Решение б/н Решение в отношении ИП Охохонина В.В. от 9 мая 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства , рассмотрев дело № 54 по признакам нарушения ИП " ...", части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ « О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 26.07.2006  № 135 - ФЗ   «О защите конкуренции» (далее по тексту - Закон о защите конкуренции),  основанием для возбуждения дела №54 о нарушении антимонопольного законодательства явилось обнаружение Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее по тексту – Курганское УФАС России, антимонопольный орган) признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях ИП "..." по взиманию платы за проезд по мосту через р. Тобол, расположенному в с. Утятское Притобольного района Курганской области, о которых 29 августа 2012 года письмом от 23.08.2012 г. в Курганское УФАС сообщила Администрация Менщиковского сельсовета Кетовского района Курганской области.
В письме Администрации Менщиковского сельсовета сообщалось, что ИП "...", получив в собственность железобетонный мост через реку Тобол, расположенный в селе Утятское Нагорского сельсовета Притобольного района Курганской области, на автомобильной дороге областного подчинения — 37 ОП МЗ 37 Н-0824, установил шлагбаум и за проезд через мост взимает плату. В письме также сообщалось, что у данной платной автодороги нет бесплатной альтернативы, жители села Менщиково и деревни Галишово для посещения районной больницы, Прокуратуры, Суда и других государственных органов и учреждений, расположенных в селе Кетово, вынуждены платить за проезд по платному мосту. В то время как ИП "..." не несет никаких расходов, кроме оплаты труда своим работникам, собирающим плату, так как электрическое освещение моста отсутствует, ремонт моста не проводится. По информации Администрации Мещиковского сельсовета, плата за проезд через мост составляет: 20 рублей - с легкового автомобиля, 40 рублей - с автобуса и 80 рублей - с грузового автомобиля.
Курганским УФАС России, с целью проверки информации, изложенной в письме Администрации Менщиковского сельсовета, направлены запросы информации ИП "...", Главному Управлению автомобильных дорог Курганской области и Управлению государственного автодорожного надзора по Курганской области.
Из представленных ИП "..." материалов следует, что по Договору аренды сооружения от 25 декабря 2009 г., мост через реку Тобол в с. Утятское Притобольного района Курганской области передан в аренду ИП "..." собственником моста — ИП "..." с целью оказания услуг для проезда автотранспорта весом не более 10 тонн.
Дополнением от 01.01.2012 г. к Договору от 25.12.2009 г. установлены следующие расценки за один проезд через мост.
Расценки за один проезд через мост от 1 января 2012 года
Вид транспорта Стоимость проезда
До 1,5 тонн (легковая) 20 рублей
От 1,5 тонн до 5 тонн (газель, автобус, УАЗ, ГАЗ-53) 40 рублей
От 5 до 8 тонн 50 рублей
От 8 до 10 тонн 100 рублей

Главное Управление автомобильных дорог Курганской области на запрос Курганского УФАС России от 06.09.2012 г. письмом от 13.09.2012 г. №06-2480 сообщило, что к мосту через р. Тобол в с. Утятское подходит автомобильная дорога общего пользования регионального или межмуниципального значения Нагорское — Утятское (идентификационный номер <...> ОПМЗ 37Н-1605). Она является некатегорийной грунтовой дорогой и находится в собственности Курганской области.
Управление государственного автодорожного надзора по Курганской области на запрос Курганского УФАС России №04-01/3917 от 06.09.2012 г. письмом №1881 от 13.09.2012 г. сообщило следующее:
- в перечне автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, утвержденного Постановлением Правительства Курганской области от 22.12.2009 г. №598, не значится транзитная дорога, проходящая через населенные пункты Нагорское и Утятское Притобольного района Курганской области;
- вопросами регистрации автомобильных дорог Курганской области занимается Главное Управление автомобильных дорог Курганской области;
- любой мост, принадлежащий какой-либо дороге является исскуственным сооружением в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон об автомобильных дорогах).
На основании полученной информации, Курганским УФАС России, для более полного изучения обстоятельств, связанных с взиманием ИП "..." платы за проезд по мосту в с. Утятское, направлены дополнительные запросы информации в адрес ИП "...", Главного Управления автомобильных дорог Курганской области, ИП "..."
ИП "..." на запрос Курганского УФАС России от 12.10.2012 г. представлено Свидетельство о государственной регистрации права собственности на сооружение — мост через реку Тобол (Лит. I) в с. Утятское Притобольного района Курганской области. Согласно этому Свидетельству, указанный мост на основании Решения Арбитражного суда Курганской области от 29.07.2004 г. принадлежит на праве собственности "...". При этом нормативное обоснование установления платы за проезд по принадлежащему "..." мосту, копии документов, утверждающих плату за проезд по мосту, доказательств обеспечения возможности альтернативного бесплатного проезда транспортных средств, запрашиваемых Курганским УФАС России, "..." не представлено. На повторный запрос Курганского УФАС России от 09.11.2012 г. в адрес ИП "..." с требованием представить недостающую информацию, а также на запросы Курганского УФАС России от 04.02.2013 г. и от 05.03.2013 г.  ответа не последовало.
Главное Управление автомобильных дорог Курганской области письмом от 14.11.2012 представило информацию относительно автомобильной дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения Нагорское — Утятское и местоположения платного моста через р. Тобол в с. Утятское в виде следующих схем:
- схема автомобильных дорог Кетовского, Притобольного районов;
- схема расположения платного моста через р. Тобол;
- схема — маршрут альтернативного объезда по Кетовскому, Притобольному районам протяженностью 83 км.
Согласно схеме автомобильных дорог Кетовского, Притобольного районов, схеме расположения платного моста через р. Тобол, к мосту через р. Тобол в с. Утятское со стороны села Нагорское примыкает конец автомобильной дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения Нагорское — Утятское. Со стороны с. Утятское к мосту примыкает конец автомобильной дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения Курган-Садовое-Утятское. При этом сам мост и проходящая по мосту автомобильная дорога ни к одной из указанных автомобильных дорог не относятся.
Согласно схеме-маршруту альтернативного объезда по Кетовскому, Притобольному районам, кратчайший путь объезда моста через р. Тобол в с. Утятское пролегает по Кетовскому, Притобольному районам, через г. Курган, а его протяженность составляет 83 км.
ИП "..." в антимонопольный орган представлены следующие документы и информация:
- копии Книг учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на 2010, 2011, 2012 гг.;
- копии налоговых деклараций по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2010, 2011, 2012 гг.;
- копии документов по рассчитанным и уплаченным страховым взносам;
- дополнения к Договору аренды моста от 01.01.2010, 01.01.2011, 01.01.2012 гг., устанавливающие размеры арендной платы;
- положение о бесплатном проезде через мост.
Из представленных ИП "..." документов следует, что его доходы от предпринимательской деятельности по оказанию услуг предоставления права проезда по мосту через р. Тобол в с. Утятское Притобольного района Курганской области составили по годам:
2010 год — 383510 руб.;
2011 год — 364580 руб.;
2012 год — 374290 руб.
В соответствии с Положением о бесплатном проезде через мост, бесплатным проездом пользуются следующие автомобили:
1. автомобили Скорой помощи;
2. автомобили полиции;
3. автомобили МЧС.
ИП "..." в письме от 12.04.2013 г. дополнительно сообщил, что  документы, устанавливающие расценки за проезд по мосту через р. Тобол в с. Утятское за 2010, 2011 гг., утеряны, и в связи с этим изложил следующие размеры этих расценок:
Расценки за один проезд через мост за 2010-2011 гг
Вид транспорта Стоимость проезда
С 01.01.2010 г. 01.01.2011 г.
До 1,5 тонн (легковая) 15 рублей 15 рублей
От 1,5 тонн до 5 тонн (газель, автобус, УАЗ, ГАЗ-53) 20 рублей 20 рублей
От 5 до 8 тонн 30 рублей 30 рублей
От 8 до 10 тонн 50 рублей 50 рублей

В ходе рассмотрения дела №54 о нарушении антимонопольного законодательства ИП "..." (ответчик по делу) в Курганское УФАС России представил пояснения по делу (от 16.05.2013 г. вх.№2552), в которых отметил, что согласно статьи 37 Закона об автомобильных дорогах, длина альтернативной дороги, позволяющей миновать платный мост через р. Тобол в с. Утятское, не имеет ограничений, так как более пятидесяти процентов протяженности платной автомобильной дороги составляет мост. Помимо этого в 1,5 км в населенном пункте с. Темляково имеется бесплатный мост через р. Тобол. С жителей с. Нагорское и с. Утятское плата за проезд ИП "..." не взимается. При этом ответчиком в материалы дела представлены следующие документы:
- копия Свидетельства о внесении записи в ЕГРИП от 11.12.2012 г. ;
- копия Свидетельства о внесении в ЕГРИП записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 г. от 02.12.2004;
- копия Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации от 19.06.2001;
- фотоснимок моста в с. Темляково;
- распечатка с сайта https://maps.google.ru/ - снимок моста в с. Темляково.
Ответчиком по делу, согласно определению об отложении рассмотрения дела от 23.05.2013 г. в материалы дела также представлены: корешки квитанций ИП "..."  форма БО-II, фиксирующие взимание ответчиком по делу платы за услугу — проезд через мост, за 2010, 2011, 2012 гг.,  копия Договора № о АКС12-456 от 30.11.2012 г., предметом которого является оказание ИП "..." услуг проезда по мосту в с. Утятское ЗАО «Агрокомплекс «Кургансемена» за установленную в Договоре плату. Согласно Приложению 1 к данному Договору, установлены следующие расценки за один проезд через мост.
Вид транспорта Стоимость проезда
Автомобили легковые грузоподъемность до 1,5 тонн 20 рублей
Автомобили (газель, автобус, УАЗ, ГАЗ-53) грузоподъемность от 1,5 тонн до 5 тонн  40 рублей
Автомобили (ЗИЛ) грузоподъемность от 5 до 8 тонн 50 рублей
Автомобили КАМАЗ, тяжелые трактора грузоподъемность от 8 до 10 тонн 100 рублей

Собственник моста в с. Утятское Притобольного района Курганской области (заинтересованное лицо по делу) — ИП "...". представил в материалы дела доводы и пояснения по признакам нарушения ИП "..." части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (от 17.05.2013 г. вх.№2596), в которых поддержал доводы ИП "...", отметил, что согласно ст. 37 Закона об автомобильных дорогах, платный участок автомобильной дороги должен иметь альтернативный бесплатный проезд, протяженность бесплатного маршрута в общем случае не должна более чем в 3 раза превышать протяженность платного участка, однако, законом предусмотрено исключение: если платный участок на 50 и более процентов состоит из мостов или путепроводов, то длина альтернативного маршрута не ограничивается, а следовательно ИП "...". как арендатор моста имеет все основания взимать плату за проезд.
В приложении к данному письму ИП "..." представил следующие документы:
- копии дополнений к договору аренды моста от 01.01.2010 г., 01.01.2011 г., 01.01.2012 г., устанавливающие расценки за один проезд через мост;
- копии дополнений к договору аренды моста от 01.01.2010 г., 01.01.2011 г., 01.01.2012 г., устанавливающие размеры арендной платы по договору аренды моста;
- реквизиты, платежные реквизиты ИП "...";
- копия Свидетельства о внесении записи в ЕГРИП о крестьянском (фермерском) хозяйстве от 01.09.2005 г.  серия <...> ;
- копия Решения Арбитражного суда Курганской области от 29.072004 г. по делу №А34-3942/04-С11;
- копия Свидетельства о государственной регистрации права собственности на мост через реку Тобол в с. Утятское Притобольного района Курганской области;

- копия Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации от 15.09.1999 г. серия <...> ;

- экономическое обоснование установленных расценок за проезд через мост за 2010-2012 гг.
Определением об отложении рассмотрения дела №54 от 23.05.2013 г. Комиссия определила ИП "..." представить в материалы дела:
- заверенную копию Решения об использовании участка автомобильной дороги общего пользования (моста через р. Тобол в с. Утятское Притобольного района Курганской области) на платной основе;
- информацию о публикации Решения об использовании участка автомобильной дороги общего пользования (моста через р. Тобол в с. Утятское Притобольного района Курганской области) на платной основе (источник публикациит, дата) с приложением подтверждающих документов.
Письмом от 14.06.2013 г. вх.№3100 ИП "..." сообщил, что представить указанные документы не имеет возможности по причине их отсутствия. ИП "..." при этом отметил, что на праве собственности у него имеется мост через реку Тобол в с. Утятское, а принятие Решения об использовании сооружения (моста), а не автомобильной дороги или участка автомобильной дороги, на платной основе не требуется. В приложении к данному письму заинтересованным лицом представлена копия Приказа главы КФХ «Исток-С» - "..." от 01.07.2006 г. №12а «Об использовании сооружения — мост через реку Тобол, расположенного по адресу: Курганская область, Притобольный район, с. Утятское».
В материалы дела от Администрации Менщиковского сельсовета Кетовского района Курганской области и Администрации Нагорского сельсовета Притобольного района Курганской области (заинтересованные лица по делу) представлены письменные пояснения по вопросу незаконности действий ИП "..." по взиманию платы за проезд через мост в с. Утятское. Из пояснений следует, что объездной путь платного моста в с. Утятское, проходящий по Кетовскому и Притобольному районам через г. Курган, протяженностью 83 км. не может являться альтернативой проезда по мосту через р. Тобол в с. Утятское, в силу значительной протяженности данного объездного пути. Альтернативным проездом не может служить и мост, расположенный в районе с. Темляково Кетовского района, так как данный мост находится в аварийном состоянии, не приспособлен для проезда крупнотоннажного транспорта, отсутствуют подъездные пути к мосту в с. Темляково.
В рамках рассмотрения дела №54 о нарушении антимонопольного законодательства, Курганским УФАС России в Главное Управление автомобильных дорог Курганской области направлен запрос от 27.05.2013 о необходимости в установленный срок направить в антимонопольный орган имеющиеся сведения относительно моста через реку Тобол в с. Темляково Кетовского района Курганской области, в частности: собственник моста, техническое состояние моста, расположение моста с указанием прилегающих автомобильных дорог, является ли данный мост частью какой-либо автомобильной дороги.
В ответ на данный запрос Главное Управление автомобильных дорог Курганской области, письмом от 18.06.2013 г. №08/1869 сообщило, что через с. Темляково Кетовского района проходит автомобильная дорога общего пользования межмуниципального значения Курганской области — Подъезд к Новая Заболотная, которая относится к объектам государственной собственности Курганской области. Данная дорога не пересекает р. Тобол. Следовательно, вышеуказанный мост через р. Тобол не находится на этой дороге и не является государственной собственностью Курганской области. Какой-либо информацией относительно указанного моста Главное Управление автомобильных дорог Курганской области не располагает. 
В ходе рассмотрения дела №54 о нарушении антимонопольного законодательства в Курганское УФАС России поступили заявления "..." (от 28.06.2013 вх. №3448) и "..." (от 28.06.2013 вх.№3449) по вопросу законности взимания платы за проезд по мосту через р. Тобол в с. Утятское Притобольного района Курганской области, с указанием на отсутствие бесплатного альтернативного проезда через р. Тобол, при использовании которого удастся миновать платный участок автомобильной дороги. К заявлениям приложены копии квитанций об оплате проезда по указанному мосту.
В связи с тем, что  вопросы, обозначенные в заявлениях, являются предметом рассмотрения Комиссии по делу №54, Комиссией по делу принято решение о привлечении указанных лиц к участию в рассмотрении дела №54 о нарушении антимонопольного законодательства в качестве заявителей по делу. Комиссией по делу Определением об отложении рассмотрения дела от 04.07.2013 г. "..." и "..." предложено представить дополнительные имеющиеся документы относительно доводов, изложенных в заявлениях. При этом каких-либо дополнительных документов и информации заявителями в материалы дела в установленный срок не представлено.

Комиссия Курганского УФАС России рассмотрела представленные сторонами по делу доказательства, заслушала доводы, пояснения и возражения лиц, участвующих в деле, и пришла к следующим выводам.

С целью изучения конкурентной среды рынка услуг и установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке, Курганским УФАС России  в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 г. №220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее — Порядок проведения анализа рынка) проведен анализ рынка услуг по предоставлению права проезда по мосту через р. Тобол, местоположение которого: Курганская область, Притобольный район, с. Утятское. По результатам проведения анализа антимонопольным органом составлен аналитический отчет, в соответствии с которым установлены признаки доминирующего положения ИП "..." на рынке услуг по предоставлению права проезда по мосту через р. Тобол, местоположение которого: Курганская область, Притобольный район, с. Утятское.
Географическими границами данного товарного рынка является автомобильная дорога общего пользования – мост через р. Тобол, являющийся, в соответствии с положениями Закона об автомобильных дорогах, искусственным дорожным сооружением,  местоположение которого: Курганская область, Притобольный район, с. Утятское,  кадастровый номер <...> -45-05/004/2006-103.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
Доля ИП "..." на рынке услуг по предоставлению права проезда по мосту через р. Тобол в с. Утятское Притобольного района Курганской области, исходя из аналитического отчета, признана равной 100 %.
Таким образом, в силу части 1 статьи 5 Закона  о защите конкуренции, положение ИП "..." на указанном рынке услуг, является доминирующим.

Согласно пункта 3 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах, под искусственным дорожным сооружением понимается сооружение, предназначенное для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах, автомобильная дорога – это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона об автомобильных дорогах, к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
  Согласно части 4 статьи 5 Закона об автомобильных дорогах, к автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд
Согласно части 12 статьи 5 Закона об автомобильных дорогах, к частным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, не оборудованные устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц. Иные частные автомобильные дороги относятся к частным автомобильным дорогам необщего пользования.
Согласно части 2 статьи 1 Закона об автомобильных дорогах действие настоящего Федерального закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.
На основании указанных норм права Комиссия приходит к выводу, что мост через реку Тобол в с. Утятское Притобольного района Курганской области, право собственности на который принадлежит "...", является искусственным дорожным сооружением,  то есть технологической частью объекта транспортной инфраструктуры - автомобильной дороги, следовательно, на данный объект должны распространяться требования Закона об автомобильных дорогах.
Комиссией по рассмотрению дела установлено, что мост в с. Утятское Притобольного района Курганской области предназначен для движения транспортных средств неограниченного круга лиц, при этом арендатором моста — ИП "..." с этих лиц взимается плата за проезд по мосту. Указанный мост не имеет устройств, ограничивающих проезд транспортных средств неограниченного круга лиц, так как из материалов дела установлено, что шлагбаум, установленный на выезде с моста в с. Утятское Притобольного района предназначен для остановки транспортных средств неограниченного круга лиц с целью взимания с них платы за проезд, после чего указанные транспортные средства продолжают движение. Следовательно, указанный шлагбаум не может являться устройством, ограничивающим проезд транспортных средств неограниченного круга лиц, так как предназначен лишь для временной остановки транспортных средств. Кроме того, правомерность взимания платы за проезд транспортных средств по указанному мосту, которое осуществляется при использовании данного шлагбаума, является предметом рассмотрения Комиссией по делу №54.
Учитывая эти обстоятельства, Комиссия пришла к выводу, что использование моста через реку Тобол в с. Утятское Притобольного района Курганской области на платной основе должно осуществляться в соответствии с требованиями Закона об автомобильных дорогах, предъявляемыми к частным автомобильным дорогам общего пользования.
Довод собственника моста (заинтересованного лица по делу) — "..." относительно того, что данный мост не  является автомобильной дорогой или частью автомобильной дороги и на него не распространяются требования Закона об автомобильных дорогах, подлежит отклонению на основании изложенного выше и в силу отсутствия в материалах дела доказательств, подтверждающих позицию заинтересованного лица.
Главой 7 Закона об автомобильных дорогах регламентируется использование платных автомобильных дорог и автомобильных дорог, содержащих платные участки.
Согласно части 1 статьи 36 Закона об автомобильных дорогах, решения об использовании автомобильных дорог на платной основе могут быть приняты в отношении:
1) автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;
2) частных автомобильных дорог общего пользования.
В соответствии с частью 2 статьи 36 Закона об автомобильных дорогах, решение об использовании автомобильной дороги или участка автомобильной дороги на платной основе принимается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении автомобильной дороги общего пользования федерального значения или участка такой автомобильной дороги;
2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении автомобильной дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения либо участка такой автомобильной дороги;
3) органом местного самоуправления в отношении автомобильной дороги общего пользования местного значения или участка такой автомобильной дороги;
4) собственником частной автомобильной дороги общего пользования в отношении такой автомобильной дороги или участка такой автомобильной дороги.
Согласно части 3 указанной статьи, решение об использовании частной автомобильной дороги общего пользования или участка такой автомобильной дороги на платной основе может быть принято не ранее чем за шестьдесят дней до дня начала использования такой автомобильной дороги или участка такой автомобильной дороги на платной основе.
В соответствии с частью 4 указанной статьи, в решении об использовании автомобильной дороги или участка автомобильной дороги на платной основе должны быть указаны:
1) начальный и конечный пункты автомобильной дороги или участка автомобильной дороги;
2) перечень пересечений автомобильной дороги с другими автомобильными дорогами и примыканий к другим автомобильным дорогам;
3) технические характеристики автомобильной дороги или участка автомобильной дороги;
4) протяженность автомобильной дороги или участка автомобильной дороги;
5) маршрут, основные технические характеристики, протяженность автомобильной дороги или участка автомобильной дороги, по которым осуществляется альтернативный бесплатный проезд транспортных средств;
6) срок использования автомобильной дороги или участка автомобильной дороги на платной основе.
Согласно части 6 данной статьи, решение об использовании частной автомобильной дороги общего пользования или участка такой автомобильной дороги на платной основе в течение тридцати дней со дня принятия указанного решения должно быть опубликовано в порядке, предусмотренном для опубликования муниципальных правовых актов и иной официальной информации, а также размещено на официальном сайте муниципального образования. В случае отсутствия официального сайта муниципального образования решение об использовании частной автомобильной дороги общего пользования или участка такой автомобильной дороги на платной основе должно быть размещено на официальном сайте субъекта Российской Федерации в установленный срок.
Комиссией установлено, что решение об использовании моста через р. Тобол в с. Утятское Притобольного района Курганской области, удовлетворяющее требованиям статьи 36 Закона об автомобильных дорогах, в порядке, установленном статьей 36 Закона об автомобильных дорогах, собственником моста — "..." не принималось.
При этом Приказ главы КФХ "..." от 01.07.2006 г. №12а «Об использовании сооружения — мост через реку Тобол, расположенного по адресу: Курганская область, Притобольный район, с. Утятское», представленный в материалы дела, не может являться решением об использовании моста через реку Тобол в с. Утятское Притобольного района Курганской области, поскольку его содержание и порядок принятия не соответствуют требованиям, установленным статьей 36 Закона об автомобильных дорогах. Довод ИП "..."., изложенный в письме от 14.06.2013 г.  относительно того, что на праве собственности у него имеется мост через реку Тобол в с. Утятское, а принятие Решения об использовании сооружения (моста), а не автомобильной дороги или участка автомобильной дороги, на платной основе не требуется, подлежит отклонению в силу изложенного выше.
Согласно статьи 27 Конституции РФ,  каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В соответствии со статьей 28 Закона об автомобильных дорогах, пользователи автомобильными дорогами имеют право свободно и бесплатно осуществлять проезд транспортных средств, перевозки пассажиров, грузов по автомобильным дорогам общего пользования в пределах Российской Федерации, за исключением случаев использования платных автомобильных дорог, платных участков автомобильных дорог и случаев временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В статье 37 Закона об автомобильных дорогах императивно закреплено, что  решение об использовании автомобильной дороги или участка автомобильной дороги на платной основе может быть принято при условии обеспечения возможности альтернативного бесплатного проезда транспортных средств по автомобильной дороге общего пользования, либо при условии обеспечения возможности альтернативного бесплатного проезда до ввода в эксплуатацию строящейся или реконструируемой платной автомобильной дороги или используемого на платной основе участка автомобильной дороги.
По информации Главного управления автомобильных дорог Курганской области, протяженность объезда указанного платного участка автомобильной дороги длиной около 140 м, составляет 83 км, при этом объездной путь пролегает по Притобольному, Кетовскому районам через г. Курган.
При этом в Законе об автомобильных дорогах не дается определения понятия — альтернативный бесплатный проезд. Однако, из положений статьи 27 Конституции РФ и части 1 статьи 37 Закона об автомобильных дорогах, пункта 1 Указа Президента РФ от 27.06.1998 г. №728 «О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации» следует, что в целях обеспечения права на свободное передвижение на территории Российской Федерации, платная автомобильная дорога или платный участок автомобильной дороги должны иметь альтернативный бесплатный проезд в том же направлении по автомобильным дорогам общего пользования.
Исходя из аналогии закона, Комиссией учитывалось, что согласно пункта 3 Временных правил определения стоимости проезда по платным автомобильным дорогам и дорожным объектам и использования взимаемых за проезд средств, распространяющихся на платные федеральные автомобильные дороги общего пользования и расположенные на них мосты, путепроводы, тоннели, относящиеся к федеральной собственности, переданные в оперативное управление Российскому дорожному агентству, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.08.1999 г. №973, плата за проезд по платным автомобильным дорогам и дорожным объектам является платой за обеспечиваемые на таких дорогах и объектах повышенные безопасность и комфорт движения.
Следовательно, понятие альтернативный бесплатный проезд, используемое в статье 37 Закона об автомобильных дорогах, подразумевает наличие сопоставимого по протяженности бесплатного объезда платной автомобильной дороги, при этом бесплатный объезд должен быть в том же направлении, что и платная автомобильная дорога, а выбор в пользу использования платной автомобильной дороги должен быть обусловлен повышенной безопасностью и комфортом движения.
При анализе состояния конкуренции на рынке услуг по предоставлению права проезда по мосту через реку Тобол в с. Утятское Притобольного района Курганской области установлено, что данная услуга не имеет заменителей, так как отсутствует разумный альтернативный проезд через р. Тобол, при использовании которого удастся миновать платный участок автомобильной дороги — мост через р. Тобол в с. Утятское Курганской области.
В соответствии с пунктом 3.2 Порядка проведения анализа рынка, определение продуктовых границ товарного рынка основывается на мнении покупателей (как физических, так и юридических лиц) о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу. Мнение покупателей определяется в результате сплошного или выборочного опроса покупателей или анализа предмета договоров, на основании которых осуществляется реализация товара.
Учитывая протяженность и маршрут объездного пути, доводы Администрации Менщиковского сельсовета Кетовского района Курганской области, Нагорского сельсовета Притобольного района Курганской области, заявителей по делу — "...", "..." об отсутствии бесплатного альтернативного проезда через р. Тобол в с. Утятское Курганской области, установлено, что услуга по предоставлению права проезда по мосту через реку Тобол в с. Утятское Притобольного района Курганской области не имеет заменителей, а следовательно указанный объездной путь не может являться  альтернативным проездом по отношению к рассматриваемому платному мосту в понимании статьи 37 Закона об автомобильных дорогах, поскольку не рассматривается покупателями на рынке услуг по предоставлению права проезда по мосту через реку Тобол в с. Утятское как возможный вариант объезда, в связи с отсутствием разумности (логичности, целесообразности, рациональности) использовать данный объездной путь.
В ходе рассмотрения дела, ответчиком указано на наличие в 1,5 км от платного моста через реку Тобол в с. Утятское бесплатного моста через реку Тобол, расположенного в с. Темляково Кетовского района Курганской области.
Комиссией по делу установлено, что мост в с. Темляково также не может являться альтернативным бесплатным проездом по отношению к платному мосту в с. Утятское ввиду следующего.
1) Согласно сведений, представленных Администрацией Менщиковского сельсовета Кетовского района Курганской области и Администрацией Нагорского сельсовета Притобольного района Курганской области (заинтересованные лица по делу), мост, расположенный в районе с. Темляково Кетовского района Курганской области, не может служить альтернативным проездом по отношению к платному мосту через. реку Тобол в с. Утятское, так как находится в аварийном состоянии, не приспособлен для проезда крупнотоннажного транспорта, отсутствуют подъездные пути к мосту в с. Темляково.
2) В Главном Управлении автомобильных дорог Курганской области отсутствуют какие-либо сведения относительно моста через реку Тобол в с. Темляково Кетовского района Курганской области.
3) Представленные в материалы дела ИП "..." фотоснимки моста в с. Темляково свидетельствуют о ненадлежащем техническом состоянии моста (например: отсутствует обязательное ограждение моста в соответствии с ГОСТ Р 52748-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения и габариты приближения, Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения).
4) отсутствует какая-либо информация о собственнике данного моста (письмо Росреестра от 02.07.2012 №09-04/4182С).
В пояснениях по делу №54 о нарушении антимонопольного законодательства (от 16.05.2013 вх.№2552) ИП "..." сообщил, что по его мнению, Комиссии по делу необходимо обратить внимание на то, что с жителей с. Нагорское и с. Утятское плата за проезд по рассматриваемому платному мосту ответчиком по делу не взимается.
Согласно части 2 статьи 19 Конституции РФ, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Согласно статьи 27 Конституции РФ,  каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Таким образом, ИП "..." действиями по взиманию платы за проезд по мосту через реку Тобол в с. Утятское Притобольного района Курганской области, нарушил конституционный принцип равенства граждан, поставив лиц проживающих за пределами с. Утятское и с. Нагорское Курганской области в неравное положение по сравнению с жителями данных населенных пунктов.

В связи с вышеизложенным, по мнению Комиссии, у ИП "..." не было правовых оснований взимать плату за проезд по мосту через р. Тобол в с. Утятское Притобольного района Курганской области, при отсутствии: соответствующего Решения об использовании моста на платной основе, предусмотренного статьей 36 Закона об автомобильных дорогах, бесплатного альтернативного проезда, предусмотренного статьей 37 Закона об автомобильных дорогах, а также в нарушение конституционного принципа равенства граждан.
Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, установлен запрет на осуществление действий (бездействий) результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Нарушив положения Закона об автомобильных дорогах, Конституции РФ, ИП "..." злоупотребил своим доминирующим положением на товарном рынке услуг по предоставлению права проезда по мосту через р. Тобол в с. Утятское Притобольного района Курганской области, следствием чего явилось ущемление интересов неопределенного круга лиц. При этом ИП "..."  сознавал противоправный характер своих действий, предвидел их вредные последствия и сознательно их допускал либо относился к ним безразлично, в связи с чем, Комиссией установлено наличие вины ИП "..."
Согласно части 3 статьи 51 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», лицо, чьи действия (бездействие) в установленном данным Федеральным законом порядке признаны монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией и являются недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством, по предписанию антимонопольного органа обязано перечислить в федеральный бюджет доход, полученный от таких действий (бездействия).
Согласно статьи 41.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», срок давности привлечения к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства составляет три года со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства — со дня окончания нарушения или его обнаружения.
Комиссией установлено, что нарушение ИП "..." ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» носит длящийся характер.
В соответствии со статьей 41 НК РФ,  доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" настоящего Кодекса.
Согласно части 2 статьи 11 НК РФ, индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.
В соответствии с Письмом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 11.06.2003 г №СА-6-22/657 «О разъяснении отдельных вопросов применения глав 26.2 и 26.3 Налогового Кодекса РФ», к доходам от предпринимательской деятельности относятся все поступления как в денежной, так и в натуральной форме от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества, используемого в процессе осуществления предпринимательской деятельности, стоимость такого имущества, полученного на безвозмездной основе, а также иные доходы от предпринимательской деятельности, аналогичные доходам, предусмотренным статьей 250 Кодекса.
Из представленных ИП "..." документов следует, что его доходы от предпринимательской деятельности по оказанию услуг предоставления права проезда по мосту через р. Тобол в с. Утятское Притобольного района Курганской области составили по годам:
2010 год — 383510 руб.;
2011 год — 364580 руб.;
2012 год — 374290 руб.
Итого за три года: 1 122 380 рублей.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, части 3 статьи 51  Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», 


РЕШИЛА:

1. Признать положение ИП "..." доминирующим на рынке услуг по предоставлению права проезда по частной автомобильной дороге общего пользования - мосту через р. Тобол, расположенному в с. Утятское Притобольного района Курганской области, в географических границах данного искусственного дорожного сооружения (кадастровый номер <...> -45-05/004/2006-103) в 2010-2012 гг.;
2. Признать в действиях ИП "..." нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в неправомерном взимании платы за проезд транспортных средств по частной автомобильной дороге общего пользования - мосту через р. Тобол, расположенному в с. Утятское Притобольного района Курганской области (кадастровый номер <...> -45-05/004/2006-103);
3. Выдать ИП "..." предписание:
- о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, путем  прекращения взимания платы за проезд транспортных средств по частной автомобильной дороге общего пользования - мосту через р. Тобол, расположенному в с. Утятское Притобольного района Курганской области (кадастровый номер <...> -45-05/004/2006-103);
- о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.06 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
- не позднее пяти дней со дня исполнения Предписания направить в Курганское УФАС России соответствующие доказательства.


       

Связанные организации

Связанные организации не указаны