Решение №045/01/10-39/2021 РЕШЕНИЕ о прекращении производства по делу № 045/01/10-39/20... от 30 июня 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявитель:

Администрация Частоозерского района Курганской области

ул. Октябрьская, д. 126, с. Частоозерье, Частоозерский район, Курганская область, 641570

 

 

Ответчик:

ООО «Уральская теплоэнергетическая компания»

ул. Зоологическая, д. 4, оф. 15, г. Екатеринбург, Свердловская область, 620149

 

 

Заинтересованное лицо:

ООО «ТехКомплект»

ул. Зоологическая, д. 4, оф. 14, г. Екатеринбург, Свердловская область, 620149

 

 

РЕШЕНИЕ

о прекращении производства по делу № 045/01/10-39/2021

 

Резолютивная часть решения оглашена «28» июня 2022 года

В полном объеме решение изготовлено «30» июня 2022 года

 

г. Курган

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии: <…> – руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области,

члены Комиссии: <…> – старший государственный инспектор отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области, <…> – государственный инспектор отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области,

рассмотрев дело № 045/01/10-39/2021 по материалам Администрации Частоозерского района Курганской области на действия ООО «Уральская теплоэнергетическая компания» (ОГРН: 1146658011785, Дата присвоения ОГРН: 28.07.2014, ИНН: 6658458150, КПП: 665801001; далее – ООО «УралТЭК») по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившиеся в отказе от оказания потребителям услуг теплоснабжения до присвоения указанного статуса другой организации,

 на заседание Комиссии заявитель, ответчик и заинтересованное лицо не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее – Курганское УФАС России) поступили материалы Администрации Частоозерского района Курганской области (далее – заявитель), свидетельствующие об отказе единой теплоснабжающей организации от оказания услуг теплоснабжения с признаками нарушения антимонопольного законодательства (т.1 л.д. 1)

При рассмотрении материалов Курганским УФАС России установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, в связи с чем был издан приказ № 158 от 14.12.2021 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 045/01/10-39/2021 (т. 1 л.д. 109). Вынесено определение от 28.12.2021 о назначении дела к рассмотрению (т. 1 л.д.114-116).

Заявитель указывает, что на территории Частоозерского района Курганской области ООО «УралТЭК» в схемах теплоснабжения с. Частоозерье, с. Бутырино, с. Долгие был присвоен статус единой теплоснабжающей организации (далее – ЕТО), о чем представлены подтверждающие документы. Указывает, что нарушений антимонопольного законодательства в действиях ООО «УралТЭК» по порядку уведомления об отказе от оказания услуг теплоснабжения не усматривает. Статус ЕТО присвоен ответчику постановлением Администрации Частоозерского района от 17.06.2017 № 104, а отменен постановлением от 19.10.2021 № 166. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя (т. 1 л.д. 10, 15-104, 158, 182-184, т. 2 л.д. 8-138).

ООО «УралТЭК» в своих объяснениях указывает, что за присвоением статуса ЕТО в Администрацию Частоозерского района не обращалось, уведомлений о наделении указанным статусом не направляла. Ответчик письмом от 26.10.2020 исх. № 53 уведомил Администрацию Частоозерского района о прекращении оказания услуг теплоснабжения с 01.07.2021 в связи с расторжением договора аренды с собственником котельного оборудования и в связи с отсутствием экономического интереса продолжать оказание услуг. Сроки действия всех договоров теплоснабжения истекли 30.04.2021 в связи с чем у ответчика отсутствовала обязанность по оказанию услуг теплоснабжения. Ответчик обращался 30.08.2021 к заявителю с требованием об отмене статуса ЕТО в схеме теплоснабжения, что было исполнено 27.09.2021. ООО «УралТЭК» являлся арендатором котельного оборудования и не имеет права и полномочий на его ликвидацию и консервацию. Считает, что его действия соответствуют законодательству в сфере теплоснабжения, нарушения антимонопольного законодательства не имелось (т.1 л.д. 123-156, 173-180).

От заинтересованного лица поступили объяснения, согласно которым факт расторжения договора аренды котельного оборудования с ООО «УралТЭК» подтверждает. Указывает, что актом приема-передачи от 01.06.2021 котельное оборудование было возращено, а 27.09.2021 передано Администрации Частоозерского района для оказания услуг теплоснабжения (т.1 л.д. 167-171)

На заседание Комиссии заявитель, ответчик и заинтересованное лицо не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, Комиссия установила следующее.

Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц основном видом деятельности ООО «УралТЭК» является производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха (ОКВЭД 35.30).

01.09.2018 между ООО «УралТЭК» и ООО «ТехКомплект» заключен договор аренды оборудования № 91, согласно которому объектом аренды являются: котел стальной водогрейный типа КВС-2,0 – 2 шт., блочно-модульная твердотопливная котельная установка мощностью 0,3 МВт – 3 шт., блочно-модульная твердотопливная котельная установка мощностью 0,2 МВт, установленные в Частоозерском районе Курганской области (т. 1 л.д. 139-141).

Актом приема передачи указанное объекты аренды были переданы ООО «УралТЭК» (т. 1 л.д. 147).

Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 19.12.2018 № 44-29 для ООО «УралТЭК» установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), действующие с 01.01.2019 по 31.12.2021 на территории с. Частоозерье Частоозерского района с последующим изменением тарифа на тепловую энергию (мощность) постановлениями от 20.12.2019 № 45-53, от 15.12.2020 № 54-18.

Постановлением Администрации Частоозерского района от 17.09.2019 № 104 ООО «УралТЭК» был присвоен статус ЕТО в схемах теплоснабжения на территории с. Частоозерье, с. Бутырино, с. Долгие (т.1 л.д. 23-70, т. 2 л.д. 11-99). Указанное постановление размещено на официальном сайте Администрации Частоозерского района (т. 1 л.д. 183-184).

Постановлением Администрации Частоозерского района от 16.10.2019 № 157 ООО «УралТЭК» был присвоен статус ЕТО на территории Частоозерского сельсовета, Сивковского сельсовета, Бутыринского сельсовета, Долговского сельсовета Частоозерского района Курганской области (т. 1 л.д. 21-22, т. 2 л.д. 100-102).

Согласно реестру договоров на поставку тепловой энергии в Частоозерском районе в отопительном периоде 2019-2020 гг. ООО «УралТЭК» осуществляло теплоснабжение 45 потребителей, в отопительном периоде 2020-2021 гг. – 38 потребителей, с каждым из которых был заключен договор на поставку тепловой энергии (т. 1 л.д. 126-128)

В отопительном периоде 2020-2021 гг. последний срок действия договоров на поставку тепловой энергии заканчивался 31.05.2021 (основное количество заканчивалось 30.04.2021).

ООО «УралТЭК» письмом от 26.10.2020 исх. № 53 уведомило Администрацию Частоозерского района о прекращении оказания услуг теплоснабжения потребителям Частоозерского района с 01.07.2021 (т. 1 л.д. 16/2, 152).

Дополнительным соглашением от 01.06.2021 к договору аренды оборудования № 91 от 01.09.2018 ООО «УралТЭК» и ООО «ТехКомплект» расторгли указанный договор (т. 1 л.д. 167 оборотная сторона, 173 оборотная сторона, 177)

 Актом приема-передачи от 01.06.2021 ООО «УралТЭК» возвратило объекты аренды по договору аренды оборудования от 01.09.2018 № 91 ООО «ТехКомплект» (т. 1 л.д. 148, 168, 174, 178).

Администрация Частоозерского района письмом от 26.08.2021 № 1174 уведомило ООО «УралТЭК» о присвоении статуса ЕТО постановлением Администрации Частоозерского района от 16.10.2019 № 157, а также указало о необходимости принятия мер по подготовке к отопительному сезону 2021-2022 гг. (т. 1 л.д. 174 оборотная сторона – 175, 179-180)

ООО «УралТЭК» письмом от 30.08.2021 исх. № 30 потребовало от Администрации Частоозерского района отменить статус ЕТО на территории Частоозерского района (т. 1 л.д. 12, 149)

28.09.2021 между Администрацией Частоозерского района Курганской области и индивидуальным предпринимателем Журавлевым Александром Михайловичем заключен договор на оказание услуг поставки тепловой энергии № 2-2021 (т. 1 л.д. 18).

Согласно пункту 1 указанного договора исполнитель по заданию заказчика обеспечивает надежное теплоснабжение потребителям тепловой энергии на территории Частоозерского района в отопительный период 2021-2022 гг. в с. Батурино, с. Молодолгие, с. Частоозерье.

Постановлением Администрации Частоозерского района от 19.10.2021 № 166 с ООО «УралТЭК» снят статус ЕТО (т. 1 л.д. 20, 150-151, т. 2 л.д. 103-138)

При рассмотрении указанных обстоятельств Комиссия руководствуется следующим.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (часть 5 статья 5 Закона о защите конкуренции).

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» настоящим Федеральным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий в том числе в сфере услуг по передаче тепловой энергии.

В соответствии с частью 4 статьи 4.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, которому в схеме теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации.

Постановлением Администрации Частоозерского района Курганской области от 16.10.2019 № 157 «О внесении изменений в постановление Администрации Частоозерского района от 17.06.2019 № 104 «Об утверждении схем теплоснабжения Частоозерского района» теплоснабжающей организации ООО «УралТЭК» присвоен статус единой теплоснабжающей организации, зона деятельности – территория Частоозерского сельсовета Частоозерского района Курганской области, Сивковского сельсовета Частоозерского района Курганской области, Бутыринского сельсовета Частоозерского района Курганской области, Долговского сельсовета Частоозерского района Курганской области.

По результатам проведения анализа состояния конкуренции по делу о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что ООО «УралТЭК» занимает доминирующие положение на рынке услуг теплоснабжения на территории с. Частоозерье, с. Бутырино, с. Долгие в период с 16.10.2019 по 19.10.2021.

Таким образом, на деятельность ООО «УралТЭК» по оказанию услуг теплоснабжения распространяются ограничения, установленные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Закон о теплоснабжении устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций. (часть 1 статьи 1).

Под теплоснабжающей организацией понимается организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей) (пункт 11 статьи 2 Закона о теплоснабжении).

В силу пункта 1 части 2 статьи 15 Закона о теплоснабжении определенная схемой теплоснабжения единая теплоснабжающая организация обязана заключить договор теплоснабжения с любым обратившимся потребителем тепловой энергии, теплопотребляющие установки которого находятся в данной системе теплоснабжения.

В соответствии с частью 7 статьи 15 Закона о теплоснабжении договор теплоснабжения является публичным для единой теплоснабжающей организации. Единая теплоснабжающая организация не вправе отказать потребителю тепловой энергии в заключении договора теплоснабжения при условии соблюдения указанным потребителем выданных ему в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения (технологического присоединения) к тепловым сетям принадлежащих ему объектов капитального строительства (далее – технические условия).

Согласно пункту 11 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 (далее – Правила № 808) в случае если организациями не подано ни одной заявки на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации, статус единой теплоснабжающей организации присваивается организации, владеющей в соответствующей зоне деятельности источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей тепловой емкостью.

Администрация Частоозерского района руководствуясь пунктом 11 Правил № 808 наделила статусом ЕТО ООО «УралТЭК».

Пунктом 12 Правил № 808 предусмотрены обязанности единой теплоснабжающей организации при осуществлении своей деятельности, в частности, обязанность заключать и исполнять договоры теплоснабжения с любыми обратившимися к ней потребителями тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых находятся в данной системе теплоснабжения при условии соблюдения указанными потребителями выданных им в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения к тепловым сетям.

Организация может лишиться статуса единой теплоснабжающей организации в случае подачи организацией заявления о прекращении осуществления функций единой теплоснабжающей организации (абзац 7 пункта 13 Правил № 808).

В связи с утратой права пользования объектами сетевого хозяйства, с 01.06.2021, соответственно, отсутствием возможности осуществления деятельности по передаче тепловой энергии, Администрация Частоозерского района 19.10.2021 сняла статус ЕТО с ООО «УралТЭК».

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о недостаточности доказательств виновного поведения ООО «УралТЭК» по прекращению по отказу от оказания потребителям услуг теплоснабжения.

В соответствии с пунктом 16 постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства», на основании пунктов 4 и 5 части 1 статьи 10 Закона запрещаются экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, в отношении которого имеется спрос, экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение доминирующего на рынке субъекта от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, в частности, при необходимости доступа к принадлежащим такому субъекту объектам инфраструктуры и ресурсам, например к инфраструктуре морских и речных портов, аэропортов, железнодорожных путей, системам газо- (водо-, тепло-, энерго-) снабжения, системам связи, платежным системам.

Для целей применения указанных положений Закона о защите конкуренции не имеет значения, являются ли производство товара, заключение договора обязательными в соответствии с требованиями гражданского или иного законодательства, в частности, относится ли заключаемый доминирующим на рынке субъектом договор к категории публичных договоров.

При оценке экономической обоснованности отказа доминирующего субъекта от производства (реализации) товара суды могут принимать во внимание существование у такого лица на момент отказа от заключения договора объективной возможности производства или реализации товара, в том числе с учетом внешних условий его функционирования на рынке; экономическую целесообразность производства им товара (заключения договора) на собственных условиях или условиях, предложенных контрагентом, с учетом ограниченности ресурсов, имеющихся в распоряжении хозяйствующего субъекта. Оценивая наличие злоупотребления в поведении доминирующего на рынке субъекта относительно его контрагентов, суды также вправе учесть существование у контрагентов реальной возможности приобретения такого же или взаимозаменяемого товара у иных лиц.

В настоящем случае владельцем объектов теплоснабжения является ООО «ТехКомплект», который 27.09.2021 передал имущество Администрации Частоозерского района. Администрацией Частоозерского района был заключен договор с ИП Журавлевым А.М. на оказание услуг поставки тепловой энергии потребителям тепловой энергии на территории Частоозерского района в отопительный период 2021-2022 гг. в с. Батурино, с. Молодолгие, с. Частоозерье. Таким образом, отопительный сезон в рассматриваемый период состоялся.

Кроме того, срок действия договоров на поставку тепловой энергии, заключенных потребителями с ООО «УралТЭК» закончился 31.05.2021 (основное количество заканчивалось 30.04.2021). Информацией о каких-либо иных договорах на поставку тепловой энергии комиссия не обладает. При таких обстоятельствах комиссия не усматривает ущемление интересов потребителей в сфере теплоснабжения.

На основании изложенного в действиях ООО «УралТЭК» нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции не имеется, ввиду чего, дело подлежит прекращению на основании статьи 48 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьёй 23, 41, пунктом 1 частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

производство по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 045/01/10-39/2021 прекратить в связи с отсутствием его нарушения.

 

 

 

Председатель Комиссии

<…>

 

Члены Комиссии

<…>

 

 

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны