Решение №Решение №7/АМЗ Решение №7/АМЗ об отказе в возбуждении дела о нарушении анти... от 17 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 7/АМЗ

ОБ ОТКАЗЕ В ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

17 февраля 2021 года г. Курган

30 ноября 2020 года в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее по тексту - Курганское УФАС России) поступило обращение «…», проживающего в многоквартирном доме «…» (вх.№ 5172 от 30.11.2020 г), с жалобой на действия ОАО «Современные коммунальные системы», выразившиеся в отказе в допуске коммерческого узла учета тепловой энергии многоквартирного дома «…».

По результатам рассмотрения заявления Курганским УФАС России установлено следующее.

Часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (в редакции Федерального закона от 05.10.2015 N 275-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации") устанавливает запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта.

Порядок организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, правовые основы отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем предусмотрены действующим законодательством о теплоснабжении.

Между тем, отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов регламентированы Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в помещениях многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее-Правила № 354).

Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: «…» (далее-МКД), оборудован общедомовым прибором учета (далее-ОДПУ) тепловой энергии, введённым в эксплуатацию в мае 2007 года.

ОАО «Современные коммунальные системы» (далее-Общество) имеет прямые договоры на поставку тепловой энергии с потребителями, заключенные путем совершения конклюдентных действий.

Согласно п. 73 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ №1034 от 18.11.2013 г. (далее-Правила), перед каждым отопительным периодом и после очередной поверке или ремонта прибора учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей в порядке, установленном пунктами 69-72 Правил.

При проведении проверки узла учета МКД сотрудниками Общества был составлен акт б/н от 20.10.2020 г. выявленных недостатков:

  1. Приборы узла учета тепловой энергии расположены не на границе балансовой принадлежности (нарушен пункт 5 Правил), так как договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя (далее - договор) не определена иная точка учета.
  2. Длина прямого участка до расходомера на подающем трубопроводе не соответствует инструкции по монтажу преобразователя расхода электромагнитные ПРЭМ. В соответствии с пунктом 2.3 инструкции по монтажу преобразователя, необходимо обеспечить прямолинейные участки трубопровода до и после ПРЭМ. Прямолинейный участок не должен содержать сужений, расширений, задвижек, клапанов и исчисляется по формуле- 10Ду. Длина прямого участка равна 10х32 и должна составлять 320 мм, а фактически 285 мм, что является нарушением.
  3. Отсутствует защитный токопровод, соединяющий два участка трубопровода до и после расходомера и обратном трубопроводах, нарушен пункт 4.1 инструкции по монтажу преобразователя.
  4. Отсутствуют воздушные клапаны (воздухоотводчики) для выпуска воздуха в атмосферу, которые должны располагаться выше верхней точки проточной части до расходомера, нарушен пункт 2.1 инструкции по монтажу преобразователя.
  5. Термопреобразователь на подающем трубопроводе расположен до расходомера, нарушен пункт 21 Правил. В соответствии с пунктом 21 Правил датчики температуры устанавливаются после датчика расхода по ходу потока теплоносителя.
  6. Отсутствует теплоизоляция термопреобразователя (нарушение требований Пособия по применению комплектов термометров платиновых технических разностных КТПТР производства ЗАО «Термико»).

Согласно подпункту (б) пункта 64 Правил, для ввода узла учета в эксплуатацию владелец узла учета представляет комиссии проект узла учета, согласованный с теплоснабжающей организацией, паспорт узла учета, который включает в себя свидетельства о поверке приборов и датчиков, подлежащих поверке, с действующими клеймами поверителя.

Пунктом 33 Правил установлено, что узел учета оборудуется теплосчетчиками и приборами учета, типы которых внесены в федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.

В силу пункта 14 Правил используемые приборы учета должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, действующим на момент ввода приборов учета в эксплуатацию.

В Правилах дано определение понятию теплосчетчик - прибор, предназначенный для измерения отдаваемой теплоносителем или расходуемой вместе с ним тепловой энергии, представляющий собой единую конструкцию либо состоящий из составных элементов - преобразователей расхода, расходомеров, водосчетчиков, датчиков температуры (давления) и вычислителя. Конкретный состав теплосчетчика приводится в паспорте теплосчетчика.

В силу части 1 статьи 9 Федерального закона от 28.06.2008 г. №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»(далее-Закон №102-ФЗ), в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдения установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условия их эксплуатации.

В части 1 статьи 12 Закона №102-ФЗ предусмотрено, что тип стандартных образцов или тип средств измерений, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, подлежит обязательному утверждению. При утверждении типа средств измерений устанавливаются показатели точности, интервал между поверками средств измерений, а также методика поверки данного типа средств измерений.

Согласно части 1 статьи 13 Закона №102-ФЗ средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежит первичной поверке, а в процессе эксплуатации-периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.

В соответствии с частью 4 статьи 13 Закона №102-ФЗ результаты поверки средств измерений подтверждаются сведениями о результатах поверки средств измерений, включенными в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений. По заявлению владельца средства измерений или лица, представившего его на поверку, на средство измерений наносится знак поверки, и (или) выдается свидетельство о поверке средства измерений, и (или) в паспорт (формуляр) средства измерений вносится запись о проведенной поверке, заверяемая подписью поверителя и знаком поверки, с указанием даты поверки, или выдается извещение о непригодности к применению средства измерений.

Пунктом 1 Порядка проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке, утвержденного Приказом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации от 2 июля 2015 г. №1815 (далее-Порядок проведения поверки), установлено, что средства измерений (далее - СИ), предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие СИ в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти СИ на поверку. Поверка СИ выполняется в целях подтверждения их соответствия установленным метрологическим требованиям.

Согласно пункту 18 Порядка проведения поверки периодическую поверку должен проходить каждый экземпляр средств измерений. Соответствующая запись должна быть сделана в эксплуатационных документах.

Результаты периодической поверки действительны в течении межповерочного интервала (пункт 13 Порядка проведения поверки).

В соответствии с пунктом 4 Порядка проведения поверки, результаты поверки СИ удостоверяются знаком поверки и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) СИ, заверяемой подписью работника аккредитованного юридического лица или индивидуального предпринимателя, проводившего поверку СИ (далее - поверитель) и знаком поверки. Конструкция СИ должна обеспечивать возможность нанесения знака поверки в месте, доступном для просмотра. Если особенности конструкции или условия эксплуатации СИ не позволяют нанести знак поверки непосредственно на СИ, он наносится на свидетельство о поверке и (или) в паспорт (формуляр).

При поверке СИ, включающих в свой состав более одного автономного измерительного блока и допускающих замену в процессе эксплуатации одного блока другим, оформляется свидетельство о поверке СИ.

При отсутствии на СИ заводского, серийного, инвентарного или номенклатурного номера свидетельство о поверке не выдается, знак поверки наносится непосредственно на СИ в виде оттиска клейма или знака поверки в виде наклейки с нанесенной датой поверки. Требования к оформлению результатов поверки СИ указываются в соответствующем разделе методики поверки "Оформление результатов поверки». теплосчетчика в целом вне зависимости от поверки его составных частей.

На основании вышеизложенного и согласно требованиям Закона №102-ФЗ, для принятия решения о возможности допуска узла учета тепловой энергии многоквартирного дома «…» в коммерческую эксплуатацию необходимо предоставить ОАО «Современные коммунальные системы» паспорт на теплосчетчик, как на единую конструкцию.

Из пункта 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для надлежащего содержания общего имущества в МКД (утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г №290), следует, что общие работы, выполняемые для надлежащего содержания систем отопления в МКД, обеспечиваются проверкой исправности, работоспособности, регулировкой и техническим обслуживанием коллективных (общедомовых) приборов учета.

На основании вышеизложенного, собственники многоквартирного дома «…» должны обеспечить надлежащую эксплуатацию узла учета тепловой энергии, который установлен в МКД, путем организации проведения его поверки и ввода в эксплуатацию.

20.11.2020 г. от «…» в адрес Общества поступил запрос на выдачу новых технических условий на установку коммерческого узла учета.

26.11.2020 г. Общество подготовило технические условия для установки коммерческого узла учета МКД «…» и направило «…» для дальнейшей работы.

Согласно статье 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится абонентом за фактически принятое количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Исходя из положений пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ, размер платы за коммунальные услуги, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов на соответствующие коммунальные ресурсы, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

При осуществлении деятельности по теплоснабжению Общество руководствуется Правилами №354, которыми регламентирован порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

Согласно Правилам №354, плата за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, начиная с даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленного требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд, по истечении указанного срока-исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению (пункты 59(1),60(1) Правил №354).

Поскольку в расчетных периодах с октября по декабрь 2020 года в отношении МКД отсутствовала организация коммерческого учета тепловой энергии (в соответствии с Правилами №1034), в связи с несоответствием узла учета тепловой энергии указанным правилам, начисление размера платы за коммунальную услугу по отоплению производилось в соответствии с пунктами 59(1),60(1) Правил №354, исходя из норматива потребления тепловой энергии, а также тарифа на тепловую энергию, установленного Департаментом государственного регулирования цен и тарифов по Курганской области (Постановление №45-62 от 20.12.2019 г.).

Часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» устанавливает запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

При изложенных обстоятельствах в действиях ОАО «Современные коммунальные системы» не усматривается нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», так как в соответствии с требованиями действующего законодательства дальнейшее использование узла учета тепловой энергии МКД «…» в качестве коммерческого невозможно, ввиду несоответствия данного узла учета требованиям Правил. Начисление размера платы за коммунальную услугу по отоплению ОАО «Современные коммунальные системы» производит в соответствии с действующим законодательством.

Поскольку в действиях ОАО «Современные коммунальные системы» отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии с пунктом 2 части 8 и пунктом 2 части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области принято решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием признаков его нарушения.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны