Решение б/н Решение по делу №74 в отношении ООО "Газпром межрегионгаз Ку... от 23 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу №74 

г. Курган
Резолютивная часть решения объявлена: 7 марта  2017 г.
В полном объеме решение изготовлено: 13 марта 2017 г.


Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела №74 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии — Гагарина И.В. - руководитель Курганского УФАС России;
Члены комиссии:
Белова А.В.– заместитель руководителя – начальник отдела Курганского УФАС России;
Фоминых М.М. – старший государственный инспектор Курганского УФАС России;
рассмотрев дело №74 по признакам нарушения ООО «Газпром межрегионгаз Курган» (640000 г. Курган, ул. Гоголя, 78/1) пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании препятствий доступу ООО «ГазТехСервис», на товарный рынок услуг установки приборов учета газа, в присутствии на заседании представителя ООО «Газпром межрегионгаз Курган» Шоломовой Е.Г. (паспорт <...> доверенность),

Установила:

Курганским УФАС России рассматривалось дело №259 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении АО «Кургангоргаз» по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в необоснованном отказе от опломбировки приборов учета газа потребителям, установку которых осуществляло ООО «ГазТехСервис», а также нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в создании препятствий доступу ООО «ГазТехСервис» на товарный рынок услуг установки приборов учета газа.  
Дело №259 возбуждено по заявлению ООО «ГазТехСервис» (вх. 5599 от 26.08.2014 г.), в котором заявитель жалуется на действия АО «Кургангоргаз» по отказу от опломбировки приборов учета газа потребителей г. Кургана, установку которых производило ООО «ГазТехСервис». К заявлению приложен перечень физических лиц, которым отказано в опломбировке прибора учета газа АО «Кургангоргаз».
Из сведений об опломбировке приборов учета газа клиентам ООО «ГазТехСервис», представленных АО «Кургангоргаз» письмом от 02.09.2015 г. исх. №ГК-ЮР-1368, следует, что часть указанных лиц является потребителями природного газа.
Согласно подпункту «б» пункта 22 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 г. №549 (далее – Правила №549), обязанностью поставщика газа является установка пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявки от абонента. 
Учитывая, что поставщиком природного газа в г. Кургане является ООО «Газпром межрегионгаз Курган»,  а не АО «Кургангоргаз», именно данное юридическое лицо в силу требований пп. «б» п. 22 Правил №549 несет обязанность по опломбировке прибора учета газа своим абонентам. 
Курганским УФАС России также установлено существенное нарушение сроков опломбировки приборов учета газа, установленных ООО «ГазТехСервис». 
В связи с вышеизложенным, дело о нарушении  ООО «Газпром межрегионгаз Курган» (далее также – ответчик) части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в нарушении сроков опломбировки приборов учета газа потребителям, установку которых осуществляло ООО «ГазТехСервис», а также нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в создании препятствий доступа ООО «ГазТехСервис», на товарный рынок услуг установки приборов учета газа, выделено в отдельное производство и возбуждено дело №74. 
15 октября 2014 года в Курганское УФАС России поступило заявление (вх. №6721) Шавалдышевой Ю.В. в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Курган». Из заявления следовало, что заявитель 7 октября 2014 г. обратился в ООО «Газпром межрегионгаз Курган» с заявкой на опломбировку прибора учета газа, установленного ООО «ГазТехСервис». К заявке приложен акт приема-сдачи монтажа и ввода в эксплуатация счетчика газа от 16.08.2014 г. В  ответ на данную заявку от ООО «Газпром межрегионгаз Курган» поступило письмо от 13.10.2014 г. №3108/08-10, из которого следовало, что ООО «ГазТехСервис» не имеет право осуществлять установку прибора учета газа, так как не имеет соответствующих разрешительных документов. Как указало  ООО «Газпром межрегионгаз Курган», в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным Российской Федерации для осуществления таких действий. По мнению ООО «Газпром межрегионгаз Курган», все работы по установке и демонтажу счетчиков газа может производить специализированная организация, которой может быть допущенная к обслуживанию газового оборудования в установленном порядке газораспределительная организация, имеющая аварийно-диспетчерскую службу, заключившая соответствующий договор на техническое обслуживание, либо организация, заключившая договор об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы. Шавалдышевой Ю.В. рекомендовано обратиться в ОАО «Кургангоргаз» (с 06.08.2015 г. АО «Кургангоргаз», далее по тексту – АО «Кургангоргаз») для получения акта, на основании которого ООО «Газпром межрегионгаз Курган» осуществит опломбировку прибора учета газа. 
ООО «ГазТехСервис» также представлена копия ответа ООО «Газпром межрегионгаз Курган» от 19.08.2014 г. №2684-08-10 на заявку Зыряновой Л.М., в котором изложена позиция, аналогичная вышеуказанной. В данном ответе также содержится прямое указание на то, что ООО «Газпром межрегионгаз Курган» не осуществляет опломбировку приборов учета газа, установленных ООО «ГазТехСервис». 
15 января 2016 г. рассмотрение дела №74 приостановлено до вступления в силу решения Арбитражного суда по делу №34-8861/2015, в связи с тем, что выводы по данному делу имеют значение для результатов рассмотрения дела №74. О приостановлении рассмотрения дела вынесено определение. Данным определением изменена также квалификация действий ООО «Газпром межрегионгаз Курган»: исключено нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в нарушении сроков опломбировки приборов учета газа потребителями, установку которых осуществляло ООО «ГазТехСервис».
В связи с вступлением решения Арбитражного суда Курганской области по делу №А34-8861/2015 01.08.2016 г. в силу, рассмотрение дела №74 возобновлено, о чем вынесено определение от 06.12.2016 г. 
После возобновления рассмотрения дела ООО «Газпром межрегионгаз Курган» представлены пояснения, согласно которым ООО «Газпром межрегионгаз Курган» в 2016-2017 г. отказов в  опломбировании приборов учета газа, установленных сторонними организациями, не допускается. 
До возбуждения дела и в ходе рассмотрения дела антимонопольным органом получены следующие доказательства по делу:
 1. Заявление ООО «ГазТехСервис» (вх. 5599 от 26.08.2014 г.), к которому приложен перечень физических, которым отказано в опломбировке приборов учета газа АО «Кургангоргаз».
2. Письмо АО «Кургангоргаз» от 02.09.2015 г. №ГК-ЮР-1368 (вх. №4816 от 08.02.2015 г.), а также письмо ООО «Газпром межрегионгаз Курган» от 09.11.2015 г. №3590/08-10 (вх. №6011 от 09.11.2015 г.). К указанным письма приложены перечни физических лиц, обратившихся с заявкой на опломбировку, из которых следует, что часть физических лиц, на которые указывает в своем заявлении ООО «ГазТехСервис» являются потребителями природного газа.
3. Письмо ООО «ГазТехСервис» от 05.11.2015 г. (вх. №5959 от 05.11.2015 г.), к которому приложена копия письма ООО «ГазТехСервис» от 07.07.2014 г. №1 в адрес ООО «Газпром межрегионгаз Курган», в котором ООО «ГазТехСервис» сообщает ООО «Газпром межрегионгаз Курган» о наличии у организации свидетельство СРО, специалистов, прошедших необходимое обучение и аттестацию, которые производят установку приборов учета газа с соблюдением необходимых норм, правил и требований законодательства, и обращается к ООО «Газпром межрегионгаз Курган» с просьбой производить опломбировку приборов учета газа, установленных ООО «ГазТехСервис». 
4. Копия свидетельства СРО №0633.02-2013-0278190107-С184 от 12.04.2013 г., выданное ООО «ГазТехСервис», устав ООО «ГазТехСервис», документы о квалификации специалистов ОО «ГазТехСервис», проводивших работы в г. Кургане. 
5. Заявление Шавалдышевой Ю.В. в Курганское УФАС России (вх. №6721 от 15.10.2014 г.) о бездействии ООО «Газпром межрегионгаз Курган» по опломбированию прибора учета газа, установленного ООО «ГазТехСервис». 
6. Письмо ООО «Газпром межрегионгаз Курган» от 19.08.2014 г. №2684/08-10 в адрес Зыряновой Л.М. о том, что ООО «Газпром межрегионгаз Курган» не осуществляет опломбировку приборов учета газа, установленных ООО «ГазТехСервис» в связи с тем, что ООО «ГазТехСервис» не является специализированной организацией.  
7. Письмо ООО «Газпром межрегионгаз Курган» от 13.10.2014 г. №3108/08-10 в адрес Шавалдышевой Ю.В. с аналогичным содержанием. 
8. Пояснения ООО «Газпром межрегионгаз Курган» от 11.12.2015 г. №4052/05-01-07, возражения на заключение по обстоятельства дела от 17.02.2017 г. №874/05-01-14 из которых следует, что начисления за поставленный газ всем потребителям, которым ООО «ГазТехСервис» установило приборы учета газа, произведены по показаниям счетчика с даты установки приборов учета.

Рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам относительно подлежащих выяснению обстоятельств.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
Курганским УФАС России в рамках дел о нарушении антимонопольного законодательства №41 и №176 проведен анализ и оценка состояния конкуренции на рынке поставки природного газа для обеспечения коммунально – бытовых нужд граждан, в ходе которого установлено, что доля ООО «Газпром межрегионгаз Курган» составляет 100% на рынке поставки природного газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в 2013 г., 2014 г., 1 полугодии 2015 г. на территории, охваченной газораспределительной сетью  в  г. Курган, г. Шадринск, в районах Белозерский, Варгашинский, Далматовский, Каргапольский, Катайский, Кетовский, Мишкинский, Мокроусовский, Сафакулевский, Шадринский, Шатровский, Шумихинский, Щучанский, Юргамышский. 
Таким образом, в силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение ООО «Газпром межрегионгаз Курган» признается доминирующим на рынке поставки природного газа для обеспечения коммунально – бытовых нужд граждан в географических границах г. Курган, г. Шадринск, в районах Белозерский, Варгашинский, Далматовский, Каргапольский, Катайский, Кетовский, Мишкинский, Мокроусовский, Сафакулевский, Шадринский, Шатровский, Шумихинский, Щучанский, Юргамышский.
Согласно пункту 12 Правил поставки газа для обеспечения коммунально – бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008г №549 (далее по тексту - Правила №549) обязанность по обеспечению наличия входящих в состав внутридомового или внутриквартирного газового оборудования газопровода, газоиспользующего оборудования и приборов учета газа лежит на заявителе, если иное не установлено договором.
В соответствии с подпунктом «к» пункта 15 Правил №549 в договоре, помимо прочего, указываются тип установленного прибора учета газа (при наличии), место его присоединения к газопроводу;
Пунктом 16 Правил №549 в договоре помимо сведений, указанных в пункте 15 настоящих Правил, должны быть отражены договоренности сторон по следующим существенным условиям:
а) порядок определения объема потребленного газа (по показаниям приборов учета газа или в соответствии с нормативами потребления газа в случае отсутствия приборов учета газа);
б) случаи и порядок определения объема потребленного газа в соответствии с нормативами потребления газа при наличии приборов учета газа;
в) порядок определения размера платы за потребленный газ;
г) порядок, срок и форма оплаты потребленного газа;
д) периодичность и порядок проведения поставщиком газа проверок технического состояния и показаний прибора учета газа, технического состояния и сохранности пломб на приборе учета газа и на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, а также установленного газоиспользующего оборудования (далее - проверка).
Пунктом 24 Правил №549 предусмотрено, что при наличии приборов учета газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учета газа.
Пунктом 27 Правил №549 закреплено,  что определение объема потребленного газа по показаниям прибора учета газа осуществляется со дня установки поставщиком газа пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу.
Установка пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, осуществляется при исправном состоянии прибора учета газа и наличии на приборе учета газа сохранной пломбы завода-изготовителя или организации, проводившей последнюю поверку.
Разделом «Основные правила учета поставляемого газа, определения объема потребленного газа и расчета размера платы за газ» Правил №549  закреплен порядок расчета за поставленный газ, в том числе по показаниям приборов учета газа.
В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Исходя из анализа вышеназванных норм права, Комиссия Курганского УФАС России приходит к выводу, что услуга по опломбированию приборов учета газа не образует отдельного самостоятельного товарного рынка, поскольку услуга опломбирования приборов учета газа не имеет самостоятельной потребительской ценности, потребитель не имеет заинтересованности в получении данной услуги при отсутствии поставок газа, опломбирование прибора учета необходимо исключительно для обеспечения исполнения обязательств сторон по договору поставки газа.
Курганское УФАС России приходит к выводу о смежности и взаимозависимости рынков поставок газа для населения и рынка услуг по установке приборов учета газа населению. 
Как установлено Комиссией Курганского УФАС России, ООО «ГазТехСервис» (далее также – заявитель) обратилось в ООО «Газпром межрегионгаз Курган» с просьбой производить опломбировку приборов учета, при наличии акта заявителя силами ООО «Газпром межрегионгаз Курган» ссылаясь на наличие у ООО «ГазТехСервис» квалифицированных специалистов и свидетельство СРО. 
То есть, по сути, заявитель обратился к поставщику газа с просьбой выполнять обязательства поставщика газа по установке пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу в отношении абонентов, которым установку такого прибора учета выполнил заявитель. 
Из ответов ООО «Газпром межрегионгаз Курган» на заявки Шавалдышевой Ю.В., Зыряновой Л.М. следует, что, по мнению ответчика, установку приборов учета газа может производить не любое лицо, а только то, которое является специализированной организацией либо лицо, заключившее договор со специализированной организацией на оказание услуг аварийно – диспетчерской службы.
В обоснование своей позиции ответчик ссылается на пункты 2, 7 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009г №239, а также на пункт 3 Правил №549.
Таким образом, ответчик ограничивает субъектный состав участников рынка услуг по опломбировке приборов учета специализированными организациями. При этом ответчик не относит к их числу ООО «ГазТехСервис».
Из совокупного анализа представленных в материалы дела доказательств и доводов, лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к выводу, что ответом на заявки потребителей природного газа ООО «Газпром межрегионгаз Курган»  выразило отказ от опломбировки приборов учета газа, установленных ООО «ГазТехСервис».  При этом, в ответах содержатся конкретные требования к организации, устанавливающей приборы учета газа, а именно:  либо газораспределительная организация, имеющая аварийно-диспетчерскую службу, заключившая соответствующий договор на техническое обслуживание, либо организация, заключившая договор об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы.
Вместе с тем, Комиссия Курганского УФАС России находит данные требования ответчика по делу не соответствующими действующему законодательству, а также нарушающими права и законные интересы Заявителя по делу.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 22 Правил №549 поставщик газа обязан осуществлять по заявке абонента установку пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу в течение 5 рабочих дней со дня поступления такой заявки.
Пунктом 25 Правил №549 предусмотрено, что определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении следующих условий:
а) используются приборы учета газа, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений;
б) пломба (пломбы), установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены;
в) срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил;
г) прибор учета газа находится в исправном состоянии.
Таким образом, перечень оснований для отказа в опломбировке приборов учета газа является закрытым и не содержит указания на право поставщика газа проверять статус лица установившего прибор учета газа  потребителю и отказа в опломбировке прибора учета по основаниям его установки не специализированной организацией.
Довод ответчика о том, что установку приборов учета газа вправе выполнять только специализированные организации согласно требований Правил №410 подлежит отклонению в силу нижеизложенного.
Согласно пункту 1 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 г. №410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» (далее – Правила №410), настоящие Правила устанавливают порядок пользования газом в части обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, в том числе порядок заключения и исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
В соответствии с пунктом 4 Правил №410 безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления следующего комплекса работ (услуг):
а) техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
б) аварийно-диспетчерское обеспечение;
в) техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
г) замена оборудования.
Пункт 10 Правил №410 закрепляет, что замена оборудования, входящего в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, осуществляется в следующих случаях:
истечение нормативных сроков эксплуатации оборудования, установленных изготовителем, или сроков эксплуатации оборудования, установленных проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов, если эти сроки не продлены по результатам технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а также истечение сроков эксплуатации этого оборудования, продленных по результатам его технического диагностирования;
признание газоиспользующего оборудования не подлежащим ремонту (непригодным для ремонта) в ходе технического обслуживания либо по результатам технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
заявка заказчика.
Исходя из содержания пунктов 1, 4, 10 Правил №410 действие Правил №410 не распространяется на правоотношения по первичной установке  приборов учета газа.
Из анализа предмета правового регулирования Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 26.06.2009 №239, следует, что названный Приказ также не регламентирует порядок оказания услуг по установке приборов учета газа, в этой связи ссылка ответчика на данный нормативно – правовой акт, как обоснование своей позиции по делу, является не состоятельной.
В соответствии с частью 5.1. статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 №216-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Закон об энергосбережении) обязанность обеспечить оснащение указанных объектов индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемого природного газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 января 2015 года возложена на собственников объектов, указанных в части 5 настоящей статьи.
Данная обязанность может быть исполнена указанными лицами путем заключения возмездного договора оказания услуг с любой организацией, осуществляющей соответствующий вид деятельности, поскольку согласно части 8 статьи 13 Закона об энергосбережении действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.
Вместе с тем, для обеспечения исполнения обязанности по оснащению помещений в многоквартирных домах индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемого природного газа лицами, указанными в части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении на организации, которые осуществляют снабжение природным газом или его передачу возложена обязанность осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета газа, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Деятельность указанных в части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении организаций осуществляется на основании возмездного договора, который является публичным договором в силу положений Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержденного Приказом Минэнерго РФ от 07.04.2010 №149.
Таким образом, действия по замене и эксплуатации приборов учета газа обязаны выполнять специализированные организации.
Вместе с тем, действующим законодательством не предусмотрено исключительное право специализированной организации по осуществлению действий по установке приборов учета используемого природного газа в рамках исполнения требований Закона об энергосбережении.
Выводы о том, что предпринимательской деятельностью по монтажу приборов учета газа вправе заниматься не только специализированные организации, но и иные хозяйствующие субъекты согласуются с позицией Министерства строительства и ЖКХ Российской Федерации, высказанной в ответе от 25.08.2014 №16609-ОГ/04 на запрос Курганского УФАС России; а также с выводами суда по делу №А34-5349/2014.
Таким образом, наличие у организации допуска к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и наличие в ее составе аварийно-диспетчерской службы не является обязательным требованием к организации оказывающей услуги по установке приборов учета газа.
Следовательно,  отказ ООО «Газпром межрегионгаз Курган» опломбировать приборы учета газа, установленные ООО «ГазТехСервис» на основании того, что ООО «ГазТехСервис» не является специализированной организацией, не имеет договора об оказании услуг аварийно – диспетчерской службы, противоречит действующему законодательству.
Пунктом 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе
ООО «Газпром межрегионгаз Курган», отказывая в опломбировке приборов учета газа, установленных ООО «ГазТехСервис» фактически препятствовало ООО «ГазТехСервис» осуществлению деятельности на рынке опломбировки приборов учета газа в г. Кургане.  ООО «ГазТехСервис» в случае уклонения поставщика газа от своей обязанности по опломбировке прибора учета газа по мотивам его установки не специализированной организацией лишен возможности к осуществлению хозяйственной деятельности на указанном товарном рынке.
Занимая доминирующее положение на рынке поставок газа населению  ООО «Газпром межрегионгаз Курган» - поставщик газа, уклоняясь от опломбировки газа, установленного конкретным юридическим лицом, фактически создает препятствие такому лицу к осуществлению деятельности на смежном товарном рынке, поскольку последний, при отказе поставщика от опломбировки приборов учета газа абонентам, установку которого производило ООО «ГазТехСервис», несет риски наличия негативных последствий в виде отказа заказчиков от оказанных услуг и расторжения договоров оказанных услуг по установке приборов учета газа. При наличии фактов не допуска приборов учета газа, установленных ООО «ГазТехСервис», в эксплуатацию, в отношении данного лица будет создана негативная репутация и как следствие препятствия к осуществлению хозяйственной деятельности на товарном рынке установки приборов учета газа населению.
Учитывая зависимость рынка услуг по установке приборов учета от рынка поставки газа, а также то, действия ООО «Газпром межрегионгаз Курган» совершает как поставщик газа,  комиссия приходит к выводу о том, ответчик имеет возможность оказывать решающее влияние на рынок услуг по установке приборов учета газа именно в силу своего доминирующего положения на рынке поставки газа. В связи с вышеизложенным, состояние конкуренции на рынке услуг по установке приборов учета газа не оценивается. Вместе с тем, комиссия приходит к выводу о необходимости идентификации рынка, на который ООО «Газпром межрегионгаз Курган» препятствует доступу ООО «ГазТехСервис». 
Согласно определению товарного рынка, приведенного в статье 4 Закона о защите конкуренции, для идентификации рынка достаточно определить его продуктовые и географические границы. 
Услуга по установке приборов учета газа предоставляется населению. В отношении данной услуги заключается договор и взимается плата, что позволяет ей находится к гражданском обороте. Следовательно, услуга по установке приборов учета газа в соответствии с определением, приведенным в статье 4 Закона о защите конкуренции, является товаром. Сфера обращения данного товара образует рынок. Функциональным назначением данного товара является учет коммунального ресурса для последующей оплаты за объем потребленного ресурса. Расчет за коммунальный ресурс может производится по нормативам потребления газа, в этом случае учет объема потребленного коммунального ресурса не требуется. Однако в этом случае стоимость самого ресурса, т.е. природного газа, возрастает более чем на 10%. Таким образом, услуга по установке приборов учета не может быть замена иной, которая бы также позволила удовлетворить потребность. Продуктовыми границами рынка является рынок услуг по установке приборов учета газа населению. 
Учитывая зависимость рынка услуг по установке приборов учета от рынка поставки природного газа, что географические границы рынка услуг по установке приборов учета совпадают с географическими границами рынка поставки газа, т.е. территории, охваченная  газораспределительной сетью  в  г. Курган, г. Шадринск, в районах Белозерский, Варгашинский, Далматовский, Каргапольский, Катайский, Кетовский, Мишкинский, Мокроусовский, Сафакулевский, Шадринский, Шатровский, Шумихинский, Щучанский, Юргамышский 
В рассматриваемых действиях ответчика установлено нарушение пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, которое выразилось в наступлении негативных последствий в виде ущемления интересов ООО «ГазТехСервис» возможными отказами ООО «Газпром межрегионгаз Курган» от опломбировки приборов учета газа установленных ООО «ГазТехСервис», а также в виде наличии факта ограничения конкуренции на рынке услуг по установке приборов учета газа населению в г. Кургане, путем создания препятствий доступу ООО «ГазТехСервис» на указанный товарный рынок.
Вместе с тем, комиссия располагает доказательствами того, что на момент принятия решения ООО «Газпром межрегионгаз Курган» прекратило нарушение пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. В частности, письмом от от 09.11.2015 г. №3590/08-10  ООО «Газпром межрегионгаз Курган»  представлены сведения о совершении ответчиком действий по опломбировке приборов учета газа абонентов, установку которых выполнило ООО «ГазТехСервис». Исходя из представленных сведений, ответчик в настоящий момент совершил действия по установке пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу клиентам ООО «ГазТехСервис». Отказов  в опломбировании приборов учета газа, установленных сторонними организациями, ответчиков в настоящее время не допускается. 
Из пояснений ООО «Газпром межрегионгаз Курган» от 11.12.2015 г. №4052/05-01-07, от 17.02.2017 г. №874-05-01-14  также  следует, что начисления за поставленный газ всем потребителям, которым ООО «ГазТехСервис» установило приборы учета газа, произведены по показаниям счетчика с даты установки приборов учета.
Таким образом, комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи ООО «Газпром межрегионгаз Курган» предписания. 
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41,  частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия
Решила:

1. Признать положение ООО «Газпром межрегионгаз Курган» доминирующим на рынке реализации природного газа населению на территории г. Кургана.
2. Признать в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Курган» нарушение пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании препятствий доступу ООО «ГазТехСервис» на товарный рынок установки приборов учета газа
3. Предписание ООО «Газпром межрегионгаз Курган» не выдавать в связи с отсутствием оснований для выдачи предписания. 

Председатель Комиссии
 И.В. Гагарина
Члены Комиссии:
А.В. Белова
 М.М. Фоминых

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения.  
Примечание. За  невыполнение  в  установленный  срок  законного решения антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны