Определение №б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБ ОТКАЗЕ В ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ... от 30 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «НАШ ДОМ»

ул. Центральная, 17-1, п. Светлые Поляны, Кетовский район, Курганская область, 641334

 

 

 

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБ ОТКАЗЕ В ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ ПО ЧАСТИ 1 СТАТЬИ 9.21 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

 

 

30 июня 2021 года                                                                                                       г. Курган

 

Старший государственный инспектор Отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее – Курганское УФАС России) <…>, рассмотрев в порядке части 2 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) заявление ООО «НАШ ДОМ» (вх. № 1215 от 01.04.2021 г.) на действия Филиала ОАО «РЖД» Трансэнерго Южно-Уральской дирекции по энергообеспечению (далее – ОАО «РЖД») по вопросу изменения схемы технологического присоединения без согласования и уведомления ООО «НАШ ДОМ»

 

                                             УСТАНОВИЛ:

 

Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики

В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона об электроэнергетике Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике устанавливает порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических лиц и физических лиц к электрическим сетям.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» (далее – Постановление Правительства № 861) утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила технологического присоединения).

На основании абзаца второго пункта 2 Постановления Правительства № 861 Федеральная антимонопольная служба (далее – ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению контроля за соблюдением Правил технологического присоединения.

Пунктом 1 Положения о ФАС России, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331 (далее – Положение), Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства,

Пунктом 4 Положения установлено, что ФАС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

В соответствии с абзацами 9, 10 пункта 1 Письма ФАС России от 28.12.2015 № СП/75571/15 «О направлении разъяснений» в случаях, когда гражданин заявляет о действиях хозяйствующих субъектов, связанных с нарушением правил подключения (технологического присоединения) к соответствующим сетям по такому заявлению должно быть принято решение о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП.

Статьей 9.21 КоАП установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям

Разъяснением № 7 Президиума ФАС России «Порядок применения закона о защите конкуренции с учетом правил технологического присоединения, правил недискриминационного доступа, правил подключения и законодательства о теплоснабжении» (утв. протоколом Президиума ФАС России от 30.11.2016 № 15) установлено, что при поступлении в антимонопольный орган заявления о нарушении антимонопольного законодательства, подготовленного в соответствии со статьей 44 Закона о защите конкуренции, но содержащего данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.21 КоАП, данное обращение подлежит квалификации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Согласно статье 28.1 КоАП заявления физических и юридических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, являются поводом к возбуждению дела об административном правонарушении (пункт 3 часть 1 КоАП), подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях (часть 2 КоАП), а в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении выносится мотивированное определение (часть 5 статьи 28.1 КоАП).

ООО «НАШ ДОМ» является собственником объекта недвижимости по адресу <…> (кадастровый номер <…>).

Энергопринимающие устройства ООО «НАШ ДОМ» по указанному адресу технологически присоединены к электрическим сетям ОАО «РЖД».

Договор на технологическое присоединение объекта по указанному адресу между ООО «НАШ ДОМ» и ОАО «РЖД» не заключался. Ранее технологическое присоединение имелось к объекту под наименованием общественная баня по адресу <…>, который находился в собственности <…> о чем имеется акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон № 158/ЭЧ-13 от 13.02.2015 г. между ОАО «РЖД» и главой Мишкинского поссовета в лице <…>.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Согласно абзацу 3 пункта 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов.

Технологическое присоединение подтверждается наличием энергоснабжения (Определение Верховного суда РФ от 29.11.2016 г. по делу № 306-КГ16-15721).

Таким образом, объект недвижимости ООО «НАШ ДОМ», расположенный по адресу <…>, имеет надлежащее технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «РЖД».

ООО «НАШ ДОМ» 11.02.2019 г. обратилось в ОАО «РЖД» с заявлением за переоформлением акта об осуществлении технологического присоединения по адресу <…>в связи со сменой собственника и ранее оформленного акта о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон № 158/ЭЧ-13 от 13.02.2015 г., выданного главе Мишкинского поссовета объекта по адресу <…>.

ОАО «РЖД» выдало ООО «НАШ ДОМ» акт об осуществлении технологического присоединения № 2 от 11.02.2019 г. по адресу <…>.

При переоформлении акта об осуществлении технологического присоединения сохранены существенные условия ранее осуществленного технологического присоединения, а именно: точка присоединения ТП-Вокзал ВЛ-0,4 кВ Фидер № 7; границы балансовой принадлежности определены по контактным соединениям на опоре № 3 ВЛ-0,4 Ф-7; максимальная мощность энергопринимающих устройств определена 5 кВт; уровень напряжения 0,4 кВ; категория надежности электроснабжения 3.

В связи с технологическим присоединением энергопринимающих устройств ООО «НАШ ДОМ» заключило договор энергоснабжения № 60217015 от 14.05.2015 г. с гарантирующим поставщиком на территории Курганской области АО «Энергосбытовая компания «Восток» (далее – АО «ЭК «Восток»), в рамках которого осуществляется поставка электроэнергии в отношении объекта, расположенного по адресу <…>, в точку поставки ЭЧЭ-86, фидер № 6, 10 кВ ТП-Вокзал.

В рамках указанного договора энергоснабжения расчетным прибором учета является прибор учета электрической энергии тип ЦЭ6803В № 011074133599933, который находится на объекте недвижимости ООО «НАШ ДОМ» по адресу <…>.

Актом допуска прибора учета (измерительного комплекса) в эксплуатацию АО «ЭК «Восток» № 04610 от 26.04.2019 г. прибор учета электрической энергии тип ЦЭ6803В № 011074133599933 допущен в эксплуатацию и установлен в ВРУ-0,4 кВ на объекте ООО «НАШ ДОМ».

С момента допуска указанного прибора учета в эксплуатацию АО «ЭК «Восток» осуществило следующие проверки: 06.05.2020 г. акт проверки прибора учета № 1020602500103, 16.09.2020 г. акт проверки прибора учета № 97025378900103, 29.03.2021 г. акт проверки прибора учета № П97034353200103. ОАО «РЖД» осуществило проверку электросчетчика ООО «НАШ ДОМ», что подтверждается актом проверки электросчетчика от 16.09.2020 г. в 13 ч. 30 мин.

26.03.2021 г. в ходе производственной деятельности у ООО «НАШ ДОМ» произошло полное отключение электроэнергии. 29.03.2021 г. энергоснабжение восстановлено. ООО «НАШ ДОМ» совместно с сотрудниками АО «ЭК «Восток» 29.03.2021 г. составили акт проверки прибора учета № П97034353200103. Согласно данному акту на границе раздела балансовой принадлежности установлен технический прибор учета, опломбированный пломбой ОАО «РЖД», установлен коммутационный аппарат с номинальным током 10 ампер.

Согласно заявлению ООО «НАШ ДОМ» установка такого коммутационного аппарата с номинальным током 10 ампер, что соответствует предельной мощности потребителя 3,8 кВт, привела к отключению электроэнергии.

Согласно пункту 1.5.36 Правил устройства электроустановок (шестое издание), (утверждены 05 октября 1979 года Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР) для безопасной установки и замены счетчиков в сетях напряжением до 380В должна предусматриваться возможность отключения счетчика установленными до него на расстоянии не более 10 м коммутационным аппаратом или предохранителями.

В силу пункта 7.1.64 Правил устройства электроустановок (утверждены 06 октября 1999 года Минтопэнерго России) для безопасной замены счетчика, непосредственно включаемого в сеть, перед каждым счетчиком должен предусматриваться коммутационный аппарат для снятия напряжения со всех фаз, присоединенных к счетчику.

Для максимальной мощности 5 кВт при трехфазном питании номинал коммутационного аппарата должен составлять не более 10 ампер (5 кВт/0,23 кВ/ 3 фазы = 7, 25 ампер).

Номинал установленного на объекте ООО «НАШ ДОМ» коммутационного аппарата составляет 25 ампер. Коммутационный аппарат номиналом 25 ампер соответствует максимальной мощности энергопринимающих устройств 17 кВт (при трехфазном питании) (25 ампер * 3 фазы * 0,23 кВ = 17,25 кВт).

Таким образом, коммутационный аппарат, установленный на объекте ООО «НАШ ДОМ», превышает максимальную мощность, которая установлена в акте об осуществлении технологического присоединения. При установке указанного коммутационного аппарата ОАО «РЖД» руководствовалось Правилами устройства электроустановок и установило соответствующий характеристикам технологического присоединения ООО «НАШ ДОМ» коммутационный аппарат.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту, а также объекты, максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа), на многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов которых превышает семьдесят процентов и которые не включены в соответствии с жилищным законодательством в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в связи с принятием нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации решения об их сносе или реконструкции, на многоквартирные дома, которые включены в программу реновации жилищного фонда, осуществляемой в соответствии с федеральным законом, и в которых мероприятия, выполняемые в соответствии с указанной программой, должны быть реализованы в течение трех лет.

В соответствии с пунктом 144 Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения № 442), энергопринимающие устройства потребителя, объекты по производству электрической энергии (мощности) производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке считаются оборудованными приборами учета, позволяющими измерять почасовые объемы потребления (производства) электрической энергии, в случае если такими приборами учета оборудованы все точки поставки в границах балансовой принадлежности потребителя, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке, кроме тех точек поставки, по которым в соответствии с настоящим пунктом допускается использование интегральных приборов учета.

Таким образом, законом установлено, что приборы учета электрической энергии необходимо устанавливать на точках поставки в границах балансовой принадлежности потребителя.

Кроме того, в силу абзаца 2 пункта 141 Основных положений № 442 с 1 января 2022 г. для учета электрической энергии (мощности) подлежат установке приборы учета, соответствующие требованиям к приборам учета электрической энергии, которые могут быть присоединены к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности), в соответствии с правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) с учетом установленных пунктом 150 настоящего документа особенностей оснащения приборами учета многоквартирных домов, разрешение на строительство которых выдано после 1 января 2021 г. До 1 января 2022 г. сетевые организации (гарантирующие поставщики) вправе осуществлять установку приборов учета, соответствующих требованиям, предусмотренным указанными правилами.

Учитывая изложенные нормы, ОАО «РЖД» 28.12.2020 г. установило на границе балансовой принадлежности – на опоре № 3 ВЛ-0,4 кВ Ф-7 в щите интеллектуальный прибор учета тип ЕМ-1023 заводской № 7200025727, обеспечивающий его подключение к интеллектуальной системе учета.

Указанный прибор учета установлен в качестве технического учета в соответствии с пунктом 1.5.3 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08.07.2002 г. № 204, для последующего допуска в установленном порядке в качестве расчетного, как имеющий приоритет согласно критериям пункта 142 Основных положений № 442.

Необходимо отметить, что указанный прибор учета на опоре № 3 не допущен в эксплуатацию, расчетным прибором учета у ООО «НАШ ДОМ» остается прибор учета электрической энергии тип ЦЭ6803В № 011074133599933.

Кроме того, однолинейная схема присоединения энергопринимающих устройств ООО «НАШ ДОМ» согласно акту об осуществлении технологического присоединения № 2 от 11.02.2019 г. не содержит информации о месте установки приборов учета.

В соответствии с пунктом 147 Основных положений № 442 при технологическом присоединении энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям прибор учета подлежит установке на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов. При этом прибор учета может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежного субъекта по соглашению сторон либо в иных случаях, предусмотренных Правилами технологического присоединения.

Таким образом, установка прибора учета электрической энергии на границе балансовой принадлежности предусмотрена действующим законодательством и в действиях ОАО «РЖД» по установке на границе балансовой и эксплуатационной ответственности сторон прибора учета электрической энергии и коммутационного аппарата номиналом 10 ампер отсутствуют нарушения Правил технологического присоединения, Правил недискриминационного доступа, Основных положений № 442.

Кроме того, согласно пункту 151 Основных положений № 442 запрос на установку приборов учета в отношении потребителя необходим для предоставления лицу, устанавливающего такой прибор учета, доступа на территорию абонента. В иных случаях, когда доступа на территорию абонента не требуется, запрос не является обязательным для направления.

Таким образом, установка прибора учета на границе балансовой принадлежности ООО «НАШ ДОМ» и ОАО «РЖД» предусмотрена действующим законодательством. Прибор учета не меняет качественные характеристики электрической сети, а служит для измерения количества потребленной электрической энергии. Кроме того, как отмечалось ранее, прибор учета не допущен ОАО «РЖД» в эксплуатацию.

С учетом вышеизложенных норм права и приложенных к заявлению документов (информации), установлено, что событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП, отсутствует.

Согласно части 4 статьи 1.5 КоАП неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом. 1 части 1 статьи 24.5, частью 5 статьи 28.1 КоАП

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

В возбуждении дела об административном правонарушении отказать в связи отсутствием события административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП.

В соответствии с частью 4, пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, либо в суд по месту рассмотрения дела в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В соответствии с частью 2 статьи 27 «Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» от 24.07.2002 № 95-ФЗ дела об обжаловании ненормативного акта, вынесенного антимонопольным органом, подведомственны арбитражному суду.

 

Старший государственный инспектор                                                    <…>

Связанные организации

ОАО "РЖД"
ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295