Постановление б/н Реклама фин.услуг мелкий шрифт от 3 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

<…>

658130, Алтайский край, <…>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ
ПО ДЕЛУ №
045/04/14.3-1/2022

ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

(часть 1, 6 статьи 14.3 КоАП РФ)

 

 

03 февраля 2022 года                                                                                        г. Курган

 

 

Заместитель руководителя <…>, рассмотрев на основании статьи 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) и в порядке статьи 29.7 КоАП РФ протокол № 045/04/14.3-1/2022 от  11.01.2022 и иные материалы дела об административном правонарушении № 045/04/14.3-1/2022, возбужденного в отношении должностного лица - генерального директора Общества с ограниченной ответственностью микрокредитная компания «Агора» (далее - ООО МКК «Агора», также Общество) (ИНН 5210001698, адрес: 630112, Новосибирская область, Новосибирск, ул. Гоголя, 44, этаж/офис 18/5) <…> по части 1, 6 статьи 14.3 КоАП РФ,

при участии: явка <…> не обеспечена (извещен надлежащим образом),

 

 

УСТАНОВИЛ:

Поводом к возбуждению дела согласно пункту 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ и примечания к ней явилось непосредственное обнаружение должностным лицом Курганского УФАС России достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения при принятии Решения Курганского УФАС России от 27.07.2021 по делу № 045/05/5-19/2021, а именно распространения ненадлежащей рекламы в общественном транспорте (автобус), следующем по маршруту № 311 с регистрационным номером у 317 кх 45 в г. Кургане, следующего содержания  «*ОТЛИЧНЫЕ НАЛИЧНЫЕ* ВМЕСТЕ 10 ЛЕТ*OTLNAL.RU 8 800 600-70-00* ВЗЯЛ ЗАЙМ НА 7 ДНЕЙ ПО 0%=ОТДАЛ И НИ КОПЕЙКИ БОЛЬШЕ* К.МЯГОТИНА, 58* 3 МКР.37*ПР.МАШИНОСТРОИТЕЛЕЙ 3А*НОВЫМ КЛИЕНТАМ, ПРИ УСЛОВИИ УЧАСТИЯ В АКЦИИ, ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА ПО ДОГОВОРУ ЗАЙМА В ВИДЕ 0% ДОСТИГАЕТСЯ В ВИДЕ СКИДКИ 100 % НА 7 ДНЕЙ ПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАЙМОМ И ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ПРИ СТРОГОМ СОБЛЮДЕНИИ ВСЕХ УСЛОВИЙ И ПРАВИЛ АКЦИИ «ЛЕГКИЙ НОЛЬ», ПРИ УСЛОВИИ ПОГАШЕНИЯ ЗАЙМА В УСТАНОВЛЕННОЙ АКЦИЕЙ СРОК. ПРИ ПОГАШЕНИИ ДОГОВОРА ЗАЙМА В СРОК БОЛЕЕ ЧЕМ НА 7 ДНЕЙ, КЛИЕНТ ТЕРЯЕТ ПРАВО НА УЧАСТИЕ В АКЦИИ, СРОК ПРОВЕДЕНИЯ АКЦИИ: 01.11.2020-31.12.2021 (ВКЛЮЧИТЕЛЬНО). АКЦИЯ «ЛЕГКИЙ НОЛЬ» РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ НА ДОГОВОР ЗАЙМА С ПРОЦЕНТНОЙ СТАВКОЙ В РАЗМЕРЕ ОТ 0,99% ДО 1% В ДЕНЬ НА СУММУ ЗАЙМА ОТ 1000 ДО 30 000 РУБЛЕЙ НА СРОК ЗАЙМА ОТ 1 ДО 30 ДНЕЙ, ПОЛНАЯ СТОИМОСТЬ ЗАЙМА ОТ 361,35% ДО 365% ГОДОВЫХ. ТОЧНАЯ ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПРОГРАММОЙ СКОРИНГА И УКАЗЫВАЕТСЯ В ДОГОВОРЕ. ИСТОЧНИКОМ ИНФОРМАЦИИ ОБ ЗАЙМОДАВЦЕ, СУЩЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ ПОЛУЧЕНИЯ, ПОРЯДКЕ ВЫДАЧЕ ЗАЙМОВ И ИНЫХ УСЛОВИЯХ /ОБ ОРГАНИЗАТОРЕ АКЦИИ, О СУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВИЛАХ ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ, КОЛИЧЕСТВЕ ПРИЗОВ ИЛИ ВЫИГРЫШЕЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ТАКОЙ АКЦИИ, СРОКАХ, МЕСТЕ И ПОРЯДКЕ ИХ ПОЛУЧЕНИЯ: ИНТЕРНЕТ САЙТ OTLNAL.RU, ТЕЛ.8 800 600-70-70, ОФИСЫ ЗАЙМОДАВЦА/ОРГАНИЗАТОРА. ЗАЙМОДАВЕЦ/ОРГАНИЗАТОР АКЦИИ: ООО МКК «АГОРА», ИНН 5210001698, РЕГИСТРАЦИОННЫЙ НОМЕР В РЕЕСТРЕ ЦБ РФ МФО №651403322006088, ВАЛЮТА ЗАЙМА РОССИЙСКИЙ РУБЛЬ. СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗАЙМА: НАЛИЧНЫЙ И БЕЗНАЛИЧНЫЙ. УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗАЙМА: ГРАЖДАНИН РФ, ВОЗРАСТ ОТ 18 ЛЕТ, ПОСТОЯННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РФ, ПОСТОЯННОЕ МЕСТО РАБОТЫ (ЛИБО ПЕНСИОНЕР ПО СТАРОСТИ ИЛИ ПО ВЫСЛУГЕ ЛЕТ). НЕОБХОДИМЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ ДОГОВОРА ЗАЙМА: ПАСПОРТ ГРАЖДАНИНА РФ (ПЕНСИОННОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ- ПРИ НАЛИЧИИ)», нарушающей часть 7 статьи 5 и части 1, 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

