Решение №10/АМЗ Решение №10/АМЗ об отказе в возбуждении дела о нарушении ант... от 19 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №10/АМЗ

ОБ ОТКАЗЕ В ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

«19» апреля 2022 г.                                                                                                                                    г. Курган

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее по тексту – Курганское УФАС России, антимонопольный орган) рассмотрено ООО «…» (далее – ООО «…») (вх. П-632 от 16.02.2022 года), перенаправленное из Прокуратуры города Кургана c жалобой на действия ООО «…» по вопросу неправомерного начисления платы за вывоз твердых коммунальных отходов в отношении нежилых помещений с 01 января 2022 года.

По результатам рассмотрения заявления Курганским УФАС России установлено следующее.

В соответствии с пунктом 2, 3 статьи 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона о защите конкуренции) антимонопольный орган осуществляет функции по выявлению нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения; предупреждает монополистическую деятельность хозяйствующими субъектами.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, результатом которого являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (пункт 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Хозяйствующий субъект – коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (пункт 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (часть 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции).

Исходя из приведенных положений, правовая квалификация нарушения в форме злоупотребления доминирующим положением состоит из следующей совокупности факторов:

1) наличие доминирующего положения у хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность на конкретном товарном рынке;

2) совершение данным хозяйствующим субъектом действия (бездействия), не основанного на нормах закона;

3) наступление или возможность наступления негативных последствий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, либо неопределенного круга потребителей;

4) наличие объективной взаимосвязи между доминирующим положением, совершением деяния и его негативными последствиями либо возможностью наступления таких последствий.

Правоотношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах) и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 г. № 1156 (далее – Правила №1156).

Согласно статье 1 Закона об отходах, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

Частью 1 статьи 24.6 Закона об отходах установлено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

В соответствии с частью 4 статьи 24.6 Закона об отходах юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, обращение с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 24.6 Закона об отходах).

Частью 1 статьи 24.7 Закона об отходах установлено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

В свою очередь, согласно части 4 статьи 24.7 Закона об отходах собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Согласно части 5 статьи 24.7 Закона об отходах договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

С 01 января 2020 года на территории Курганской области приступил к работе региональный оператор по обращению с твёрдым коммунальными отходами в лице ООО «…» на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курганской области от 13 сентября 2019 года.

Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области «Об установлении предельных единиц тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курганской области для ООО «…» (ОГРН …) на 2020 год» № 47-8 от 30.12.2019 года установлен тариф на услугу регионального оператора.

Таким образом, поскольку услуги по обращению с ТКО на территории Курганской области ООО «…» оказывает с 01.01.2020 года (Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курганской области от 13.09.2019 года, заключенное Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области и ООО «…»), постольку все договоры на оказание услуг по обращению с ТКО ООО «…» заключает с момента начала своей деятельности.

01.01.2020г. между ООО «…» и ООО «...» заключен «Договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами № ЧГ - 002959/2020».

Согласно условиям договора и в соответствии с подпунктом «а», пункта 5 Постановления Правительства РФ от 3 июня 2016 г. №505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов», коммерческий учет твердях коммунальных отходов осуществляется исходя из норматива накопления ТКО.

Нормативы накопления ТКО устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. №269.

В Курганской области, с 01.01.2020 г. по 31.12.2021 г., норматив накопления твердых коммунальных отходов установлен Приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области №925 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Курганской области» от 30.10.2017 года, (Расчетная единица, в отношении которой устанавливается норматив- 1 сотрудник * норматив накопления твердых коммунальных отходов-м3/год на одну расчетную единицу * стоимость 1м3 ТКО за 2020 год), аптеки отнесены к административным зданиям, расчет ведется с 1 сотрудника.

В соответствии Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области №47-8 от 30.12.2019 г. стоимость 1 м3 ТКО на 2020 г.-561,77 руб.

С 01.01.2022 г. вступил в силу Приказ Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области от 09.09.2021 №400 «О внесении изменений в Приказ Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области от 30 октября 2017 года №925 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Курганской области» аптеки отнесены к предприятиям торговли категории- промтоварные магазины, расчет ведется с 1кв. м. общей площади помещения, норматив накопления ТКО- 0,2 м3 на 1 м2 в год.

В соответствии с Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области №56-8 от 28.12.2021 г. стоимость 1 м3 ТКО на 2022 г.-451,54 руб.

Таким образом, объем оказываемой услуги устанавливается нормативно правовыми актами.

Согласно пунктам 1 и 4 статьи 24.8 Закона об отходах оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором относятся к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, для которой устанавливаются предельные тарифы.

Предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами (статья 6 Закона об отходах).

Часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» устанавливает запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами в лице ООО «…» не имеет полномочий для самостоятельного определения стоимости оказываемой услуги и действует в рамках действующего законодательства. Таким образом, не усматривается нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В пункте 30 Договора установлено, что все споры и разногласия, которые могут возникнуть из настоящего Договора или в связи с ним, в том числе касающиеся его заключения, выполнения, нарушения, прекращения или действительности, могут быть переданы на разрешение Арбитражного суда Курганской области по истечении 14 (четырнадцати) календарных дней со дня направления стороне претензии.

Исходя из представленных документов, в соответствии с пунктом 2 части 8 и пунктом 2 части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области принято решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны