Решение б/н Решение по делу № 67 от 9 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                                                  ь            

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

640000, г. Курган,  ул. М. Горького, 40                                                                                                             тел. 46-39-55

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 67

о нарушении антимонопольного законодательства

                        г. Курган

Резолютивная часть решения оглашена: 18.01.2016 г.

В полном объеме решение изготовлено: 27.01.2016 г.

                           

          Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - комиссия) в составе:

         Председатель Комиссии – Киселева Т.С. – и.о. заместителя руководителя Курганского УФАС России,

         Члены Комиссии:

         Фоминых М.М. – государственный инспектор Курганского УФАС России;

         Климович К.В. - государственный инспектор Курганского УФАС России,

рассмотрев дело № 67 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО «Аквасервис» (641110, Курганская область, г. Шумиха, ул. Белоносова, 30) пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

Основанием для возбуждения дела № 67 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – дело № 67) в силу пункта 4 части 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) явилось сообщение средства массовой информации, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства.

23 и 24 апреля 2015 года на интернет-сайте www.znak.com в интернет-газете «Znak» опубликованы статьи, в которых сообщалось, что 22 апреля 2015 г. ресурсоснабжающей организацией г. Шумихи ООО «Аквасервис» прекращено водоснабжение шести дошкольных учреждений.

Данная информация обнаружена Курганским УФАС России, после чего, в целях контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, Курганским УФАС России направлен запрос ООО «Аквасервис» для получения информации по вопросу прекращения оказания услуг водоснабжения и водоотведения в отношении абонентов г. Шумихи, в том числе в отношении общеобразовательных и дошкольных организаций.

Общество сообщило, что 22 апреля 2015 г. введено ограничение (прекращение) водоснабжения в отношении объектов абонента - отдела образования Администрации Шумихинского района, которыми являются КОУ «СОШ № 1», КОУ «СОШ № 3», КОУ «СОШ № 4», КОУ «СОШ № 9», КУДОД «Детский сад № 1», КУДОД «Детский сад № 3», КУДОД «Детский сад № 9», КУДОД «Детский сад № 11», КУДОД «Детский сад № 12». 23 апреля 2015 г. водоснабжение и водоотведение возобновлено.

В обоснование прекращения водоснабжения ООО «Аквасервис» представило приказ № 10-О от 21.04.2015 г., согласно которого, отключение вышеперечисленных объектов произведено в связи с опрессовкой подводящих наружных сетей водоснабжения для обеспечения безаварийных ситуаций и подготовки трубопроводов водоснабжения к летнему периоду.

ООО «Аквасервис» представлена копия муниципального контракта  № 024 от 24.02.2015 г. на отпуск воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ, заключенного с  отделом образования Администрации Шумихинского района.

Для рассмотрения обстоятельств, связанных с прекращением водоснабжения, Курганским УФАС России направлен дополнительный запрос в ООО «Аквасервис», в котором Обществу необходимо представить нормативно-правовое обоснование введения ограничения (прекращения) холодного водоснабжения в отношении объектов абонента по муниципальному контракту № 024 от 24.02.2015 г., а также документы, подтверждающие проведение действий, предусмотренных приказом Общества 10-О от 21.04.2015 г.

Во исполнение запроса, Общество представило письмо, в котором пояснило, что временное ограничение по услуге водоснабжения в отношении рассматриваемых объектом было осуществлено в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ссылалось на пункт 2 части 1, пункт 1 части 3 статьи 21 указанного нормативного акта. Иных документов в антимонопольный орган ООО «Аквасервис» не представило.

Приказом Курганского УФАС России № 185 от 08.09.2015 г. возбуждено дело № 67 в отношении ООО «Аквасервис» по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Курганским УФАС России 24.12.2014 г. генеральному директору ООО «Аквасервис» Челнокову А.Б. выдано предостережение о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства. Указанное предостережение выдано в связи публичным сообщением  ООО «Аквасервис» о прекращении оказания услуг, предусмотренных договорами на отпуск воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ, заключенных между отделом культуры, отделом образования Администрации Шумихинского района и Обществом.

Отдел образования Администрации Шумихинского района Курганской области представлено копия судебного акта, в котором действия ООО «Аквасервис» по прекращению водоснабжения 21 и 22 апреля 2015 года признаны незаконными.

Комиссия, проанализировав документы и информацию, представленные в материалы дела № 67 о нарушении антимонопольного законодательства, установила следующее.

1. Федеральным законом от 06.12.2011 г. № 401-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», которыми деятельность по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий. 

Частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Положение субъекта естественной монополии в силу закона является доминирующим.

ООО «Аквасервис», имеет в собственности объекты водопроводно-канализационного хозяйства, заключает договоры, предусматривающие пользование водопроводными и канализационными сетями, а также холодной водой и отводом сточных вод, и взимает соответствующую плату. Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 18.12.2014 г. № 50-9 и Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 18.12.2014 г. № 50-10 ООО «Аквасервис» утверждена производственная программа и установлен тариф на холодное водоснабжение и водоотведение на 2015 год.

Постановлением Администрации г. Шумихи от 06.11.2013 г. № 486 ООО «Аквасервис» определено гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения муниципального образования город Шумиха Шумихинского района.

 Таким образом, ООО «Аквасервис» является субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на указанных рынках.

2. Федеральным законом от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведения» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении), а также Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 г. № 644 (далее – Правила водоснабжения и водоотведения) предусмотрены основания и порядок введения ограничения (прекращения) водоснабжения, водоотведения.

Пунктом 9 статьи 21 Закона о водоснабжении и водоотведении установлено, что порядок прекращения, ограничения водоснабжения и (или) водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод, отказа от исполнения договоров водоснабжения и (или) водоотведения, порядок уведомления абонентов, органов местного самоуправления, территориальных органов федерального органа исполнительной власти о прекращении, об ограничении или отказе от исполнения соответствующих договоров, а также категории абонентов, в отношении которых прекращение и ограничение водоснабжения и (или) водоотведения запрещены, устанавливаются правилами холодного водоснабжения и водоотведения, правилами горячего водоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Пунктом 68 Правил холодного водоснабжения и водоотведения установлено, что введение временного прекращения или ограничения холодного водоснабжения не допускается (за исключением случаев аварий и проведения ремонтных работ) в отношении общеобразовательных и дошкольных образовательные организации (пп. «ж» п. 68 Правил).

Таким образом, любое ограничение или прекращение водоснабжения и водоотведения в отношении общеобразовательных и дошкольных учреждений, за исключением случаев аварий и проведения ремонтных работ, является необоснованным.

В рамках рассмотрения дела № 67, ООО «Аквасервис» неоднократно меняло правовую позицию по рассматриваемым комиссией обстоятельствам.

02.10.2015 г. в Курганское УФАС России поступила нормативно-обоснованная позиция ООО «Аквасервис», в которой, Общество сообщило, что 22 апреля 2015 г. режим полного ограничения воды в отношении детских садов и школ введен во исполнение предписания Управления Роспотребнадзора по Курганской области от 05.03.2015 г. № 13/149, направленного в адрес Общества.

Однако письмом от 21.12.2015 г. № 13/991 Управление Роспотребнадзор сообщило, что документ от 05.03.2015 г. № 13/149 в адрес ООО «Аквасервис» Управлением не направлялся.

Курганское УФАС России определением об отложении рассмотрения дела № 67 от 08.10.2015 г. обязало ООО «Аквасервис» представить документы, подтверждающие проведение Обществом работ, предусмотренных приказом ООО «Аквасервис» № 10-О от 21.04.2015 г.

На заседание комиссии ООО «Аквасервис» представило акт выполненных работ как документ, подтверждающий «ремонт водопроводного колодца по улице Гагарина, пересечением с улицей Ключевая с отключением центрального водоснабжения в г. Шумиха», «опрессовку труб наружных сетей водоснабжения с отключением школ и детских садов»,  а также наряд-допуск на производство работ повышенной опасности по опрессовке наружных сетей водоснабжения школ и детских садов.   ООО «Аквасервис» пояснило, что 21 апреля 2015 г. произошла авария на центральном водопроводе в г. Шумиха, в связи с чем Общество вынуждено было прекратить водоснабжение. 22 апреля 2015 г. ООО «Аквасервис» согласно  приказу № 10-О от 21.04.2015 г. производило ремонтные работы по опрессовке наружных сетей водоснабжения, подключенных к КОУ «СОШ № 1», КОУ «СОШ № 3», КОУ «СОШ № 4», КОУ «СОШ № 9», КУДОД «Детский сад № 1», КУДОД «Детский сад № 3», КУДОД «Детский сад № 9», КУДОД «Детский сад № 11», КУДОД «Детский сад № 12». Прекращение водоснабжения в г. Шумихе 21 и 22 апреля 2015 г. производилось не только в отношении школ и детских садов, а также в отношении многоквартирных и частных жилых домов, организаций, таких как Шумихинский аграрно-строительный колледж, ФКУ отдел военного комиссариата по Шумихинскому району, Центральной районной больницы Шумихинского района. Обществом не представлены доказательства, подтверждающие данные доводы.

На основании представленных ООО «Аквасервис» документов, комиссия Курганского УФАС России пришла к выводу об отсутствии доказательств, свидетельствующих о взаимосвязи между аварией, произошедшей 21 апреля  2015 г. и отключением от водоснабжения 22 апреля 2015 г. школ и детских садов, в связи с тем, что приказ № 10-О от 21.04.2015 г., послуживший основанием прекращения водоснабжения в отношении школ и детских садов,  направлен на обеспечение безаварийных ситуаций и подготовки трубопроводов водоснабжения к летнему периоду, а не на обеспечение устранения аварии на центральном водопроводе. Кроме того, ООО «Аквасервис» не представлено документов, подтверждающих проведение опрессовки трубопроводов на иных аварийных участках сети в г. Шумихе. Обществом не представлено документов, подтверждающих отключение иных объектов, расположенных в г. Шумихе, таким образом, комиссия пришла к выводу о прекращении водоснабжения ООО «Аквасервис» только в отношении школ и детских садов.

22 декабря 2015 года в Курганское УФАС России поступили пояснения ООО «Аквасервис», в которых Общество сообщило, что основанием прекращения водоснабжения рассматриваемых в деле объектов, послужили ремонтные работы на центральном водопроводе. В связи с тем, что ООО «Аквасервис» во исполнение Закона о водоснабжении и водоотведении надлежащим образом исполнило обязанность по уведомлению, посредством телефонной связи, согласно статье 21 Закона о водоснабжении и водоотведении, то в его действиях отсутствует нарушение законодательства.

Комиссия Курганского УФАС России, пришла к выводу, что указанный довод ООО «Аквасервис» является несостоятельным в силу следующего. Подпунктом «з» пункта 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения предусмотрена обязанность организации водопроводно-канализационного хозяйства по предупреждению абонентов и иных лиц о временном прекращении или ограничении холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке и случаях, предусмотренных Законом о водоснабжении и водоотведении и настоящими Правилами.

Пункт 1 статьи 21 Закона о водоснабжении и водоотведении предусматривает возможность временного прекращения водоснабжения в случае возникновения аварии и (или) устранения последствий аварии на централизованных системах водоснабжения.

Пунктом 2 статьи 21 Закона о водоснабжении и водоотведении предусмотрена процедура такого прекращения: в течение одного дня со дня прекращения организация, осуществляющая водоснабжения обязана уведомить абонентов, орган местного самоуправления поселения, городского округа, а также территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в случае прекращения или ограничения холодного водоснабжения и (или) водоотведения; структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в случае прекращения или ограничения холодного водоснабжения; организации, с которыми заключены договоры по транспортировке воды, договоры по транспортировке сточных вод, в случае прекращения или ограничения транспортировки воды и (или) сточных вод.

Пунктом 3 статьи 21 Закона о водоснабжении и водоотведении предусмотрено, что в случае аварийного состояния водопроводных и (или) канализационных сетей абонента или организации, осуществляющей эксплуатацию таких сетей, проведения планово-предупредительного ремонта, организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку воды и (или) сточных вод, предварительно уведомив в указанный срок абонента, органы местного самоуправления, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.

Согласно пункту 61 Правил холодного водоснабжения и водоотведения уведомление осуществляется в письменном виде любым способом, позволяющим достоверно установить факт получения информации. В таком уведомлении организация водопроводно-канализационного хозяйства указывает: а) причины временного прекращения или ограничения холодного водоснабжения и (или) водоотведения, транспортировки холодной воды и (или) сточных вод; б) предполагаемый срок, по истечении которого будет возобновлено холодное водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировка холодной воды, сточных вод; в) перечень абонентов, в отношении которых временно прекращено или ограничено холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

В течение 1 суток после устранения обстоятельств, явившихся причиной временного прекращения или ограничения холодного водоснабжения, водоотведения, транспортировки холодной воды и (или) транспортировки сточных вод, при условии внесения платы, предусмотренной пунктом 67 настоящих Правил, организация водопроводно-канализационного хозяйства уведомляет лиц, которым ранее были направлены уведомления о временном прекращении или ограничении, о снятии такого прекращения или ограничения и возобновлении холодного водоснабжения и (или) водоотведения (пункт 62 Правил).

В материалы дела № 67 ООО «Аквасервис» представлена копия письма от 20.04.2015 г. об уведомлении Администрации г. Шумиха, Управления надзорной деятельности ГУ МЧС по Курганской области, Управления Роспотребнадзора по Курганской области о прекращении водоснабжения. Документов, подтверждающих факт получения указанного документа кем-либо из адресатов не представлено.  Кроме того, дата данного письма, а именно «20 апреля 2015 г.»,  опровергает позицию ООО «Аквасервис» о возникновении аварии 21 апреля 2015 года.

Курганским УФАС России направлен запрос в Администрацию Шумихинского района, Шумихинский аграрно-строительный колледж, Отдел военного комиссариата по Шумихинскому району, Центральную районную больница Шумихинского района, Управление Роспотребнадзора по Курганской области для установления факта оповещения ООО «Аквасервис» указанных организаций.

Администрация Шумихинского района Курганской области, Управление Роспотребнадзора по Курганской области, Шумихинский аграрно-строительный колледж, Отдел военного комиссариата по Шумихинскому району сообщили, что каких-либо уведомлений о прекращении водоснабжения в их адрес от ООО «Аквасервис» не поступало.

На основании анализа документов, представленных в Курганское УФАС России, письменных и устных пояснений лиц, участвующих в деле, комиссия приходит к выводу о наличии в действиях ООО «Аквасервис» необоснованного прекращения услуг по водоснабжению, водоотведению в отношении социально значимых категорий абонентов.

            Часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в редакции 275-ФЗ от 05.10.2015 г. устанавливает запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

         В связи с тем, что необоснованное прекращение ООО «Аквасервис» услуг по водоснабжению в отношении социально значимых категорий абонентов, а именно КОУ «СОШ № 1», КОУ «СОШ № 3», КОУ «СОШ № 4», КОУ «СОШ № 9», КУДОД «Детский сад № 1», КУДОД «Детский сад № 3», КУДОД «Детский сад № 9», КУДОД «Детский сад № 11», КУДОД «Детский сад № 12» путем ущемления их интересов, не связанно с предпринимательской деятельностью и перечень потребителей является определенным, в действиях ООО «Аквасервис» отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

         1. Признать положение ООО «Аквасервис» доминирующим на рынке услуг водоснабжения и водоотведения в географических границах г. Шумиха Курганской области в апреле 2015 года;

         2. Прекратить рассмотрение дела № 67 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии) ООО «Аквасервис».

 

Председатель Комиссии

____________________ Т.С. Киселева

Члены Комиссии:

____________________ М.М. Фоминых

 

____________________ К.В. Климович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны