Решение №045/05/28-261/2023 решение от 8 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: . – заместитель руководителя - начальник отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;

Члены Комиссии:

. – заместитель начальника отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области,

. – государственный инспектор отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области,

рассмотрев дело № 045/05/28-278/2023 по факту размещения по адресу: г. Курган, ул. Куйбышева, д. 89 информации следующего содержания: «Комиссионный народный магазин *24часа* TRADE-IN*КРЕДИТ*РАССРОЧКА*БОНУСЫ» с признаками нарушения части 7 статьи 5, части 1, 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),

при участии:

от заявителя:  от 02.12.2021);

от лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: ИП . (паспорт);

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее - Курганское УФАС России) поступило заявление отделения по Курганской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации (вх. №1530-ЭП/23 от 13.04.2023) по факту размещения по адресу: г. Курган, ул. Куйбышева, д. 89 информации следующего содержания: «Комиссионный народный магазин * 24часа * TRADE-IN *КРЕДИТ*РАССРОЧКА*БОНУСЫ», не соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе.

Заявитель сообщает, что по адресу: г. Курган, ул. Куйбышева, д. 89 расположен Комиссионный магазин «Народный». На входной двери магазина размещена информация: «*TRADE-IN*КРЕДИТ*РАССРОЧКА*БОНУСЫ*» (представлены фотоматериалы).

По результатам рассмотрения заявления Курганским УФАС России установлено следующее.

Факт размещения рекламы подтверждается актом осмотра от 25.04.2023 составленным специалистами Курганского УФАС России.

Сотрудниками Курганского УФАС России при фиксации рекламы установлено, что в данном Комиссионном магазине осуществляет предпринимательскую деятельность ИП 

В соответствии с пунктом 1 статьей 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Как следует из части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Ненадлежащей рекламой, согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе, является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. (далее – Закон о защите конкуренции), под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно пункту 6 статьи 4 Закона о защите конкуренции, финансовая организация – хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).

Таким образом, согласно Закону о защите конкуренции, под финансовую услугу подпадают конкретные услуги, прямо указанные в данном определении, а также иные услуги, связанные с привлечением, размещением денежных средств, но только в случае, если они оказываются финансовой организацией. При этом перечень финансовых организаций содержится в пункте 6 статьи 4 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг, и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Частью 14 статьи 28 Закона о рекламе установлено, что если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

В пункте 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» дано понятие потребительского кредита (займа).

Потребительский кредит (заем) – это денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - договор потребительского кредита (займа), в том числе с лимитом кредитования.

Информация, размещенная на входной двери магазина «TRADE-IN *КРЕДИТ*РАССРОЧКА» является рекламой финансовых услуг по предоставлению кредита.

Рассматриваемая рекламная информация сформирована таким образом, что у потребителя, ознакомившегося с данной рекламой, создается впечатление о том, что объектом рекламирования является именно услуга по предоставлению денежных средств (кредита) и возможность их получения у рекламодателя.

По результатам рассмотрения материалов Курганским УФАС России вынесено определение о возбуждении дела № 0045/05/28-278/2023 от 07.06.2023 по признакам нарушения законодательства о рекламе.

Присутствующий при рассмотрении дела представитель заявителя доводы о нарушении требований Закона о рекламе в действиях ИП Пяткова С.И. поддержал в полном объеме.

От ответчика представлены фотоматериалы о демонтаже рассматриваемой рекламы по адресу: г. Курган, ул. Куйбышева, д. 89, а также фотоматериалы об отсутствии аналогичной рекламы в других магазинах, принадлежавших заявителю.

Согласно государственному реестру Микрофинансовых организаций, размещенному на официальном сайте ЦБ России (http://cbr.ru), ИП С.И. (ИНН ) в государственном реестре Микрофинансовых организаций по состоянию на 01.08.2023 года не состоял. Таким образом, рассматриваемая реклама нарушает требование части 14 статьи 28 Закона о рекламе, так как ИП  отсутствует в реестре Микрофинансовых организаций.

Согласно пункту 24 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» в соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о рекламе в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги.

Следовательно, в случае выявления рекламы финансовых услуг или финансовой деятельности лица, не обладающего требуемыми законодательством лицензией разрешением, аккредитацией, либо не включенного в соответствующий реестр или являющегося членом соответствующей саморегулируемой организации, такая реклама подлежит пресечению.

Таким образом, рассматриваемая реклама не соответствует требованиям части 1 статьи 28 Закона о рекламе, поскольку в ней отсутствует наименование или имя лица, оказывающего банковские или иные финансовые услуги, что вводит в заблуждение потребителей.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

С этой точки зрения требование части 1 статьи 28 корреспондирует с нормой части 7 статьи 5 Закона о рекламе, которая не допускает отсутствие в рекламе части существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что рассматриваемая реклама является ненадлежащей и противоречит требованиям части 7 статьи 5 Закона о рекламе, так как в рассматриваемой рекламе отсутствует информация о лице, оказывающем финансовые услуги (кредит), тем самым вводит потребителя в заблуждение.

Из положений части 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе следует, что за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 Закона о рекламе, ответственность несет рекламодатель и рекламораспространитель.

Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, частью 14 статьи 28 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона о рекламе, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Резюмируя вышеизложенное и, основываясь на фактических обстоятельствах дела, Комиссия пришла к выводу, что реклама следующего содержания: «Комиссионный народный магазин * 24часа * TRADE-IN*КРЕДИТ*РАССРОЧКА*БОНУСЫ» размещенная по адресу: г. Курган, ул. Куйбышева, д. 89 нарушает требования части 7 статьи 5, части 1, 14 статьи 28 Закона о рекламе.

Таким образом, рекламораспространителем и рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП 

Учитывая, что нарушение законодательства о рекламе устранено в добровольном порядке, что подтверждается материалами дел, Комиссией сделан вывод об отсутствии необходимости в выдаче ИП  предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 42 - 47 Постановления Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922 «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную индивидуальным предпринимателем Пятковым Сергеем Игоревичем (ИНН 450142713970) следующего содержания «TRADE-IN*КРЕДИТ*РАССРОЧКА*БОНУСЫ» по адресу: г. Курган, ул. Куйбышева, д. 89, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 1, 14 статьи 28 Закона о рекламе.

2. Индивидуальному предпринимателю Пяткову Сергее Игоревичу предписание об устранении нарушений рекламного законодательства не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Курганского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение изготовлено в полном объеме 08.08.2023 года

Связанные организации

Связанные организации не указаны