Решение (комиссия) №МП/1120/24 Решение по жалобе № 045/10/18.1-138/2024 о нарушении процеду... от 19 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 045/10/18.1-138/2024

о нарушении процедуры торгов

 

 

«17» апреля 2024 года г. Курган

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению жалоб в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в составе:

Председатель Комиссии – , врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;

Члены Комиссии:

 – заместитель начальника отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области,

 – старший государственный инспектор отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;

в присутствии на заседании Комиссии:

от Заявителя – индивидуальный предприниматель Мусин Р.А. (паспорт);

от организатора торгов – ГАУ «К» представитель Е (доверенность от 09.04.2024 № 219, паспорт), специалист Б (доверенность от 09.04.2024 № 220, паспорт);

рассмотрев жалобу ИП М на действия организатора торгов – ГАУ «К» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку звукового оборудования для нужд Курганского театра драмы (реестровый номер извещения: 32413422742),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области поступила жалоба ИП М на действия организатора торгов – ГАУ «К» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку звукового оборудования для нужд Курганского театра драмы (реестровый номер извещения: 32413422742).

Из сути жалобы следует, что по мнению Заявителя организатор торгов неправомерно установил в документации о закупке требования к техническим и функциональным характеристикам товара, указывающим на конкретного производителя товара, чем нарушил часть 6.1 статьи 3 Федерального закона о от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Также Заявитель полагает, что по позиции 1 в Описании объекта закупки в нарушение данных норм Заказчик установил излишние требования к товару, которым соответствуют лишь товары одного производителя VOLTA FLY TOP 210A. Однако по мнению Заявителя и товар данного производителя тоже невозможно предложить к поставке, поскольку Заказчиком неверно указан параметр «Диапазон воспроизведения: не менее 58Гц – не более 21Гц». Приложил сравнительную таблицу аналогов (эквивалентов), согласно которой эквиваленты производителей FBT MUSE 210, SOUNDKING G210A не подходят по характеристикам к заявленным Заказчиком в описании объекта закупки.

Просит проверить правомерность проведения Заказчиком торгов по правилам Закона о закупках.

Представители ГАУ «К» с доводами жалобы не согласились, пояснили, что при написании технического задания Заказчик уделил особое внимание техническим и габаритным характеристикам оборудования, так как имеющееся, уже установленное в Курганском театре драмы оборудование, для которого проводится спорная закупка, имеет схожие характеристики и должно быть взаимозаменяемым.

Пояснили, что в жалобе Заявитель акцентирует внимание на неверно, по его мнению, указанный параметр «Диапазон воспроизведения: не менее 58 Гц-не более 21 кГц», считают такой вывод необоснованным, т.к. к профессиональному звуковому оборудованию, подходящему по произведенным расчетам к зрительному залу Курганского театра драмы, подходит именно вышеуказанный диапазон воспроизведения. Также пояснили, что при описании объекта закупки Заказчиком учитывалась реверберация (процесс затухания звука из-за отражений от поверхностей: кресел, стен, потолка, при отражениях от которых происходит поглощение звуковой энергии). Полагают, что Заказчик не ограничивает количество участников в поставке товара с указанными характеристиками. По мнению представителей Заказчика Заявитель мог подать заявку на участие в торгах, но неверно интерпретировал характеристики товара.

Комиссия Курганского УФАС России, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, а также изучив представленные документы, приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении закупок в соответствии Законом о закупках.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Жалоба ИП М подана с соблюдением требований части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Закупочная деятельность ГАУ «Курганское театрально-концертное объединение» регламентируется Законом о закупках.

Согласно части 2 статьи 1 Закона о закупках настоящий федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг, и основные требования к закупке товаров, работ, услуг бюджетным учреждением при наличии у него правового акта (Положения о закупках), утвержденного и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных, при осуществлении им закупок за счет средств, полученных в качестве субсидий (грантов), предоставляемых из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В данном случае в соответствии с указанной нормой Положение о закупках ГАУ «К» размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок 26.09.2022 - то есть до начала года, в котором размещена спорная закупка.

Также организатором торгов представлено «Соглашение о предоставлении из бюджета Курганской области Государственному автономному учреждению «К» субсидии на оснащение региональных и муниципальных театров, находящихся в городах с численностью населения более 300 тыс. человек» от 16.01.2024 № 20-2024-000129, заключенное между У и ГАУ «К», в соответствии с котором проводится закупка необходимого оборудования.

Таким образом организатором торгов не нарушены требования подпункта «а» пункта 4 части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Учитывая изложенная, Комиссия Курганского УФАС России приходит к выводу о правомерности закупки звукового оборудования Организатором торгов по правилам Закона о закупках.

Согласно части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.

Положением о закупках товаров, работ, услуг для собственных нужд, устанавливающим, в соответствии с Законом о закупках, общие требования к их организации и проведению у данного Заказчика, Организатором торгов в разделе 7. Описание предмета закупки в подпункте 1 части 1 указано, что при описании предмета закупки Заказчик указывает требования к качественным, техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товаров, работ, услуг, связанные с определением соответствия товаров, работ, услуг потребностям Заказчика.

Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан его определить и описать в соответствии с нормами Закона о закупках таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую обоснованным требованиям Заказчика.

При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, поскольку Закон о закупках не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию о закупке требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, а также норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.

13.12.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) опубликовано извещение о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку звукового оборудования для нужд Курганского театра драмы (реестровый номер извещения: 32413422742).

Заказчиком в приложении № 1 к аукционной документации «Описание объекта закупки» указаны технические характеристики предполагаемого к поставке оборудования для нужд ГАУ «КТКО» СП Курганский театр драмы.

Требований к изготовителю данного оборудования, товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям, в описании предмета закупки документация о закупке не содержит, в связи с чем документация не должна содержать указание на возможность поставки эквивалента.

Кроме того, аукционная документация не содержит требований о поставке оборудования исключительно его производителем. Являющееся предметом закупки звуковое оборудование находится в свободной продаже, что подтверждается представленными Заказчиком на заседание Комиссии скриншотами с сайтов продавцов. Следовательно, каждый потенциальный участник закупки имеет возможность приобрести необходимое оборудование и участвовать в торгах на его поставку, что подтверждается поданной на участие в торгах заявкой участника, не являющегося производителем оборудования.

Что касается указания в разделе 1 «Активный элемент линейного массива: «Диапазон воспроизведения: не менее 58 Гц-не более 21 кГц», представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что Заказчиком уже используется товар с аналогичными характеристиками, поэтому с целью взаимозаменяемости была установлена именно такая характеристика диапазона (представили акты приема-передачи и инвентарную карточку учета нефинансовых активов Курганского театра драмы на профессиональную активную акустическую широкополостную систему в сборке).

Также при установлении данной характеристики учитывалась необходимость обеспечения такой сила звука, которая обеспечивала бы наиболее четкое и комфортное его воспроизведение для посетителей Курганского театра драмы. Следовательно, спорный диапазон воспроизведения является потребностью Заказчика.

Кроме того, представителями Заказчика на заседание комиссии была представлена сравнительная таблица аналогичного оборудования, подтверждающая, что под указанные в аукционной документации технические и функциональные характеристики диапазона объекта закупки не менее 58 Гц-не более 21 кГц подходят не только товары производителя VOLTA FLY TOP 210A (60 Гц - 20 кГц), а как минимум товары еще 4 производителей – G210A Soundking (58 Гц - 20 кГц), Sanway LA2210P (58 Гц - 20 кГц), RFIntelII VK10A-II (65 Гц - 20 кГц), Волновод А210 (58 Гц - 20 кГц).

При таких обстоятельствах Заказчиком не нарушены требования части 6.1 статьи 3 Закона о закупках в части установления неправомерного требования к техническим и функциональным характеристикам товара, указывающим на конкретного товаропроизводителя.

Согласно правовой позиции Президиума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 6 Обзора судебной практики от 16.05.2018 по вопросам, связанным с применением Закона о закупках, уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции. Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Как следует из пункта 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

В закупочной документации отсутствуют требования о том, что участник должен быть производителем продукции, любой желающий мог принять участие в закупках и предложить продукцию подходящего производителя, а включение в аукционную документацию характеристик и требований к товару, которые отвечают потребностям заказчика и необходимы для выполнения соответствующих функций и в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким требованиям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.

Таким образом требование в документации о закупке к поставке звукового оборудования с определенным характеристиками установлено в целях создания своевременного и полного удовлетворения потребностей Заказчика учитывая специфику его деятельности, потребность в совместимости имеющегося у Заказчика товара с закупаемым, и направлено на обеспечение эффективности его работы.

Кроме того, необходимо учитывать, что возможность поставить требуемый товар имеется не только у производителей, но и у поставщиков. В соответствии с документацией о закупке потенциальным участникам закупки необходимо поставить товар, а не изготовить его.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

В закупке может участвовать неограниченное количество поставщиков. Участником закупки может выступать любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации о закупке и требованиям Заказчика.

Объективные причины невозможности приобретения товара с требуемыми Заказчику характеристиками Заявителем не представлены.

Заявителем не доказано, что товары, планируемые к закупке, находятся в ограниченном обращении.

Учитывая, что Организатором торгов обеспечен равный доступ к участию в торгах, установлены единые требования к участникам торгов и к поставляемому товару, дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки не имеется.

Установленные Заказчиком в документации требования не препятствую участию в закупке нескольким поставщикам, в равной мере применяются ко всем участникам закупки. Доказательств обратного Заявителем не представлено.

Таким образом Комиссией Курганского УФАС России нарушений Закона о закупках в действиях организатора торгов не выявлено.

При этом в соответствии с частью 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Дополнительные доводы, озвученные Заявителем на заседании Комиссии, не могут быть предметом рассмотрения, так как не были заявлены в письменной жалобе.

На основании вышеизложенного Комиссия Курганского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу индивидуального предпринимателя М необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны