Решение б/н Решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопол... от 9 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее — Курганское УФАС России), рассмотрев заявление филиала «Аэронавигация Урала» Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации», перенаправленного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (вх. № 4303/23 от 04.10.2023), материалы Курганской транспортной прокуратуры (вх. № 4776/23 от 08.11.2023) на действия акционерного общества «Аэропорт Курган», связанные с установлением нерегулируемых тарифов на услуги по оформлению пропусков служебной авиационной безопасности для допуска в зону транспортной безопасности, установило следующее.

В 2023 году, в соответствие с заключенным Федеральным государственным унитарным предприятием «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» в лице филиала «Аэронавигация Урала» государственным контрактом, осуществлялись работы по строительству и монтажу радиотехнического оборудования Курганского центра ОВД, находящегося на территории аэродрома Курган (акционерное общество «Аэропорт Курган»). При проведении указанных работ, для провоза на территорию аэродрома оборудования и строительных материалов использовалась грузовая автомобильная техника, что повлекло затраты на оформление разовых пропусков на транспортные средства.

Так, между Федеральным государственным унитарным предприятием «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» и акционерным обществом «Аэропорт Курган» заключен договор № 30-431/23 от 22.08.2023 на оформление пропусков служебной авиационной безопасности для допуска в зону транспортной безопасности (далее - ЗТБ).

Согласно пункту 3.1 указанного договора стоимость услуг определена в приложении № 1 к нему:

Наименование услуг

Едн.изм.

Цена без НДС, руб.

Цена с НДС, руб.

1.

Оформление пропусков для физических лиц:

 

 

 

1.1.

разовые

1 пропуск

680,00

816,00

1.2.

постоянные

1 пропуск

1420,00

1704,00

 

В т.ч.: стоимость электронной карты

1 пропуск

385,00

462,00

 

Пропуск на бумажном носителе

1 пропуск

1035,00

1242,00

2.

Оформление пропусков на ТС и иные автотранспортные средства

 

 

 

2.1.

Разовый для ТС и иные автотранспортные средства с разрешенной полной массой до 5 тонн

1 пропуск

4740,00

5688,00

2.2.

Разовый для ТС и иные автотранспортные средства с разрешенной полной массой от 5 до 10 тонн

1 пропуск

7160,00

8592,00

2.3. Разовый для ТС и иные автотранспортные

средства с разрешенной полной массой 10 тонн и выше

1 пропуск

21040,00

25248,00

2.4. Постоянный для ТС

1 пропуск

37840,00

45408,00

3. Оформление материального пропуска

1 пропуск

620,00

744,00

 

Кроме того, установлено, что в настоящее время действует договор № 7/ДУ02/0006/022/18 от 31.01.2018, заключенный АО «Аэропорт Курган» с ООО «Курганский автобусный завод», согласно которому АО «Аэропорт Курган» предоставляет ООО «Курганский автобусный завод» территорию для проведения испытаний автобусов.

В целях проведения испытаний автобусов, ООО «Курганский автобусный завод» осуществляет въезд транспортных средств в зону транспортной безопасности аэропорта Курган, на транспортные средства оформляются пропуска.

Согласно вышеуказанному договору, стоимость расходов, не зависящих от времени проведений испытаний для 1 транспортного средства (въезд в зону транспортной безопасности) составляет 9 288 руб., стоимость расходов, зависящих от времени проведения испытаний за 1 час (нахождение в зоне транспортной безопасности) составляет 10 002 руб., плата за въезд каждого последующего транспортного средства свыше одного составляет 1 846 руб. (с момента заключения договора было заключено дополнительное соглашение к нему от 20.12.2018, увеличивающее стоимость услуг, а также уведомление об изменении цен исх. № 1484 от 11.12.2019).

Кроме того, в 2023 году, согласно договору подряда № 1 от 10.08.2023, заключенному АО «Аэропорт Курган» и ООО «АРБ-строй», ООО «АРБ-строй» проводило ремонтные работы в зоне транспортной безопасности аэропорта Курган, в ходе которых осуществлялся въезд транспортных подрядчика средств в зону транспортной безопасности аэропорта. При этом, вышеуказанный договор не содержит сведений о стоимости оказания услуги по оформлению пропусков в зону транспортной безопасности.

Таким образом, АО «Аэропорт Курган» устанавливает различные цены на оформление пропусков для организаций, осуществляющих въезд транспортных средств в зону транспортной безопасности аэропорта.

Как следует из пояснений АО «Аэропорт Курган», доступ Подрядчика (ООО «АРБ-строй») к месту производства работ в соответствии с требованиями транспортной и авиационной безопасности, в том числе обеспечение выдачи пропусков, осуществлялось АО «Аэропорт Курган» в установленном порядке. Отдельный договор с ООО «АРБ-строй» на оформление пропусков в ЗТБ аэропорта не заключался, а стоимость данных услуг в Договоре подряда не была определена в виду того, что ООО «АРБ-строй» оказывало услуги непосредственно АО «Аэропорт Курган». Взимание платы за оформление пропусков с ООО «АРБ-строй» привело бы к соответствующему увеличению стоимости работ по договору подряда. При этом ООО «АРБ-строй» при проведении работ по договору не использовало патрульную дорогу. Согласно условиям договора № 7 от 31.01.2018 на оказание услуг, заключенного между АО «Аэропорт Курган» и ООО «КАВЗ», АО «Аэропорт Курган» за плату оказывает ООО «КАВЗ» комплекс услуг по предоставлению возможности для проведения испытаний автотехники на перроне и ИВПП аэропорта. Допуск физических лиц и въезд транспортных средств в ЗТБ аэропорта производится после оформления пропусков. Плата за оформление пропусков включена в стоимость услуг по заключенному.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.

В пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» указано, что на основании пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, по общему правилу, злоупотреблением доминирующим положением может быть признано экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар. Если иное не вытекает из законодательного регулирования, установление доминирующим на рынке субъектом одинаковых цен (тарифов) на один и тот же товар без учета экономических, технологических и иных влияющих на стоимость товара различий при их передаче разным потребителям, в том числе на различных территориях, может быть признано злоупотреблением доминирующим положением на основании пункта 8 части 1 статьи 10 Закона.

При применении указанных положений судам необходимо учитывать, что сама по себе дифференциация цен (тарифов), применяемых хозяйствующим субъектом в отношении разных потребителей или их категорий, либо отсутствие ценовой дифференциации не являются злоупотреблением. Обоснованность различий (отсутствия различий) оценивается с учетом требований закона об отдельных видах договоров, разумности поведения хозяйствующего субъекта и объективных условий его деятельности на соответствующих рынках. В частности, допускается установление в публичных договорах различных цен для потребителей разных категорий, определяемых исходя из объективных критериев (пункт 2 статьи 426 Гражданского кодекса).

Например, разумным может быть признано установление различных цен (предоставление скидок) в зависимости от объема приобретения товара покупателем, если этот критерий дифференциации применяется к контрагентам равным образом. О неразумности дифференциации цен может свидетельствовать установление разных цен (тарифов) на товары, реализуемые на одном товарном рынке, при отсутствии значимых различий в затратах доминирующего хозяйствующего субъекта, необходимых для исполнения обязательств перед покупателями (потребителями), и различий в условиях введения товара в оборот.

Кроме того состав нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции предполагает следующее: 1) оценка цен должна быть произведена в отношении одного и того же товара. Для определения такого товара принципиальное значение имеет правильность определения продуктовых границ товарного рынка; 2) установление хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, различных цен на один и тот же товар само по себе не является нарушением. При этом Президиум ФАС России отметил, что нарушением может являться установление различных цен именно в отсутствие экономической и/или технологической обоснованности установления таких цен (Обзор практики применения антимонопольного законодательства коллегиальными органами ФАС России (за период с 1 июля 2019 года по 1 июля 2020 года) (утв. протоколом Президиума ФАС России от 16.02.2021 № 1).

Для выявления в действиях хозяйствующего субъекта состава данного правонарушения необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение и совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с частью 5 статьи 5 доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» настоящим Федеральным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий в сфере оказания услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах.

АО «Аэропорт Курган» (ИНН: 4501080974; КПП: 450101001; ОГРН: 1024500529184) включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте.

Данный хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение на соответствующем рынке оказания услуг, который является сферой деятельности субъектов естественных монополий, с долей 100% на территории Курганской области с 21.07.2009.

В Курганское УФАС России представлена схема с дорогами, по которым осуществляется движение транспортных средств (далее - ТС) филиала «Аэронавигация Урала» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», ООО «КАВЗ» и ООО «АРБ-строй», а также схема размещения объектов филиала «Аэронавигация Урала» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», движение до которых осуществляется с использованием Патрульной дороги.

Как следует из представленной схемы, ООО «КАВЗ» и ООО «АРБ-строй» не требуется использование Патрульной дороги для достижения целей, указанных в соответствующих договорах. Для передвижения ТС филиала «Аэронавигация Урала» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» доступна и используется вся Патрульная дорога. Ввиду того, что Патрульная дорога является однополосной, с целью недопущения дорожно-транспортных происшествий, движение по ней осуществляется в одностороннем направлении против часовой стрелки, за исключением ТС экстренных служб с проблесковыми маячками. Таким образом при передвижении ТС к объектам филиала «Аэронавигация Урала» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», расположенным в ЗТБ аэропорта, используется вся Патрульная дорога вне зависимости от месторасположения объекта.

При этом, основное средство «Патрульная дорога» введено в эксплуатацию в сентябре 1998 г. Основное средство отнесено к группе учета основных средств «Сооружения», к седьмой амортизационной группе (свыше 15 лет до 20 лет включительно). При вводе патрульной дороги в эксплуатацию установлен срок полезного использования 240 месяцев. В связи с введением требований Федерального стандарта бухгалтерского учета 6/2020 «Основные средства» с января 2022 г. увеличен срок эксплуатации основного средства «Патрульная дорога» еще на 13 лет. На сегодняшний день для данного объекта установлен срок полезного использования 399 месяцев. Ежемесячная сумма амортизации составляет 84 172,45 руб. или 1 010 069,4 руб. в год. За период эксплуатации основного средства «Патрульная дорога» по состоянию на 01.01.2022 г. начислено амортизации - 24 494 180,16 руб.

Установление АО «Аэропорт Курган» различных цен (тарифов) на оформление пропусков служебной авиационной безопасности для допуска в зону транспортной безопасности для ООО «Курганский автобусный завод», ООО «АРБ-строй», филиала «Аэронавигация Урала» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» обусловлено экономическими и технологическими различиями, выраженными в неодинаковом использовании Патрульной дороги аэропорта, на которую приходится значительное количество денежных средств, направленных на поддержание ее функционирования.

Так, ООО «Курганский автобусный завод», ООО «АРБ-строй» патрульной дорогой не пользуются. При этом филиалом «Аэронавигация Урала» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» используется вся Патрульная дорога вне зависимости от месторасположения объекта в связи со спецификой одностороннего движения по ней.

Также следует отметить, что договор с ООО «АРБ-строй» на оформление пропусков в ЗТБ аэропорта не заключался, а стоимость данных услуг в Договоре подряда не была определена в виду того, что ООО «АРБ-строй» оказывало услуги непосредственно АО «Аэропорт Курган» в связи с чем отсутствовала необходимость включения данных затрат в договор подряда.

На основании вышеизложенного, в соответствии с пунктом 2 части 8, пунктом 2 части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции, Курганским УФАС России приятно решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Связанные организации

Связанные организации не указаны