Предупреждение №26 Предупреждение (неисполнение публичного договора) от 1 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «ГЭС Оренбург»

460027, г. Оренбург, ул. Донгузская, д.2

info@ges-orenburg.ru

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 26

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЙ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 декабря 2020 года г. Курган

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее – Курганское УФАС России) поступило обращение заместителя Губернатора Курганской области <…> (вх. №4059 от 01.09.2020 г.) с информацией о наличии в действиях Общества с ограниченной ответственностью «Газэнергосеть Оренбург» (далее по тексту - ООО «ГЭС Оренбург», Общество) признаков нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции).

Как следует из обращения, ООО «ГЭС Оренбург» обратилось в Правительство Курганской области с заявлением о снятии статуса уполномоченной организации на поставку сжиженного углеводородного газа для обеспечения бытовых нужд граждан, проживающих на территории Курганской области. В указанном заявлении ООО «ГЭС Оренбург» сообщает, что в связи с отсутствием финансовых средств не имеет возможности обеспечить население Курганской области сжиженным углеводородным газом, а также поддерживать дальнейшую эксплуатацию имущественного комплекса по сливу, хранению, наливу и транспортировке сжиженного углеводородного газа (далее по тексту – СУГ). Правительство Курганской области считает, что снабжение бытовым газом в баллонах является коммунальной услугой, ограничение или приостановление исполнителем коммунальной услуги собственникам или пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги, не допускается.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (статья 5 Закона о защите конкуренции).

На основании Распоряжения Правительства Курганской области №427-р от 19.12.2019 г. «Об определении уполномоченной на поставки сжиженных углеводородных газов для обеспечения бытовых нужд граждан, проживающих на территории Курганской области, газораспределительной организации Курганской области на 2020 год» ООО «ГЭС Оренбург» определено организацией, уполномоченной на поставку СУГ для обеспечения бытовых нужд граждан, проживающих на территории Курганской области.

ООО «ГЭС Оренбург» занимает доминирующее положение на рынке услуг по поставке СУГ для обеспечения бытовых нужд граждан, проживающих на территории Курганской области.

Следовательно, Общество подпадает под сферу регулирования Закона о защите конкуренции.

В силу своего доминирующего положения ООО «ГЭС Оренбург» обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в том числе не допускать действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом и другими федеральными законами.

Порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг предусмотрен разделом XI Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, далее по тексту – Правила № 354). Согласно пп. «д» п. 4 Правил № 354 потребителю могут быть представлены следующие виды услуг: газоснабжение, то есть снабжение газом, подаваемым по централизованным сетям газоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также продажа бытового газа в баллонах.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных пункт148(54) Правил № 354 (пункт 7 Правил № 354).

Потребителю в жилом помещении не может быть отказано в предоставлении коммунальных услуг в случае отсутствия у потребителя заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг (пункт 7 Правил № 354).

Отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа (далее - договор), в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него регламентируют Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (утв. постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549, далее - Правила № 549).

Согласно пункту 1 статьи 426 ГК РФ, публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.)

Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте (пункт 3 ст. 438 ГК РФ).

В соответствии с пунктами 5, 7 Правил № 549 поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора, для заключения договора заинтересованное физическое или юридическое лицо направляет оферту в письменной форме газоснабжающей организации, осуществляющей деятельность по поставке газа на территории муниципального образования, где расположено помещение, газоснабжение которого необходимо обеспечить.

Газоснабжающая организация не вправе отказать заявителю в приеме и рассмотрении оферты.

На официальном сайте ООО «ГЭС Оренбург» размещена публичная оферта (предложение) о заключении договора поставки бытового газа в баллонах.

Обязанность заключения публичного договора, каковым является договор поставки СУГ в баллонах, означает и недопустимость одностороннего отказа газораспределительной организации от исполнения обязательств по договору.

Согласно пункту 1 статьи 523 Гражданского Кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Нарушение договора поставки покупателем предполагается существенным в случаях:

неоднократного нарушения сроков оплаты товаров;

неоднократной невыборки товаров.

Таким образом, положения действующего законодательства не предусматривают односторонний отказ хозяйствующего субъекта – единой газораспределительной организации от исполнения договора на поставку СУГ, в случае, когда потребитель надлежащим образом исполняет обязательства по данному договору.

Исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

На запрос информации Курганского УФАС России ООО «ГЭС Оренбург» письмами (вх. № 4560 от 09.10.2020 г.; вх. №5154 от 26.11.2020 г.) пояснило, что Общество 08.06.2020 направило в адрес Губернатора Курганской области письмо № 14-01.043/13-585-20 «О снятии статуса уполномоченной организации на поставку СУГ». В данном обращении Общество просило в связи с отсутствием финансовых средств для возможности обеспечения населения Курганской области СУГ решить вопрос о снятии с 01.08.2020г. указанного статуса. На данное заявление Обществом был получен ответ от Правительства Курганской области от 10.07.2020г. № 01-3141 /20-р о невозможности решения данного вопроса.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие): экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Согласно Обзору Судебной практики Верховного суда Российской Федерации № 1 (2018) для целей применения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции (в том числе в редакции, действующей после 5 января 2016 г.) понятие неопределенного круга потребителей используется не в значении невозможности установить число таких лиц на заданный момент времени, а в контексте множественности (не единичности) числа потребителей как участников рынка, чьи права и законные интересы могут быть затронуты действиями лица, занимающего доминирующее положение, исходя из характера допущенного данным лицом злоупотребления имеющейся у него рыночной властью и последствий таких нарушений (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2017 № 310-КГ17-12130).

При этом прекращение поставки газа (топлива) ресурсоснабжающей организации не предусмотрено в качестве основания для такого приостановления или ограничения. Напротив, пунктом 121 Правил № 354 предусмотрено, что ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается.

Таким образом, действия ООО ГЭС «Оренбург» по направлению в адрес Правительства Курганской области заявления о снятии статуса уполномоченной организации на поставку сжиженного углеводородного газа для обеспечения бытовых нужд граждан, проживающих на территории Курганской области, создают угрозу наступления ущемления интересов потребителей коммунальной услуги и содержат признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Антимонопольный орган, в соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности выдает хозяйствующему субъекту, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно пункту статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

В связи с наличием в действиях ООО «ГЭС Оренбург» (ИНН 5610039425, ОГРН 1055610103625, место нахождения: ООО «ГЭС Оренбург» 460027, г. Оренбург, ул. Донгузская, д. 2) признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, Курганское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает о необходимости ООО «ГЭС Оренбург» принятия всех зависящих от Общества мер по надлежащему исполнению Распоряжения Правительства Курганской области № 427-р от 19.12.2019 г. «Об определении уполномоченной на поставки сжиженных углеводородных газов для обеспечения бытовых нужд граждан, проживающих на территории Курганской области, газораспределительной организации Курганской области на 2020 год» до истечения срока действия вышеуказанного Распоряжения Правительства Курганской области.

Срок исполнения предупреждения: 15.01.2021.

О выполнении предупреждения сообщить в Курганское УФАС России в течение 3-х дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением документов, подтверждающих исполнение предупреждения № 26 от 01.12.2020 года.

Руководитель Управления <…>

Исполнитель: <…>

тел. 8 3522 463955

Связанные организации

Связанные организации не указаны