Протокол об административном правонарушении по делу № 045/04/14.3-1/2022 составлен 11.01.2022 в отсутствие должностного лица - генерального директора ООО МКК «Агора» <…>

Уведомление о явке на составление протокола содержалось в извещении о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (исх. № 04-13/4178-11 от 26.11.2021), в котором определены дата и время составления протокола об административном правонарушении: 11.01.2022 в 14 часов 00 минут.

Лицо, в отношении которого составлен протокол по делу об административном правонарушении, извещено о времени и месте составления протокола, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № 80098066663990, размещенным на сайте АО «Почта России» (https://www.pochta.ru/), согласно которому корреспонденция Курганского УФАС России (исх. № № 04-13/4178-11 от 26.11.2021), содержащая информацию о времени и месте составления протокола, направленная по адресу регистрации <…> не была получена.

Определением от 12.01.2022 года о назначении даты и времени рассмотрения дела № 045/04/14.3-1/2022 об административном правонарушении дело назначено к рассмотрению на 03.02.2022 в 15:00 часов.

Вышеуказанный протокол и определение направлены <…> посредством почтовой связи заказным письмом, согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № 64002167003397, размещенным на сайте АО «Почта России» (https://www.pochta.ru/), корреспонденция, направленная по адресу регистрации <…>, не была получена.

Согласно абзацу 3 пункта 24.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» не могут считаться не извещенными лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением, несмотря на почтовое извещение.

В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

<...> не получает корреспонденцию по обстоятельствам, зависящим от него, так как не является по извещению за протоколом № 045/04/14.3-1/2022 от 11.01.2022   и определением от 12.01.2022.

Таким образом, <...> считается уведомленным о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении и его рассмотрении.

Оценив в порядке статьи 26.11 КоАП РФ имеющиеся в деле доказательства, должностное лицо, осуществляющее производство по делу, приходит к следующим выводам относительно подлежащих согласно статье 26.1 КоАП РФ выяснению обстоятельств.

  1. Курганским УФАС России в ходе осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе зафиксирована информация следующего содержания: «ОТЛИЧНЫЕ НАЛИЧНЫЕ* ВМЕСТЕ 10 ЛЕТ*OTLNAL.RU 8 800 600-70-00* ВЗЯЛ ЗАЙМ НА 7 ДНЕЙ ПО 0%=ОТДАЛ И НИ КОПЕЙКИ БОЛЬШЕ»* К.МЯГОТИНА, 58* 3 МКР.,37*ПР.МАШИНОСТРОИТЕЛЕЙ»…, размещенная  в общественном транспорте (автобус), следующем по маршруту № 311 с регистрационным номером у 317 кх 45 в                     г. Кургане (акт фиксации от 10.04.2021), с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Курганским УФАС России по собственной инициативе выявлен факт, указывающий на признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выразившийся в следующем.

Зафиксирована информация следующего содержания: 

крупный шрифт, яркие зеленый и оранжевый цвета, занят основной объем поверхности плаката:

«*ОТЛИЧНЫЕ НАЛИЧНЫЕ* ВМЕСТЕ 10 ЛЕТ*OTLNAL.RU 8 800 600-70-00* ВЗЯЛ ЗАЙМ НА 7 ДНЕЙ ПО 0%=ОТДАЛ И НИ КОПЕЙКИ БОЛЬШЕ* К.МЯГОТИНА, 58* 3 МКР.37*ПР.МАШИНОСТРОИТЕЛЕЙ 3А*»;

мелкий шрифт без каких-либо акцентов цветом, толщиной букв и т.п., ниже основного текста:

«*НОВЫМ КЛИЕНТАМ, ПРИ УСЛОВИИ УЧАСТИЯ В АКЦИИ, ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА ПО ДОГОВОРУ ЗАЙМА В ВИДЕ 0% ДОСТИГАЕТСЯ В ВИДЕ СКИДКИ 100 % НА 7 ДНЕЙ ПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАЙМОМ И ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ПРИ СТРОГОМ СОБЛЮДЕНИИ ВСЕХ УСЛОВИЙ И ПРАВИЛ АКЦИИ «ЛЕГКИЙ НОЛЬ», ПРИ УСЛОВИИ ПОГАШЕНИЯ ЗАЙМА В УСТАНОВЛЕННОЙ АКЦИЕЙ СРОК. ПРИ ПОГАШЕНИИ ДОГОВОРА ЗАЙМА В СРОК БОЛЕЕ ЧЕМ НА 7 ДНЕЙ, КЛИЕНТ ТЕРЯЕТ ПРАВО НА УЧАСТИЕ В АКЦИИ, СРОК ПРОВЕДЕНИЯ АКЦИИ: 01.11.2020-31.12.2021 (ВКЛЮЧИТЕЛЬНО). АКЦИЯ «ЛЕГКИЙ НОЛЬ» РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ НА ДОГОВОР ЗАЙМА С ПРОЦЕНТНОЙ СТАВКОЙ В РАЗМЕРЕ ОТ 0,99% ДО 1% В ДЕНЬ НА СУММУ ЗАЙМА ОТ 1000 ДО 30 000 РУБЛЕЙ НА СРОК ЗАЙМА ОТ 1 ДО 30 ДНЕЙ, ПОЛНАЯ СТОИМОСТЬ ЗАЙМА ОТ 361,35% ДО 365% ГОДОВЫХ. ТОЧНАЯ ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПРОГРАММОЙ СКОРИНГА И УКАЗЫВАЕТСЯ В ДОГОВОРЕ.

ИСТОЧНИКОМ ИНФОРМАЦИИ ОБ ЗАЙМОДАВЦЕ, СУЩЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ ПОЛУЧЕНИЯ, ПОРЯДКЕ ВЫДАЧЕ ЗАЙМОВ И ИНЫХ УСЛОВИЯХ /ОБ ОРГАНИЗАТОРЕ АКЦИИ, О СУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВИЛАХ ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ, КОЛИЧЕСТВЕ ПРИЗОВ ИЛИ ВЫИГРЫШЕЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ТАКОЙ АКЦИИ, СРОКАХ, МЕСТЕ И ПОРЯДКЕ ИХ ПОЛУЧЕНИЯ: ИНТЕРНЕТ САЙТ OTLNAL.RU, ТЕЛ.8 800 600-70-70, ОФИСЫ ЗАЙМОДАВЦА/ОРГАНИЗАТОРА. ЗАЙМОДАВЕЦ/ОРГАНИЗАТОР АКЦИИ: ООО МКК «АГОРА», ИНН 5210001698, РЕГИСТРАЦИОННЫЙ НОМЕР В РЕЕСТРЕ ЦБ РФ МФО №651403322006088, ВАЛЮТА ЗАЙМА РОССИЙСКИЙ РУБЛЬ. СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗАЙМА: НАЛИЧНЫЙ И БЕЗНАЛИЧНЫЙ. УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗАЙМА: ГРАЖДАНИН РФ, ВОЗРАСТ ОТ 18 ЛЕТ, ПОСТОЯННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РФ, ПОСТОЯННОЕ МЕСТО РАБОТЫ (ЛИБО ПЕНСИОНЕР ПО СТАРОСТИ ИЛИ ПО ВЫСЛУГЕ ЛЕТ). НЕОБХОДИМЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ ДОГОВОРА ЗАЙМА: ПАСПОРТ ГРАЖДАНИНА РФ (ПЕНСИОННОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ- ПРИ НАЛИЧИИ)».

Способ крепления баннера: на стекле окна автобуса, следующего по маршруту № 311 с регистрационным номером у 317 кх 45, место распространения: г. Курган, путем наружного размещения (способ распространения).

По результатам рассмотрения материалов Курганским УФАС России вынесено определение о возбуждении дела № 045/05/5-19/2021 от 11.05.2021 г.  года по признакам нарушения законодательства о рекламе, назначено дело к рассмотрению на 26.05.2021 года, с последующим отложением на 16.06.2021 г., 05.07.2021 г., 27.07.2021 г.

Из информации, размещенной на сайте www.otlnal.ru и в других источниках в сети «Интернет», следует, что под брендом «Отличные наличные» осуществляют деятельность несколько юридических лиц и в зависимости от географии местожительства заемщика договор на выдачу онлайн займа заключается с одной из микрофинансовых организаций (ООО МКК «Авантаж», ООО МКК «Агора» или ООО МКК «Финансовый супермаркет»).

Пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания, к которым направлена реклама.

Таким образом, рассматриваемый информационный блок полностью соответствует понятию рекламы, так как круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования – финансовых услуг по предоставлению займа, призван формировать и поддерживать интерес к ООО МКК «Агора», осуществляющему деятельность под коммерческим наименованием «Отличные наличные» и оказываемой обществом услуге, способствует продвижению их на рынке.

По информации ООО МКК «Агора» микрофинансовая деятельность обществом осуществляется на основании Свидетельства о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций от 15.12.2014 № 651403322006088.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»), финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

ООО МКК «Агора», являющаяся микрокредитной организацией, как хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в силу пункта 6 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» является финансовой организацией.

В силу части 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг, и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Исходя из части 3 статьи 28 Закона о рекламе если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

При осмотре сайта OTLNAL.RU (акт осмотра от 13.04.2021 г.) установлено, что размещены правила проведения акции «Легкий ноль», согласно условиям акции, акция проводится путем предоставления скидки в виде снижения процентной ставки по договору займа на 100% при строгом соблюдении условий:

1) на момент получения займа Клиент не должен иметь ни одного действующего либо погашенного займа в Компании;

2) срок, в течение которого не начисляются проценты, составляет не более 7 (семи) дней, при этом Клиент должен в полном объеме погасить заем в сроки, указанные в индивидуальных условиях к договору займа;

3) клиент может оформить заем на более длительный срок, но, чтобы воспользоваться акцией «Легкий ноль», необходимо полностью погасить заем не позднее, чем на 7 (седьмой) календарный день пользования;

4) если клиент не закрывает заем в полном объеме в срок 7 (семь) календарных дней или продлевает срок действия займа, то этот клиент автоматически теряет право на участие в акции «Легкий ноль». Проценты по займу в таком случае начисляются в полном объеме согласно действующей ставке, для данной категория клиента, с первого дня пользования займом;

5) все условия программы распространяются в равной степени как на займы, предоставленные наличными в офисах Компании, так и на займы на займкарту;

Следовательно, информация, выполненная ярким крупным шрифтом: «ЗАЙМ под 0%», вводит потребителя в заблуждение в связи с наличием иных условий, причем отличных от условий, утверждённых Правилами проведения стимулирующего мероприятия «Легкий ноль»:

- скидка в виде снижения процентной ставки по договору займа до 100%;

- условия предлагаются в индивидуальном порядке;

- сумма займа от 1000 до 30000руб.;

- процентная ставка по займу от 361,35% до 365% годовых, точная процентная ставка определяется программой скоринга и указывается в договоре;

- срок займа от 1 до 30 дней;

и т.д.

В рекламе существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы.

            Как следует из пункта 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» (далее – постановление Пленума ВАС РФ №58), если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе). При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Пунктом 25 постановления Пленума ВАС РФ №58 определено, что в соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, эта реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.

К условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

В соответствии с письмом ФАС России от 11.09.2012 №АК/29603, при оценке рекламы, содержащей информацию, указанную мелким, трудным для восприятия шрифтом, следует учитывать то, что, исходя из понятия рекламы она предназначается для распространения среди неопределенного круга лиц, в связи с чем вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.

При этом то обстоятельство, что нормами Закона о рекламе не установлен размер шрифта, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку как следует из положений статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.

С учетом изложенного, в случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, формально присутствуют в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признать, что данные сведения не были доведены для неопределенного круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой услуги.

Как указано выше, в рассматриваемой рекламе информация «ЗАЙМ под 0%» *ВЗЯЛ знак равенства ОТДАЛ и ни копейки больше*ОТЛИЧНЫЕ НАЛИЧНЫЕ*ВМЕСТЕ 10ЛЕТ и адрес сайта OTLNAL.RU 8 800 600-70-00*исполнены крупным шрифтом.

Внизу рекламного блока под вышеуказанной информацией мелким шрифтом содержится существенная информация о наименовании организации, оказывающей финансовые услуги, часть сведений об условиях предоставления займов и, в частности, о проводимой акции.

Необходимо отметить, что по результатам анализа вышеобозначенной рекламы и изучения информации, размещенной на сайте www.otlnal.ru, установлено, что «ЗАЙМ под 0%» - это акция «ЛЕГКИЙ НОЛЬ», проводимая ООО МКК «Агора» в период с 01.11.2020-31.12.2021 при предоставлении займа.

При этом из 2-ой части рассматриваемой рекламы следует, что «скидки в виде снижения процентной ставки по договору займа до 100% предоставляются при строгом соблюдении всех условий для участников, соответствующих требованиям. Окончательные условия предоставления скидки в виде снижения процентной ставки по договору займа до 100% предлагаются в индивидуальном порядке в срок проведения акции».  Кроме того, из рекламы следует, что предоставление займа по такой акции возможно только при одновременном соблюдении следующих условий: «гражданин РФ, возраст от 18 лет, постоянная регистрация на территории РФ, постоянное место работы (либо пенсионер по старости или по выслуге лет)».

Исходя из понятия рекламы, она предназначается для распространения среди неопределенного круга лиц, в связи с чем вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.

Следовательно, в таком случает необходимо исходить из того, что размер и способ доведения до потребителей рекламной информации должны быть такими, чтобы изложенные в рекламе условия воспринимались обычным человеком обычным образом (т.е. без использования вспомогательных технических средств и в течение времени, в которое возможно восприятие информации).

Обозначенные нормы права приняты в интересах потребителя с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).

Так, формальное присутствие в рекламе обозначенных условий, напечатанных мелким нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие, поскольку реклама финансовой услуги (ЗАЙМ под 0%) является наружной, содержит информацию, в которой выделено наиболее привлекательное условие (0%). Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, менее привлекательной информации - способом, затрудняющим ее восприятие (с учетом размера рекламного баннера и шрифта текста рекламы, а также его местоположения), свидетельствует о недобросовестности рекламы. Несмотря на формальное наличие в рекламе информации об условиях по финансовой услуге (кредит, займ), лице, предоставляющем финансовые услуги, форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют, так как размер шрифта мелкий.

Кроме того, важно также отметить, что с учетом места нахождения рекламы она доступна для восприятия пассажирам общественного транспорта, где размещена реклама, соответственно направлена на импульсивное восприятие (относительно быстрое и четкое осознание предлагаемой информации, а также ее понимание и уяснение без совершения действий, направленных на специальное, длительное сосредоточение внимания).

При этом, поскольку вышеуказанная реклама направлена на формирование у потребителя желания воспользоваться услугой, а именно взять заем под 0%, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей рекламы, введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым предложением.

Совокупность обстоятельств размещения рекламы, ограниченное время считывания (для пассажиров транспортного средства), размер шрифта, которым написаны существенные условия предоставления кредита, не позволяют потребителям прочесть информацию обо всех условиях кредита, а также неуказание при этом существенной информации в полном объеме, вводит потребителей в заблуждение относительно предлагаемого рекламного продукта «ЗАЙМ под 0%».

Комиссия пришла к выводу, что рассматриваемый макет рекламы: «*ОТЛИЧНЫЕ НАЛИЧНЫЕ* ВМЕСТЕ 10 ЛЕТ*OTLNAL.RU 8 800 600-70-00* ВЗЯЛ ЗАЙМ НА 7 ДНЕЙ ПО 0%=ОТДАЛ И НИ КОПЕЙКИ БОЛЬШЕ* К.МЯГОТИНА, 58* 3 МКР.37*ПР.МАШИНОСТРОИТЕЛЕЙ 3А*НОВЫМ КЛИЕНТАМ, ПРИ УСЛОВИИ УЧАСТИЯ В АКЦИИ, ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА ПО ДОГОВОРУ ЗАЙМА В ВИДЕ 0% ДОСТИГАЕТСЯ В ВИДЕ СКИДКИ 100 % НА 7 ДНЕЙ ПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАЙМОМ И ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ПРИ СТРОГОМ СОБЛЮДЕНИИ ВСЕХ УСЛОВИЙ И ПРАВИЛ АКЦИИ «ЛЕГКИЙ НОЛЬ», ПРИ УСЛОВИИ ПОГАШЕНИЯ ЗАЙМА В УСТАНОВЛЕННОЙ АКЦИЕЙ СРОК. ПРИ ПОГАШЕНИИ ДОГОВОРА ЗАЙМА В СРОК БОЛЕЕ ЧЕМ НА 7 ДНЕЙ, КЛИЕНТ ТЕРЯЕТ ПРАВО НА УЧАСТИЕ В АКЦИИ, СРОК ПРОВЕДЕНИЯ АКЦИИ: 01.11.2020-31.12.2021 (ВКЛЮЧИТЕЛЬНО). АКЦИЯ «ЛЕГКИЙ НОЛЬ» РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ НА ДОГОВОР ЗАЙМА С ПРОЦЕНТНОЙ СТАВКОЙ В РАЗМЕРЕ ОТ 0,99% ДО 1% В ДЕНЬ НА СУММУ ЗАЙМА ОТ 1000 ДО 30 000 РУБЛЕЙ НА СРОК ЗАЙМА ОТ 1 ДО 30 ДНЕЙ, ПОЛНАЯ СТОИМОСТЬ ЗАЙМА ОТ 361,35% ДО 365% ГОДОВЫХ. ТОЧНАЯ ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПРОГРАММОЙ СКОРИНГА И УКАЗЫВАЕТСЯ В ДОГОВОРЕ. ИСТОЧНИКОМ ИНФОРМАЦИИ ОБ ЗАЙМОДАВЦЕ, СУЩЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ ПОЛУЧЕНИЯ, ПОРЯДКЕ ВЫДАЧЕ ЗАЙМОВ И ИНЫХ УСЛОВИЯХ /ОБ ОРГАНИЗАТОРЕ АКЦИИ, О СУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВИЛАХ ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ, КОЛИЧЕСТВЕ ПРИЗОВ ИЛИ ВЫИГРЫШЕЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ТАКОЙ АКЦИИ, СРОКАХ, МЕСТЕ И ПОРЯДКЕ ИХ ПОЛУЧЕНИЯ: ИНТЕРНЕТ САЙТ OTLNAL.RU, ТЕЛ.8 800 600-70-70, ОФИСЫ ЗАЙМОДАВЦА/ОРГАНИЗАТОРА. ЗАЙМОДАВЕЦ/ОРГАНИЗАТОР АКЦИИ: ООО МКК «АГОРА», ИНН 5210001698, РЕГИСТРАЦИОННЫЙ НОМЕР В РЕЕСТРЕ ЦБ РФ МФО №651403322006088, ВАЛЮТА ЗАЙМА РОССИЙСКИЙ РУБЛЬ. СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗАЙМА: НАЛИЧНЫЙ И БЕЗНАЛИЧНЫЙ. УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗАЙМА: ГРАЖДАНИН РФ, ВОЗРАСТ ОТ 18 ЛЕТ, ПОСТОЯННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РФ, ПОСТОЯННОЕ МЕСТО РАБОТЫ (ЛИБО ПЕНСИОНЕР ПО СТАРОСТИ ИЛИ ПО ВЫСЛУГЕ ЛЕТ). НЕОБХОДИМЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ ДОГОВОРА ЗАЙМА: ПАСПОРТ ГРАЖДАНИНА РФ (ПЕНСИОННОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ- ПРИ НАЛИЧИИ)» содержит нарушения части 7 статьи 5, частей 1, 3 статьи 28 Закона о рекламе.

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.

Данные обстоятельства установлены Решением Курганского УФАС России от 27.07.2021 по делу № 045/05/5-19/2021.

  1. В соответствии с частями 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 и частью 1 статьи 28 Закона о рекламе, несет рекламодатель и рекламораспространитель, установленных частью 3 статьи 28 Закона о рекламе – рекламодатель.

Согласно статье 3 Закона о рекламе, рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (пункт 5), рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7).

С учетом представленных документов рекламодателем рассматриваемой рекламы финансовых услуг является ООО МКК «АГОРА».

Данные обстоятельства подтверждаются решением Курганского УФАС России от 27.07.2021 по делу № 045/05/5-19/2021.

3.       Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 1 статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

ООО МКК «АГОРА» на запрос антимонопольного органа представило информацию о должностном лице Общества, ответственным за осуществление контроля за соблюдением требований рекламного законодательства – генеральном директоре Общества <…>, в подтверждение представлены: копия должностной инструкции от 02.07.2018, копия приказа о вступлении в должность № 20-18 от 02.07.2018, копия трудового договора от 02.07.2018, копия паспорта.

По результатам оценки в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ представленных материалов должностное лицо установило, что у генерального директора ООО МКК «Агора» <...> при распространении рекламы имелась возможность не нарушать требования действующего законодательства Российской Федерации о рекламе, однако должностное лицо допустило указанное нарушение.

Доказательств того, что <...> принял все зависящие от него меры для соблюдения законодательства о рекламе, в материалах дела не имеется.

Таким образом, должностное лицо – генеральный директор ООО МКК «Агора» <...> является виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1, 6 статьи 14.3 КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения: г. Курган.

Время совершения административного правонарушения: 10.04.2021 года.

Объектом административного правонарушения являются общие и специальные требования к процессу производства, размещения и распространения рекламы.

Объективную сторону административного правонарушения составляют действия должностного лица – генерального директора ООО МКК «Агора» <...> по распространению ненадлежащей  рекламы в общественном транспорте (автобус), следующем по маршруту № 311 с регистрационным номером у 317 кх 45 в г. Кургане, следующего содержания  «*ОТЛИЧНЫЕ НАЛИЧНЫЕ* ВМЕСТЕ 10 ЛЕТ*OTLNAL.RU 8 800 600-70-00* ВЗЯЛ ЗАЙМ НА 7 ДНЕЙ ПО 0%=ОТДАЛ И НИ КОПЕЙКИ БОЛЬШЕ* К.МЯГОТИНА, 58* 3 МКР.37*ПР.МАШИНОСТРОИТЕЛЕЙ 3А*НОВЫМ КЛИЕНТАМ, ПРИ УСЛОВИИ УЧАСТИЯ В АКЦИИ, ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА ПО ДОГОВОРУ ЗАЙМА В ВИДЕ 0% ДОСТИГАЕТСЯ В ВИДЕ СКИДКИ 100 % НА 7 ДНЕЙ ПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАЙМОМ И ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ПРИ СТРОГОМ СОБЛЮДЕНИИ ВСЕХ УСЛОВИЙ И ПРАВИЛ АКЦИИ «ЛЕГКИЙ НОЛЬ», ПРИ УСЛОВИИ ПОГАШЕНИЯ ЗАЙМА В УСТАНОВЛЕННОЙ АКЦИЕЙ СРОК. ПРИ ПОГАШЕНИИ ДОГОВОРА ЗАЙМА В СРОК БОЛЕЕ ЧЕМ НА 7 ДНЕЙ, КЛИЕНТ ТЕРЯЕТ ПРАВО НА УЧАСТИЕ В АКЦИИ, СРОК ПРОВЕДЕНИЯ АКЦИИ: 01.11.2020-31.12.2021 (ВКЛЮЧИТЕЛЬНО). АКЦИЯ «ЛЕГКИЙ НОЛЬ» РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ НА ДОГОВОР ЗАЙМА С ПРОЦЕНТНОЙ СТАВКОЙ В РАЗМЕРЕ ОТ 0,99% ДО 1% В ДЕНЬ НА СУММУ ЗАЙМА ОТ 1000 ДО 30 000 РУБЛЕЙ НА СРОК ЗАЙМА ОТ 1 ДО 30 ДНЕЙ, ПОЛНАЯ СТОИМОСТЬ ЗАЙМА ОТ 361,35% ДО 365% ГОДОВЫХ. ТОЧНАЯ ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПРОГРАММОЙ СКОРИНГА И УКАЗЫВАЕТСЯ В ДОГОВОРЕ. ИСТОЧНИКОМ ИНФОРМАЦИИ ОБ ЗАЙМОДАВЦЕ, СУЩЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ ПОЛУЧЕНИЯ, ПОРЯДКЕ ВЫДАЧЕ ЗАЙМОВ И ИНЫХ УСЛОВИЯХ /ОБ ОРГАНИЗАТОРЕ АКЦИИ, О СУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВИЛАХ ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ, КОЛИЧЕСТВЕ ПРИЗОВ ИЛИ ВЫИГРЫШЕЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ТАКОЙ АКЦИИ, СРОКАХ, МЕСТЕ И ПОРЯДКЕ ИХ ПОЛУЧЕНИЯ: ИНТЕРНЕТ САЙТ OTLNAL.RU, ТЕЛ.8 800 600-70-70, ОФИСЫ ЗАЙМОДАВЦА/ОРГАНИЗАТОРА. ЗАЙМОДАВЕЦ/ОРГАНИЗАТОР АКЦИИ: ООО МКК «АГОРА», ИНН 5210001698, РЕГИСТРАЦИОННЫЙ НОМЕР В РЕЕСТРЕ ЦБ РФ МФО №651403322006088, ВАЛЮТА ЗАЙМА РОССИЙСКИЙ РУБЛЬ. СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗАЙМА: НАЛИЧНЫЙ И БЕЗНАЛИЧНЫЙ. УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗАЙМА: ГРАЖДАНИН РФ, ВОЗРАСТ ОТ 18 ЛЕТ, ПОСТОЯННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РФ, ПОСТОЯННОЕ МЕСТО РАБОТЫ (ЛИБО ПЕНСИОНЕР ПО СТАРОСТИ ИЛИ ПО ВЫСЛУГЕ ЛЕТ). НЕОБХОДИМЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ ДОГОВОРА ЗАЙМА: ПАСПОРТ ГРАЖДАНИНА РФ (ПЕНСИОННОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ- ПРИ НАЛИЧИИ)», с нарушением части 7 статьи 5 и части 1, 3 статьи 28 Закона о рекламе.

Субъектом административного правонарушения является должностное лицо – генеральный директор ООО МКК «Агора» <…>.

4.       Обстоятельств, смягчающих, отягчающих (статья 4.2, статья 4.3 КоАП РФ) административную ответственность, не выявлено.

5.       Ущерба, причиненного административным правонарушением, не выявлено.

6.       Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5 КоАП РФ), не выявлено.

Срок давности привлечения к административной ответственности не истек (часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ).

7.       Причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, не выявлено.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с частью 6 статьи 14.3 КоАП РФ, распространение кредитной организацией рекламы услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержащей хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, без указания всех остальных условий, определяющих полную стоимость кредита (займа) для заемщика и влияющих на нее, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

Согласно части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 24.03.2005 г. № 5 такие обстоятельства, как, например, имущественное положение привлекаемого к ответственности лица не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения, но в силу частей 2 и 3 статьи 4.1. КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 2.1, 4.1, 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

 

1. Признать должностное лицо – генерального директора ООО МКК «Агора» <…> виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.ч. 1, 6 статьи 14.3 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Сумма штрафа, уплаченного за нарушение рекламного законодательства, зачисляется по следующим реквизитам:

ИНН 4501099573 КПП 450101001 УФК по Курганской области (Курганское УФАС России) к/с 40102810345370000037, номер казначейского счета 03100643000000014300 в Отделение Курган банка России г. Курган БИК ТОФК 013735150.

Начисление платежа:

КБК 161 1 16 01141 01 0003 140; ОКТМО 37701000

УИН 16100500000001269498

Наименование платежа: Административный штраф по постановлению № 045/04/14.3-1/2022 от 03.02.2022 года за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.ч. 1, 6 статьи 14.3 КоАП РФ.

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицу, привлеченного к административной ответственности, надлежит представить в Курганское УФАС России (e-mail: to45@fas.gov.ru).

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, либо в суд по месту рассмотрения дела в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано

В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях могут быть предъявлены к исполнению в течение двух лет со дня их вступления в законную силу.

 

Заместитель руководителя                                                                       <…>

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны