Решение б/н Решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопол... от 11 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее — Курганское УФАС России), рассмотрев заявления индивидуального предпринимателя Мунтян Виктора Виссарионовича, общества с ограниченной ответственностью «ЗауралТрансСервис» (рег. №№ 3355/22, 3357/22 от 19.08.2022), по вопросу проверки правомерности, законности и обоснованности отказов Администрации города Кургана продлить действие договоров от 06.08.2015 № 153 и от 06.08.2015 № 152 на допуск к работе на муниципальной маршрутной сети г. Кургана по муниципальным маршрутам № 368 «Бульвар Солнечный — ул. 9 Мая» и № 381 «1 микрорайон — ул. Достоевского», сообщает следующее.

Как следует из материалов, Администрацией города Кургана проводились конкурсы на право заключить договоры от 06.08.2015 № 153 и от 06.08.2015 № 152 на допуск к работе на муниципальной маршрутной сети г. Кургана по муниципальным маршрутам № 368 «Бульвар Солнечный — ул. 9 Мая и № 381 «1 микрорайон — ул. Достоевского»

По результатам проведения указанных конкурсов между Администрацией города Кургана и ИП Мунтян В.В. заключен договор от 06.08.2015 № 153 на допуск к работе на муниципальной маршрутной сети г. Кургана по муниципальному маршруту № 368 «Бульвар Солнечный — ул. 9 Мая» на период с 15.08.2015 по 14.08.2022.

Также между Администрацией города Кургана и ООО «ЗауралТрансСервис» заключен договор от 06.08.2015 № 152 на допуск к работе на муниципальной маршрутной сети г. Кургана по муниципальному маршруту № 381 «1 микрорайон — ул. Достоевского» на период с 15.08.2015 по 14.08.2022.

В соответствии с пунктом 36 указанных договоров Заказчик вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке в случае изменения действующего законодательства, предупредив об том Перевозчика не позднее, чем за 10 дней до прекращения действия договора.

Постановлениями Администрации города Кургана от 10.08.2015 № 6017, от 10.08.2015 № 6018 указанные договоры, заключенные между Администрацией города Кургана и ИП Мунтян В.В., ООО «ЗауралТрансСервис» были утверждены.

Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон о перевозках) регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.

В соответствии с частью 3 статьи 39 Закона о перевозках до истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией выдают юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов. Указанные карты выдаются на срок, на который этим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, либо, если это право предоставлено без указания срока или срок, на который предоставлено это право, истек, до истечения одного года со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

ИП Мунтян В.В. получена карта маршрута № 368 07.04.2016, а ООО «ЗауралТрансСервис» получена карта маршрута № 381. Срок действия указанных карт маршрутов оканчивается 14.08.2022.

Муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения или одного городского округа устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего городского поселения или соответствующего городского округа (часть 1 статьи 11 Закона о перевозках).

Если меньшие сроки не согласованы с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или уполномоченным участником договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, в течение срока действия такого свидетельства решение об изменении либо отмене соответствующего маршрута по инициативе установивших его уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа местного самоуправления принимается не позднее чем за сто восемьдесят дней до дня окончания срока действия такого свидетельства и вступает в силу по окончании срока действия такого свидетельства (часть 3 статьи 12 Закона о перевозках).

Муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются отмененными со дня исключения сведений о данных маршрутах соответственно из реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок, реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (часть 4 статьи 12 Закона о перевозках).

Согласно пункту 2.2, 2.3 статьи 3 Положения о создании условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения на территории города Кургана, утвержденного Решением Курганской городской Думы от 22.06.2016 № 136, к полномочиям Администрации города Кургана относятся: подготовка и утверждение документа планирования регулярных перевозок города Кургана; установление, изменение, отмена муниципальных маршрутов регулярных перевозок, изменение вида регулярных перевозок в соответствии с документом планирования регулярных перевозок города Кургана.

Постановлением Администрации города Кургана от 03.12.2020 № 7391 утвержден документ планирования регулярных перевозок на территории города Кургана на 2021 — 2027 годы (далее — Документ планирования).

Постановлениями Администрации города Кургана от 28.01.2022 № 391, от 28.01.2022 № 393 в Документ планирования были внесены изменения, согласно которым муниципальные маршруты № 368 «Бульвар Солнечный — ул. 9 Мая» и № 381 «1 микрорайон — ул. Достоевского» были отменены.

Как указывает Администрация города Кургана в письме от 19.09.2022 № исх.54-06833/22 Документ планирования содержит перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок пассажиров и багажа. Сформировавшиеся пассажиропотоки на сложившейся маршрутной сети, а также анализ существующей потребности и фактической удовлетворенности потребностей населения в перевозках транспортом общего пользования указывают на необходимость проведения мероприятий по сокращению дублирования (снижению величины маршрутного коэффициента) действующих маршрутов на территории города Кургана для снижения эксплуатационных затрат.

При отмене муниципальных маршрутов № 368 «Бульвар Солнечный — ул. 9 Мая» и № 381 «1 микрорайон — ул. Достоевского» транспортная доступность для населения сохранена другими маршрутами. Так при отмене маршрута № 381 имеется возможность перевозки пассажиров и багажа маршрутом №№ 330, 31, 301, 304, 307, 309, 311, 316, 318, 331, 360, 361, 365, 388, 391, 403, которые дублируют маршрут № 381. При отмене маршрута № 368 изменен путь следования маршрута № 320.

Таким образом, отмена части муниципальной маршрутной сети осуществлена в целях оптимизации процесса перевозки на муниципальных маршрутах, сокращению дублирования указанных маршрутов.

Департамент развития городского хозяйства Администрации города Кургана письмами от 07.02.2022 № исх.135-00487/22, от 07.02.2022 № исх.135-00485/22 уведомил ИП Мунтян В.В. и ООО «ЗауралТрансСервис» об отмене муниципальных маршрутов регулярных перевозок № 368, 381 с 15.08.2022.

Муниципальные маршруты регулярных перевозок № 368, 381 исключены из реестра муниципальных маршрутов в соответствии с постановлением Администрации города Кургана от 19.08.2022 № 5781.

ИП Мунтян В.В. и ООО «ЗауралТрансСервис» в Администрацию города Кургана направлены обращения от 14.07.2022 № 12, от 14.07.2022 № 13, со ссылкой на пункт 4 постановления Правительства РФ от 12.03.2022 № 353, о продлении срока свидетельства на обслуживание муниципальных маршрутов регулярных перевозок по нерегулируемому тарифу на 12 месяцев до 15.08.2023.

Согласно пункту 1 части 4 статьи 39 Закона о перевозках уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией до окончания срока действия указанных в части 3 настоящей статьи карт выдают их владельцам свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по данному маршруту и новые карты данного маршрута. Юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям, которые совместно осуществляют регулярные перевозки по данному маршруту, свидетельство об осуществлении перевозок по данному маршруту и карты данного маршрута выдаются при условии заключения ими договора простого товарищества.

Указанные в части 4 настоящей статьи свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок выдаются на основании заявлений, поданных в письменной форме юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, уполномоченными участниками договоров простого товарищества в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления (часть 6 статьи 39 Закона о перевозках).

При этом, ИП Мунтян В.В. и ООО «ЗауралТрансСервис» свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по данным маршрутам и новым картам данных маршрутов не выдавались, так как лица не обращались с заявлением, предусмотренным частью 6 статьи 39 Закона о перевозках.

Необходимо отметить, что пункт 4 постановления Правительства РФ от 12.03.2022 № 353 предусматривает, что в отношении разрешительных режимов по перечню согласно приложению № 3, а также лицензирования отдельных видов деятельности, предусмотренных частью 1 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», и иных видов разрешений, предусмотренных настоящим постановлением, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере деятельности, или уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (с учетом установленной компетенции) в 2022 году вправе с учетом специфики видов разрешительной деятельности принять решения, при необходимости определив порядок их реализации.

Из указанной нормы не следует на наличие в установленной сфере каких-либо полномочий органов местного самоуправления, к которым относится Администрация города Кургана.

По результатам открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются на срок не менее чем пять лет в течение десяти дней со дня подтверждения участником открытого конкурса наличия у него транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе. Если до истечения срока действия указанных свидетельства и карт данного маршрута не наступят обстоятельства, предусмотренные пунктом 1, 2, 3 или 7 части 1 статьи 29 либо пунктом 4 части 2 статьи 19 настоящего Федерального закона, действие указанных свидетельства и карт данного маршрута продлевается на срок не менее чем пять лет. Количество таких продлений не ограничивается. Продление указанных свидетельства и карт данного маршрута на меньший срок допускается в случае, если по истечении этого срока в соответствии с документом планирования регулярных перевозок предусматривается отмена маршрута регулярных перевозок (часть 5 статьи 19 Закона о перевозках).

Как было указано выше, муниципальные маршруты № 368 «Бульвар Солнечный — ул. 9 Мая» и № 381 «1 микрорайон — ул. Достоевского» были отменены c 15.08.2022, из чего следует вывод о невозможности продления свидетельств для ИП Мунтян В.В. и ООО «ЗауралТрансСервис» на их обслуживание.

Администрация города Кургана письмами от 15.08.2022 № исх.54-05955/22, от 15.08.2022 № исх.54-05956/22 сообщила ИП Мунтян В.В. и ООО «ЗауралТрансСервис» о том, что оснований для продления свидетельств на указанные маршруты не имеется в связи с их отменой.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В соответствии с пунктом 34 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» при наличии спора о соответствии статье 15 Закона о защите конкуренции правовых актов, решений, действий (бездействия) антимонопольный орган должен доказать факт недопущения, ограничения, устранения конкуренции либо установить угрозу наступления таких последствий на определенном товарном рынке, в том числе в результате нарушения прав и законных интересов отдельных участников рынка, создания для них конкурентных преимуществ или препятствий в конкуренции на товарных рынках.

Угроза наступления неблагоприятных последствий для конкуренции в результате принятия правовых актов, совершения действий (бездействия) предполагается и не требует дополнительного доказывания антимонопольным органом в случаях нарушения запретов, прямо сформулированных в частях 1 - 3 статьи 15 Закона, в частности в случаях установления органами публичной власти и иными указанными в данной норме лицами запретов (введения ограничений) в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров, установления для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

Кроме того, исходя из пункта 2 части 1 статьи 1 Закона вне связи с защитой конкуренции на товарных рынках антимонопольные органы не вправе оспаривать обоснованность (целесообразность) принятия соответствующих правовых актов, совершения действий (бездействия) органами публичной власти в пределах предмета их ведения. Поэтому как таковая возможность установления иного, в том числе более благоприятного для конкуренции, регулирования в соответствующей сфере деятельности, предпочтительность выбора другого способа организации деятельности публично-правового образования и удовлетворения потребностей граждан на территории публично-правового образования, тому подобные доводы сами по себе не могут служить основанием для вывода о нарушении статьи 15 Закона.

Таким образом, действия Администрации города Кургана по направлению заявителям отказов в продлении действия договоров от 06.08.2015 № 153 и от 06.08.2015 № 152 на допуск к работе на муниципальной маршрутной сети г. Кургана по муниципальным маршрутам № 368 «Бульвар Солнечный — ул. 9 Мая» и № 381 «1 микрорайон — ул. Достоевского» обусловлены требованиям Закона о перевозках и обусловлены отменой соответствующих маршрутов.

Относительно довода о заключении между ООО «Белуосов», ООО «Кургантранссервис» и Администрацией города Кургана дополнительных соглашений к договорам и продлении действий свидетельств маршрутов №№ 330, 331, 13 и создании тем самым дискриминационных условий для заявителей, которым в продлении было отказано, Курганское УФАС России отмечает, что указанные маршруты были отменены, что подтверждается постановлениями Администрации города Кургана от 23.09.2021 № 6875, от 28.01.2022 № 391, от 28.01.2022 № 393). Маршрут № 330 — с 15.01.2023, № 331 — с 15.01.2023, № 13 — с 24.03.2023. При этом продление свидетельств осуществлялось в порядке части 5 статьи 19 Закона о перевозках на меньший срок до дня отмены маршрутов.

При изложенных обстоятельствах в действиях Администрации города Кургана, связанных с направлением заявителям отказов в продлении действия договоров от 06.08.2015 № 153 и от 06.08.2015 № 152 на допуск к работе на муниципальной маршрутной сети г. Кургана по муниципальным маршрутам № 368 «Бульвар Солнечный — ул. 9 Мая» и № 381 «1 микрорайон — ул. Достоевского», не усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного и, руководствуясь пунктом 2 части 8 и пунктом 2 части 9, частью 10 статьи 44 Закона о защите конкуренции, Курганским УФАС России принято решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны