Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 99 о нарушении антимонопольного законодат... от 14 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 99 о нарушении антимонопольного законодательства

 

                                                                                                                        г. Курган

 

Резолютивная часть решения оглашена "09" декабря 2015 г.                      

 

В полном объеме решение изготовлено "14" декабря 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии — Гагарина И.В. —  руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;

Члены комиссии:

Попова Е.С. – государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти;

Боровко Е.В. – государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти,

 

          рассмотрев дело №99 по признакам нарушения Администрацией Лесниковского сельсовета Кетовского района Курганской области (641300, Курганская область, Кетовский район, с. Лесниково, ул. Кирова, д. 26, ИНН 4510000573) части 1 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, на основании поступивших материалов Прокуратуры Кетовского района (вх. №4505 от 24.08.2015 г.), указывающих на признаки нарушения антимонопольного законодательства Администрацией Лесниковского сельсовета Кетовского района Курганской области (далее – Администрация Лесниковского сельсовета)  при заключении договора купли-продажи лесных насаждений, Управлением   Федеральной антимонопольной  службы по Курганской области возбуждено дело № 99 в отношении Администрации Лесниковского сельсовета по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

       В  ходе рассмотрения дела установлено следующее.

 В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области поступили материалы Прокуратуры Кетовского района (вх. №4505 от 24.08.2015 г.), указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства Администрацией Лесниковского сельсовета  при заключении договоров купли-продажи лесных насаждений.

 Согласно указанным выше материалам, 30.06.2015 г. Администрация Лесниковского сельсовета заключила договор №1 купли-продажи лесных насаждений с гражданином <...>.

 Акт №2 приема-передачи лесных насаждений от 30.06.2015 г., являющийся приложением №2 к указанному договору купли-продажи, предусматривает непосредственно передачу лесных насаждений, расположенных на территории, площадью 1,03 га., <...>.

 Вышеуказанный договор купли-продажи №1 от 30.06.2015 г. заключен Администрацией Лесниковского сельсовета без проведения торгов.

 Вместе с тем, частью 3 статьи 77 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 г. N 200-ФЗ (далее – Лесной кодекс РФ) закреплено, что договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, предусмотренных статьями 19 и 30 Лесного кодекса РФ.

 Представитель Ответчика признал факт нарушения антимонопольного законодательства, вменяемого Администрации Лесниковского сельсовета.

           Комиссия Курганского УФАС России рассмотрела представленные доказательства по делу, заслушала доводы и пояснения лиц, участвующих в деле, и пришла к следующим выводам.

  Установлено, что 30.06.2015 г. Администрацией Лесниковского сельсовета заключен договор №1 купли-продажи лесных насаждений с гражданином <...>.

  Согласно пункту 3.1 договора купли-продажи, плата по указанному договору составила 68 051,09 рублей.

  Пунктом 2.1 упомянутого договора купли-продажи установлено, что покупатель осуществляет заготовку древесины в объеме 473,03 куб.м.

  Согласно пункту 1.3 вышеобозначенного договора, передача лесных насаждений осуществляется по акту передачи лесных насаждений в соответствии с приложением №2.

  Акт №2 приема-передачи лесных насаждений от 30.06.2015 г., являющийся приложением №2 к указанному договору купли-продажи, предусматривает непосредственно передачу лесных насаждений, расположенных на территории, площадью 1,03 га., <...>.

 Вышеуказанный договор купли-продажи №1 от 30.06.2015 г. заключен Администрацией Лесниковского сельсовета без проведения торгов.

 Вместе с тем, анализ законодательства в области лесных отношений позволяет сделать нижеследующие выводы.

 Согласно части 1 статьи 2 Лесного кодекса РФ лесное законодательство состоит из Лесного кодекса РФ, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

 Порядок заключения договора купли-продажи лесных насаждений регулируется главой 7 Лесного кодекса РФ.

 Частями 1 и 2 статьи 75 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что по договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Купля-продажа лесных насаждений осуществляется в соответствии с Лесным кодексом РФ.

Частями 4 и 5 статьи 75 Лесного кодекса РФ установлено, что в договоре купли-продажи лесных насаждений указываются местоположение лесных насаждений (лесной квартал и (или) лесотаксационный выдел) и объем подлежащей заготовке древесины. Срок действия договора купли-продажи лесных насаждений не может превышать один год.

Частью 3 статьи 77 Лесного кодекса РФ закреплено, что договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, предусмотренных статьями 19 и 30 Лесного кодекса РФ.

         Статья 19 Лесного кодекса РФ регламентирует порядок проведения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

          Часть 5 указанной статьи устанавливает, что при осуществлении закупок работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В этих целях в контракт на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов включаются условия о купле-продаже лесных насаждений.

         Статья 30 Лесного кодекса РФ содержит правовые нормы, касаемо заготовки гражданами древесины для собственных нужд.

Частью 5 статьи 30 Лесного кодекса РФ установлено, что порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, а порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд, осуществляемой на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, - федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся особо охраняемые природные территории.

Таким образом, статья 77 Лесного кодекса РФ императивно закрепляет требование о заключении договора купли-продажи по результатам проведения аукциона, за исключением двух случаев, когда проведение аукциона не требуется, а именно:

– проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов;

         –  заготовка гражданами древесины для собственных нужд.

          Часть 5 статьи 77 Лесного кодекса РФ устанавливает, что порядок подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Рослесхоза от 26.07.2011 г. N 318 утвержден Порядок подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Форма примерного договора купли-продажи лесных насаждений.

Частью 3 статьи 77 также предусмотрено, что граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Курганской области от 26.07.2010 г. №323 утвержден Порядок заключения договоров купли-продажи лесных насаждений  для собственных нужд граждан, проживающих на территории Курганской области.

Из анализа указанного выше Постановления Правительства Курганской области от 26.07.2010 г. №323 следует, что подготовка договоров купли-продажи лесных насаждений осуществляется на основании обращения граждан.

Пунктом 3 Постановления №323 от 26.07.2010 г. определено, что гражданин, заинтересованный в заключении договора купли-продажи лесных насаждений, обращается в уполномоченный орган с заявлением, в котором указывает сведения, поименованные в данном пункте.

Согласно Постановлению №323 от 26.07.2010 г., по результатам рассмотрения заявления гражданина принимается решение о подготовке проекта договора купли-продажи лесных насаждений либо заявление возвращается гражданину на основаниях, указанных в данном пункте.

Таким образом, процедура заключения договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан, проживающих на территории Курганской области, предусматривает предварительный заявительный порядок обращения гражданина с целью заключения упомянутого договора.

         Глава 8 Лесного кодекса РФ содержит нормы права, устанавливающие общие положения, порядок и организацию проведения аукциона       по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений.

Администрация Лесниковского сельсовета представила, в частности, уведомление о начале рубки №102-139 от 29.06.2015 г., направленное в адрес Главы Администрации Лесниковского сельсовета из филиала ОАО «Курганэнерго» – «Курганские электрические сети».

Из указанного выше уведомления следует, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 г. N 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» (вместе с «Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон»), начиная с 07.07.2015 г. филиал «Курганские электрические сети АО «Курганэнерго» будет проводить работы по доведению границ охранных зон линий электропередач до нормативов, установленных указанным Постановлением, а также с целью удаления аварийных и угрожающих падением деревьев.

Согласно указанному уведомлению объектом указанных работ обозначен: ВЛ-10кВ Л-3 от ПС «Лесники».

Место нахождения указанного объекта: границы Лесниковского сельсовета, пролеты опор №32-43, правая и левая стороны, общей площадью 0,78 га., согласно материалам отвода по линии ВЛ-10 кВ с. Кетово от ПС Лесники 25.96 км. ЭСК.

Таким образом, из вышеупомянутого уведомления филиала «Курганские электрические сети АО «Курганэнерго» усматривается, что выпиловка лесных насаждений, находящихся в охранной  зоне линии высокого напряжения, будет осуществляться с целью охраны ЛЭП.

Между тем, часть 1 статьи 45 Лесного кодекса РФ предусматривает, что использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 Лесного кодекса РФ.

         Согласно частям 4 и 5 статьи 45 Лесного кодекса РФ, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков. Порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

         Приказом Рослесхоза от 10.06.2011 г. N 223 утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.

Пунктом 8 указанных Правил предусмотрено, что в целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, осуществляются:

а) прокладка и содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов.

Ширина просеки для линий электропередачи определяется в соответствии с требованиями и размерами охранных зон воздушных линий электропередачи, предусмотренными пунктом «а» Приложения к Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 160;

б) обрезка крон, вырубка и опиловка деревьев, высота которых превышает расстояние по прямой от дерева до крайней точки линейного объекта, сооружения, являющегося его неотъемлемой технологической частью, или крайней точки его вертикальной проекции, увеличенное на 2 метра;

в) вырубка сильноослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев, угрожающих падением на линейные объекты.

Пунктом 9 обозначенных выше Правил определено, что в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 г.   N 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон.

Указанные Правила определяют порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон, обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов.

Пункт 6 обозначенных выше Правил устанавливает, что границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании (сетевая организация).

           Пунктом 21 упомянутых Правил закреплено, что для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в охранных зонах сетевыми организациями или организациями, действующими на основании соответствующих договоров с сетевыми организациями, осуществляются:

          а) прокладка и содержание просек вдоль воздушных линий электропередачи и по периметру подстанций и распределительных устройств в случае, если указанные зоны расположены в лесных массивах и зеленых насаждениях;

          б) вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением.

          Пунктом 23 указанных Правил предусматривается, что сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать:

          а) содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах;

          б) поддержание ширины просек в размерах, предусмотренных проектами строительства объектов электросетевого хозяйства и требованиями, определяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем вырубки, обрезки крон деревьев (кустарников) и иными способами;

          в) вырубку или обрезку крон деревьев (лесных насаждений), произрастающих на просеках, высота которых превышает 4 метра.

          Согласно пункту 24 вышеназванных Правил, рубка деревьев в случаях, предусмотренных пунктами 21 и 23 настоящих Правил, осуществляется по мере необходимости без предварительного предоставления лесных участков. Рубка деревьев (кустарников и иных насаждений), не отнесенных к лесам, в случаях, предусмотренных пунктами 21 и 23 настоящих Правил, осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

          Сетевые организации или организации, действующие на основании соответствующих договоров с сетевыми организациями, представляют в уполномоченные органы государственной власти отчеты об использовании лесов в соответствии со статьей 49 Лесного кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, ни Приказ Рослесхоза от 10.06.2011 г. N 223 «Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов», ни Постановление Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 г. N 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» не предусматривают в своем содержании исключений, позволяющих заключить договор купли-продажи лесных насаждений без аукциона.

Таким образом, статья 77 Лесного кодекса РФ прямо предусматривает возможность заключения договора купли-продажи лесных насаждений только по результатам проведения аукциона по продаже права на заключение такого договора. Исключением из данной правовой нормы являются только два случая, предусмотренные в статье 19 и статье 30 Лесного кодекса РФ.

 Между тем, договор купли-продажи №1 от 30.06.2015 г. заключен Администрацией Лесниковского сельсовета без аукциона, не в соответствии с  целями проведения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, равно как и не для заготовки гражданами древесины для собственных нужд.

Из вышеизложенного следует, что Администрацией Лесниковского сельсовета, в нарушение императивного требования положений статьи 77 Лесного кодекса РФ, заключен договор купли-продажи лесных насаждений №1 от 30.06.2015 г. без проведения процедуры аукциона.

Статья 15 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). 

Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

  Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 05.04.2011 г. N 14686/10, от 11.03.2014 г. N 16034/13, достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

  При этом, в тех случаях, когда требуется проведение конкурентной процедуры, подразумевающей состязательность хозяйствующих субъектов, ее непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурентных процедур в установленном законодательством порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

          Следовательно, использование механизма конкурентных процедур в том порядке, как это предусмотрено Лесным кодексом РФ, направлено на расширение возможности доступа всех желающих к реализации своего права на приобретение государственного или муниципального имущества в собственность.

С учетом вышеперечисленного, по результатам оценки имеющихся доказательств, Комиссия пришла к выводу о том, что Администрацией Лесниковского сельсовета допущено нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в заключении договора купли-продажи лесных насаждений № 1 от 30.06.2015 г. с нарушением требований части 1 статьи 77 Лесного кодекса РФ, а именно без проведения процедуры аукциона, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, вследствие создания условий, ограничивающих число хозяйствующих субъектов – потенциальных участников конкурентной процедуры, имеющих намерение в приобретении лесных насаждений.

Основываясь на вышеизложенном, руководствуясь частью 1 статьи 15, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49     Федерального закона   от   26.07.2006 г. №135-ФЗ  «О защите конкуренции»,  Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях Администрации Лесниковского сельсовета Кетовского района Курганской области (641300, Курганская область, Кетовский район, с. Лесниково, ул. Кирова, д. 26, ИНН 4510000573) нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении договора купли-продажи лесных насаждений № 1 от 30.06.2015 г. с нарушением требований части 1 статьи 77 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 г. N 200-ФЗ, а именно без проведения процедуры аукциона, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

 

          Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

                    

 

 

                                   Председатель Комиссии ________________И.В. Гагарина

 

                                          Члены Комиссии:                                                 

                                                                                  ________________Е.С. Попова

 

   ________________Е.В. Боровко

Связанные организации

Связанные организации не указаны