Решение №045/10/18.1-01/2021 Жалобу Общества с ограниченной ответственностью ««» признать... от 25 января 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ЖАЛОБЕ О НАРУШЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ ТОРГОВ

 № 045/10/18.1-1/2021

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров на территории Курганской области в составе:

Председатель Комиссии –  – заместитель руководителя – начальник отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Курганского УФАС России;

члены Комиссии: 

 – заместитель начальника отдела контроля товарных, финансовых рынков и  рекламного законодательства Курганского УФАС России;

– старший государственный инспектор отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Курганского УФАС России,

в присутствии представителей:

заказчика в лице Акционерного общества «з» (далее – АО «») – г.), ),

в отсутствии представителей Заявителя – Общества с ограниченной ответственностью «» (далее – ООО «ИК «»),

рассмотрев жалобу ООО «ИК «» (127411, ) с информацией о нарушении заказчиком в лице АО «» (640018,) Федерального закона № 223-ФЗ от 18.07.2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при проведении запроса предложений в электронной форме на выполнение проектно-изыскательских работы по объекту: «Реконструкция очистных сооружений водопровода «» (ОСВ «») г. (извещение № ) в порядке ст. 18.1 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области поступила жалоба ООО «ИК «» (вх. № 33 от 12.01.2021 г.)  с информацией о нарушении заказчиком в лице АО «» Федерального закона № 223-ФЗ от 18.07.2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при проведении запроса предложений в электронной форме на выполнение проектно-изыскательских работы по объекту: «Реконструкция очистных сооружений водопровода «» (ОСВ «») г. (извещение № ), соответствующая требованиям части 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В своей жалобе заявитель указал, что положения закупочной документации не соответствуют требованиям Закона о закупках, а именно:

1) в закупочной документации в нарушение положений Закона о закупках установлено требование к участнику закупки о наличии лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также требование о представлении в составе второй части заявки вышеуказанной лицензии;

2) заказчиком на ЭТП установлен срок направления запроса о разъяснении документации, противоречащий Положению о порядке проведения закупок товаров, работ и услуг АО «» и закупочной документации;

3) описание объекта закупки не позволяет сформировать корректную заявку на участие в закупке, в том числе и цену договора.

На основании приведенных доводов, просит признать жалобу обоснованной.

Проанализировав представленные материалы, Комиссия пришла к следующим

выводам.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, является Положение о закупках АО «», утвержденное Советом директоров АО «» и размещенного в единой информационной системе в версии 18 от 06.06.2019 г.

25.12.2020 года на официальном сайте в сети «Интернет» было размещено извещение № и закупочная документация на выполнение проектно-изыскательских работы по объекту: «Реконструкция очистных сооружений водопровода «» (ОСВ «») г. .

Начальная (максимальная) цена договора 19 рублей.

В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

9) требования к участникам такой закупки;

16) иные сведения, определенные положением о закупке.

Согласно пункту 10.3.3 Положения в документации о проведении запроса предложений должны быть указаны сведения в соответствии с пунктом 5.4 Положения.

В силу подпункта 2 пункта 5.4 Положения в документации о конкурентной закупке (далее также – документация о закупке) должны быть указаны, в том числе, следующие сведения:

2)       требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

9)       требования к участникам такой закупки;

23)     иные сведения в соответствии с Положением.

При этом в пункте 5.2 Положения установлено, что к участникам закупок предъявляется, в том числе, требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1.1.5 закупочной документации к участникам закупки установлено требование о наличии лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих гостайну.

В подпункте 3 пункта 1.3.2.1.1 закупочной документации также установлено, что первая часть заявки на участие в закупке должна содержать копию лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих гостайну.

В абзаце 4 пункта 2 статьи 5 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» установлено, что государственную тайну составляют сведения в области экономики, науки и техники о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства.

В силу пункта 2 статьи 4 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» Президент Российской Федерации утверждает по представлению Правительства Российской Федерации Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне.

Согласно пункту 42.1 Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30.11.1995 № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне», к государственной тайне отнесены: сведения, раскрывающие схемы водоснабжения городов с населением более 200 тыс. человек или железнодорожных узлов, расположение головных сооружений водопровода или водовода, их питающих.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что в соответствии с пунктом 3.2.34 ГОСТ Р 58033-2017 «Здания и сооружения. Словарь. Часть 1. Общие термины» под головным сооружением понимается узел и вспомогательные постройки на верхнем бьефе гидротехнического сооружения. В пункте 55 ГОСТ 19185-73 «Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения» водозаборное сооружение – гидротехническое сооружение для забора воды в водовод из водоема, водотока или подземного водоисточника. Таким образом, головными сооружениями признаются сооружения, являющиеся источником энергообеспечения застройки, которые служат для забора воды из водоемов, подземных источником и стоят в «голове» - начале водопроводной сети. На основании изложенного, очистные сооружения водопровода являются его головными сооружениями, и, соответственно, сведения об их расположении относятся к сведениям, составляющим государственную тайну.

Кроме того, Комиссией Курганского УФАС России установлено, что при выполнении работ по договору необходимо использовать схему водоснабжения, которая также относится к сведениям, составляющим государственную тайну.

В силу абзаца 1 статьи 27 от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 15.04.1995 № 333 «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны» органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности, являются:

по допуску предприятий к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, - Федеральная служба безопасности Российской Федерации и ее территориальные органы (на территории Российской Федерации), Служба внешней разведки Российской Федерации (за рубежом).

Таким образом, довод Заявителя не находит своего подтверждения.

В силу пункта 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам такой закупки разъяснений положений документации о закупке.

Согласно части 6 статьи 3.3 Закона о закупках информация, связанная с осуществлением конкурентной закупки в электронной форме, подлежит размещению в порядке, установленном Законом о закупках. В течение одного часа с момента размещения такая информация должна быть размещена в единой информационной системе и на электронной площадке. Такая информация должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.

В соответствии с частью 2 статьи 3.2 Закона о закупках любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

В силу части 3 статьи 3.2 Закона о закупках в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 5.5 Положения любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 223-ФЗ и Положением, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке. В течение трех рабочих дней с даты поступления запроса о даче разъяснений положений документации о закупке, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке (подпункт 2 пункта 5.5 Положения).

Комиссией Курганского УФАС России установлено, что в подпункте 1 пункта 1.2.3 закупочной документации, размещенной, в том числе, в Единой информационной системе, установлено, что участники запроса предложений в электронной форме вправе обратиться к Заказчику запроса предложений в электронной форме за разъяснениями Документации о закупке. Запросы на разъяснение Документации о закупке должны подаваться в соответствии с Регламентами и инструкциями, принятыми при работе на ЭТП. Заказчик закупки принимает запросы на разъяснение Документации о закупке с момента публикации Документации о закупке на ЭТП, но не позднее, чем за 3 (три) рабочих дня, до окончания срока подачи заявок на участие в открытом запросе предложений в электронной форме. Заказчик предоставляет ответ на запрос разъяснений положений Документации о закупке в течении 3 (трех) рабочих дней со дня поступления запроса на разъяснение положений Документации о закупке и размещает их на ЭТП с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос.

Вместе с тем, на электронной площадке по закупке № 32009851949 размещены сведения о порядке предоставления разъяснений, в том числе, указан срок направления запроса о разъяснении документации (дней до окончания подачи заявок) – 5 рабочих дней.

Таким образом, Заказчиком на электронной площадке установлен срок подачи запросов о разъяснении документации – не позднее, чем за 5 рабочих дней до окончания подачи заявок.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что при размещении сведений возникла техническая ошибка. При этом Заказчику поступили два запроса на разъяснение положений закупочной документации, на которые были даны соответствующие разъяснения в порядке, предусмотренном Положением, Законом о закупках.

Таким образом, Заказчиком на электронной площадке установлена дата окончания срока направления участниками закупки запросов о разъяснении положений документации о закупке в нарушение части 6 статьи 3.3, части 3 статьи 3.2 Закона о закупках. Вместе с тем, указанное нарушение не повлияло на результаты определения подрядчика (исполнителя).

Согласно пункту 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

В разделе 4 закупочной документации Заказчиком размещено Техническое задание на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: «Реконструкция очистных сооружений водопровода «» (ОСВ «») г. , производительностью 125 000 м3/сутки», позволяющее определить объем, виды выполняемых работ.

Комиссией установлено, что жалоба Заявителя не содержит указания, какие положения действующего законодательства нарушают пункты Технического задания (описание объекта закупки).

Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что по обстоятельствам, изложенным в жалобе, АО «» разместило соответствующие разъяснения. Кроме того, на участие в закупке была сформирована и подана одна заявка.

Таким образом, подателем жалобы не заявлено обоснованных возражений, позволяющих сделать вывод о фактической (объективной) невозможности формирования корректной заявки на участие в закупке, ввиду чего Комиссия Курганского УФАС России приходит к выводу, что довод жалобы не находит своего подтверждения.

Руководствуясь  статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», пунктом 1 части 10 статьи 3  Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»,  Комиссия Курганского УФАС России,

 

 

РЕШИЛА:

 

 

  1. Жалобу Общества с ограниченной ответственностью ««» признать обоснованной.
  2. Признать в действиях Заказчика в лице Акционерного общества «» нарушение части 6 статьи 3.3, части 3 статьи 3.2 Закона о закупках.
  3. Заказчику в лице Акционерного общества «» предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, так как выявленное нарушение не повлияло на результаты определения подрядчика (исполнителя).

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Курганской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны