Решение б/н Постановление о наложении штрафа по делу об административном... от 8 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной
службы по Курганской области Коновалов М.А., рассмотрев на основании статьи 23.48 КоАП РФ и в порядке, установленном статьей 29.7 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении № 79 и другие материалы дела об административном правонарушении № 79, возбужденного в отношении ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» (место нахождения: 450001, г. Уфа, пр.Октября д. 1; ИНН 7453011758) в присутствии Чирока В.Н., действующего на основании доверенности от 24.11.08 г. № 504/08-Ю,

Установил:

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении № 79 возбуждено 8 июля 2009 года — с момента составления протокола об административном правонарушении № 79.
По ходатайству ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» рассмотрение дела № 79 об административном правонарушении было отложено на основании определения от 13 июля № 79-1, данным определением рассмотрение дела № 79 было назначено на 18 августа 2009 года.
Объективной стороной состава административного правонарушения является совершение ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» согласованных действий по установлению и поддержанию цен на розничных рынках бензина АИ-92 и дизельного топлива, запрет на совершение которых установлен пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального Закона от 26.07.2007г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Наличие нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального Закона от 26.07.2007г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» установлено решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 21 от 4 июня 2009 года.
Указанное нарушение антимонопольного законодательства установлено исходя из следующих обстоятельств.
1.ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» имеет возможность отслеживать цены, установленные конкурентами, в связи с тем, что информация о ценах на автомобильные бензины и дизельное топливо размещена на стелах АЗС и является общедоступной.
Следовательно, параллельность действий ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» с действиями других хозяйствующих субъектов по установлению и поддержанию цен на розничных рынках автомобильного бензина и дизельного топлива может возникнуть без какого-либо письменного соглашения и соответствующего «информационного обмена».
2.Согласованные действия ОАО «НК «Роснефть»-Курганнефтепродукт», ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт», ООО «КНК-Инвест», ООО «КНК-Ресурс», ООО «КНК-Комплекс», ООО «Торговая фирма КНК», ООО «КНК-Сервис» являются моделью группового поведения хозяйствующих субъектов, состоящей из повторяющихся (аналогичных) действий, которые не обусловлены внешними условиями функционирования соответствующего товарного рынка, и замещающей конкурентные отношения негласной скоординированностью действий.
Такая форма согласованных действий не имеет какого-либо оформления в виде соглашений или достижения каких-либо иных формальных договоренностей.
3.Действия ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» по установлению и поддержанию розничных цен на бензин марки АИ-92 и розничных цен на дизельное топливо не обусловлено обстоятельствами, в равной мере влияющими на все хозяйствующие субъекты на товарном рынке и не связаны с влиянием внутренних факторов, свидетельствующих о реализации самостоятельной ценовой политики.
4.Цена является одним из основных условий обращения товаров, так как цена является основным ориентиром для потребителя в выборе продавца, в данном случае - АЗС.
ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» путем совершения согласованных действий по установлению и поддержанию цен, получило возможность воздействовать на общие условия обращения товаров на рынках автомобильных бензинов и дизельного топлива, что в соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции является признаком ограничения конкуренции.
5.В соответствии со статьями 426, 428, 492, 493, 494 Гражданского кодекса РФ, размещение цены нефтепродукта на стеле является одновременно и рекламой и публичной офертой. Публичный договор розничной купли-продажи автомобильного бензина и дизельного топлива заключается именно на условиях цены, объявленной на стеле, а сама реализация в последующем может осуществляться с применением системы скидок для отдельных категорий потребителей.
ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» представлены объяснения по факту возбуждения дела № 79 об административном правонарушении по ст. 14.32 КоАП РФ.
В данном объяснении ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» просит прекратить дело об административном правонарушении в отношении ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» за отсутствием состава правонарушения. Свою просьбу ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» обосновал тем, что в действиях ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» отсутствует объективная сторона административного правонарушения, так как в действиях ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» по установлению цен на розничных рынках нефтепродуктов отсутствуют признаки согласованных действий ввиду следующего:
1) материалами дела № 21 о нарушении антимонопольного законодательства не доказано, что действия ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт», ОАО «НК «Роснефть»-Курганнефтепродукт», ООО «КНК-Инвест», ООО «КНК-Ресурс», ООО «КНК-Комплекс», ООО «Торговая фирма КНК», ООО «КНК-Сервис» по установлению цен на автомобильные бензины и дизельное топливо совершены на одном товарном рынке;
2) антимонопольным органом не доказано наличие такого обязательного признака, как соответствие интересам Общества его согласованных с другими хозяйствующими субъектами действий;
3) Общество не может быть привлечено к ответственности за вмененное правонарушение, если его действия являлись следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке
4) антимонопольным органом не доказано наступление последствий, предусмотренных статьей 4 Закона о защите конкуренции.
ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» обосновал свою просьбу прекратить дело № 79 об административном правонарушении также тем, что в действиях ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» отсутствует субъективная сторона вменяемого правонарушения исходя из того, что ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» самостоятельно определяет ценовую политику.
Таким образом, ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» считает, что не совершало умышленно или по неосторожности согласованных действий по установлению и поддержанию цен на локальных розничных рынках автомобильных бензинов и дизельного топлива на территории г.Кургана и Кетовского района.
Доводы ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» об отсутствии в его действиях объективной и субъективной стороны административного правонарушения несостоятельны по следующим основаниям.
1. ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт», ОАО «НК «Роснефть»-Курганнефтепродукт», ООО «КНК-Инвест», ООО «КНК-Ресурс», ООО «КНК-Комплекс», ООО «Торговая фирма-КНК», ООО «КНК-Сервис» действуют на одном товарном рынке. На стр. 62 дела № 21 тома 1 представлен перечень АЗС ОАО «НК «Роснефть»-Курганефтепродукт», на стр.67 — перечень АЗС ООО «КНК-Сервис», на стр. 91 — перечень АЗС ООО «Тороговая фирма-КНК», на стр.111 — перечень АЗС ООО «КНК-Ресурс», на стр.121 — перечень АЗС ООО «КНК-Комплекс», на стр. 102 — перечень АЗС ООО «КНК-Инвест», на стр.184- перечень АЗС ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт». Согласно указанным выше перечням АЗС ответчиков по делу № 21 действуют на территории города Кургана и Кетовского района, а именно:
1) ОАО «НК «Роснефть»-Курганефтепродукт» - АЗС №2, АЗС № 3, АЗС № 6, АЗС № 8, АЗС № 9, АЗС №10, АЗС №11, АЗС № 16;
2) ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» - АЗС № 201, АЗС № 202, АЗС № 203;
3) ООО «КНК-Инвест» - АЗС № 7;
4) ООО «КНК-Ресурс» - АЗС № 19;
5) ООО «КНК-Комплекс» - АЗС № 1;
6) ООО «Торговая фирма-КНК» - АЗС № 2
7) ООО «КНК-Сервис» - АЗС № 9.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок — сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Продуктовые границы розничных рынков автомобильных бензинов и дизельного топлива определены исходя из следующего.
Розничная торговля моторным топливом является самостоятельным видом деятельности (код вида деятельности по ОКВЭД 50.50.).
В состав моторного топлива входят бензины автомобильные (код по общероссийскому классификатору продукции (ОКП) 025110) и дизельное топливо (код по ОКП 025130).
По функциональному назначению заменителями бензина можно считать сжиженные углеводородные газы, но для работы на данном топливе необходимо переоборудование автомобиля на газомоторное топливо, что сопряжено с затратами экономического и технологического характера.
Особенностью условий приобретения бензинов автомобильных и дизельного топлива при их розничной реализации является то, что продажи осуществляются путем заправки автотранспортных средств моторным топливом в фиксированных местах продаж — на АЗС (автозаправочных станциях).
При определении географических границ розничных рынков реализации автомобильных бензинов и дизельного топлива учитывалось следующее:
1) в Курганской области присутствуют обособленные локальные рынки внутри региона, ограниченные административными границами муниципальных образований;
2) в городе Кургане и Кетовском районе по сравнению с другими муниципальными образованиями Курганской области сосредоточено наибольшее количество автомобилей, сосредоточено наибольшее количество административных структур, наиболее развита социально-культурная инфраструктура, концентрированно сосредоточены бизнес-структуры;
3) Кетовский район расположен вокруг областного центра радиусом 20-30 км. В указанном радиусе расположены дачные кооперативы, коттеджные поселки, места отдыха;
4) в соответствии с пунктом 27 Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке определение географических границ товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции основывается на экономической возможности покупателя приобрести товар на территории Российской Федерации или ее части и отсутствии этой возможности за её пределами. Если цена товара, поставляемого с каких-либо территорий, оказывается более, чем на 10 % выше средневзвешенной цены товара, доступного покупателю в пределах предварительно определенных географических границ рассматриваемого товарного рынка, то такие территории должны относится к другим товарным рынкам.
С точки зрения потребителей, живущих в городе, нет необходимости при передвижении в описанных границах от мест отдыха к месту работы, заправляться на АЗС за пределами города Кургана и Кетовского района, так как стоимость бензина при условии поездки для заправки на расстояние более 20 км. возрастает более, чем на 10%.
2. В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Цена является одним из общих условий обращения товаров на рынке. Устанавливая одну цену хозяйствующие субъекты отказываются от самостоятельных действий, а следовательно и от соперничества между собой. Отказ хозяйствующих субъектов от ценовой конкуренции освобождает данные хозяйствующие субъекты от затрат на проведение маркетинговой политики, что безусловно соответствует интересам каждого из участников согласованных действий.
3. Основным обстоятельством, в равной мере влияющим на всех хозяйствующих субъектов является закупочная цена на нефтепродукт при условии, если закупка осуществлялась у одного поставщика либо если нет значительной разницы в закупочных ценах. Это связано с тем, что доля закупочной цены в розничной цене на нефтепродукты составляет более 80%.
При рассмотрении дела № 21 о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» осуществляет закупки автомобильных бензинов и дизельного топлива у ООО «Лукойл-Пермнефтеоргсинтез» и у ОАО «Уфимский нефтеперерабатывающий завод». ОАО «Роснефть-Курганнефтепродукт» осуществляет закупку нефтепродуктов у ОАО «НК «Роснефть». Закупочные цены у ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» выше, чем у ОАО «Роснефть-Курганнефтепродукт» на автомобильный бензин марки АИ-92 - от 4% до 24%, на дизельное топливо — от 11% до 21% в различные временные периоды.
4. Как указывалось выше, ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» путем совершения согласованных действий по установлению и поддержанию цен, получило возможность воздействовать на общие условия обращения товаров на рынках автомобильных бензинов и дизельного топлива, что в соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции является признаком ограничения конкуренции.
Статьей 14.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за заключение хозяйствующим субъектом ограничивающего конкуренцию и недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или осуществление хозяйствующим субъектом ограничивающих конкуренцию и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий.
Совершение указанного административного правонарушения влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара, на рынке которого совершено данное правонарушение.
В соответствии с частью 3 статьи 3.5 КоАП РФ административный штраф исчисляется от суммы выручки правонарушителя от реализации товара , на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено правонарушение.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» не представило доказательств того, что были предприняты меры по предотвращению нарушения норм антимонопольного законодательства.
При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства № 21 ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» не представлены доказательства того, что его действия по установлению единых цен на бензин АИ-92 и дизельное топливо являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на товарном рынке.
При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства № 21 ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» не представлены в материалы дела документы, регламентирующие порядок формирования розничных цен на автомобильные бензины и дизельное топливо, не даны четкие формулировки принципов определения уровня указанных цен.
При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства № 21 не установлены обстоятельства, исключающие в соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ вину ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» в совершении данного административного правонарушения.
Место совершения административного правонарушения: г. Курган, Кетовский район.
Изложенное выше свидетельствует о наличии события административного правонарушения в действиях ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» по установлению и поддержанию розничных цен на автомобильный бензин АИ-92 и дизельное топливо
Руководствуясь статьями 2.1, 3.5, 14.32, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

Постановил:

1.Признать ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» (место нахождения: 450001, г. Уфа, пр.Октября д. 1; ИНН 7453011758) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 14.32 КоАП РФ.
2.Наложить на ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» административный штраф в размере 1%, что составляет 434 678 руб.

В соответствии с частью 5 ст. 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Реквизиты счета:
ИНН 4501099573 КПП 450101001 УФК по Курганской области (Курганское УФАС России) р/с 40101810000000010002 в ГРКЦ ГУ Банка России по Курганской области г.Курган БИК 043735001.
Назначение платежа:
161 1 16 02010 01 0000 140; 37401000000;
Оплата штрафа по постановлению № 39 за нарушение антимонопольного законодательства; ст. 14.32 КоАП РФ
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и части 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, либо в суд по месту рассмотрения дела в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1. КоАП рФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного правонарушения в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 32.2 КоАП РФ копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление.
Согласно части 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны