Постановление №045/04/14.3-76/2022 ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 045/04/14.3-76/2022 от 23 июня 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении:

 

<…>

 

 

 

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 045/04/14.3-76/2022

 

«23» июня 2022 года

г. Курган

 

Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее – Курганское УФАС России) <…>, рассмотрев на основании статьи 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) материалы дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении <…> (<…>) по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ,

при участии:

от лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении: явки нет, извещено,

 

УСТАНОВИЛ:

 

При осуществлении государственного надзора за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее – Курганское УФАС России, антимонопольный орган), в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), была зафиксирована информация следующего содержания: «ДЕНЬГИ В ДОЛГ* ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗАЙМОВ *2000-15000 РУБЛЕЙ ОТ 1%*ДЛЯ ПЕНСИОНЕРОВ ОТ 0,5%*РЕКОМЕНДУЙТЕ НАС ДРУЗЬЯМ и ПОЛУЧАЙТЕ ДЕНЕЖНОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ – 1000 РУБ ЗА ДРУГА* внизу текста расположена таблица с словосочетанием: «ДЕНЬГИ В ДОЛГ» Тел. <…>», размещенная на входной двери 1 подъезда д. 20, ул. Пушкина, г. Курган (акт осмотра от 18.04.2022, т. 1 л.д. 1-3).

Определением от 21.04.2022 возбуждено дело об административном правонарушении № 045/04/14.3-76/2022 (т. 1 л.д. 6-8), проведено административное расследование.

Старшим государственным инспектором отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Курганского УФАС России <…> составлен протокол от 10.06.2022 по делу № 045/04/14.3-76/2022 об административном правонарушении в отношении <…> (т. 1 л.д. 25-28).

Определением от 10.06.2022 назначены время и место рассмотрения дела на 23.06.2022 в 15 час. 00 мин. местного времени по адресу: г. Курган, ул. М. Горького, д. 40, каб. 212 (т. 1 л.д. 29).

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, явку не обеспечил, извещен о времени и месте рассмотрении дела надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, должностное лицо приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация, не отвечающая признакам, содержащимся в понятии рекламы, не может быть признана рекламой, на такую информацию, а также на порядок ее размещения, не распространяются положения Закона о рекламе.

Квалифицирующими признаками рекламы являются:

-    информативный характер;

- направленность от субъекта рекламного сообщения к адресату - неопределенному кругу лиц;

- цель рекламного сообщения – привлечение внимания к объекту рекламирования с целью его продвижения на рынке.

Информация следующего содержания: «ДЕНЬГИ В ДОЛГ* ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗАЙМОВ *2000-15000 РУБЛЕЙ ОТ 1%*ДЛЯ ПЕНСИОНЕРОВ ОТ 0,5%*РЕКОМЕНДУЙТЕ НАС ДРУЗЬЯМ и ПОЛУЧАЙТЕ ДЕНЕЖНОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ – 1000 РУБ ЗА ДРУГА* внизу текста расположена таблица с словосочетанием: «ДЕНЬГИ В ДОЛГ» Тел. <…>» в силу статьи 3 Закона о рекламе является рекламой, поскольку обладает всеми квалифицирующими ее признаками: распространена на рекламном объявлении в г. Кургане; адресована неопределенному кругу лиц, поскольку потребитель заранее не определен в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования; направлена на привлечение внимания потребителей к услугам, предоставляемым соответствующим рекламодателем и осуществляемой им деятельности по предоставлению денежных средств в долг; объектом рекламирования выступают услуги по выдаче займов, которые являются конкретным объектом рекламирования, выделяющимися среди однородных услуг (услуг иных лиц по выдаче займов); целью распространения рекламы является увеличение спроса, привлечения клиентов на рекламируемые услуги.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее – Закон о потребительском кредите (займе), профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов – деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, займов, предоставляемых физическим лицам, являющимся учредителями (участниками) или аффилированными лицами коммерческой организации, предоставляющей заем, займов, предоставляемых брокером клиенту для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

Согласно статье 4 Закона о потребительском кредите (займе) профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Из содержания статьи 1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» следует, что кредитная организация – юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные указанным Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

 В соответствии со статьёй 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» определен исчерпывающий перечень некредитных финансовых организаций, осуществляющих соответствующие виды деятельности. Таким образом, правом заниматься профессиональной деятельностью по предоставлению кредитов и займов обладает строго ограниченный законом круг лиц.

В случае выявления рекламы финансовых услуг или финансовой деятельности лица, не обладающего требуемыми законодательством лицензией, разрешением, аккредитацией, либо не включенного в соответствующий реестр или являющегося членом соответствующей саморегулируемой организации, такая реклама подлежит пресечению (письмо ФАС России от 21.03.2016 № АК/17292/16 «О рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности»).

Лица, зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя или непрофессионального участника финансового рынка, осуществляющие профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, по своей организационно – правовой форме не относятся к субъектам, наделенным правом осуществлять профессиональную деятельность по предоставления потребительских займов.

Текст рассматриваемой рекламы дает потребителям основание полагать, что лицо, разместившее указанную рекламу, осуществляет именно профессиональную деятельность по предоставлению потребительского кредита (займа).

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг, и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В рассматриваемой рекламе наименование организации оказывающей услуги отсутствует, что является нарушением части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 13 статьи 28 Закона о рекламе, реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Законом о потребительском кредите (займе), не допускается.

Частью 14 статьи 28 Закона о рекламе установлено, что если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе, реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.

Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе, рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 5, статьи 28 названного закона. В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе, рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 13 статьи 28 Закона о рекламе.

Согласно статьи 3 Закона о рекламе, рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (пункт 5); рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7).

Согласно сведениям, представленным ООО «Екатеринбург-2000», абонентский номер <…> принадлежит <…> (т. 1 л.д. 13-14). Таким образом, рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является <…>

Должностным лицом установлено, что в государственном реестре Микрофинансовых организаций на официальном сайте Центрального Банка России (http://cbr.ru), <…> не состоит.

Таким образом, что <…> не входит в перечень финансовых организаций, наделенных правом осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.

При таких обстоятельствах в действиях <…> по размещению рассматриваемой рекламы содержатся нарушение пункта 2 части 3 статьи 5, частей 1, 13, 14 статьи 28 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Причастность <…> к совершению административного правонарушения проявляется в распространении на него требований законодательства Российской Федерации о рекламе.

Место совершения административного правонарушения: д. 20, ул. Пушкина, г. Курган.

Время совершения административного правонарушения: 18.04.2022.

Объектом административного правонарушения являются общие и специальные требования к процессу производства, размещения и распространения рекламы.

Объективная сторона совершенного административного правонарушения выражается в размещении и распространении ненадлежащей рекламы <…> с нарушением требований законодательства РФ о рекламе.

У <…> имелась возможность не нарушать требования действующего законодательства Российской Федерации о рекламе, однако лицо допустило указанное нарушение.

Таким образом, <…> является виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.

Обстоятельств, смягчающих, отягчающих административную ответственность не установлено. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5 КоАП РФ), не выявлено. Причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения, не выявлены.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 1 статьи 14.3, статьёй 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать <…> (<…>) виновным в совершении административного правонарушения, административная ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 (двух тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Сумма штрафа, уплаченного за нарушение законодательства, зачисляется по следующим реквизитам:

<…>

Наименование платежа: Оплата штрафа по делу об административном правонарушении № 045/04/14.3-76/2022.

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицу, привлеченному к административной ответственности, надлежит представить в Курганское УФАС России (e-mail: to45@fas.gov.ru).

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, либо в суд по месту рассмотрения дела в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

 

Руководитель

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны