Решение б/н Решение и предписание по делу № 91 в отношении Админитсрации... от 6 апреля 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена "26" мая 2014 г.
В полном объеме решение изготовлено "30" мая 2014 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной  службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного  законодательства, рассмотрев дело № 91 по признакам нарушения Администрацией Кетовского района (641310, Курганская обл, с. Кетово, ул. Космонавтов, 39, ИНН 4510000439) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Дело № 91 о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции.
18.03.2014 года в Курганское УФАС России поступило заявление Некоммерческого партнерства «Пассажирские перевозки» (далее — НП «Пассажирские перевозки») (вх. № 1597) о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях Администрации Кетовского района при заключении договоров на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа по маршруту № 205 «Курган АВ - Кетовский с/х».
14.04.2014 года срок рассмотрения заявления продлен до 19.05.2014 года.
Из заявления и дополнительных документов установлено следующее.
Вышеуказанный маршрут был включен во внутримуниципальную и межмуниципальную маршрутную сеть Кетовского района, которая утверждена распоряжением Администрации Кетовского района от 05.08.2011 года № 336-р.
Согласно письменным пояснениям Администрации Кетовского района  вышеуказанный маршрут не является новым. Договор с индивидуальным предпринимателем Дубянским Сергеем Павловичем (далее — ИП Дубянский С.П.) на обслуживание маршрута № 205 «Курган АВ - Кетовский с/х» не заключался с 1 июля 2010 года.
Распоряжением Администрации Кетовского района от 8 сентября 2009 года № 390-р были приняты временные меры  по осуществлению пассажирских перевозок по маршруту № 205 «Курган АВ - Кетовский с/х».
Распоряжением Администрации Кетовского района от 22 января 2010 года № 20-р вышеуказанное распоряжение отменено.
19 сентября 2013 года на заседании комиссии по организации транспортного обслуживания населения Кетовского района Курганской области принято решение: «ввиду отсутствия договоров на организацию регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту № 205 «Курган АВ - Кетовский с/х» Администрация Кетовского района направляет предложение по заключению временных договоров об организации перевозок пассажиров и багажа по маршруту № 205 «Курган АВ - Кетовский с/х» перевозчикам: ИП Дубянскому С.П. и обществу с ограниченной ответственностью «Пассажирская транспортная компания» (далее - ООО «ПТК»).
21 октября 2013 года НП «Пассажирские перевозки» обратилось в Администрацию Кетовского района с просьбой заключить договор на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа по свободному маршруту № 205 «Курган АВ - Кетовский с/х».
В ходе рассмотрения дела представитель заявителя пояснил, что обращения в Администарция Кетовского раойна обусловлено тем, что по маршруту № 205 «Курган АВ - Кетовский с/х» Администрацией Кетовского района не было заключено никаких договоров.
Представитель заявителя обратил внимание на то, что в отличии от НП «Пассажирские перевозки», ни ООО «Пассажирская транспортная компания», ни ИП Д.......... С.П. не обращались с заявление в Администрацию Кетовского района с ходатайством о заключении договора на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа по маршруту № 205 «Курган АВ - Кетовский с/х». Администрация Кетовского района сама предложила им заключить данный договор. При этом Администрация Кетовского района сама направила паспорт маршрута в Администрацию города Кургана для его согласования, в то время как НП «Пассажирские перевозки» пришлось согласовывать данный паспорт самостоятельно.
29 октября 2013 года на заседании комиссии по организации транспортного обслуживания населения Кетовского района Курганской области  принято решение отказать НП «Пассажирские перевозки» в заключении договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по вышеуказанному маршруту и рассмотреть на комиссии все поступающие заявки от перевозчиков на вышеуказанном маршруте.
5 ноября 2013 года о вышеуказанном решении комиссии Администрация Кетовского района сообщила НП «Пассажирские перевозки» в своем письме исх.  №  3726, указав на то, что для заключения указанного договора необходимо предоставить паспорт автобусного маршрута (составленный по состоянию на 2013 год) и перечень документов в соответствии с пункта 4 статьи  9 закона Курганской области от 5 июля 2011 года № 38 «О регулировании отдельных отношений в сфере транспортного обслуживания населения на территории Курганской области».
10 декабря 2013 года НП «Пассажирские перевозки» повторно обратилось в Администрацию Кетовского района с просьбой заключить договор на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа по свободному маршруту № 205 «Курган АВ - Кетовский с/х» и приложением паспорта вышеуказанного маршрута.
12 декабря 2013 года между Администрацией Кетовского района и ООО «ПТК» заключен договор об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту пригородного сообщения № 205 «АВ Курган-Кетовский совхоз». При этом срок действия договора не указан.
В ходе рассмотрения дела  представитель ответчика пояснил, что при заключении временного договора Администрация Кетовского района руководствовалась решением комиссии по организации транспортного обслуживания населения Кетовского района Курганской области. Маршрут № 205 «Курган АВ - Кетовский с/х» не является новым. ООО «ПТК» и ИП Д........... С.П. уже осуществляли перевозки пассажиров по данному маршруту. С ООО «ПТК» ранее заключались договоры об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту пригородного сообщения № 205 «АВ Курган-Кетовский совхоз», но в последнее время ООО «ПТК» осуществляло перевозки пассажиров по данному маршруту без заключения договора. С ИП Дубянским С.П. Администрацией Кетовского района договор не заключался, данный индивидуальный предприниматель осуществлял перевозку пассажиров по данному маршруту без договора.
По мнению ИП Д..................С.П. для осуществления перевозки пассажиров необходимо иметь лицензию, заключение договора об организации регулярных перевозок пассажиров багажа по маршруту пригородного сообщения не обязательно. Закон Курганской области № 38 и постановление Администрации Кетовского района об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом (пригородное сообщение) в пределах территории муниципальных образований Кетовского района и города Кургана Курганской области дублируют лицензионные требования.  Закон Курганской области № 38 не возлагает обязанности на перевозчика заключать с органом власти договор  об организации регулярных перевозок пассажиров багажа.
23 декабря 2013 года на заседании комиссии по организации транспортного обслуживания населения Кетовского района Курганской области принято решение отказать НП «Пассажирские перевозки» в подписании временного договора по вышеуказанному маршруту.
9 января 2014 года о вышеуказанном решении комиссии Администрация Кетовского района сообщила НП «Пассажирские перевозки» в своем письме исх.  №  3.
При этом,  согласно  письменным пояснениям Администрации Кетовского района решение комиссии по организации транспортного обслуживания населения Кетовского района Курганской области в целом носят рекомендательный характер и лишь в отдельных случаях (выполнение условий договора) решения комиссии обязательно для исполнения перевозчиками.
3 марта 2014 года между Администрацией Кетовского района и ООО «ПТК» заключен договор об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту пригородного сообщения № 205 «АВ Курган-Кетовский совхоз». Срок действия договора до 03.06.2014 года. при этом пунктом 5.1 договора предусмотрено, что в случае отсутствия взаимных претензий сторон договор пролонгируется на тот же срок.
Таким образом,  договорные отношения между Администрацией Кетовского района и ООО «Пассажирская транспортная компания» по вопросу организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту пригородного сообщения № 205 «АВ Курган-Кетовский совхоз» действуют с 12 декабря 2013 года по настоящее время, то есть более 90 дней.
В ходе рассмотрения дела представитель Администрации Кетовского района пояснил, что в настоящее время спорный договор действует, конкурсные процедуры на право заключения договора об организации регулярных перевозок пассажиров багажа по маршруту пригородного сообщения № 205 «Курган АВ - Кетовский с/х» в настоящее время не проводятся.
Комиссия Курганского УФАС России рассмотрела представленные доказательства по делу, заслушала доводы, пояснения и возражения лиц, участвующих в деле, и пришла к следующим выводам.
Организация транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении регулируется Законом Курганской области от 05.07.2011 года № 38 "О регулировании отдельных отношений в сфере транспортного обслуживания населения на территории Курганской области".
Согласно части 1 статьи 1 Закона Курганской области от 03.03.2009 года № 441 "О наделении органов местного самоуправления муниципального образования Кетовского района Курганской области полномочиями органов государственной власти Курганской области по организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом (пригородное сообщение)" (с учетом пункта 12 статьи 11 Закона Курганской области от 03.12.2013 года № 88 "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов") органы местного самоуправления муниципального образования Кетовского района Курганской области наделяются полномочиями органов государственной власти Курганской области по организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом (пригородное сообщение) в пределах территорий муниципальных образований Кетовского района и города Кургана Курганской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона Курганской области от 05.07.2011 года № 38 "О регулировании отдельных отношений в сфере транспортного обслуживания населения на территории Курганской области" к полномочиям уполномоченного органа в сфере транспортного обслуживания населения относится принятие в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере транспортного обслуживания населения.
Постановлением Администрации Кетовского района от 01.07.2011 № 1342 "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом (пригородное сообщение) в пределах территории муниципальных образований Кетовского района и города Кургана Курганской области" утверждены Положение о порядке формирования сети маршрутов пригородного сообщения, проходящих по территории муниципальных образований Кетовского района и города Кургана Курганской области (пригородное сообщение), Положение о проведении конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок пассажиров багажа по маршруту пригородного сообщения.
Согласно пункту 1 раздела IV Положения о порядке формирования сети маршрутов пригородного сообщения, проходящих по территории муниципальных образований Кетовского района и города Кургана Курганской области в целях определения возможностей перевозчиков выполнять требования по безопасности применительно к услугам автомобильного транспорта отбор перевозчиков и закрепление их за маршрутной сетью (отдельными маршрутами, вновь открываемыми или высвобождаемыми) осуществляется на конкурсной основе.
Из пункта 3 вышеуказанного раздела Положения следует, что договор заключается по результатам конкурса, за исключением, если потребность в регулярных перевозках пассажиров и багажа обусловлена чрезвычайными обстоятельствами, которые невозможно было предусмотреть заранее в пределах сроков, необходимых для организации и проведения конкурса.
Постановлением Администрации Кетовского района от 28 декабря 2012 года № 3114 утверждены Правила организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в пригородном сообщении на территории Кетовского района (далее - Правила).
Согласно пункта 2.3. Правил распределение маршрутов осуществляется организатором перевозок путем проведения конкурса на право обслуживания регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту пригородного сообщения Кетовского района.
Из пункта 2.3.1. Правил следует, что по результатам конкурса Администрацией Кетовского района заключаются договоры с перевозчиками на допуск к работе на пригородной маршрутной сети, и выдаются специальные разрешения на каждое транспортное средство, которые являются основанием для возникновения права на осуществление движения автотранспорта перевозчика по маршруту пригородной маршрутной сети.
Лицами, участвующими в деле не отрицается, что ранее ООО «ПТК» и ИП Д............... С.П.  осуществляли перевозку на маршруте пригородного сообщения № 205 «Курган АВ - Кетовский с/х» без договора с Администрацией Кетовского района.
В соответствии с пунктом 4.4.2. Правил перевозчику запрещается выполнять пассажирские перевозки без договора на допуск к работе на муниципальной маршрутной сети с Администрацией Кетовского района и (или) при аннулированном договоре.
Пунктом 4 статьи 10 закона Курганской области от 05.07.2011 года № 38 "О регулировании отдельных отношений в сфере транспортного обслуживания населения на территории Курганской области" предусмотрено, что временный договор  заключается на срок, необходимый для организации и проведения конкурса и заключения по результатам его проведения договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту межмуниципального сообщения, но не превышающий 90 дней.
Постановлением Администрации Кетовского района от 03.04.2014 года № 847 внесены изменение в постановление Администрации Кетовского района от 01.07.2011 № 1342 "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом (пригородное сообщение) в пределах территории муниципальных образований Кетовского района и города Кургана Курганской области".
Так Положение о проведении конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок пассажиров багажа по маршруту пригородного сообщения дополнено пунктом 4 «Заключение временного договора», согласно которому, временный договор об организации регулярных перевозок  пассажиров и багажа по маршруту пригородного сообщения заключается Организатором пассажирских перевозок в случаях:
1)если договор не заключен в соответствии с требованиями, установленными Положением (в том числе в случае отказа единственного участника конкурса от заключения договора);
2)если договор с соответствующим перевозчиком прекращен (расторгнут) досрочно;
3)если перевозчик по каким-либо причинам не исполняет или не имеет возможности исполнить свои обязательства по регулярным перевозкам, вытекающие из заключенного договора и это обстоятельство нарушает установленный режим движения, приводит к нарушению прав граждан на транспортное обслуживание.
При этом вышеуказанное положение дополнено условием, что временный договор заключается на период до заключения договора по результатам конкурса, но не более чем на 90 дней.
Таким образом, ни ранее действующие нормы, ни новая редакция Положения о проведении конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок пассажиров багажа по маршруту пригородного сообщения, не предусматривают право организатора пассажирских перевозок заключать временный договор на срок более 90 дней, или пролонгировать договор, заключенный на срок 90 дней.
Документов, подтверждающих проведение конкурса на право заключения договора в период действия временного договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту пригородного сообщения Кетовского района  № 205 «Курган АВ - Кетовский с/х» Администрацией Кетовского района не представлено.
Из письменных пояснений Администрации Кетовского района от 09.04.2014 года (исх. № 1085) следует, что проведение данного конкурса  в период действия договора, заключенного с ООО «Пассажирская транспортная компания», не представлялось возможным в связи с длительным согласованием с прокуратурой Кетовского района изменений вносимых в постановление № 1341 от 01.07.2011 года.
При этом действующие на тот момент нормы права обязывали Администрацию Кетовского района провести конкурс.
Новые нормы, регулирующие организацию регулярных перевозок пассажиров багажа по маршруту пригородного сообщения также обязывали Администрацию Кетовского района провести конкурс  на право заключения договора об организации регулярных перевозок пассажиров багажа по маршруту пригородного сообщения, тем не менее на момент рассмотрения дела  конкурсные процедуры не были объявлены, а договор с ООО «Пассажирская транспортная компания» продолжал действовать.
Заключив договор об организации регулярных перевозок пассажиров багажа по маршруту пригородного сообщения № 205 «Курган АВ - Кетовский с/х» на срок более 90 дней без проведения конкурса и при наличии иных претендентов (НП «Пассажирские перевозки»), Администрация  Кетовского района предоставила ООО «ПТК» преимущества при осуществлении деятельности данного хозяйствующего субъекта на рынке по перевозке пассажиров багажа.
При наличии двух или нескольких претендентов на право заключения подобного договора органы власти обязаны обеспечить равный доступ всем хозяйствующим субъектам на данный рынок услуг.
Заключение договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту пригородного сообщения без проведения конкурса создает для данного субъекта преимущественные условия при осуществлении хозяйственной деятельности и препятствует доступу на рынок услуг по перевозок пассажиров и  багажа  неопределенному кругу лиц, которые также могут иметь намерение заключить данный договор. Заключение договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту пригородного сообщения путем проведения конкурса, позволяет обеспечить равный доступ на данный рынок всех заинтересованных лиц. В противном случае, это приводит (или может привести) к ограничению, недопущению, устроению конкуренции. Только путем публичного предложения о намерении заключить вышеуказанный договор, можно определить круг лиц, желающих осуществлять деятельность по перевозке пассажиров и  багажа по данному маршруту.
Таким образом, в случае, когда требуется проведение торгов, подразумевающие состязательность  хозяйствующих субъектов, непроведение таковых, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции предусмотрен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов местного самоуправления.
Из положений части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении антимонопольного законодательства является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия
РЕШИЛА:

1.Признать в действиях Администрации Кетовского района (641310, Курганская обл, с. Кетово, ул. Космонавтов, 39, ИНН 4510000439) нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции",  выразившееся в заключении договоров от 12.12.2013 года и от 03.03.2014 года об организации регулярных перевозок пассажиров багажа по маршруту пригородного сообщения № 205 «АВ Курган-Кетовский совхоз» с ООО «Пассажирская транспортная компания», то есть предоставлении права осуществлять перевозки пассажиров и багажа по вышеуказанному маршруту на срок более 90 дней без проведения конкурса на право заключения такого договора.
2.Выдать Администрации Кетовского района предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной  службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного  законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 30.05.2014 года по делу № 91 о нарушении Администрацией Кетовского района (641310, Курганская обл, с. Кетово, ул. Космонавтов, 39, ИНН 4510000439) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1.Администрации Кетовского района (641310, Курганская обл, с. Кетово, ул. Космонавтов, 39, ИНН 4510000439) в трехмесячный срок со дня получения предписания, прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, а именно: совершить действия направленные на обеспечение конкуренции на рынке услуг по перевозке пассажиров и багажа, путем проведения конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок пассажиров багажа по маршруту пригородного сообщения № 205 «АВ Курган-Кетовский совхоз».
2.Администрации Кетовского района о выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

Предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны