Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе № АМЗ-14/2019-18.1 о нарушении процедуры... от 11 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № АМЗ-14/2019-18.1

 о нарушении процедуры торгов

 

 

11 марта 2019 г.                                                                                 г. Курган

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров на территории Курганской области в составе:

председатель комиссии – <...> – врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;

члены комиссии:

<...> – старший государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;

<...> – старший государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;

в присутствии представителей:

Заявитель    общество с ограниченной ответственностью «АГА Урал»             (620137, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Учителей, д. 14, кв. 1, ИНН 6670388125): представитель не явился, извещено надлежащим образом;

Заказчик – Муниципальное унитарное предприятие «Специализированное дорожное предприятие» (640004, г. Курган, ул. С. Тюленина, д. 81, ИНН 4501140221): <...> (доверенность от 07.03.2019 г.);

                                                   УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «АГА Урал» (вх. № 1088 от 27.02.2019 г.) на действия заказчика – Муниципального унитарного предприятия «Специализированное дорожное предприятие» при проведении запроса котировок на поставку смазочных масел и специальных жидкостей (извещение № 31907552051 на сайте www.zakupki.gov.ru).

Из содержания и материалов жалобы установлено следующее.

В поданной жалобе общества с ограниченной ответственностью «АГА Урал» (далее – ООО «АГА Урал», Заявитель) указано, что муниципальным унитарным предприятием «Специализированное дорожное предприятие» (далее – МУП «Специализированное дорожное предприятие», Заказчик) на сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение № 31907552051 о проведении запроса котировок на поставку смазочных масел и специальных жидкостей.

В поданной жалобе Заявитель указал, что согласно условиям  запроса котировок, а именно технического задания и пункта 5.3 проекта договора поставки  срок поставки товара заказчику составляет 1 день.

Однако, по мнению Заявителя, объективных причин для сокращения сроков поставки до 1 дня с момента поступления заявки у Заказчика не имеется, при этом товар, предлагаемый к поставке, не является предметом первой необходимости, не имеет особой срочности поставки, срок годности товара составляет 5 лет. Ввиду указанного, Заявитель считает, что установив в условиях процедуры запроса котировок срок поставки товара 1 день, Заказчик  ограничил конкуренцию.

Основываясь на вышеприведенных доводах, Заявитель просил признать незакоными указанные действия Заказчика, приостановить процедуру запроса котировок, обязать Заказчика увеличить срок поставки минимум до трех дней, обязать Заказчика внести изменения в документацию, применить к должностным  лицам Заказчика меры административной ответственности.

Представитель Заказчика не согласился с доводами поданной жалобы, полагал жалобу Заявителя необоснованной.

Заказчик представил письменные возражения на поданную жалобу, в которых указал, что доводы Заявителя носят субъективный и предположительный характер, доказательств ограничения Заказчиком конкуренции Заявителем не представлено.

Также, Заказчик отметил, что признаки ограничения конкуренции перечислены в части 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г.                № 135-ФЗ «О защите конкуренции», при этом каких-либо действий, указывающих на признаки ограничения конкуренции в соответствии с данной нормой права, Заказчиком не совершено.

Заказчик указал, что установление срока поставки товара относится на усмотрение Заказчика, при этом ни Федеральным законом от 18.07.2011 г.              № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», ни Гражданским кодексом Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ сроки поставки товара не определены.

Кроме того, Закачик отметил, что на участие в обозначенной выше процедуре запроса котировок подано 5 заявок, 2 из которых поданы организациями, расположенными в городе Челябинске, 2 – в городе Кургане, 1 – от организации в городе Тюмени.

Учитывая изложенное, Заказчик полагал об отсутствии с его стороны каких-либо действий, ограничивающих конкуренцию при проведении обозначенной выше процедуры запроса котировок.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области рассмотрела представленные доказательства, заслушала доводы, пояснения и возражения по жалобе, и пришла к следующим выводам.

          Пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г.                № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что в соответствии с правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

          Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее по тексту – Закон о закупках) предусмотрено, что целями регулирования Закона о закупках  являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

          Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).

  В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

  В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений данного Федерального закона.

Частью 3.1 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что конкурентные закупки осуществляются следующими способами:

1) путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);

   2) иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 указанной статьи.

   Согласно части 1 статьи 3.2 Закона о закупках конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 данного Федерального закона.

   В силу пункта 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 данного Федерального закона.

   В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с данным Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

  Частью  20 статьи 3.2 Закона о закупках определено, что под запросом котировок в целях данного Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

  Установлено, что 20.02.2019 г. на сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение о проведении МУП «Специализированное дорожное предприятие» запроса котировок на поставку смазочных масел и специальных жидкостей (извещение № 31907552051 на сайте www.zakupki.gov.ru).

Согласно условиям технического задания срок поставки товара с момента заявки в устной или письменной форме – 1 (один) календарный день. Аналогичное условие содержится в пункте 5.3 проекта договора поставки.

Заявитель полагает, что обозначенное условие процедуры запроса котировок ограничивает конкуренцию.

Вместе с тем, следует обратить внимание Заявителя не следующее.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных данной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований данного Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) утратил силу. - Федеральный закон от 31.12.2017 г. № 505-ФЗ;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных данным Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с данным Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 данной статьи, частью 5 статьи 8 данного Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

 Частью 13 статьи 3 Закона о закупках определено, что рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

 При этом, необходимо отметить, что норма права, закрепленная в части 10 статьи 3 Закона о закупках, является императивной, а перечень оснований, по которым участник закупки может обратиться в антимонопольный орган с жалобой на действия заказчика, является исчерпывающим.

Таким образом, основания для обжалования участником закупки действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг ограничены вышеупомянутой нормой права.

Следует также отметить, что право на обжалование в судебном порядке действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг предусмотрено частью 9 статьи 3 упомянутого Закона о закупках и не ограничено строго определенным перечнем оснований, дающих право на обращение с жалобой, как это определено в случае подачи жалобы в антимонопольный орган.

Из изложенного выше следует, что жалоба, поданная в антимонопольный орган на действия заказчика при осуществлении последним закупки товаров, работ, услуг в рамках Закона о закупках, должна содержать одно или несколько требований, обозначенных в части 10 статьи 3 Закона о закупках, в противном случае рассмотрение такой жалобы по существу и признание ее, в случае установления нарушения, обоснованной, не представляется возможным, ввиду отсутствия для того правовых оснований.

Таким образом, для признания жалобы участника закупки обоснованной необходимо, чтобы в действиях Заказчика было установлено хотя бы одно из тех нарушений, которые перечислены в части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Между тем, в рассматриваемом случае обстоятельства, на которые ссылается в своей жалобе Заявитель, отсутствуют в перечне оснований для обращения в антимонопольный орган с жалобой на действия заказчика, перечисленных в вышеупомянутой норме права.

В данном случае, установление Заказчиком в условиях запроса котировок срока поставки товара 1 день с момента подачи заявки Заказчиком не нарушает ни требования Закона о закупках, ни порядок подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Заявителем в поданной жалобе также не приведено какого-либо правового обоснования и ссылок на нормы права, закрепленные в Законе о закупках, которые, по мнению Заявителя, нарушены Закачиком.

Доводы, изложенные Заявителем в жалобе, не могут являться надлежащим правовым обоснованием своей позиции, поскольку таковые не основаны на нормах Закона, а являются исключительно суждением Заявителя.

   Как уже сказано выше, рассмотрение жалобы участника закупки в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» возможно исключительно по основаниям, предусмотренным частью 10 статьи 3 Закона о закупках, в пределах тех доводов, которые изложены в поданной жалобе.

   Соответственно, обращаясь с жалобой в антимонопольный орган на действия заказчика при проведении закупки в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», обжалуемые действия Заказчика должны нарушать либо обозначенный Закон либо положение о закупках Заказчика.

   Учитывая, что обжалуемые Заявителем действия Заказчика не противоречат нормам Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», не противоречат положению о закупках Заказчика, то основания полагать о том, что жалоба ООО «АГА Урал» является обоснованной, отсутствуют.

Дополнительно следует отметить, что участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки (часть 5 статьи 3 Закона о закупках).

Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (часть 1 статьи 1 Закона о закупках).

На участие в обозначенной выше процедуре запроса котировок подано 5 заявок, 2 из которых поданы организациями, расположенными в городе Челябинске, 2 – в городе Кургане, 1 – от организации в городе Тюмени, что свидетельствует о намерении вышеуказанных лиц поставить требуемый Заказчику товар в обусловенные сроки.

Следует отметить, что формирование условий той или иной закупки осуществляется исходя из потребностей заказчика. Закон о закупках не обязывает заказчика при определении условий поставки товара устанавливать такие условия, которые соответствовали бы волеизъявлениям всех хозяйствующих субъектов, находящихся на территории Российской Федерации и желающих принять участие в закупке.

При этом, отсутствие у конкретных хозяйствующих субъектов (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей) возможности поставить товар на условиях, удовлетворяющих потребности заказчика, не может быть расценено, как неправомерные действия со стороны заказчика.

Включение в процедуру закупки условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих указанным выше целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупке. Любые требования, установленные заказчиком в условиях конкретной закупки, являются одинаковыми для всех участников закупки, и не создают преимущества кому-либо из них и не могут ограничивать доступа к участию в закупке.

   С учетом вышеперечисленного, по результатам оценки имеющихся доказательств Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области пришла к выводу о том, что жалоба общества с ограниченной ответственностью «АГА Урал» (вх. № 1088 от 27.02.2019 г.) на действия заказчика – Муниципального унитарного предприятия «Специализированное дорожное предприятие» при проведении запроса котировок на поставку смазочных масел и специальных жидкостей (извещение № 31907552051 на сайте www.zakupki.gov.ru) является необоснованной.

  Руководствуясь  статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г.                № 135-ФЗ «О защите конкуренции», частью 10 статьи 3, Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»,  Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.  Жалобу общества с ограниченной ответственностью «АГА Урал» признать необоснованной.

 

  Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Курганской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

                                            Председатель комиссии 

 

                                                       Члены комиссии:    _

Связанные организации

Связанные организации не указаны