Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе № АМЗ-9/2019-18.1 о нарушении процедуры ... от 14 февраля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе № АМЗ-9/2019-18.1

 о нарушении процедуры торгов

 

14 февраля 2019 г.                                                                                 г. Курган

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров на территории Курганской области в составе:

заместитель председателя комиссии – <...> – заместитель руководителя управления – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;

члены комиссии:

<...> – старший государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;

<...> – старший государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;

в присутствии представителей:

Заявитель общество с ограниченной ответственностью «Новый Ресурс» (ИНН 4501187798, адрес (место нахождения): г. Курган, проспект Конституции, д. 29В): <...> (доверенность от 12.02.2019 г.);

Заказчик Муниципальное унитарное предприятие города Кургана «Прометей» (ИНН 4501002912, адрес (место нахождения): г. Курган, ул. Односторонка, д. 10А): <...> (доверенность от 03.10.2019 г.),

                                                   УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «Новый Ресурс» (вх. № 592 от 05.02.2019 г.) на действия заказчика – Муниципального унитарного предприятия города Кургана «Прометей» при проведении запроса котировок в электронной форме на вывоз твердых коммунальных отходов с территории домов, обслуживаемых МУП «Прометей» (извещение № 31907441650 на сайте www.zakupki.gov.ru).

Из содержания и материалов жалобы установлено следующее.

В поданной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Новый Ресурс» (далее – ООО «Новый Ресурс», Заявитель) указано, что Муниципальным унитарным предприятием города Кургана «Прометей» (далее – МУП «Прометей», Заказчик) 23.01.2019 г. опубликовано извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на вывоз твердых коммунальных отходов с территории домов, обслуживаемых МУП «Прометей» (извещение № 31907441650 на сайте www.zakupki.gov.ru).

В соответствии с пунктом 8.2.3 Положения о порядке проведения закупок товаров, работ и услуг МУП «Прометей» при проведении закупки Заказчик может установить такое требование к участникам закупки, как отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков Российской Федерации сведений об участниках закупки.

В извещении о проведении указанного выше запроса котировок Заказчик установил требование к участнику закупки об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», и (или) реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

ООО «Новый Ресурс» подало заявку на участие в указанном выше запросе котировок, в составе которой приложило декларацию, содержащую информацию об отсутствии ООО «Новый Ресурс» в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Однако, из протокола от 31.01.2019 г. рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок в электронной форме № 02/19  следует, что заявка ООО «Новый Ресурс» признана несоответствующей, в результате чего ООО «Новый Ресурс» отказано в допуске к участию в запросе котировок по причине отсутствия в декларации, приложенной к заявке, сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Заявитель полагает, что заявка ООО «Новый Ресурс» подана в соответствии с требованиями  Заказчика, ввиду чего должна быть допущена к участию в рассматриваемом запросе котировок, следовательно, действия закупочной комиссии Заказчика по отклонению заявки ООО «Новый Ресурс» Заявитель просит признать незаконными.

Представитель Заказчика не согласился с доводами поданной жалобы, полагал жалобу Заявителя необоснованной.

Заказчик представил письменные возражения на поданную жалобу, в которых указал, что 23.01.2019 г. опубликовано извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на вывоз твердых коммунальных отходов с территории домов, обслуживаемых МУП «Прометей» (извещение                № 31907441650 на сайте www.zakupki.gov.ru), на участие в котором подана 1 заявка – ООО «Новый Ресурс».

Однако, заявка ООО «Новый Ресурс» не соответствовала, по мнению Заказчика, требованиям, предъявляемым к участникам запроса котировок в извещении, ввиду чего ООО «Новый Ресурс» отказано в допуске к участию в запросе котировок.

Так, в извещении о проведении запроса котировок установлено требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», и (или) реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Вместе с тем, заявка ООО «Новый Ресурс» не содержала сведений об отсутствии участника закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», ввиду чего Заказчик полагал законными действия закупочной комиссии по отклонению заявки ООО «Новый Ресурс».

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области рассмотрела представленные доказательства, заслушала доводы, пояснения и возражения по жалобе, и пришла к следующим выводам.

          Пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г.                № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что в соответствии с правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

          Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее по тексту – Закон о закупках) предусмотрено, что целями регулирования Закона о закупках  являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

          Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).

  В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

  В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений данного Федерального закона.

  Установлено, что 23.01.2019 г. опубликовано извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на вывоз твердых коммунальных отходов с территории домов, обслуживаемых МУП «Прометей» (извещение                № 31907441650 на сайте www.zakupki.gov.ru). Проведение данной конкурентной процедуры осуществлялось на электронной торговой площадке  закрытое акционерное общество «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» https://sberbank-ast.ru (процедура № SBR003-190068980300002).

ООО «Новый Ресурс» подало заявку на участие в указанном выше запросе котировок, в составе которой приложило декларацию, содержащую информацию об отсутствии ООО «Новый Ресурс» в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Однако, из протокола от 31.01.2019 г. рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок в электронной форме № 02/19  следует, что заявка ООО «Новый Ресурс» признана несоответствующей, в результате чего ООО «Новый Ресурс» отказано в допуске к участию в запросе котировок по причине отсутствия в декларации сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Частью 3.1 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что конкурентные закупки осуществляются следующими способами:

1) путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);

   2) иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 указанной статьи.

   Согласно части 1 статьи 3.2 Закона о закупках конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 данного Федерального закона.

   В силу пункта 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 данного Федерального закона.

   В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с данным Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

  Частью  20 статьи 3.2 Закона о закупках определено, что под запросом котировок в целях данного Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

  Порядок проведения Заказчиком процедуры запроса котировок к электронной форме урегулирован подразделом 13 Положения о порядке проведения закупок товаров, работ и услуг Муниципального унитарного предприятия города Кургана «Прометей» (далее – Положение о закупках).

  Пунктом 13.1 Положения о закупках установлено, что проведение запроса котировок состоит из следующих этапов:

  1. подготовка извещения в соответствии с требованиями статьи 19 данного Положения;
  2. размещение документации запроса котировок в ЕИС и сайте ЭП;
  3. регистрация заявок участников;
  4. рассмотрение заявок участников на предмет их соответствия требованиям запроса котировок;
  5. оценка заявок участников;
  6. определение победителя запроса котировок;
  7. заключение договора с победителем запроса котировок.

В соответствии с пунктом 8.2.3 Положения о закупках при проведении закупки Заказчик может установить также такое требование к участникам закупки, как отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков Российской Федерации сведений об участниках закупки.

Согласно пункту 8.3.1 Положения о закупках комиссия по закупкам отказывает участнику закупки в допуске к участию в процедуре закупки в следующих случаях:

1) выявлено несоответствие участника хотя бы одному из требований, перечисленных в разделе 8.2 данного Положения;

2) участник закупки и (или) его заявка не соответствуют иным требованиям извещения и/или документации о закупке или настоящего Положения;

3) участник закупки не представил документы, необходимые для участия в процедуре закупки;

4) в представленных документах или в заявке указаны недостоверные сведения об участнике закупки и (или) о товарах, работах, услугах;

5) участник закупки не предоставил обеспечение заявки на участие в закупке, если такое обеспечение предусмотрено документацией о закупке.

Пунктом 8.3.2 Положения о закупках предусмотрено, что если выявлен хотя бы один из фактов, указанных в 8.3.1 указанного Положения, комиссия по закупкам обязана отстранить участника от процедуры закупки на любом этапе ее проведения до момента заключения договора.

  В соответствии с частью 7 статьей 3 Закона о закупках при закупке заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 5 Закона о закупках, и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

  Необходимо понимать, что названная норма предоставляет Заказчику право установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Законом о закупках, и (или) реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

  В рассматриваемом случае Заказчик воспользовался предоставленным ему указанной нормой правом и установил в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме на вывоз твердых коммунальных отходов с территории домов, обслуживаемых МУП «Прометей», условие о том, что участник запроса котировок должен соответствовать такому требованию, как отсутствие сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 5 Федерального закона №223-ФЗ, и (или) реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом №44-ФЗ.

  Вместе с тем, в рассматриваемом случае ни извещение о проведении запроса котировок, ни форма котировочной заявки не содержат требований о предоставлении участником закупки в составе котировочной заявки документов, подтверждающих соответствие участника закупки установленным в извещении требованиям, о которых упомянуто выше, равно как и не содержат требований о декларировании участником закупки соответствия такового установленным в извещении требованиям.

  Таким образом, исходя из условий рассматриваемой процедуры запроса котировок, установленных Заказчиком, участник закупки должен по факту отсутствовать в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 5 Федерального закона №223-ФЗ, и (или) реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом №44-ФЗ. При этом, обязанности каким-либо образом подтверждать либо декларировать указанное соответствие на участника закупки в соответствии с условиями запроса котировок не возложено.

  В указанном случае проверка участника закупки на соответствие вышеуказанному требованию, установленному в извещении о проведении запроса котировок,  осуществляется самостоятельно комиссией по закупкам Заказчика. При отсутствии ООО «Новый Ресурс» в реестре недобросовестных поставщиков оснований для признания ООО «Новый Ресурс» не соответствующим требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, у комиссии Заказчика не имеется.

   Пунктом 8.3.1 Положения о закупках закреплен перечень случаев, при наступлении которых комиссия по закупкам отказывает участнику закупки в допуске к участию в процедуре закупки в случае выявления несоответствия участника хотя бы одному из требований, перечисленных в разделе 8.2 данного Положения, в частности требованию об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков Российской Федерации сведений об участниках закупки.

   Между тем, поскольку условиями данного запроса котировок не предусмотрена обязанность участника закупки подтверждать свое соответствие установленному требованию об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков, то у комиссии по закупкам МУП «Прометей» отсутствовали основания, предусмотренные пунктом 8.3.1 Положения о закупках, для отказа ООО «Новый Ресурс» в допуске к участию в обозначенном выше запросе котировок.

   Таким образом, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области пришла к выводу о том, что отказ комиссии по закупкам МУП «Прометей» в допуске заявки ООО «Новый Ресурс» к участию в указанном запросе котировок неправомерен, а жалоба ООО «Новый Ресурс» является обоснованной.

   С учетом вышеперечисленного, по результатам оценки имеющихся доказательств Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области в действиях комиссии по закупкам Муниципального унитарного предприятия города Кургана «Прометей» установлено нарушение пункта 8.3.1 Положения о порядке проведения закупок товаров, работ и услуг Муниципального унитарного предприятия города Кургана «Прометей», выразившееся в отказе ООО «Новый Ресурс» в допуске к участию в процедуре запроса котировок в электронной форме на вывоз твердых коммунальных отходов с территории домов, обслуживаемых МУП «Прометей» (извещение                                 № 31907441650 на сайте www.zakupki.gov.ru).

  Руководствуясь  статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г.                № 135-ФЗ «О защите конкуренции», пунктом 1 части 10 статьи 3, Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»,  Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

 1.  Жалобу общества с ограниченной ответственностью «Новый Ресурс» признать обоснованной.

   2. Признать в действиях комиссии по закупкам Муниципального унитарного предприятия города Кургана «Прометей» нарушение пункта 8.3.1 Положения о порядке проведения закупок товаров, работ и услуг Муниципального унитарного предприятия города Кургана «Прометей», выразившееся в отказе ООО «Новый Ресурс» в допуске к участию в процедуре запроса котировок в электронной форме на вывоз твердых коммунальных отходов с территории домов, обслуживаемых МУП «Прометей» (извещение № 31907441650 на сайте www.zakupki.gov.ru).

          3. Выдать комиссии по закупкам Муниципального унитарного предприятия города Кургана «Прометей» предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

 

  Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Курганской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

                                       Заместитель председателя комиссии

                                                  Члены комиссии:  

Связанные организации

Связанные организации не указаны