Решение №43/АМЗ Решение 43/АМЗ об отказе в возбуждении дела о нарушении анти... от 1 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ №43 /АМЗ

ОБ ОТКАЗЕ В ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

01 сентября 2021 года                                                                                                   г. Курган

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее по тексту – Курганское УФАС России) поступило заявление «…» (далее- «…») (вх. № П-3163 от 05.08.2021 года) с жалобой на действия «…» (далее –«…»), выразившиеся в навязывании условий договора, невыгодных для «…», в части неправомерного начисления платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и в части незаконного требования платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов на объекте, расположенном по адресу: «…», указывающие на признаки нарушения требований Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции».

По результатам рассмотрения заявления Курганским УФАС России установлено следующее.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее по тексту – Закон о водоснабжении), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 644 от 29.07.2013 (далее по тексту – Правила № 644).

Ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей отпуск питьевой воды из системы водоснабжения и прием сточных вод в централизованную систему водоотведения по адресу: «…», по муниципальному контракту № 117 от 30.12.2019, является «…».

«…» выступает агентом «…» на основании агентского договора №78/ДА/12-12 от 19.02.2013 г. «…» от имени и за счет «…» осуществляет деятельность по начислению потребителям размера платы за холодное водоснабжение и водоотведение.

В адрес «…» 06.08.2020 г. исх. №И-В-КГН-2020-15777 поступило уведомление от «…» о начислении платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, из которого следует, что с 03.06.2020 г вступили в силу изменения в Правила №644.

В соответствии с п.118 Правил №644 в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленными п.113,114 Правил №644, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения ( далее-плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены Правилами №644.

В соответствии с п.123(4) Правил №644 для объектов абонентов (при наличии любого из условий):

- среднесуточный объём сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первого пункта 124 Правил, а именно: среднесуточный объем сбрасываемых сточных за период с 1 июля предшествующего календарного года по 30 июня текущего календарного года (для абонентов, с которыми договор водоотведения (единый договор холодного водоснабжения и водоотведения) был заключен после начала указанного периода,- за весь фактический период сброса ими сточных вод) в среднем составляет менее 30 куб. метров в сутки суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта;

- с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;

- расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;

- для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов,

расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении сточных вод, сбрасываемых указанным абонентом(П)(рублей), определяется по формуле:

П=К Х ТХ Qпр1,

где:

К-коэффициент компенсации, равный 0,5;

Т-тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (руб./куб. метр);

Qпр1-объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента, определенный по показаниям прибора учета сточных вод, либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод.

Нежилое помещение, расположенное по адресу: «…», соответствует первому и третьему из условий, указанному в п. 123(4) Правил №644, а именно:

- среднесуточный объём сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первого пункта 124 Правил, а именно: среднесуточный объем сбрасываемых сточных за период с 1 июля предшествующего календарного года по 30 июня текущего календарного года (для абонентов, с которыми договор водоотведения (единый договор холодного водоснабжения и водоотведения) был заключен после начала указанного периода,- за весь фактический период сброса ими сточных вод) в среднем составляет менее 30 куб. метров в сутки суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта;

- расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем.

С 1 июля 2020 года производится начисление платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения с учетом коэффициента компенсации равного 0,5.

Для расчетов по формуле, приведенной в пункте 123(4) Правил №644, действующее законодательство не предъявляет каких-либо дополнительных требований, кроме условий, указанных в пункте 123(4) Правил №644.

Таким образом, в действиях «…» не усматривается признаков нарушения антимонопольного законодательства по вопросу о начислении платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения.

По вопросу о начислении платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, сообщаем следующее.

Согласно п.194 Правил №644 в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.

Пункт 167 Правил №644 определяет, что в целях охраны водных объектов от загрязнения объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, устанавливаются нормативы состава сточных вод.

При этом согласно указанному пункту, нормативы состава сточных вод не устанавливаются:

- на объекты абонентов, являющиеся жилыми домами, многоквартирными домами (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализация), жилыми помещениями специализированного жилищного фонда;

-на иные объекты абонентов, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в первом абзаце пункта 124 Правил №644, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов;

В соответствии с п.203 Правил №644 определена формула расчета платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод для объектов абонентов (при наличии любого из условий):

-среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в первом абзаце пункта 124 Правил №644, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов;

- с которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;

-расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;

-для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.

Таким образом, взимание платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод возможно только в отношении объектов абонентов, для которых установлены нормативы состава сточных вод.

В ходе анализа документов антимонопольным органом было установлено, что нежилое помещение «…», находящееся по вышеуказанному адресу, располагается в многоквартирном жилом доме и не имеет отдельное канализационного выпуска для спуска сточных вод в централизованную систему водоснабжения и водоотведения.

В данном случае действия «…», выразившиеся в начислении платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в отношении нежилого помещения «…», находящегося по адресу: «…», не соответствуют нормам действующего законодательства и нарушают баланс интересов между потребителем и поставщиком коммунального ресурса. Указанная позиция Курганского УФАС России коррелируется с разъяснениями ФАС России, изложенным в письме № МШ/27138/21 от 07.04.2021.

19.08.2021 г. в Курганское УФАС России от «…» поступило письмо (вх. №Н-3446), в котором указано, что «…» выполнен перерасчет начислений платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод с применением К-2 к тарифу водоотведения за период с 01.07.2020 г. по 31.03.2021 г. в отношении объекта «…», расположенного по адресу: «…». В подтверждение приложило счета и акты сверок по перерасчету у потребителя по указанному объекту «…».

Пункт 3 часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» устанавливает запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие): навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

При изложенных обстоятельствах в действиях «…» не усматривается признаков нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Поскольку в действиях «…» отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии с пунктом 2 части 8 и пунктом 2 части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области принято решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием признаков его нарушения.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны