Решение б/н Решение в отношении МУП "Ритуал" от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 97 по признакам нарушения МУП «Ритуал» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с частью 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции) основанием для возбуждения дела № 97 о нарушении антимонопольного законодательства явилось обнаружение Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее по тексту - Курганское УФАС России, антимонопольный орган) признаков нарушения Муниципальным унитарным предприятием «Ритуал» (далее по тексту- МУП «Ритуал», ответчик) части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в результате рассмотрения заявления ИП Н. на соблюдение антимонопольного законодательства МУП «Ритуал» поступившее через Прокуратуру Курганской области.

Из содержания заявления ИП Н. следовало, что в действиях МУП «Ритуал» и органов местного самоуправления Шумихинского района Курганской области усматриваются признаки ограничения конкуренции на рынке похоронных услуг.

В ходе рассмотрения антимонопольного дела № 71, специалистами отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Курганского УФАС России были усмотрены признаки правонарушения антимонопольного законодательства. По служебной записке от 18 апреля 2012 года заявление с приложенными документами были переданы в отдел контроля естественных монополий и защиты конкуренции.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту - Закон о защите конкуренции) Курганским УФАС России возбуждено дело № 97 по признакам нарушения МУП «Ритуал» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела № 97 Н., привлеченный в качестве заинтересованного лицо, сообщил, что осуществляет оказание ритуальных услуг на территории Шумихинского района. При обращении к нему родственников умершего гражданина ИП Н. берет на себя обязанность по подготовке похорон. С 2010 года, при появлении на территории ГБУ «Шумихинская ЦРБ» здания с холодильной установкой для хранения тел умерших, принадлежащего на праве собственности Г., оказание услуг родственникам умершего осложняется обязательной оплатой услуг по хранению тела покойного в указанном холодильнике. За данную услугу МУП «Ритуал» взимает плату в размере 200 рублей в сутки. В подтверждение заявленных доводов Н. предоставил копии имеющихся квитанций и прейскурант цен, утвержденный директором МУП «Ритуал» от 01.01.2012 года. Н. просил обратить внимание Комиссии на заявления граждан, поступившие через Прокуратуру Курганской области, в которых говорится о навязывании услуги по хранению тел умерших в холодильной установке.

Так же в ходе рассмотрения дела № 97 о нарушении антимонопольного законодательства заинтересованным лицом заявлялись дополнительные доводы, а именно: Н. указал на необоснованность взимания платы МУП «Ритуал» за оформление документов, необходимых для погребения (квитанции имеются в материалах дела).

Ответчик по настоящему делу, в лице директора МУП «Ритуал» Г. в подтверждение своей позиции указал, что в своей деятельности руководствуется Постановлением Администрации Шумихинского района от 26.12.2011 года № 885. Пунктом 1.1. Постановления утверждена стоимость гарантированного перечня услуг по погребению на территории Шумихинского района в размере 5 192, 94 рублей. В состав указанной суммы входит оформление документов, необходимых для погребения (получение надлежащих документов для осуществления захоронения) - 150 рублей.

Так как в ГБУ «Шумихинская ЦРБ» (далее — Больница) отсутствует холодильная установка для хранения тел умершего, между ответчиком и Больницей был заключен договор о взаимодействии, согласно которого МУП «Ритуал» использует вышеуказанный павильон в коммерческих целях, для ГБУ «Шумихинская ЦРБ» пользование холодильной установкой является безвозмездным. Помещение тел умерших в холодильную установку осуществляется либо по заявлению, либо по договору заключаемому между МУП «Ритуал» и родственником покойного. Пункт 5 договора разъясняет положение статьи 8 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» о возможности нахождения тела умершего до 7 суток в здании МОРГа бесплатно. Следовательно, МУП «Ритуал» не навязывает платные услуги холодильной камеры.

Представитель лица, располагающего сведениями — ГБУ «Шумихинская ЦРБ», пояснила, что с МУП «Ритуал» у ГБУ «Шумихинская ЦРБ» заключен договор о взаимодействии от 01.08.2010 года, в рамках которого МУП «Ритуал» предоставляет на безвозмездной основе сотрудникам больницы холодильную камеру, так как на балансе больницы холодильное оборудование отсутствует. Тела умерших людей находились на стеллажах в помещении морга при обычном температурном режиме. Действующее законодательство не запрещает гражданам отказаться от гарантированных бесплатных услуг больницы и купить соответствующие услуги в организации, оказывающей ритуальные услуги. Так как МУП «Ритуал» является унитарным предприятием, то учитывая нормы статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», является коммерческой организацией. В силу статьи 50 Гражданского кодекса РФ, целью коммерческой организации является извлечение прибыли. Следовательно, оказание платных услуг населению в сфере ритуальных услуг является уставной деятельности МУП «Ритуал». Из вышесказанного, ГБУ «Шумихинская ЦРБ» считает необоснованным привлечение МУП «Ритуал» в качестве ответчика по рассматриваемому делу.

Определением об отложении дела № 97 от 14.12.2012 года к участию в деле в качестве лиц, располагающих сведениями, были привлечены граждане, обращавшиеся к ответчику за услугой хранения тел умерших родственников в холодильной установке (согласно копиям заявления предоставленным ответчиком). Перед указанными гражданами Курганским УФАС России письменным запросом был поставлен вопрос о навязывании заключения договора (заявления) для приема и дальнейшего хранения тел умерших в холодильной установке, принадлежащей МУП «Ритуал». Из полученных ответов известно, что жителем села Альменьево подобного рода договор не заключался, однако, как следует из писем проживающих в г. Шумиха- заключение данного договора было добровольное волеизъявление родственников покойного.

К материалам дела приобщен аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на рынке услуг по оформлению документов на захоронение, на рынке услуг по содержанию трупов в холодильной камере, на рынке услуг по захоронению тел умерших (копка могил, опускание гроба с телом в могилу, засыпка могилы).

Комиссия Курганского УФАС России рассмотрела представленные сторонами по делу доказательства, заслушала доводы, пояснения и возражения лиц, участвующих в деле, и пришла к следующим выводам.

Муниципальное унитарное предприятие «Ритуал» включено в Единый государственный реестр юридических лиц.

В результате проведения анализа рынка установлено, что в силу статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» МУП «Ритуал» является специализированной организацией по вопросам похоронного дела, созданное органом местного самоуправления.

Исходя из целей создания и деятельности МУП «Ритуал», определенных Администрацией города Шумиха, географические границы рынка услуг по оформлению документов на захоронение, на рынке услуг по содержанию трупов в холодильной камере, на рынке услуг по захоронению тел умерших (копка могил, опускание гроба с телом в могилу, засыпка могилы), определены как административно-территориальные границы города Шумиха Курганской области.

В соответствии с ч. 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В результате проведения анализа рынка, доля МУП «Ритуал» на рынке услуг по оформлению документов на захоронение, на рынке услуг по содержанию трупов в холодильной камере, на рынке услуг по захоронению тел умерших (копка могил, опускание гроба с телом в могилу, засыпка могилы) - 100%, что свидетельствует о наличии условий признания положения МУП «Ритуал» доминирующим на товарном рынке.

На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу о наличии доминирующего положения МУП «Ритуал» на рынке услуг по оформлению документов на захоронение, на рынке услуг по содержанию трупов в холодильной камере, на рынке услуг по захоронению тел умерших (копка могил, опускание гроба с телом в могилу, засыпка могилы).

Согласно письма ГБУ «Шумихинская ЦРБ» от 09 марта 2011 года № 61, направленного в адрес ИП Н., патологоанатомическое отделение указанной больницы не оборудовано холодильной установкой для хранения тел умерших.

01 августа 2010 года МУЗ «Шумихинская центральная районная больница» заключила договор о взаимодействии с МУП «Ритуал». Пунктом 1.4. указанного договора предусмотрен беспрепятственный доступ работникам больницы к холодильной установке и пользование ими для хранения трупов в рамках медицинской услуги «Патологическая анатомия». Использование холодильной установки для больницы является безвозмездным.

Письмо МУП «Ритуал» в адрес главы Администрации Шумихинского района Б. от 28.04.2012 года содержит в себе информацию, что в холодильной установке предприятие производит хранение трупов поступающих в морг ГБУ «Шумихинская ЦРБ», совершенно безвозмездно для жителей, в связи с чем ответчик просил рассмотреть вопрос о выделении из районного бюджета денежные средства на организацию ритуальных услуг в районе для возмещения МУП «Ритуал» понесенных расходов по содержанию холодильной камеры.

Курганским УФАС России установлено, что прейскурантом цен на услуги МУП «Ритуал» от 01.01.2012 года, утвержденном директором Гриншпуном К.А. предусмотрено оказание услуг по хранению тел в холодильной камере с установлением тарифа в размере 200 (двести) рублей в сутки. Взимание данной платы подтверждается копиями квитанций, выписанных родственникам умерших, приложенным к материалам дела.

В ходе рассмотрения дела № 97, директор МУП «Ритуал» пояснил, что оказание услуги по хранению тел усопших оказывается с добровольного согласия родственников покойного, что подтверждается заявлениями и копиями договоров на оказание услуг по предоставлению холодильной установки. Однако материалы дела так же содержат копии заявлений родственников, из которых следует, что оказание данной услуги навязывалась под условием не выдачи тела. Курганским УФАС России были сделаны запросы по имеющимся адресам, обращавшихся за данной услугой в МУП «Ритуал». Исходя из полученных ответов следует:

  • С. за оказанием услуг по хранению тела умершего в холодильной установке в МУП «Ритуал» не обращалась;

  • М. не извещен о предмете рассматриваемого дела, так как письмо с запросом вернулось в антимонопольный орган с пометкой «истек срок хранения». Однако, следует отметить, что Комиссия располагает ответом (направленного по почте) М. с пояснением того, что оказание услуги по хранению тела умершего родственника не навязывалось сотрудниками МУП «Ритуал»;

  • П., Л. так же поддержали доводы МУП «Ритуал» о том, что оказание данной услуги является добровольным волеизъявлением родственника умершего.

В соответствии с пунктом 2 ст. 8 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируются предоставление возможности нахождения тела умершего в морге бесплатно до семи суток с момента установления причины смерти в случае, если супруг, близкие родственники, иные родственники, законный представитель умершего или иное лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего, извещены о смерти, но существуют обстоятельства, затрудняющие осуществление ими погребения.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Указанными выше действиями МУП «Ритуал» нарушает запрет, предусмотренный ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно статье 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:

1) оформление документов, необходимых для погребения;

2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.

Постановлением Администрации Шумихинского района от 26.12.2011 г. № 885, была утверждена стоимость гарантированного перечня услуг по погребению на территории Шумихинского района в размере 5 192 руб. 94 коп., из них: оформление документов, необходимых для погребения — 150 рублей, перевозка тел (останков) умершего на кладбище (в крематорий) — 750 рублей.

Прейскурантом цен на услуги МУП «Ритуал» от 01.01.2012 года утверждена стоимость регистрации захоронения в размере 300 рублей, машина на похороны по городу — 700 рублей. Взимание платы за указанные виды услуг подтверждается квитанциями выписанными родственникам умерших. Следует отметить, что согласно квитанциям МУП «Ритуал» стоимость оформления документов необходимых для регистрации захоронения составляет 200 рублей, когда как согласно Постановлению № 885 от 26.12.2011 года стоимость данной услуги составляет 150 рублей. В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона о погребении и похоронном деле, оказание услуг по оформлению документов необходимых для захоронения и доставка тела умершего на кладбище относится к гарантированному перечню услуг предоставляемых на безвозмездной основе специализированными организациями.

Согласно квитанциям МУП «Ритуал» стоимость услуги «доставка гроба с телом на кладбище» - 700 рублей. Дополнительно оплачивается простой машины в размере от 200 до 400 рублей в зависимости от времени.

Необоснованное установление и взимание платы МУП «Ритуал» за услуги, включенные в гарантированный перечень бесплатных услуг, ущемляет интересы неопределенного круга лиц, нарушает запрет, предусмотренный частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 — 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135 — ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Курганского УФАС России,

РЕШИЛА:

Признать положение МУП «Ритуал» доминирующим на рынке услуг по оформлению документов на захоронение, на рынке услуг по содержанию трупов в холодильной камере, на рынке услуг по захоронению тел умерших (копка могил, опускание гроба с телом в могилу, засыпка могилы).

  1. Признать в действиях МУП «Ритуал» нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в незаконном взимании платы за хранение тел умерших, в холодильной камере (за сутки) в размере 200 рублей.

  2. Признать в действиях МУП «Ритуал» нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в незаконном взимании платы за оформление документов, необходимых для погребения.

  3. Признать в действиях МУП «Ритуал» нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в незаконном взимании платы за перевозку тел умершего на кладбище.

  4. Выдать МУП «Ритуал» г. Шумиха предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», путем совершения следующих действий:

а) Изменить действующий прейскурант цен на услуги, оказываемые МУП «Ритуал», в части услуги по хранению тела в холодильной камере свыше 7 (семи) суток (согласно калькуляции) стоимостью 200 рублей;

б) Исключить из действующего прейскуранта цен на услуги, оказываемые МУП «Ритуал», услугу по оформлению документов необходимых для захоронения стоимостью 300 рублей;

в) Исключить из действующего прейскуранта цен на услуги, оказываемые МУП «Ритуал», услугу по транспортировке тела умершего на кладбище.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны