Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 91 о нарушении антимонопольного закон... от 10 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 91 о нарушении антимонопольного законодательства

 

 

                                                                                                                        г. Курган

 

 

Резолютивная часть решения оглашена "19" ноября 2015 г.                

 

В полном объеме решение изготовлено "27" ноября 2015 г.

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии — Гагарина И.В. —  руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;

Члены комиссии:

Попова Е.С. – государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти;

Боровко Е.В. – государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти,

 

          рассмотрев дело №91 по признакам нарушения Отделом строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, имущественных и земельных отношений Администрации Шумихинского района (641100, Курганская область, г. Шумиха, ул. Кирова, д.12, ИНН 4524007963) пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

 В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39  Закона о защите конкуренции,

на основании поступившего заявления ООО «АкваСервис» (вх. № 4526 от 31.07.2015 г.), указывающего на признаки нарушения антимонопольного законодательства, Управлением   Федеральной антимонопольной  службы по Курганской области возбуждено дело № 91 в отношении Отдела строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, имущественных и земельных отношений Администрации Шумихинского района по признакам нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

        В  ходе рассмотрения дела установлено следующее.

  В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области поступило заявление ООО «АкваСервис» (вх. № 4526 от 31.07.2015 г.), указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства Отделом строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, имущественных и земельных отношений Администрации Шумихинского района (далее – ОСТ ЖКХ ИЗО) при передаче ООО «Водоканал Шумиха» прав владения и пользования объектами водоснабжения и водоотведения, находящимися в собственности муниципального образования Шумихинского района.

Из информации, указанной в заявлении ООО «АкваСервис», следует, что между ОСТ ЖКХ ИЗО и ООО «Водоканал Шумиха» заключен договор, предусматривающий передачу ООО «Водоканал Шумиха» прав владения и (или) пользования объектами водоснабжения, находящимися в муниципальной собственности Шумихинского района. По мнению заявителя, указанное муниципальное имущество было предоставлено с нарушением действующего законодательства, учитывая, что сведения о заключении вышеуказанного договора посредством проведенной процедуры торгов отсутствуют.

Из информации, представленной ОСТ ЖКХ ИЗО в антимонопольный орган, следует, что 15.07.2015 г. между ОСТ ЖКХ ИЗО и ООО «Водоканал Шумиха» заключен договор безвозмездного пользования объектами коммунальной инфраструктуры, находящимися в собственности муниципального образования Шумихинский район, с последующим предоставлением услуг по водоснабжению и водоотведению, очистке сточных вод населению и организациям на территории города Шумиха и Шумихинского района (далее – договор безвозмездного пользования).

Указанный выше договор предусматривает передачу объектов водоснабжения и водоотведения в безвозмездное пользование ООО «Водоканал Шумиха». Обозначенный договор безвозмездного пользования заключен сроком на три года, то есть до 15.07.2018 г. Перечень объектов водоснабжения и водоотведения, передаваемых ООО «Водоканал Шумиха» в безвозмездное пользование, определен в приложении №1 к данному договору.

         Вышеупомянутый договор безвозмездного пользования от 15.07.2015 г. заключен без проведения процедуры торгов, путем предоставления преференции в соответствии с муниципальной программой Шумихинского района «О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Шумихинском районе на 2015-2020 годы».

Представитель Ответчика возражал против вменяемого ОСТ ЖКХ ИЗО нарушения антимонопольного законодательства по доводам, изложенным в письменных пояснениях по делу.

 Из письменных и устных пояснений Ответчика следует, что вышеуказанный договор безвозмездного пользования заключен ОСТ ЖКХ ИЗО без проведения процедуры торгов, поскольку ООО «Водоканал Шумиха» обладает правами владения и пользования сетью инженерно-технического обеспечения, а переданное имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и технологически связано с имуществом, переданным ООО «Водоканал Шумиха» в аренду.

 Ответчик также указывает, что оценка имущества, переданного ООО «Водоканал Шумиха» по договору безвозмездного пользования, не была произведена на 15.07.2015 г., вследствие чего Ответчик был вынужден заключить именно договор безвозмездного пользования, а не договор аренды.

          Позиция Ответчика сводится к тому, что при заключении договора безвозмездного пользования  от 15.07.2015 г. ОСТ ЖКХ ИЗО руководствовался пунктом 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, согласно которому заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, в случае предоставления указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

         Вместе с тем, представитель Ответчика указал, что в настоящее время обозначенный выше договор безвозмездного пользования от 15.07.2015 г., заключенный между ОСТ ЖКХ ИЗО и ООО «Водоканал Шумиха», является расторгнутым, в подтверждение чего представил копию соглашения о расторжении упомянутого договора безвозмездного пользования от 15.10.2015 г., а также акт возврата имущества от 15.10.2015 г.

Представитель ООО «АкваСервис» не согласился с позицией Ответчика и полагал, что вследствие заключения указанного договора безвозмездного пользования без проведения процедуры торгов, возникло нарушение прав иных лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, желающих принять участие в конкурсе на право заключение указанного договора.

Комиссия Курганского УФАС России рассмотрела представленные доказательства по делу, заслушала доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, и пришла к следующим выводам.

           Согласно пункту 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

  Установлено, что 15.07.2015 г. между ОСТ ЖКХ ИЗО и ООО «Водоканал Шумиха» заключен договор безвозмездного пользования, предусматривающий передачу объектов водоснабжения и водоотведения в безвозмездное пользование ООО «Водоканал Шумиха».

  Согласно пункту 1.3. договора безвозмездного пользования, данный договор заключен сроком на три года, то есть до 15.07.2018 г.

  Перечень объектов водоснабжения и водоотведения, передаваемых ООО «Водоканал Шумиха» в безвозмездное пользование, определен в приложении №1 к данному договору.

  Дополнительным соглашением, заключенным 16.07.2015 г. к указанному выше договору безвозмездного пользования, срок договора безвозмездного пользования от 15.07.2015 г. изменен и указан до 31.12.2015г.

 Постановлением Администрации Шумихинского района от 12.09.2014 г. №697 утверждена муниципальная программа Шумихинского района «О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Шумихинском районе на 2015-2020 годы».

 Согласно приложению №1 к указанной муниципальной программе, одним из приоритетных видов деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства является, в частности, оказание услуг жилищно-коммунального хозяйства.

 Протоколом от 15.07.2015 г. заседания комиссии по реализации мероприятий муниципальной программы Шумихинского района «О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Шумихинском районе на 2015-2020 годы» решено предоставить преференцию ООО «Водоканал Шумиха», путем передачи в безвозмездное временное пользование муниципального имущества согласно приложению, сроком с 15.07.2015 г. до 30.06.2018 г. Согласно приложению, предметом данной преференции являются объекты водоснабжения и водоотведения, находящиеся в собственности муниципального образования Шумихинский район.

 Распоряжением ОСТ ЖКХ ИЗО  от 15.07.2015 г. №75 ООО «Водоканал Шумиха» была предоставлена упомянутая выше преференция.

 Вместе с тем, Федеральный закон от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон о развитии предпринимательства) регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

  В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закон о развитии предпринимательства субъекты малого и среднего предпринимательства – хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

 Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о развитии предпринимательства, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства – деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства Российской Федерации.

 В силу пунктов 1 и 3 части 2 статьи 6 упомянутого Закона основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются, в частности, развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации, обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства.

   В силу пункта 4 части 3 статьи 6 указанного Закона одним из основных принципов государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами).

   Согласно пункту 1 статьи 11 Закона о развитии предпринимательства, к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм) с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.

 Частью 1 статьи 14 Закона о развитии предпринимательства определено, что основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются:

 1) заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки;

 2) доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства;

 3) равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих условиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), к участию в указанных программах (подпрограммах);

 4) оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

 5) открытость процедур оказания поддержки.

 Частью 2 статьи 14 Закона о развитии предпринимательства предусмотрено, что при обращении субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки субъекты малого и среднего предпринимательства должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона, и условиям, предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).

Согласно норме части 5 статьи 14 Закона о развитии предпринимательства, в оказании поддержки должно быть отказано в случае, если:

1) не представлены документы, определенные нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), или представлены недостоверные сведения и документы;

2) не выполнены условия оказания поддержки;

3) ранее в отношении заявителя - субъекта малого и среднего предпринимательства было принято решение об оказании аналогичной поддержки (поддержки, условия оказания которой совпадают, включая форму, вид поддержки и цели ее оказания) и сроки ее оказания не истекли;

4) с момента признания субъекта малого и среднего предпринимательства допустившим нарушение порядка и условий оказания поддержки, в том числе не обеспечившим целевого использования средств поддержки, прошло менее чем три года.

  Согласно части 1 статьи 16 Закона о развитии предпринимательства поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

   Частью 2 статьи 16 Закона о развитии предпринимательства предусмотрено, что условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).

Установлено, что Постановлением Администрации Шумихинского района от 12.09.2014 г. №697 утверждена муниципальная программа Шумихинского района «О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Шумихинском районе на 2015-2020 годы» (далее – Программа).

Согласно разделу 2 упомянутой Программы, целями программы до 2020 года являются:

– создание благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, способствующих созданию новых рабочих мест, пополнению консолидированного бюджета Шумихинского района;

– рост занятости населения Шумихинского района;

– внедрение субъектами малого и среднего предпринимательства новых технологий в собственное производство;

– увеличение объемов производства и реализации товаров (работ, услуг), субъектами малого и среднего предпринимательства Шумихинского района.

Приложением №1 к указанной Программе определены условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (далее – субъекты МСП) и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Пунктом 2 Приложения №1 к Программе определено, что одним из приоритетных видов деятельности субъектов МСП является, в частности, оказание услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно пункту 3 Приложения №1, поддержка субъектов МСП и организаций инфраструктуры оказывается на конкурсной основе. Организатором конкурса по отбору субъектов МСП  и организаций инфраструктуры для оказания поддержки является Администрация Шумихинского района.

Пунктом 4 Приложения № 1 предусмотрено, что информация о проведении конкурса публикуется вышеуказанным уполномоченным органом в Шумихинской районной общественно-политической газете «Знамя труда», а также размещается на официальном сайте уполномоченного органа.

Оказание поддержки субъектам МСП осуществляется уполномоченным органом на основании документов, предоставляемых субъектом МСП в соответствии с перечнем, указанным в пункте 6 Приложения №1.

В числе прочего, в указанный выше перечень документов, необходимых для предоставления субъектом МСП, включены, в частности, заявление (по форме, утвержденной уполномоченным органом), бизнес-план, документы (договоры, соглашения, финансовые документы), обосновывающие получение конкретного вида поддержки.

Пунктом 12 Приложения №1 определены критерии, обеспечивающие равный доступ субъектов МСП к участию в Программе. К таким критериям Программой отнесены следующие критерии:

– соответствие категориям субъектов МСП, установленным статьей 4 Закона о развитии предпринимательства;

– соответствие деятельности субъектов МСП приоритетным видам деятельности субъектов МСП, установленных пунктом 2 Приложения №1;

– целевое использование средств, полученных в виде поддержки.

 Согласно пункту 14 Приложения № 1 к Программе, критериями отбора субъектов МСП для оказания поддержки являются следующие критерии:

– создание новых рабочих мест;

– соответствие деятельности субъектов МСП приоритетным видам деятельности субъектов МСП, установленных в пункте 2 приложения №1;

– качество бизнес-плана;

– профессиональные качества претендента на получение поддержки.

Приложением №2 к обозначенной выше Программе определены мероприятия по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства в Шумихинском районе на 2015-2020 годы.

 Пунктом 2.2. раздела 2 указанного Приложения №2 в качестве имущественной поддержки субъектов МСП определено предоставление преференций на аренду и безвозмездное пользование муниципального имущества для использования в сфере оказания услуг по водоснабжению, водоотведению и теплоснабжению.

 Из анализа норм Закона о развитии предпринимательства следует, что при  обращении  за  оказанием  поддержки  субъекты  малого  и  среднего предпринимательства  должны  представить  документы,  подтверждающие  их соответствие  условиям,  установленным  статьей  4  Закона  о  развитии предпринимательства,  и  условиям,  предусмотренным федеральными программами  развития  субъектов  малого  и  среднего  предпринимательства, региональными  программами  развития  субъектов  малого  и  среднего предпринимательства, муниципальными  программами  развития  субъектов малого и среднего предпринимательства.

 Между тем, из анализа документов, представленных ОСТ ЖКХ ИЗО в антимонопольный орган, не усматривается подтверждение того факта, что при предоставлении ООО «Водоканал Шумиха» указанной преференции были соблюдены принципы, обозначенные в части 1 статьи 14 Закона о развитии предпринимательства. В частности отсутствуют сведения о соблюдении заявительного порядка обращения субъекта МСП за оказанием поддержки, равно как и отсутствует информация, подтверждающая соблюдение принципа открытости процедур оказания поддержки и обеспечения равного доступа к участию в данной программе.

Необходимо также отметить, что в антимонопольный орган ОСТ ЖКХ ИЗО не представлена информация относительно того,  подавало ли ООО «Водоканал Шумиха», как потенциальный участник Программы, документы, являющиеся необходимыми и обязательными в соответствии с условиями Программы и требованиями Закона о развитии предпринимательства.

 В частности, необходимо отметить отсутствие документов, указанных в пункте 6 Приложения №1 к Программе, являющиеся основанием для оказания поддержки и обязательные для предоставления субъектом МСП, желающего принять участие в Программе.

Также отсутствуют документы, подтверждающие проведение конкурсного отбора субъектов МСП, претендующих на оказание поддержки, равно как и отсутствуют доказательства соблюдения принципов публичности информации о проведении конкурса по отбору субъектов МСП для оказания поддержки.

 Часть 5 статьи 14 Закона о развитии предпринимательства, также определяет, что в оказании поддержки должно быть отказано в случае, если не представлены документы, определенные нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), или представлены недостоверные сведения и документы.

   Тем самым, оценив в совокупности все документы, представленные ОСТ ЖКХ ИЗО в антимонопольный орган относительно предоставления ООО «Водоканал Шумиха» указанной выше преференции, можно прийти к выводу о том, что данная преференция была предоставлена с нарушением порядка,  определенного Законом от развитии предпринимательства и обозначенной муниципальной программой, то есть фактически была предоставлена не в рамках упомянутой Программы.

  Довод Ответчика относительно того, что при заключении договора безвозмездного пользования  от 15.07.2015 г. ОСТ ЖКХ ИЗО руководствовался пунктом 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции отклоняется, поскольку вышеуказанный договор безвозмездного пользования, предусматривающий передачу прав владения и пользования объектами водоснабжения и водоотведения ООО «Водоканал Шумиха», был заключен не в соответствии с указанной выше правовой нормой, а на основании предоставления преференции обозначенному обществу, что подтверждается, в частности, протоколом от 15.07.2015 г. заседания комиссии по реализации мероприятий муниципальной программы Шумихинского района «О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Шумихинском районе на 2015-2020 годы», распоряжением ОСТ ЖКХ ИЗО  от 15.07.2015 г. №75, согласно которому ООО «Водоканал Шумиха» была предоставлена упомянутая выше преференция.

              Пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что под государственной или муниципальной преференцией понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

     Частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции определен закрытый перечень целей, для которых государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации.

 Частью 3 статьи 19 установлено, что государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, указанных  в данной статье.

    В частности, пункт 4 части 3 статьи 19 предусматривает, что государственная или муниципальная преференция предоставляется без согласия антимонопольного органа в случае ее предоставления в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.

  Вместе с тем, по результатам исследования предоставленных ОСТ ЖКХ ИЗО документов, установлено отсутствие доказательств, свидетельствующих о том, что указанная выше преференция была предоставлена ООО «Водоканал Шумиха» в рамках вышеназванной муниципальной Программы, а, следовательно, вышеобозначенная преференция была предоставлена ООО «Водоканал Шумиха» с нарушением требований главы 5 Закона о защите конкуренции.

   Необходимо понимать, что органы публичной власти, реализуя свои полномочия, в силу специфики правового статуса способны оказывать существенное влияние как на экономическую систему в целом, так и на состояние конкуренции в частности. Причем с точки зрения антимонопольного регулирования это влияние выражается не столько в решении ими публично-правовых вопросов, сколько в применении властно-распорядительных полномочий в отношении отдельных лиц или по поводу отдельных обстоятельств.

  Учитывая особое правовое положение государства, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, законодатель ввел ряд запретов и ограничений с целью минимизации негативного влияния на конкурентную среду со стороны органов власти путем злоупотребления ими своими полномочиями.

  Статья 15 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.

  Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, предоставление государственной или муниципальной преференции в частности запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона.

  В частности, пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона.

  Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

   Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 05.04.2011 г. N 14686/10, от 11.03.2014 г. N 16034/13, достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

    При этом, в тех случаях, когда требуется проведение конкурентной процедуры, подразумевающей состязательность хозяйствующих субъектов, ее непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурентных процедур в установленном законодательством порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

            Тем не менее, ОСТ ЖКХ ИЗО осуществил передачу объектов водоснабжения и водоотведения в безвозмездное пользование ООО «Водоканал Шумиха» по договору, заключенному 15.07.2015 г. без проведения процедуры торгов, путем предоставления муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона, тем самым ООО «Водоканал Шумиха», как хозяйствующий субъект, получило преимущество, что обеспечило ему более выгодные условия деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.

   С учетом вышеперечисленного, по результатам оценки имеющихся доказательств, Комиссия пришла к выводу о том, что Отделом строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, имущественных и земельных отношений Администрации Шумихинского района допущено нарушение пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в предоставлении муниципальной преференции ООО «Водоканал Шумиха», путем передачи в безвозмездное пользование по договору от 15.07.2015 г. объектов водоснабжения и водоотведения с нарушением требований, установленных главой 5 Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

  Между тем, указанный выше договор безвозмездного пользования от 15.07.2015 г., заключенный между ОСТ ЖКХ ИЗО и ООО «Водоканал Шумиха», является расторгнутым, что подтверждается представленными Ответчиком документами, а именно соглашением о расторжении упомянутого договора безвозмездного пользования от 15.10.2015 г., а также актом возврата имущества от 15.10.2015 г.

  Поскольку вышеобозначенный договор безвозмездного пользования от 15.07.2015 г. расторгнут, Комиссия пришла к выводу об отсутствии необходимости в выдаче Ответчику предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

 Основываясь на вышеизложенном, руководствуясь пунктом 7 части 1 статьи 15, статьями 19-21, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона   от   26.07.2006 г. №135-ФЗ  «О защите конкуренции»,  Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях Отдела строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, имущественных и земельных отношений Администрации Шумихинского района нарушение пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в предоставлении муниципальной преференции ООО «Водоканал Шумиха», путем передачи в безвозмездное пользование по договору от 15.07.2015 г. объектов водоснабжения и водоотведения с нарушением требований, установленных главой 5 Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

          2. Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

 

          Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

                    

 

 

                                   Председатель Комиссии ________________И.В. Гагарина

 

                                          Члены Комиссии:       ________________ Е.С. Попова

 

                                                                      ________________Е.В. Боровко

Связанные организации

Связанные организации не указаны