Решение по жалобе №МП/1031/24 Решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопол... от 15 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее – Курганское УФАС России) рассмотрено заявление «…» (вх. № 86-ЭП/24 от 15.01.2024) на действия «…» по вопросу необоснованного завышения цен за вывоз сточных вод в многоквартирном доме по адресу: Курганская область, с. Кетово, ул. Лесная, 15.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган осуществляет функции по обеспечению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, по выявлению и прекращению нарушений антимонопольного законодательства, привлечению к ответственности за такие нарушения, по предупреждению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, осуществлению государственного контроля за экономической концентрацией.

Под монополистической деятельностью понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (пункт 10 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (ч.ч. 1, 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции).

Пунктом 1 частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатам которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

На основании пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, по общему правилу, злоупотреблением доминирующим положением может быть признано экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар. Если иное не вытекает из законодательного регулирования, установление доминирующим на рынке субъектом одинаковых цен (тарифов) на один и тот же товар без учета экономических, технологических и иных влияющих на стоимость товара различий при их передаче разным потребителям, в том числе на различных территориях.

По смыслу вышеприведенных норм закона, для квалификации нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в действиях (бездействии) конкретного лица, необходимо установить наличие у него доминирующего положения на соответствующем товарном рынке, а также факт того, что совершенные им действия в виде злоупотребления таким положением не основаны на нормах действующего законодательства РФ и приводят либо могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении) определен перечень видов деятельности и тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, подлежащие регулированию.

Согласно частям 7 и 8 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод, прием и транспортировка сточных вод, подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения, а регулированию подлежат тариф на водоотведение, тариф на транспортировку сточных вод, тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.

В соответствии со статьей 2 Закона о водоснабжении и водоотведении под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (то есть с использованием комплекса технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения).

Таким образом, исходя из положений Закона о водоснабжении и водоотведении, в отношении услуг по вывозу жидких бытовых отходов государственное регулирование тарифов не осуществляется.

С учетом изложенного, стоимость услуг по вывозу жидких бытовых отходов устанавливается и согласовывается сторонами договора при его подписании в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Согласно части 5 статьи 7 Закона о водоснабжении и водоотведении абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают с гарантирующими организациями договоры водоотведения. Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.

В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении, гарантирующая организация – организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных Закона о водоснабжении и водоотведении), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Хозяйствующий субъект – коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (пункт 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (пункт 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

На основании ответов, представленных в Курганское УФАС России от хозяйствующих субъектов «…» следует, что причиной роста стоимости вывоза сточных вод из с. Кетово явилось закрытие пруда накопителя озера Чаши. В связи с постановлением Администрации Кетовского муниципального округа от 05.04.2023 №693 о введении режима «Повышенная готовность» на территории МКУ «Центрального территориального отдела» и МКУ «Академического территориального отдела» Кетовского муниципального округа Курганской области существенно изменились условия и порядок оказания услуг, были изменены маршруты вывоза, что, в свою очередь, привело к увеличению временных затрат, расходов на ГСМ и, как следствие, к увеличению фактической себестоимости услуг. Это привело к вынужденному повышению стоимости вывоза сточных вод с 01 мая 2023 года до 250 руб/м3. Слив сточных вод до декабря 2023 года осуществляли в приемный колодец с. Лесниково Кетовского муниципального округа.

С 01 декабря 2023 года закрыли точку слива сточных вод в с. Лесниково Кетовского муниципального округа и слив сточных вод осуществляется на точку приема сточных вод, расположенную по адресу: г. Курган, ул. Омская,179. В результате данные изменения привели к росту временных затрат, расходов на ГСМ. На основании изложенного стоимость вывоза сточных вод увеличилась и составила 350 руб/м3.

Также необходимо учитывать, что «…»  осуществляют свою деятельности с уплатой налогов, отчислений по заработной плате, оплатой услуг банка, услуг по начислению платы за вывоз сточных вод, кроме того, в стоимость услуги необходимо учитывать процент неоплаты за оказанные услуги.

Курганским УФАС России проведен анализ по изучению состояния конкуренции на рынке услуг по вывозу жидких бытовых отходов с целью получения информации о хозяйствующих субъектах, осуществляющих вышеуказанную деятельность и имеющих договор водоотведения с гарантирующей организацией.   

В Курганское УФАС России гарантирующей организацией представлен реестр абонентов по состоянию на 01.01.2024 с заключенными договорами на прием и очистку сточных вод с предоставлением доступа на точку приема сточных вод по ул. Омская,179 в г. Кургане (128 хозяйствующих субъектов).

Таким образом, рынок услуг по вывозу жидких бытовых отходов является конкурентным, более того, стоимость услуг по вывозу жидких бытовых отходов устанавливается и согласовывается сторонами договора при его подписании (не является регулируемой).

Поскольку «…» не занимают доминирующего положения на рынке услуг по вывозу жидких бытовых отходов, в действиях «…» не усматривается признаков нарушения пунктов 1, 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Исходя из представленных документов, в соответствии с пунктом 2 части 8 и пунктом 2 части 9 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области принято решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны