Предупреждение б/н Предупреждение №8 ООО "ЭКО-Меркурий" от 3 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Предупреждение №8
о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства


23 июля 2015 г.                                                                                                          г. Курган


22 мая 2015 г. в Курганское УФАС России поступило заявление ООО «Интернет-технологии» с жалобой на действия ООО «ЭКО-Меркурий» по взиманию платы в размере 700 рублей за заключение договора на оказание услуг по обезвреживанию ртутьсодержащих отходов.
В результате рассмотрения заявления по существу было установлено следующее. ООО «ЭКО-Меркурий» на основании лицензии №00135 от 30.07.2014 г., выданной Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, осуществляет деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности и специализируется на операциях сбора, транспортировки и обезвреживания ртутьсодержащих отходов. 
Пунктом 1.5 договора от 02.02.2015 г. №5-131/15 на оказание услуг по обезвреживанию ртутьсодержащих отходов, заключенного между ООО «ЭКО-Меркурий» и ООО «Интернет-технологии», предусмотрена обязанность заказчика оплатить издержки исполнителя, связанные с заключением договора и планированием загрузки производственных мощностей, в размере 700 рублей независимо от объема фактически оказанных услуг. 
Согласно данным, представленным Управлением Росприроднадзора по Курганской области, на территории Курганской области имеются два предприятия, имеющие лицензии на осуществлении деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности и специализирующихся на операциях сбора, транспортировки и обезвреживания ртутьсодержащих отходов:
- ООО «ЭКО- Меркурий» (г. Курган, ул. Промышленная, 5);
- ООО НПП «Рус-Ойл» (г. Курган, ул. Щорса, 93, стр. 1).
Согласно пояснениям, представленным ООО НПП «Рус-Ойл», организация в 2014 году принимала ртутьсодержащие отходы с их дальнейшей передачей для обезвреживания ООО «ЭКО-Меркурий». В 2015 году прием ртутьсодержащих отходов не производился. Таким образом, в Курганской области в 2014, 2015 г. на рынке услуг по обезвреживанию ртутьсодержащих отходов действовал один участник с долей 100%  - ООО «ЭКО-Меркурий». 
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):
1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;
2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.
Таким образом, положение ООО «ЭКО-Меркурий» на рынке услуг по обезвреживанию ртутьсодержащих отходов в географических границах Курганской области в 2014-2015 гг. признается доминирующим. 
Пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектов своим доминирующим положением, в частности запрещается навязывать контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования). 
Деятельность в области обращения с отходами регулируется положениями Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Порядок обращения с ртутьсодержащими отходами установлен Правилами обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 г. №681 (далее – Правила обращения с ртутьсодержащими отходами). Указанными нормативными актами не предусмотрена возможность организации, осуществляющей сбор, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение ртутьсодержащих отходов, взимать с контрагентов какую-либо плату за заключение договора оказания услуг по обезвреживанию ртутьсодержащих отходов. 
Общий порядок заключения договора возмездного оказания услуг регулируется главой 39 Гражданского кодекса РФ. Согласно части 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
При этом само действие по заключению договора не может быть признано услугой. 
Так, исходя из ст. 128 ГК РФ услуга имеет имущественную ценность, позволяющую ей находится в гражданском обороте. 
Согласно пункту 5 ст. 38 Налогового кодекса РФ услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. 
Исходя из системного толкования указанных норм, услуга – это целенаправленная деятельность одного лица, направленная на удовлетворение нематериальных потребностей другой лица, результат которого имеет имущественную ценность. 
Потребность ООО «Интернет-технологии» заключается в избавлении от ртутьсодержащих отходов в законном порядке. Заключение договора  в этом случае является лишь способом упорядочить и урегулировать процесс оказания услуги по обезвреживанию ртутьсодержащих отходов. 
Таким образом, включение в договор на оказание услуг по обезвреживанию ртутьсодержащих отходов условия о взимании платы за заключение договора в размере 700 рублей является невыгодным для контрагента, поскольку заключение договора само по себе не удовлетворяет потребности контрагента в утилизации ртутьсодержащих отходов. Нормативными правовыми актами также не предусмотрена возможность ООО «ЭКО-Меркурий» включать данное условие в договор оказания услуг по обезвреживанию ртутьсодержащих отходов. 
Исходя из вышеизложенного действия ООО «ЭКО-Меркурий» по включению в договор оказания услуг по обезвреживанию ртутьсодержащих отходов условия об оплате издержек, связанных с заключением договора в размере 700 рублей свидетельствуют о нарушении обществом пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. 
В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.
В связи с наличием в действиях ООО «ЭКО-Меркурий» признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», руководствуясь статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» Курганское УФАС России предупреждает о необходимости прекращения указанных действий путем принятия мер по исключению из договора от 02.02.2015 г. №5-131/15 пункта 1.5. Предупреждение необходимо исполнить в течение 15 дней с момента получения настоящего предупреждения. 
О выполнении предупреждения сообщить в Курганское УФАС России в трехдневный срок с момента исполнения предупреждения.

Заместитель руководителя – начальник отдела                                      А.В. Белова

Связанные организации

Связанные организации не указаны