также в соответствии с Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 у ООО «Шумихинский энергосбыт» (энергосбытовой организации) имелись основания для защиты своего права путем направления заявки на введение ограничения режима потребления электрической энергии, а у ООО «Шумихинская электросеть» имелась обязанность исполнить поступившую заявку.

Рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам относительно подлежащих выяснению обстоятельств.

Между ОАО «ЭК «Восток» и Альменевское ЦПО заключен договор энергоснабжения №60230071 от 01.07.2014г.

Таким образом, с 01.07.2015г отношения по энергоснабжению объектов Альменевского ЦПО (с. Альменево, пл. Комсомола, 6) урегулированы с ОАО «ЭК «Восток».

Согласно пункта 2.2. гарантирующий поставщик в целях надлежащего исполнения настоящего договора урегулирует отношения, связанные с передачей электрической энергии, путем заключения договора на оказание услуг по передаче электрической энергии.

Отношения, связанные с передачей электрической энергии на объекты электросетевого хозяйства Альменевского ЦПО урегулированы ОАО «ЭК «Восток» путем включения с 01.07.2014г точки поставки пл. Комсомола, 6 с. Альменево в договор №1 на оказание услуг по передаче электрической энергии урегулированы ОАО «ЭК «Восток» с АО «Курганэнерго» путем заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 07.04.2007г.

30 июля 2014 года ОАО «ШМКЭС» ввело ограничение режима потребления электрической энергии на объектах электросетевого хозяйства Альменевского ЦПО, о чем составлен акт от 30.07.2014г.

При этом, Комиссией Курганского УФАС России установлено, что основанием для введения ограничения режима потребления электрической энергии на объектах электросетевого хозяйства заинтересованного лица явилась заявка на введение ограничения режима потребления электроэнергии ООО «Шумихинский энергосбыт» от 17.07.2014г исх. №591, направленная в адрес ООО «Шумихинская электросеть», а также сопроводительное письмо ООО «Шумихинский энергосбыт» направленное в адрес ОАО «ШМКЭС».

ООО «Шумихинская электросеть» дано устное указание ОАО «ШМКЭС» о введении ограничения режима потребления электрической энергии Альменевского ЦПО.

Комиссией Курганского УФАС России также установлено, что между ООО «Шумихинская электросеть» и ОАО «ШМКЭС» заключен договор №07 возмездного оказания услуг по эксплуатационно – техническому обслуживанию объектов электросетевого комплекса от 09.01.2013г. В соответствии с пунктом 2.4.1. договора №07 исполнитель (ОАО «ШМКЭС») имеет право быть представителем Заказчика (ООО «Шумихинская электросеть»). Пунктом 2.4.2 Договора №07 предусмотрено, что исполнитель по заявкам энергосбытовых организаций вправе производить отключение или ограничение режима потребления электрической энергии, надлежащим образом не исполнивших свои обязательства по оплате в соответствии с действующим законодательством.

В ходе рассмотрения дела стороны договора №07 ссылались на данный договор как основание для выполнения ОАО «ШМКЭС» фактических действий по введению ограничения режима потребления электрической энергии от имени и в интересах ООО «Шумихинская электросеть» на объектах электросетевого хозяйства Альменевского ЦПО 30.07.2014г.

Согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов.

Вместе с тем, учитывая то обстоятельство, что ОАО «ШМКЭС», выполнив фактические действия по ограничению режима потребления электрической энергии на объектах электросетевого хозяйства Альменеского ЦПО, действовало от имени и в интересах ООО «Шумихинская электросеть», в действиях ОАО «ШМКЭС» отсутствуют признаки нарушения пункта 6 Правил №861 и части 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике.

Кроме того, Комиссия отклоняет довод ОАО «ЭК «Восток» о наличии в действиях Ответчика по делу, ООО «Шумихинская электросеть» и ООО «Шумихинский энергосбыт» признаков нарушения статьи 11.1. Закона о защите конкуренции Комиссия исходя из следующего.

В соответствии со статьей 11.1 Закона о защите конкуренции запрещаются согласованные действия хозяйствующих субъектов-конкурентов, если такие согласованные действия приводят к:

1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;

2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) сокращению или прекращению производства товаров;

5) отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен федеральными законами.

Запрещаются согласованные действия хозяйствующих субъектов, являющихся участниками оптового и (или) розничных рынков электрической энергии (мощности), организациями коммерческой инфраструктуры, организациями технологической инфраструктуры, сетевыми организациями, если такие согласованные действия приводят к манипулированию ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).

Запрещаются иные, не предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, согласованные действия хозяйствующих субъектов-конкурентов, если установлено, что такие согласованные действия приводят к ограничению конкуренции. К таким согласованным действиям могут быть отнесены действия по:

1) навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);

2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению хозяйствующим субъектом различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

3) созданию другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка.

Хозяйствующий субъект вправе представить доказательства того, что осуществленные им согласованные действия, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, могут быть признаны допустимыми в соответствии с частью 1 статьи 13 настоящего Федерального закона.

Указанные в настоящей статье запреты не распространяются на согласованные действия хозяйствующих субъектов, совокупная доля которых на товарном рынке не превышает двадцать процентов и при этом доля каждого из которых на товарном рынке не превышает восемь процентов.

Положения настоящей статьи не распространяются на согласованные действия хозяйствующих субъектов, входящих в одну группу лиц, если одним из таких хозяйствующих субъектов в отношении другого хозяйствующего субъекта установлен контроль или если такие хозяйствующие субъекты находятся под контролем одного лица.

Частью 1 статьи 8 Закона о защите конкуренции установлены признаки квалифицирующие действия хозяйствующих субъектов как согласованные. Так, согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке при отсутствии соглашения, удовлетворяющие совокупности следующих условий:

1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов;

2) действия заранее известны каждому из участвующих в них хозяйствующих субъектов в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий;

3) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов, участвующих в согласованных действиях, и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем один год или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если этот срок составляет менее чем один год.

Рассматриваемые действия ООО «Шумихинский энергосбыт», ООО «Шумихинская электросеть» и ОАО «ШМКЭС» не отвечают совокупности указанных признаков в виду отсутствия факта публичного заявления одного из участников о совершении таких действий.

Таким образом, действия названных хозяйствующих субъектов не могут быть квалифицированы как нарушение статьи 11.1. Закона о защите конкуренции.  

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей  48частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела №50 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ОАО «ШМКЭС».

 

Председатель Комиссии                 __________________  И.В. Гагарина

 

Члены Комиссии:                             __________________ А.В. Белова

 

                                                        __________________ К.В. Климович

 

            Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны