Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 045/01/10-284/2023 от 22 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена 20.09.2023 года

Решение в полном объеме изготовлено 22.09.2023 года                     г. Курган             

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее– Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии – <...> – заместитель руководителя управления- начальник отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее- Курганское УФАС России);

Члены Комиссии:

<...> – старший государственный инспектор отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Курганского УФАС России,

<...>– государственный инспектор отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Курганского УФАС России,

при участии:

от заявителя: <...>, паспорт,

от ответчика: <...>, доверенность №4/2023 от 22.03.2023, паспорт,

рассмотрев дело № 045/01/10-2084/2023, возбужденное по заявлению <...> (вх. № 1045-ЭП/23 от 17.03.2023), по признакам нарушения ООО «ЛНК «Промгазиспытание» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося во взимании платы за техническое соответствие правильности установки прибора учета газа в жилом помещении по адресу: <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Курганское УФАС России поступило заявление <...> (далее – Заявитель) о возможных признаках нарушения антимонопольного законодательства со стороны ООО «ЛНК «Промгазиспытание» по факту взимания платы за техническое соответствие правильности установки прибора учета газа (далее-ПУГ) в размере 586 рублей по адресу: <...>.

По результатам рассмотрения заявления <...>, приказом Курганского УФАС России № 91/23 от 09.06.2023 возбуждено дело № 045/01/10-284/2023 по признакам нарушения ООО «ЛНК «Промгазиспытание» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся во взимании платы за техническое соответствие правильности установки прибора учета газа в жилом помещении по адресу: <...>.

В целях полного и всестороннего рассмотрения дела № 045/01/10-284/2023 определениями об отложении рассмотрения дела от 31.07.2023, 15.08.2023, 06.09.2023 у сторон были запрошены необходимые документы и информация.

Документы и информация, полученные антимонопольным органом, приобщены к материалам дела.

На заседание комиссии Заявитель пояснил, что прибор учета газа был установлен 25.01.2019 специализированной организацией АО «Газпром газораспределение Курган» (договор по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования №Э-1067614/17 от 22.05.2018) и введен в эксплуатацию поставщиком газа ООО «Газэнергосеть Оренбург». Установка прибора учета производилась в соответствии со схемой монтажа прибора учета газа, приведенной в паспорте завода-изготовителя (в соответствии с пунктом 81(4) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее-Правила предоставления коммунальных услуг).

Ввод прибора учета газ произведен исполнителем коммунальной услуги ООО «Газэнергосеть Оренбург» от 08.02.2019, установлена пломба №09928 на прибор учета газа СГ-1 №001477.

23.11.2022 года представители ООО «ЛНК «Промгазиспытание» установили

дополнительно на приборе учета газа пломбу и составили акт опломбировки и ввода прибора учета газа в эксплуатацию, акт проверки установки прибора учета газа на предмет соответствия нормативам схемы установки.

           Ответчик на заседание комиссии пояснил, что ООО «ЛНК «Промгазиспытание» является коммерческой организацией. Проверка соответствия прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета, составление схемы, с указанием необходимых замеров и составления акта соответствия (не соответствия) монтажа прибора учета газа требованиям завода-изготовителя прибора осуществляется на возмездной основе, стоимость составляет 586 рублей. Основанием для взимания платы с граждан является оказанная услуга. Также уточняем, что специалистами ООО «ЛНК «Промгазиспытание» и рядом сторонних организаций после установки (замены) приборов учета газа составляется фактическая схема монтажа прибора учета, с указанием измеренных им расстояний, влияющих на корректность работы прибора учёта газа, и выдается акт о соответствии либо не соответствии монтажа прибора учета газа требованиям завода изготовителя прибора. При наличии вышеуказанных документов у абонентов, повторно данная услуга не оказывается и документы действительно весь срок эксплуатации прибора учета газа.

 Комиссия, выслушав стороны, участвующие в деле, исследовав представленные документы, установила следующее.

ООО «ЛНК Промгазиспытание» является юридическим лицом, осуществляющим деятельность на основании свидетельства о государственной регистрации юридического лица (ОГРН 1154501001368, ИНН 4502029360, г. Курган, ул. Омская, д.82б, строение 1, офис 205).

Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, основным видом деятельности ООО «ЛНК Промгазиспытание» является торговля оптовая твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами.

В соответствии с Распоряжением Правительства Курганской области № 283-р от 16.12.2020 ООО «ЛНК Промгазиспытание» и ООО «Газэнергосеть Оренбург» определены уполномоченными организациями на поставку сжиженных углеводородных газов для обеспечения бытовых нужд граждан, проживающих на территории Курганской области с 2021 года.

С 01.04.2021 ООО «Газэнергосеть Оренбург» прекратило свою деятельность как уполномоченная организация по поставке сжиженного углеводородного газа на территории Курганской области.

Отношения в сфере газоснабжения регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549; далее - Правила № 549) регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа (далее - договор), в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него, Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах и жилых домов,. утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011            №354 (далее-Правила предоставления коммунальных услуг), ввод в эксплуатацию индивидуального, общего(квартирного) или комнатного прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем, предоставляющим потребителю коммунальные услуги (далее- исполнитель коммунальной услуги) и иными нормативными актами.

Техническое обслуживание газового оборудования в жилом помещении по адресу,<...> осуществляет специализированная организация АО «Газпром газораспределение Курган» на основании договора от 22.05.2018 №3-1067614/17 «Об оказании услуг по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

25.01.2019    по заявке собственника помещения сотрудниками АО «Газпром газораспределения Курган» была произведена замена прибора учета газа, что подтверждается Актом на замену счетчика от 25.01.2019 Ввод прибора учета газ произведен исполнителем коммунальной услуги ООО «Газэнергосеть Оренбург» от 08.02.2019, установлена пломба №09928) на прибор учета газа СГ-1 №001477.

ООО «Газэнергосеть Оренбург» на момент установки и ввода прибора учета газа 08.02.2019 по адресу: <...> было уполномоченной организацией по поставке сжиженного углеводородного газа.

В силу пункта 81(9) Правил предоставления коммунальных услуг, ввод прибора учета в эксплуатацию осуществляется исполнителем коммунальной услуги без взимания платы.

Согласно пункту 81(4) Правил предоставления коммунальных услуг проверка соответствия прибора учета технической документации изготовителя прибора учета, в том числе комплектации и схеме монтажа, производится исполнителем коммунальной услуги в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию.

В соответствии с пунктом 81(6) Правил предоставления коммунальных услуг, по результатам проверки прибора учета (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) исполнитель коммунальной услуги оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию. Составление и подписание иных актов, в том числе акта соответствия правильности установки прибора учета газа не предусмотрены.

Правила предоставления коммунальных услуг регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг «исполнителем коммунальных услуг» является  юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги и на основании пункта 81(9) был осуществлен ввод прибора учета газа исполнителем коммунальной услуги ООО «Газэнергосеть Оренбург» по адресу: <...>.

В соответствии с Распоряжением Правительства Курганской области № 8-р от 28.01.2022 ООО «ЛНК Промгазиспытание» определено уполномоченной организацией на поставку сжиженных углеводородных газов для обеспечения бытовых нужд граждан, проживающих на территории Курганской области на 2022 год.

Следуя пп.  «б» п. 1.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 года № 220 (далее – Приказ ФАС № 220), в случае функционирования товарного рынка в условиях естественной монополии, продуктовые границы такого рынка определяются согласно сферам деятельности субъектов естественной монополии, указанных в пункте 1 стати 4 Закона о естественных монополиях.

В соответствии с пунктом 4.7 Приказа ФАС № 220 в сфере услуг субъектов естественной монополии географические границы товарного рынка определяются с учетом особенностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предоставления этих услуг на соответствующих товарных рынках, в том числе на основании одного или нескольких критериев:

- административно-территориального критерия (территория Российской Федерации, территория федерального округа Российской Федерации, территория экономических районов Российской Федерации, территория субъекта Российской Федерации, территория (района, города, пгт, иное) субъекта Российской Федерации);

- организационного критерия (территория деятельности хозяйствующего субъекта, территория деятельности филиала хозяйствующего субъекта);

- технологического критерия (наличие и расположение технологической инфраструктуры (сетей), включая доступ к инфраструктуре и ее использованию (подключение к сетям).

С учетом проведенного аналитического отчета о состоянии конкуренции от 04.09.2023, Курганское УФАС России пришло к выводу, что географические границы рынка, в которых действует Общество, необходимо определить исходя из территории деятельности хозяйствующего субъекта ООО «ЛНК Промгазиспытание». Таким образом, географическими границами в данном случае будут являться границы Курганской области.

Указанные обстоятельства в совокупности предоставляют ООО «ЛНК Промгазиспытание» возможность в одностороннем порядке оказывать влияние на общие условия обращения товаров на данном товарном рынке, в том числе, устанавливать условия приобретения потребителями оказываемых услуг, цена на которые не подлежит государственному регулированию. Следовательно, данный хозяйствующий субъект, занимает доминирующее положение на рынке услуг по вводу в эксплуатацию приборов учета газа в границах зоны деятельности газораспределительной организации, в географических границах Курганской области.

23.11.2022 в ходе поквартирных обходов представитель ООО «ЛНК Промгазиспытание» в жилом помещении по адресу, <...> установил новую пломбу № 04179824 на приборе учета газа СГ-1 №001477, составил акт проверки установки прибора учета газ на предмет соответствия нормативам схемы установки от 23.11.2022 и выдал квитанцию на оплату суммы в размере 586 руб. за техническое соответствие правильности установки ПУГ.

Из  письменных  пояснений  ООО «ЛНК Промгазиспытание» ( от  15.09.2023

исх. №672) следует, что ООО «ЛНК Промгазиспытание» является коммерческой организацией. Проверка соответствия прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета, составление схемы, с указанием необходимых замеров, и составление акта о соответствии (не соответствии) монтажа прибора учета газа требованиям завода- изготовителя прибора осуществляется на возмездной основе, стоимость составляет 586 рублей. Обоснованием для взимания с граждан платы является оказанная услуга.

В соответствии с пунктом 81(6) Правил предоставления коммунальных услуг, по результатам проверки прибора учета (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) исполнитель коммунальной услуги оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию. Составление и подписание иных актов, в том

числе акта соответствия правильности установки прибора учета газа не предусмотрены.

           В период с 01.04.2021 ООО «ЛНК Промгазиспытание» осуществляло поставку сжиженного углеводородного газа для обеспечения бытовых нужд граждан по адресу,<...> Общество принимало показания прибора учета газа СГ-1 №001477 установленного и введенного в эксплуатацию ООО «Газэнергосеть Оренбург» от 08.02.2019 и засчитывало оплату за потребленный газ.

          Таким образом, действия ООО «ЛНК Промгазиспытание» по взиманию платы за опломбировку и ввод учета прибора газа по адресу: <...> установленного сторонней организацией, в виде платы за техническое соответствие правильности установки прибора учета газа в жилом помещении ущемляет интересы Заявителя, так как фактически требует от них дополнительных финансовых средств за услугу, которая должна предоставляется бесплатно в соответствии с  Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011№354.

           Согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

           В соответствии с  пунктом 13 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» исходя из толкования пунктов 3 - 5, 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции злоупотреблением могут быть признаны действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, не связанные непосредственно с порядком ценообразования, в частности: навязывание при заключении договора невыгодных условий или условий, не относящихся к предмету договора; необоснованное сокращение (прекращение) производства товара; отказ либо уклонение такого субъекта от заключения договора; создание им дискриминационных условий.

Нарушением антимонопольного законодательства являются не любые действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, а только те, которые направлены на сохранение или укрепление своего положения на соответствующем товарном рынке с использованием запрещенных методов, наносящих ущерб конкурентам и (или) иным лицам.

Сам по себе факт доминирования на рынке не свидетельствует о нарушении антимонопольного законодательства. Сфера применения Закона о защите конкуренции ограничена определенным кругом общественных отношений. Квалификация действий лица как нарушающих запрет, предусмотренный Законом о защите конкуренции, в частности отдельными положениями части 1 статьи 10 данного Закона, предполагает доказанность того, что такое поведение обусловлено именно злоупотреблением хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, результатом которого являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности) либо неограниченного круга потребителей.

Таким образом, важно доказать, что деяние лица содержит в себе антиконкурентный компонент, подпадающий под объект регулирования Закона о защите конкуренции и требующий принятия мер именно антимонопольного контроля.

Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (часть 1 статьи 3).

Под монополистической деятельностью понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (пункт 10 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

В целях исполнения возложенных на него функций, в том числе по обеспечению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, предупреждением монополистической деятельности, антимонопольный орган наделен полномочиями, к числу которых согласно статье 23 Закона о защите конкуренции отнесены полномочия по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, проведению проверок соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также государственными внебюджетными фондами и физическими лицами, получению от них необходимых документов и информации, объяснений в письменной или устной форме. Вместе с тем, реализация предоставленных антимонопольному органу полномочий ограничена необходимостью соблюдения установленных Законом о защите конкуренции требований, служащих гарантией прав и законных интересов проверяемого лица.

В соответствии с  письмом ФАС России «О направлении разъяснений» от 28.12.2015 №СП/75571/15 часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в редакции 275-ФЗ устанавливает запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Дополнительно следует обращать внимание, что до вступления в силу рассматриваемой редакции части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции антимонопольным органам надлежит рассматривать поступающие заявления о нарушении антимонопольного законодательства от граждан и принимать по ним соответствующие решения.

После 05.01.2016 дела о нарушении антимонопольного законодательства, основанием для возбуждения которых послужило обращение гражданина, не осуществляющего предпринимательской деятельности, интересы которого ущемлены рассматриваемыми действиями (бездействием) доминирующего хозяйствующего субъекта, результатом которых не является и не может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции, которые не связаны с ущемлением интересов неопределенного круга потребителей, подлежат прекращению по основанию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции в редакции 275-ФЗ.

При рассмотрении дела № 045/01/10-284/2023 нарушений прав неопределенного круга потребителей либо ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности не установлено.

В действиях ООО «ЛНК Промгазиспытание» установлены нарушения Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354.

В связи с чем, исходя из конкретных обстоятельств, установленных по делу № 045/01/10-284/2023, Комиссия приходит к выводу, что достаточных оснований полагать, что в действиях ООО «ЛНК Промгазиспытание» по факту взимания платы за техническое соответствие правильности установки прибора учета газа (далее-ПУГ) по адресу: <...>.в размере 586 рублей имеет место неправомерное действие, характеризующее как злоупотребление доминирующим положением, противоречащее пункту 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, у Комиссии не имеется.

Из анализа предоставленных документов к заявлению <...> поставлены вопросы, имеющие гражданско-правовой характер, не входящий в полномочия антимонопольного органа, следовательно разрешение которого относится к компетенции суда. В соответствии со статьей 11 Гражданского Кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд (далее - суд) в соответствии с их компетенцией.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

 

  РЕШИЛА:

 

            Рассмотрение дела № 045/01/10-284/2023, возбужденного в отношении ООО «ЛНК Промгазиспытание» по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции прекратить.

 

  Решение может быть обжаловано в арбитражный суд Курганской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны