Предупреждение №14 Предупреждение в части незаконного требования платы за сброс... от 12 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ №14

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЙ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 августа 2020 года г. Курган

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее по тексту - Курганское У ФАС России) поступило обращение ООО «Кетовский коммерческий банк» (далее - ООО КБ «Кетовский») (вх.2171 от 12.05.2020 года) в отношении Муниципального предприятия муниципального образования -город Шадринск «Водоканал» (далее - МП «Водоканал») в части незаконного требования платы за сброс загрязняющих веществ, содержащее признаки нарушения требований Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», выразившиеся в навязывании невыгодных условий договора.

Из заявления и представленных к нему документов ООО «Кетовский коммерческий банк» следует, что 01.07.2018г. между МП «Водоканал» и ООО КБ «Кетовский» заключен Договор №1252/2018 холодного водоснабжения и водоотведения, в соответствии с условиями которого МП «Водоканал» обязалось подавать ООО КБ «Кетовский» (по адресу расположения дополнительного офиса: г.Шадринск. ул. Михайловская. 65) холодную питьевую воду, а также осуществлять водоотведение, а ООО КБ «Кетовский» обязалось оплачивать данные услуги в соответствии с условиями договора. Приложение № 2 указанного договора содержит расчет платы за сброс загрязняющих веществ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013г. №645 в соответствии с Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" утверждены типовые формы договоров холодного водоснабжения и водоотведения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2013г. № 230 «О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов», установлено, что к абонентам, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, относятся юридические лица, которые заключили или обязаны заключить договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, осуществляют деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, и которым принадлежат на праве собственности или на ином законном основании канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения. При этом среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с указанных объектов составляет более 200 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам в одну централизованную систему водоотведения.

По адресу г. Шадринск, ул. Михайловская, 65 расположен дополнительный офис банка с двумя сотрудниками в составе, которые используют систему водоотведения в бытовых нуждах, соответственно указанный офис не осуществляет деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, не осуществляет сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод и соответственно установление ООО КБ «Кетовский» нормативов по сбросу загрязняющих веществ и как следствие взимание платы за данную услугу является незаконным и необоснованным.

Письмом от 25.03.2020г. № 05/237 000 КБ «Кетовский» запросил у МП «Водоканал» сведения на основании каких нормативных актов с Банка взимается плата за сброс загрязняющих веществ. Согласно ответа МП «Водоканал» взимание платы и определение её размера осуществляется на основании, помимо прочего, Постановления Администрации Курганской области от 13.08.2002г. № 306 "Об утверждении Рекомендаций о порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунального водоотведения населенных пунктов Курганской области".

Между тем, указанным Постановлением регламентируется только «Плата за превышение установленного объема сброса сточных вод» (пункт 2.1. Постановления от 13.08.2002г. № 306), а также установлена методика расчёта повышающего тарифа. Заявитель считает, что МП «Водоканал» нарушает антимонопольное законодательство путем навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него.

По результатам рассмотрения обращения Курганским УФАС России установлено следующее.

01.07.2018 года между МП «Водоканал» и ООО КБ «Кетовский» заключен Договор №1252/2018 холодного водоснабжения и водоотведения, в соответствии с условиями которого МП «Водоканал» обязалось подавать ООО КБ «Кетовский» (по адресу расположения дополнительного офиса: г.Шадринск. ул. Михайловская. 65) холодную питьевую воду, а также осуществлять водоотведение, а ООО КБ «Кетовский» обязалось оплачивать данные услуги в соответствии с условиями договора.

Проект договора содержит следующие положения абзаца 6 пункта 9:

Оплата за сброс загрязняющих веществ в пределах ВДК, установленных Приложением №2 к настоящему договору, осуществляется в порядке, установленным настоящим пунктом.

14.04.2020 года ООО КБ «Кетовский» направило письмо исх. №05/274 об исключении из договора № 1252/2018 абзаца 6 пункта 9, а также приложения №2 к указанному договору, в связи с тем, что сотрудники банка используют систему водоотведения в бытовых нуждах, соответственно указанный офис не осуществляет деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, не осуществляет сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод.

В целях всестороннего и полного рассмотрения заявления письмом Курганского УФАС России от 30.06.2020г. у МП «Водоканал» были запрошены письменные пояснения включения в договор № 1252/201 оплаты сброс загрязняющих веществ. На что МП «Водоканал» ответом от 20.07.2020 г. пояснило, согласно п. 70 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.02.99 N 167, расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за прием (сброс) сточных вод сверх установленных нормативов сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством РФ. В пункте 1 постановления Правительства РФ от 31.12.95 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" указано, что порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации определяют органы исполнительной власти субъектов РФ. В Курганской области такой порядок установлен постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 13.08.2002 N 306 "Об утверждении Рекомендаций о порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунального водоотведения населенных пунктов Курганской области".

Курганское УФАС России проанализировав вышеуказанные нормы законов, установило, что по состоянию на день вынесения предупреждения нормативные правовые акты: Постановление Правительства Российской Федерации от 18.03.2013г. № 230 «О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов», Постановление Правительства РФ от 12.02.99 N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации". Постановление Правительства РФ от 31.12.95 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" утратили силу с 1 июля 2020 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.05.2020 N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".

В соответствии с пунктами 1,2 статьи 30.1. главы 5.1. Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено:

1. В целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, за исключением жилых домов, многоквартирных домов (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), иных объектов, определенных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы состава сточных вод.

2. Нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленным правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, на основании нормативов допустимых сбросов, установленных для объектов организаций, осуществляющих водоотведение, с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение. Показатели эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение, рассчитываются в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 13.08.2002 №306 утверждены рекомендации о порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунального водоотведения населенных пунктов Курганской области, согласно которым плата за превышение установленного объема сброса сточных вод взимается в размере трехкратного действующего тарифа на услуги по водоотведению за каждый кубометр сверхнормативного сброса от лимита, установленного Договором. Объем сбрасываемых абонентом сточных вод определяется по фактически зарегистрированному объему приборами учета, а при отсутствии приборов учета - расчетным путем в соответствии с Правилами предоставления услуг по водоснабжению и канализации в Российской Федерации. При отсутствии временно согласованных нормативов или систематического (двух и более раз) невыполнения утвержденных водоохранных мероприятий с абонентов взимается повышенная плата, которая определяется путем умножения общего объема водоотведения на повышающий тариф, зависящий от превышения загрязняющих веществ над установленным лимитом с применением до 5-кратного повышающего коэффициента к действующему экономически обоснованному тарифу.

Согласно пункту 167 Правил холодного водоснабжения и водоотведения (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (ред. от 22.05.2020) "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации") (далее Правила) В целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, устанавливаются нормативы состава сточных вод.

Положение, предусмотренное абзацем первым настоящего пункта, не распространяется:

на объекты абонентов, являющиеся жилыми домами, многоквартирными домами (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), жилыми помещениями специализированного жилищного фонда;

на иные объекты абонентов, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил (за исключением объектов абонентов, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов).

Поскольку ООО КБ «Кетовский» не осуществляет производственную деятельность, факт и размер превышения допустимых концентраций загрязняющих веществ в сброшенных сточных водах не подтверждены.

Таким образом, в отношении ООО КБ «Кетовский» не применим абзац 6 пункта 9 договора №1252/2018. Так как, согласно Постановления Администрации (Правительства) Курганской области от 13.08.2002 №306 применяется плата за превышение установленного объема сброса сточных вод взимается в размере трехкратного действующего тарифа на услуги по водоотведению за каждый кубометр сверхнормативного сброса от лимита, установленного Договором.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещается навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Действия МП «Водоканал» по направлению ООО КБ «Кетовский» договора на оказание услуг по №1252/2018 холодного водоснабжения и водоотведения, являющимися невыгодными для потребителя, содержат признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Антимонопольный орган, в соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности выдает хозяйствующему субъекту, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно пункту статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

Курганское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает о необходимости прекращения нарушения антимонопольного законодательства МП «Водоканал» (ИНН 4502000763, ОГРН 1024501204595, место нахождения: 641870, г. Шадринск, ул. Луначарского, 42) путем принятия мер по исключению абзаца 6 пункта 9 из договора № 1252/2018 холодного водоснабжения и водоотведения, и приложение №2 к указанному договору в срок до 01.09.2020 года.

О выполнении предупреждения сообщить в Курганское УФАС России в течение 3-х дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением доказательств, подтверждающих исполнение предупреждения №9 от 07.08.2020 года.

Руководитель управления <…>

Исп.: <…>

Тел.:8/3522/463955

12.08.2020г.

Связанные организации

Связанные организации не указаны