Решение №Решение №7/АМЗ Решение №7/АМЗ об отказе в возбуждении дела о нарушении анти... от 17 февраля 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ № 7/АМЗ
ОБ ОТКАЗЕ В ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА О НАРУШЕНИИ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
17 февраля 2021 года г. Курган
30 ноября 2020 года в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее по тексту - Курганское УФАС России) поступило обращение «…», проживающего в многоквартирном доме «…» (вх.№ 5172 от 30.11.2020 г), с жалобой на действия ОАО «Современные коммунальные системы», выразившиеся в отказе в допуске коммерческого узла учета тепловой энергии многоквартирного дома «…».
По результатам рассмотрения заявления Курганским УФАС России установлено следующее.
Часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (в редакции Федерального закона от 05.10.2015 N 275-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации") устанавливает запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта.
Порядок организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, правовые основы отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем предусмотрены действующим законодательством о теплоснабжении.
Между тем, отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов регламентированы Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в помещениях многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее-Правила № 354).
Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: «…» (далее-МКД), оборудован общедомовым прибором учета (далее-ОДПУ) тепловой энергии, введённым в эксплуатацию в мае 2007 года.
ОАО «Современные коммунальные системы» (далее-Общество) имеет прямые договоры на поставку тепловой энергии с потребителями, заключенные путем совершения конклюдентных действий.
Согласно п. 73 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ №1034 от 18.11.2013 г. (далее-Правила), перед каждым отопительным периодом и после очередной поверке или ремонта прибора учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей в порядке, установленном пунктами 69-72 Правил.
При проведении проверки узла учета МКД сотрудниками Общества был составлен акт б/н от 20.10.2020 г. выявленных недостатков:
- Приборы узла учета тепловой энергии расположены не на границе балансовой принадлежности (нарушен пункт 5 Правил), так как договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя (далее - договор) не определена иная точка учета.
- Длина прямого участка до расходомера на подающем трубопроводе не соответствует инструкции по монтажу преобразователя расхода электромагнитные ПРЭМ. В соответствии с пунктом 2.3 инструкции по монтажу преобразователя, необходимо обеспечить прямолинейные участки трубопровода до и после ПРЭМ. Прямолинейный участок не должен содержать сужений, расширений, задвижек, клапанов и исчисляется по формуле- 10Ду. Длина прямого участка равна 10х32 и должна составлять 320 мм, а фактически 285 мм, что является нарушением.
- Отсутствует защитный токопровод, соединяющий два участка трубопровода до и после расходомера и обратном трубопроводах, нарушен пункт 4.1 инструкции по монтажу преобразователя.
- Отсутствуют воздушные клапаны (воздухоотводчики) для выпуска воздуха в атмосферу, которые должны располагаться выше верхней точки проточной части до расходомера, нарушен пункт 2.1 инструкции по монтажу преобразователя.
- Термопреобразователь на подающем трубопроводе расположен до расходомера, нарушен пункт 21 Правил. В соответствии с пунктом 21 Правил датчики температуры устанавливаются после датчика расхода по ходу потока теплоносителя.
- Отсутствует теплоизоляция термопреобразователя (нарушение требований Пособия по применению комплектов термометров платиновых технических разностных КТПТР производства ЗАО «Термико»).
Согласно подпункту (б) пункта 64 Правил, для ввода узла учета в эксплуатацию владелец узла учета представляет комиссии проект узла учета, согласованный с теплоснабжающей организацией, паспорт узла учета, который включает в себя свидетельства о поверке приборов и датчиков, подлежащих поверке, с действующими клеймами поверителя.
Пунктом 33 Правил установлено, что узел учета оборудуется теплосчетчиками и приборами учета, типы которых внесены в федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.
В силу пункта 14 Правил используемые приборы учета должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, действующим на момент ввода приборов учета в эксплуатацию.
В Правилах дано определение понятию теплосчетчик - прибор, предназначенный для измерения отдаваемой теплоносителем или расходуемой вместе с ним тепловой энергии, представляющий собой единую конструкцию либо состоящий из составных элементов - преобразователей расхода, расходомеров, водосчетчиков, датчиков температуры (давления) и вычислителя. Конкретный состав теплосчетчика приводится в паспорте теплосчетчика.
В силу части 1 статьи 9 Федерального закона от 28.06.2008 г. №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»(далее-Закон №102-ФЗ), в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдения установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условия их эксплуатации.
В части 1 статьи 12 Закона №102-ФЗ предусмотрено, что тип стандартных образцов или тип средств измерений, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, подлежит обязательному утверждению. При утверждении типа средств измерений устанавливаются показатели точности, интервал между поверками средств измерений, а также методика поверки данного типа средств измерений.
Согласно части 1 статьи 13 Закона №102-ФЗ средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежит первичной поверке, а в процессе эксплуатации-периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.
В соответствии с частью 4 статьи 13 Закона №102-ФЗ результаты поверки средств измерений подтверждаются сведениями о результатах поверки средств измерений, включенными в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений. По заявлению владельца средства измерений или лица, представившего его на поверку, на средство измерений наносится знак поверки, и (или) выдается свидетельство о поверке средства измерений, и (или) в паспорт (формуляр) средства измерений вносится запись о проведенной поверке, заверяемая подписью поверителя и знаком поверки, с указанием даты поверки, или выдается извещение о непригодности к применению средства измерений.
Пунктом 1 Порядка проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке, утвержденного Приказом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации от 2 июля 2015 г. №1815 (далее-Порядок проведения поверки), установлено, что средства измерений (далее - СИ), предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие СИ в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти СИ на поверку. Поверка СИ выполняется в целях подтверждения их соответствия установленным метрологическим требованиям.
Согласно пункту 18 Порядка проведения поверки периодическую поверку должен проходить каждый экземпляр средств измерений. Соответствующая запись должна быть сделана в эксплуатационных документах.
Результаты периодической поверки действительны в течении межповерочного интервала (пункт 13 Порядка проведения поверки).
В соответствии с пунктом 4 Порядка проведения поверки, результаты поверки СИ удостоверяются знаком поверки и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) СИ, заверяемой подписью работника аккредитованного юридического лица или индивидуального предпринимателя, проводившего поверку СИ (далее - поверитель) и знаком поверки. Конструкция СИ должна обеспечивать возможность нанесения знака поверки в месте, доступном для просмотра. Если особенности конструкции или условия эксплуатации СИ не позволяют нанести знак поверки непосредственно на СИ, он наносится на свидетельство о поверке и (или) в паспорт (формуляр).
При поверке СИ, включающих в свой состав более одного автономного измерительного блока и допускающих замену в процессе эксплуатации одного блока другим, оформляется свидетельство о поверке СИ.
При отсутствии на СИ заводского, серийного, инвентарного или номенклатурного номера свидетельство о поверке не выдается, знак поверки наносится непосредственно на СИ в виде оттиска клейма или знака поверки в виде наклейки с нанесенной датой поверки. Требования к оформлению результатов поверки СИ указываются в соответствующем разделе методики поверки "Оформление результатов поверки». теплосчетчика в целом вне зависимости от поверки его составных частей.
На основании вышеизложенного и согласно требованиям Закона №102-ФЗ, для принятия решения о возможности допуска узла учета тепловой энергии многоквартирного дома «…» в коммерческую эксплуатацию необходимо предоставить ОАО «Современные коммунальные системы» паспорт на теплосчетчик, как на единую конструкцию.
Из пункта 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для надлежащего содержания общего имущества в МКД (утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г №290), следует, что общие работы, выполняемые для надлежащего содержания систем отопления в МКД, обеспечиваются проверкой исправности, работоспособности, регулировкой и техническим обслуживанием коллективных (общедомовых) приборов учета.
На основании вышеизложенного, собственники многоквартирного дома «…» должны обеспечить надлежащую эксплуатацию узла учета тепловой энергии, который установлен в МКД, путем организации проведения его поверки и ввода в эксплуатацию.
20.11.2020 г. от «…» в адрес Общества поступил запрос на выдачу новых технических условий на установку коммерческого узла учета.
26.11.2020 г. Общество подготовило технические условия для установки коммерческого узла учета МКД «…» и направило «…» для дальнейшей работы.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится абонентом за фактически принятое количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Исходя из положений пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ, размер платы за коммунальные услуги, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов на соответствующие коммунальные ресурсы, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При осуществлении деятельности по теплоснабжению Общество руководствуется Правилами №354, которыми регламентирован порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Согласно Правилам №354, плата за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, начиная с даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленного требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд, по истечении указанного срока-исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению (пункты 59(1),60(1) Правил №354).
Поскольку в расчетных периодах с октября по декабрь 2020 года в отношении МКД отсутствовала организация коммерческого учета тепловой энергии (в соответствии с Правилами №1034), в связи с несоответствием узла учета тепловой энергии указанным правилам, начисление размера платы за коммунальную услугу по отоплению производилось в соответствии с пунктами 59(1),60(1) Правил №354, исходя из норматива потребления тепловой энергии, а также тарифа на тепловую энергию, установленного Департаментом государственного регулирования цен и тарифов по Курганской области (Постановление №45-62 от 20.12.2019 г.).
Часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» устанавливает запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
При изложенных обстоятельствах в действиях ОАО «Современные коммунальные системы» не усматривается нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», так как в соответствии с требованиями действующего законодательства дальнейшее использование узла учета тепловой энергии МКД «…» в качестве коммерческого невозможно, ввиду несоответствия данного узла учета требованиям Правил. Начисление размера платы за коммунальную услугу по отоплению ОАО «Современные коммунальные системы» производит в соответствии с действующим законодательством.
Поскольку в действиях ОАО «Современные коммунальные системы» отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии с пунктом 2 части 8 и пунктом 2 части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области принято решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием признаков его нарушения.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения.