Решение №МП/2033/24 Решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопол... от 4 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее – Курганское УФАС России), рассмотрев заявление ООО «С» (вх. № 1402-ЭП/24 от 05.04.2024) на действия государственного казенного учреждения «К» (далее — ГКУ «К», Заказчик) (ИНН 4501207395, ОГРН 1165401052253, 640021, Курганская область, г. Курган, ул. Володарского, 103, офис 1) о нарушении антимонопольного законодательства при проведении электронного аукциона на оказание услуг по содержанию и обеспечению функционирования автоматических пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения Курганской области (номер извещения в ЕИС: 0843500000224001741) в части установления дополнительных требований о наличии у участника закупки лицензий на осуществление услуг связи, сообщает следующее.

Курганское УФАС России в рамках осуществления своей функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства руководствуется положениями Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений установлены статьей 17 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 2 части 1 данной статьи при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Аналогичная позиция отражена в постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 04.03.2021 года № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательств» (далее — Постановление Пленума).

Так, пунктом 37 Постановления Пленума установлено, что в соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений (далее для целей данного раздела - процедуры определения поставщика, процедуры) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе координация организаторами или заказчиками процедур определения поставщика деятельности их участников, создание участнику (участникам) преимущественных условий участия, нарушение порядка определения победителя, участие организаторов и (или) заказчиков, их работников в процедурах определения поставщика.

Согласно пункту 40 Постановления Пленума пунктами 1, 2 и 4 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлены запреты на осуществление организатором обязательных процедур, конкурентных закупок или заказчиком действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, включая запреты на координацию деятельности участников, создание преимущественных условий участия для отдельных ее участников (в том числе посредством открытия доступа к информации), нарушение порядка определения победителя.

По смыслу указанных норм не допускаются к участию в обязательных процедурах, конкурентных закупках организатор, заказчик, работники организатора или заказчика, а также иные лица, которым организатор или заказчик имеют фактическую возможность давать обязательные для исполнения указания или иным образом определять их действия. Осуществление фактического контроля возможно вне зависимости от наличия (отсутствия) формально-юридических признаков связанности (например, через родство или свойство с лицами, входящими в состав органов управления участника, прямое или опосредованное участие в капитале либо в управлении).

По результатам рассмотрения заявления ООО «С», а также письменных пояснений и материалов, представленных ГКУ «К», Курганским УФАС России установлено следующее.

ГКУ «К» является юридическим лицом, осуществляющим закупки в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных услуг» (далее — Закон о контрактной системе).

Согласно статье 7 Закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.

Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе должна быть полной и достоверной.

Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе указано, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.

Извещение № 0843500000224001741 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по содержанию и обеспечению функционирования автоматических пунктов весового и габаритного контроля 28.03.2024 Заказчиком было опубликовано на официальном сайте ЕИС, что обеспечило свободный и безвозмездный для всех потенциальных участников доступ к информации о закупке, а также открытость и прозрачность данной информации и закупки.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В силу части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 данной статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Анализ извещения о проведении электронного аукциона показал, что Заказчиком в разделе 1 «Требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке, и инструкция по ее заполнению» к участникам закупки установлены следующие требования:

«Требование о наличии у участника закупки действующего права (лицензии), которое подтверждается записью в реестре лицензий, на осуществление деятельности в области оказания услуг связи по следующим видам услуг:

1) услуги связи по предоставлению каналов связи;

2) услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации;

3) телематические услуги связи.

Требование установлено в соответствии с пунктом 36 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон о лицензировании), пунктами 13, 14, 16 приложения к Положению о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2020 года 2385 «О лицензировании деятельности в области оказания услуг связи и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Соответствие установленному требованию подтверждается участником сведениями о наличии записи о действующем праве (лицензии), включающей указанные виды услуг и содержащейся в реестре лицензий, ведение которого осуществляется соответствующим лицензирующим органом (в том числе, выпиской из реестра лицензий или актом лицензирующего органа о предоставлении лицензии (решение в форме приказа (распоряжения)) или иными документами, содержащими реквизиты лицензии, позволяющие установить наличие записи в реестре лицензий).».

Объектом закупки является оказание услуг по содержанию и обеспечению функционирования автоматических пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения Курганской области (далее - АПВГК).

В соответствии с пунктом 25 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об автомобильных дорогах) автоматический пункт весового и габаритного контроля транспортных средств - расположенный на участке автомобильной дороги комплекс оборудования, обеспечивающий измерение весовых и габаритных параметров транспортного средства в автоматическом режиме.

Согласно приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 31.08.2020 № 348 «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств» (далее - Порядок № 348) стационарные пункты весогабаритного контроля транспортных средств (далее - СПВГК) и автоматические пункты весогабаритного контроля транспортных средств (далее - АПВГК) организуются владельцами автомобильных дорог или назначенными ими лицами (далее - оператор СПВГК и оператор АПВГК соответственно) и должны быть обустроены техническими средствами организации дорожного движения в соответствии с проектами организации дорожного движения, разработанными с учетом Правил подготовки документации по организации дорожного движения (абзац 4 Порядка № 348).

На АПВГК осуществляется фиксация весовых и габаритных параметров с использованием специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи (абзац 24 Порядка № 348).

В абзаце 38 Порядка № 348 указано, что АПВГК должен включать:

- оборудование измерения нагрузок на оси транспортных средств;

- датчики определения количества колес на оси и скатности колес;

- датчики определения количества осей транспортного средства и расстояния между ними;

- оборудование для измерения габаритных параметров транспортных средств;

- средства для формирования обзорной фотографии транспортных средств;

- средства фотовидеофиксации государственных регистрационных номеров транспортных средств с функцией распознавания таких номеров и формирования фронтальной фотографии транспортных средств;

- средства искусственного освещения дорожного полотна (для работы в темное время суток);

- контроллеры взаимодействия с измерительным оборудованием;

- оборудование, обеспечивающее криптографическую защиту передаваемой информации;

- телекоммуникационное оборудование;

- опоры для размещения навесного оборудования;

- шкаф в антивандальном исполнении для размещения вычислительного и телекоммуникационного оборудования.

Согласно абзацу 44 Порядка № 348 владелец указанного оборудования должен содержать его в работоспособном состоянии.

В ходе анализа извещения об осуществлении закупки, в том числе приложения № 2 к проекту государственного контракта: «Перечень нормативно-технических документов, обязательных при оказании услуг» установлено, что в Российской Федерации действует ГОСТ Р 59105-2020 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Автоматизированные системы управления дорожным движением, метеообеспечения, пункты весового и габаритного контроля. Технические правила содержания» (далее – ГОСТ Р 59105-2020), положения которого предусматривают правила содержания пунктов весового и габаритного контроля.

В силу пункта 5.3 ГОСТ Р 59105-2020 в состав систем АПВГК входят следующие группы элементов:

- конструкции для размещения элементов систем (опоры, стойки, включая их фундаменты);

- периферийные элементы (датчики, контроллеры, детекторы, видеокамеры, ЗПИ, ТПИ, аккумуляторные батареи и прочие элементы);

- оборудование проводных и беспроводных линий связи;

- шкафы управления;

- автономные источники электроснабжения;

- питающие кабельные линии;

- оборудование в пунктах управления системами (программно-аппаратные комплексы управления и мониторинга (включая оборудование хранения данных), климатическое оборудование, технологическое оборудование пунктов управления);

- здания и сооружения для размещения пунктов управления.

Из содержания вышеприведенных норм, ГОСТа, а также Описания объекта закупки следует, что исполнителю работ в рамках исполнения контракта надлежит обеспечить каналы связи с определенными параметрами, а в силу пункта 5.7 ГОСТ Р 59105-2020 организация, выполняющая работы по содержанию систем АПВГК, должна иметь необходимые лицензии на проведение соответствующих видов работ согласно Закону о лицензировании.

Пунктом 36 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании определено, что оказание услуг связи является лицензируемым видом деятельности.

Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что именно лица, осуществляющие поставку товара, выполнение работы, оказание услуги по государственному (муниципальному) контракту должны соответствовать обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Возможность привлечения иных лиц (субподрядчиков) для исполнения государственного (муниципального) контракта не исключает необходимость наличия действующей лицензии у участников закупки (Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).

При таких обстоятельствах Заказчик в соответствии с пунктом 5.7 ГОСТ Р 59105-2020 и на основании статьи 12 Закона о лицензировании правомерно установил требования о наличии именно у участника закупки соответствующих лицензий.

Предусмотренная проектом контракта возможность привлечения соисполнителя не отменяет необходимости соответствия именно участника закупки требованиям законодательства о контрактной системе и лицензионного законодательства.

Данные обстоятельства и выводы подтверждены решением Курганского УФАС России от 11.04.2024 по делу № 045/06/31-161/2024 по жалобе ООО «С» на действия ГКУ «К».

Согласно представленным ГКУ «К» письменным пояснениям, ранее в аналогичных закупках (0843500000223003122 — закупка не состоялась в связи с отсутствием заявок, № 0843500000223000555, № 0843500000224001741) требование о наличии лицензий на услуги связи не устанавливалось, что приводило к несогласованным действиям и к выходам из рабочего состояния комплексов АПВГК (отключение электроэнергии, остановка работы каналов, несвоевременное содержание, текущий ремонт и т. д.) в связи с тем, что услуги связи являются лицензируемым видом деятельности, ГКУ «К» полагают правомерным установление требования о наличии лицензий.

Учитывая, что информация об установленных Заказчиком единых (т. е. одинаковых) требованиях ко всем участникам закупки была отражена в извещении об осуществлении закупки, это обеспечило потенциальным участникам равные условия как к доступу к информации о закупке, так и к последующему участию в торгах.

Таким образом установление единых для всех участников требований о наличии лицензий на оказание услуг связи не свидетельствует о создании преимущественных условий участнику или нескольким участникам торгов.

Учитывая изложенное, Курганским УФАС России в ходе рассмотрения материалов установлено, что ООО «С» не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии в действиях ГКУ «К» нарушений положений пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Также не представлено доказательств создания ГКУ «К» преимущественных условий участия в закупке для отдельных ее участников (в том числе посредством открытия доступа к информации), нарушение порядка определения победителя и допуск к участию в закупке лиц, которым Заказчик имеет фактическую возможность давать обязательные для исполнения указания или иным образом определять их действия.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 8 и пунктом 2 части 9, частью 10 статьи 44 Закона о защите конкуренции Курганским УФАС России принято решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием признаков его нарушения.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны