Решение №35/АМЗ Решение №35/АМЗ об отказе в возбуждении дела о нарушении ант... от 5 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ №35 /АМЗ

ОБ ОТКАЗЕ В ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

05 июля 2021 года                                                                                                                       г. Курган

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее по тексту – Курганское УФАС России) поступило заявление «…» (вх. № 1497 от 20.04.2021 года) с жалобой на действия «…»,

выразившиеся в навязывании условий договора, невыгодных для «…», в части неправомерном начислении платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и в части незаконного требования платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов на объекте, расположенном по адресу: «…», указывающие на признаки нарушения требований Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции».

По результатам рассмотрения заявления Курганским УФАС России установлено следующее.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее по тексту – Закон о водоснабжении), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 644 от 29.07.2013 (далее по тексту – Правила № 644).

Ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей отпуск питьевой воды из системы коммунального водоснабжения и прием сточных вод в централизованную систему водоотведения по адресу: «…», по муниципальным контрактам № 1349 от 27.12.2019 (сроком действия с 01.01.2020 по 21.12.2020 г.) и №1349 от 12.04.2021 (с 01.01.2021 г по 31.12.2021 г) является «…».

«…» выступает агентом «…» на основании агентского договора №78/ДА/12-12 от 19.02.2013 г. «…» от имени и за счет «…» осуществляет деятельность по начислению потребителям размера платы за холодное водоснабжение и водоотведение.

В адрес «…» 06.08.2020 г. исх. №И-В-КГН-2020-15777 поступило уведомление от «…» о начислении платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, из которого следует, что с 03.06.2020 г вступили в силу изменения в Правила №644.

В соответствии с п.118 Правил №644 в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленными п.113,114 Правил №644, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения ( далее-плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены Правилами №644.

В соответствии с п.123(4) Правил №644 для объектов абонентов (при наличии любого из условий):

- среднесуточный объём сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первого пункта 124 Правил, а именно: среднесуточный объем сбрасываемых сточных за период с 1 июля предшествующего календарного года по 30 июня текущего календарного года (для абонентов, с которыми договор водоотведения (единый договор холодного водоснабжения и водоотведения) был заключен после начала указанного периода,- за весь фактический период сброса ими сточных вод) в среднем составляет менее 30 куб. метров в сутки суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта;

- с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;

- расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;

- для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов,

расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении сточных вод, сбрасываемых указанным абонентом(П)(рублей), определяется по формуле:

П=К Х ТХ Qпр1,

где:

К-коэффициент компенсации, равный 0,5;

Т-тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (руб./куб. метр);

Qпр1-объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента, определенный по показаниям прибора учета сточных вод, либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод.

Нежилое помещение, расположенное по адресу: «…», соответствует первому из условий, указанному в п. 123(4) Правил №644, а именно:

-среднесуточный объём сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первого пункта 124 Правил, а именно: среднесуточный объем сбрасываемых сточных за период с 1 июля предшествующего календарного года по 30 июня текущего календарного года (для абонентов, с которыми договор водоотведения (единый договор холодного водоснабжения и водоотведения) был заключен после начала указанного периода,- за весь фактический период сброса ими сточных вод) в среднем составляет менее 30 куб. метров в сутки суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта.

С 1 июля 2020 года производится начисление платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения с учетом коэффициента компенсации равного 0,5.

Для расчетов по формуле, приведенной в пункте 123(4) Правил №644, действующее законодательство не предъявляет каких-либо дополнительных требований, кроме условий, указанных в пункте 123(4) Правил №644.

Таким образом, в действиях АО «Водный союз» не усматривается признаков нарушения антимонопольного законодательства по вопросу о начислении платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения.

По вопросу о начислении платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, сообщаем следующее.

Согласно п.194 Правил №644 в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.

Пункт 167 Правил №644 определяет, что в целях охраны водных объектов от загрязнения объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, устанавливаются нормативы состава сточных вод.

При этом согласно указанному пункту нормативы состава сточных вод не устанавливаются:

- на объекты абонентов, являющиеся жилыми домами, многоквартирными домами (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализация), жилыми помещениями специализированного жилищного фонда;

-на иные объекты абонентов, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в первом абзаце пункта 124 Правил №644, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов;

В соответствии с п.203 Правил №644 определена формула расчета платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод для объектов абонентов (при наличии любого из условий):

-среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в первом абзаце пункта 124 Правил №644, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов;

- с которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;

-расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;

-для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.

Таким образом, взимание платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод возможно только в отношении объектов абонентов, для которых установлены нормативы состава сточных вод.

В ходе анализа документов антимонопольным органом было установлено, что нежилое помещение «…», находящееся по вышеуказанному адресу располагается в многоквартирном жилом доме и не имеет отдельное канализационного выпуска для спуска сточных вод в централизованную систему водоснабжения и водоотведения.

В данном случае действия (бездействие) «…», выразившиеся в начислении платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в отношении нежилого помещения «…», находящегося по адресу: «…», не соответствуют нормам действующего законодательства и нарушают баланс интересов между потребителем и поставщиком коммунального ресурса. Указанная позиция Курганского УФАС России коррелируется с разъяснениями ФАС России, изложенным в письме №  МШ/27138/21 от 07.04.2021.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещается навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Действия «…» в отношении «…» выразившиеся в неправомерном начисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов, являются невыгодными для потребителя, содержат признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Антимонопольный орган, в соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности выдает хозяйствующему субъекту, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Курганское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выдало предупреждение о необходимости прекращения нарушения антимонопольного законодательства «…») путем исключения платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод с 01.07.2020 г. «…» в срок до 15.07.2021 года.

30.06.2021 г. в Курганское УФАС России от «…» поступил ответ на Предупреждение № 5 (вх. №Н-2420), в котором указано, что «…» выполнен перерасчет начислений платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод с применением К-2 к тарифу водоотведения за период с 01.07.2020 г. по 31.03.2021 г., с 01.04.2021 г. начисление платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод с применением К-2 к тарифу водоотведения приостановлены в отношении объекта «…», расположенного по адресу: «…». В подтверждение приложило счета по перерасчету у потребителя по указанному объекту «…».

Таким образом, «…» выполнило Предупреждение № 5, выданное Курганским УФАС России, в полном объеме и в установленные сроки.

В силу положения части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, в связи с его устранением.

Кроме того, одним из оснований для принятия антимонопольным органом решения об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в силу пункта 7 части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции является устранение признаков нарушения антимонопольного законодательства в результате выполнения предупреждения, выданного в порядке, установленном статьей 39.1 настоящего Федерального закона.

На основании изложенного и руководствуясь частью 7 статьи 39.1, пунктом 7 части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции, Курганским УФАС России принято решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с устранением признаков нарушения антимонопольного законодательства в результате выполнения предупреждения.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны