Решение №045/05/5-35/2021 ненадлежащая реклама комиссионным магазином финансовых услуг от 27 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявитель:

Отделение по Курганской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации

640002, г. Курган, ул. Климова, 58

37official@cbr.ru

 

Заявитель:

Каргапольцева Екатерина Ивановна

 

kargap@mail.ru

 

 

 

Лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

ИП <…>

 

Лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

ООО «Фаворит»

640021, г. Курган, ул. Куйбышева, д. 35, офис 203

 

Favorit45k@yandex.ru

zakaz003@list.ru

 

Заявитель:

Ажиркова Ольга Сергеевна

 

электронный адрес: user80008@gmail.com

 

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 045/05/5-35/2021

 

27 октября 2021 года                                                                                            г. Курган

                                                                                   

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее - Комиссия) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии: <…>,

Члены комиссии:

<…>,

<…>;

рассмотрев дело № 045/05/5-35/2021 по факту размещения на входной двери комиссионного магазина «Smart Каpusta», расположенного по адресу: г. Курган, ул. К. Маркса, д. 107, информации рекламного характера следующего содержания: «СКУПКА С ПРАВОМ ОБРАТНОГО ВЫКУПА», с признаками нарушения части 7 статьи 5, пункта 7 статьи 7 и части 13 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

при участии:

от заявителя – <…> (по доверенности № <…>),

от лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - явки нет, извещено надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА:

06 августа 2021 года в Курганское УФАС России поступило заявление Отделения по Курганской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - Заявитель) (вх. № 3179 от 06.08.2021 г.) с жалобой по факту размещения на входной двери комиссионного магазина «Smart Каpusta», расположенного по адресу: г. Курган, ул. К. Маркса, д. 107, информации рекламного характера следующего содержания: «СКУПКА С ПРАВОМ ОБРАТНОГО ВЫКУПА» с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Заявитель сообщил, что на входной двери комиссионного магазина «Smart Каpusta», расположенного по адресу: г. Курган, ул. К. Маркса, д. 107, размещена информация следующего содержания: «СКУПКА С ПРАВОМ ОБРАТНОГО ВЫКУПА». Указанные сведения подтверждаются актом осмотра от 09.08.2021

На заседании Комиссии Заявитель поддержал письменную позицию.

Рассмотрев материалы дела, заслушав позицию заявителя Комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно информации ООО «2ГИС-Рязань» размещение рекламы «Smart Каpusta*сеть комиссионных магазинов* меняем технику на деньги, и наоборот! Продаем за пол цены» (здание по ул. Карла Маркса, 107) осуществляется на основании договора (бланк заказа № Б3_13-10-1814545 от 03.08.2021), заключенного  с индивидуальным предпринимателем <…> (ИНН <…>).

При этом, в информационной системе «2ГИС», указана информация о комиссионном магазине «Smart Kapusta», расположенном по адресу: г. Курган, ул. К. Маркса, д. 107, и указаны номера телефонов: +7 3522 428242, +7 3522 662028, +7 9225782028 (акт осмотра сайта от 11.08.2021).

Курганским УФАС России направлены в адрес операторов связи запросы о принадлежности указанных абонентских номеров.

 ПАО «Мегафон» представил информацию (вх. № 3364 от 17.08.2021), в которой сообщается, что абонентский номер +79225782028 выделен ИП <…> у (ОГРНИП <…>) в качестве основного номера на основании договора об оказании услуг связи № 130361852 от 21.01.2020; абонентский номер +73522662028 выделен также ИП <…> в качестве дополнительного номера по вышеуказанному договору об оказании услуг связи.

23.08.2021 г. вх. № 3483 ПАО «Ростелеком» на запрос информации антимонопольного органа сообщило, что абонентом телефонного номера +73522428242 до 25.01.2021 являлся ИП <…>, на день представления информации абонентский номер снят с обслуживания, услуги связи не предоставляются.

В ходе рассмотрения заявления Прокуратурой Курганской области также представлена информация (вх. № 3490 от 24.08.2021) о том, что по адресу: г. Курган, ул. Пушкина, д. 49 ИП <…> осуществляется незаконная деятельность (комиссионный магазин «Smart Kapusta») по предоставлению краткосрочных потребительских займов под залог (представлена копия постановления о привлечении к административной ответственности ИП <…> от 24.02.2021 №5-121/2021).

Согласно акту осмотра от 11.08.2021 антимонопольного органа в информационной сети «2ГИС» и социальной сети «Вконтакте» установлено, что сеть магазинов «Smart Kapusta» имеет филиалы по адресам в городе Кургане: ул. Пушкина, д. 49, Карла Маркса, д. 107, пр. Машиностроителей, д. 3в, ул. Карбышева, д.1, Рихарда Зорге д. 64.

По результатам рассмотрения материалов Курганским УФАС России вынесено определение о возбуждении дела № 045/05/5-35/2021 от 05.10.2021 года по признакам нарушения законодательства о рекламе, назначено дело к рассмотрению на 27.10.2021 года.

Антимонопольным органом установлено, что лицом, в действиях которого  содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе является ИП <…>  (ОГРНИП <…>, ИНН <…>, адрес: <…>, место фактического осуществления деятельности: комиссионный магазина «$mart Капу$ta», расположенный по адресу г. Курган, ул. Карла Маркса, д.107).

На заседании Комиссии 27.10.2021 года представитель Заявителя поддержал доводы, изложенные в заявлении.  

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе, объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Таким образом, рассматриваемая информация является рекламой, где объектом рекламирования выступает, в том числе и услуга «Скупка с правом обратного выкупа».

Как следует из части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Реклама является средством продвижения товаров, работ и услуг, а также самого изготовителя или продавца рекламируемого товара на определенном рынке.

Вместе с тем способ, форма и средства распространения соответствующей информации имеют существенное значение.

Ненадлежащей рекламой, согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе, является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 37 судебного района города Кургана Курганской области от 24.02.2021 года установлено, что в комиссионном магазине «Smart Kapusta», расположенном по адресу: г. Курган, ул. Пушкина, д. 49,  ИП <…> осуществляет деятельность по заключению с гражданами договоров купли-продажи товара, бывшего в употреблении, с правом обратного выкупа, но фактически им осуществляется завуалированная деятельность ломбарда, то есть выдача займов гражданам под залог имущества.

В силу пункта 1 статьи 358 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие от граждан в залог движимых вещей, предназначенных для личного потребления, в обеспечение краткосрочных займов может осуществляться в качестве предпринимательской деятельности специализированными организациями – ломбардами.

Отношения, возникающие при осуществлении юридическими лицами - ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей, относятся к ломбардной деятельности и урегулированы Федеральным законом от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах».

В силу частей 1, 1.1 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» ломбардом является юридическое лицо, зарегистрированное в форме хозяйственного общества, сведения о котором внесены в государственный реестр ломбардов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и нормативным актом Банка России, и основными видами деятельности которого являются предоставление краткосрочных займов гражданам (физическим лицам) под залог принадлежащих им движимых вещей (движимого имущества), предназначенных для личного потребления, и хранение вещей; ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)».

Пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013г. №353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, займов, предоставляемых физическим лицам, являющимся учредителями (участниками) или аффилированными лицами коммерческой организации, предоставляющей заем, займов, предоставляемых брокером клиенту для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

Согласно статье 4 вышеуказанного закона профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Из содержания статьи 1 Федерального закона от 02.12.1990 года №395-1 «О банках и банковской деятельности» следует, что кредитная организация –юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

В соответствии со статьей 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» определен исчерпывающий перечень некредитных финансовых организаций, осуществляющих следующие виды деятельности:

1) профессиональных участников рынка ценных бумаг;

2) управляющих компаний инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда;

3) специализированных депозитариев инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда;

4) акционерных инвестиционных фондов;

5) клиринговую деятельность;

6) деятельность по осуществлению функций центрального контрагента;

7) деятельность организатора торговли;

8) деятельность центрального депозитария;

9) деятельность субъектов страхового дела;

10) негосударственных пенсионных фондов;

11) микрофинансовых организаций;

12) кредитных потребительских кооперативов;

13) жилищных накопительных кооперативов;

14) бюро кредитных историй;

15) актуарную деятельность;

16) кредитных рейтинговых агентств;

17) сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов;

17.1) деятельность оператора инвестиционной платформы;

18) ломбардов;

19) оператора финансовой платформы;

20) операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов;

21) операторов обмена цифровых финансовых активов.

Таким образом, законодательно определен перечень субъектов, имеющих право осуществлять профессиональную деятельность по выдаче потребительских займов (кредитные организации, микрофинансовые организации, кредитные кооперативы, ломбарды).

Согласно части 13 статьи 28 Закона о рекламе реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», не допускается.

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей основным видом деятельности ИП <…> (ОГРНИП <…>) является розничная торговля аудио и видеотехникой в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.43).

ИП Варачев А.Е. не имеет специального разрешения на осуществление деятельности по предоставлению займов под залог имущества, следовательно, в данной рекламе нарушены требования части 13 статьи 28 Закона о рекламе.

Согласно пункту 7 статьи 7 Закона о рекламе, не допускается реклама товаров, товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе установлено нарушение пункта 7 статьи 7 Закона о рекламе, поскольку ИП <…> не имеет разрешительных документов на осуществление деятельности по предоставлению потребительских займов под залог.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Из содержания рекламы не следует, что именно понимается под: «скупка с правом обратного выкупа».

Таким образом, в рассматриваемой рекламе нашло подтверждение нарушение части 7 статьи 5 Закона о рекламе, поскольку в тексте рассматриваемой рекламы отсутствует существенная часть информации о рекламируемой услуге, поскольку ИП <…> фактически оказывал услуги по предоставлению краткосрочного займа под залог имущества, не имея права на ее осуществление, ввиду чего искажается смысл информации и водятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 7 статьи 5, части 13 статьи 28, пункта 7 статьи 7 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Согласно части 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 13 статьи 28, пункта 7 статьи 7 названного закона несет рекламораспространитель.

Согласно статье 3 Закона о рекламе, рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (пункт 5),  рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7).

Материалами дела установлено, что лицом, в интересах которого распространяется рассматриваемая реклама, является ИП <…> (ОГРНИП <…>, ИНН адрес: <…> , место фактического осуществления деятельности: комиссионный магазина «$mart Капу$ta», расположенный по адресу г. Курган, ул. Карла Маркса, д.107), следовательно, он является рекламодателем, а также рекламораспространителем.

Резолютивная часть решения по делу согласно подпункту «г» пункта 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 г. № 1922) (далее – Правила №1922), должна содержать сведения о выдаче предписания (предписаний) с указанием лица (лиц), которому оно выдается.

Согласно пункту 49 Правил №1922 при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На момент рассмотрения дела установлено, что спорная реклама продолжает распространяться (акт осмотра от 27.10.2021), в связи с чем Комиссия по рассмотрению настоящего дела приходит к выводу о необходимости выдачи ИП Варачеву А.С. предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь пунктом 2 частью 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 42 - 47 Правил № 1922, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу, размещенную на входной двери комиссионного магазина «Smart Каpusta», расположенного по адресу: г. Курган, ул. К. Маркса, д. 107, следующего содержания: «СКУПКА С ПРАВОМ ОБРАТНОГО ВЫКУПА» ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 13 статьи 28, пункта 7 статьи 7 Закона о рекламе.

2.           Выдать предписание  ИП <…> о прекращении нарушения части 7 статьи 5, части 13 статьи 28, пункта 7 статьи 7 Закона о рекламе.

3.           Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Курганского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 10 ноября 2021 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.  

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                   <…>

 

 

Члены Комиссии                                                                                                                                                         <…>

 

                                                                                                                              <…>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны