Решение №ТС/3/24 Решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопол... от 9 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

В Курганское УФАС России поступило заявление …. (далее – Заявитель), направленное Государственной жилищной инспекцией Курганской области (вх. №4898-ЭП/23 от 16.11.2023), о возможных признаках нарушения антимонопольного законодательства со стороны ООО «ЛНК «Промгазиспытание» по факту взимания платы за техническое соответствие правильности установки прибора учета газа в размере 586 рублей по адресу: …..

Заявитель указывает, что специализированная организация АО «Газпром газораспределение Курган» осуществляет проверку газового оборудования в жилых помещениях один раз в год, стоимость данной услуги-426 рублей. Поставщик сжиженного газа ООО «ЛНК «Промгазиспытание» только снимает показания прибора учета газа и требует оплаты в размере 586 рублей.

ООО «ЛНК Промгазиспытание» является юридическим лицом, осуществляющим деятельность на основании свидетельства о государственной регистрации юридического лица (ОГРН 1154501001368, ИНН 4502029360, г. Курган, ул. Омская, д.82б, строение 1, офис 205).

Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, основным видом деятельности ООО «ЛНК Промгазиспытание» является торговля оптовая твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами.

В соответствии с Распоряжением Правительства Курганской области № 283-р от 16.12.2020 ООО «ЛНК Промгазиспытание» и ООО «Газэнергосеть Оренбург» определены уполномоченными организациями на поставку сжиженных углеводородных газов для обеспечения бытовых нужд граждан, проживающих на территории Курганской области с 2021 года.

С 01.04.2021 ООО «Газэнергосеть Оренбург» прекратило свою деятельность как уполномоченная организация по поставке сжиженного углеводородного газа на территории Курганской области.

В соответствии с Распоряжением Правительства Курганской области № 8-р от 28.01.2022 ООО «ЛНК Промгазиспытание» определено уполномоченной организацией на поставку сжиженных углеводородных газов для обеспечения бытовых нужд граждан, проживающих на территории Курганской области на 2022 год.

Отношения в сфере газоснабжения регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549; далее - Правила № 549) регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа (далее - договор), в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него, Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах и жилых домов,. утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее-Правила предоставления коммунальных услуг), ввод в эксплуатацию индивидуального, общего(квартирного) или комнатного прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем, предоставляющим потребителю коммунальные услуги (далее - исполнитель коммунальной услуги) и иными нормативными актами.

В силу пункта 81(9) Правил предоставления коммунальных услуг, ввод прибора учета в эксплуатацию осуществляется исполнителем коммунальной услуги без взимания платы.

Согласно пункту 81(4) Правил предоставления коммунальных услуг проверка соответствия прибора учета технической документации изготовителя прибора учета, в том числе комплектации и схеме монтажа, производится исполнителем коммунальной услуги в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию.

В соответствии с пунктом 81(6) Правил предоставления коммунальных услуг, по результатам проверки прибора учета (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) исполнитель коммунальной услуги оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию. Составление и подписание иных актов, в том числе акта соответствия правильности установки прибора учета газа не предусмотрены.

Правила предоставления коммунальных услуг регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

Из письменных пояснений ООО «ЛНК Промгазиспытание» (от 23.11.2023 исх. №783) следует, что при проведении плановых проверок специалистами ООО «ЛНК Промгазиспытание» по адресу: …. услуга по проверке установки прибора учета газа на соответствие требованиям завода изготовителя прибора учета не была оказана, по причине отказа абонента от оказания услуги, оплата в виду не оказания услуги не предъявлена.

ООО «ЛНК Промгазиспытание» также поясняет, что является коммерческой организацией. Проверка соответствия прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета, составление схемы, с указанием необходимых замеров, и составление акта о соответствии (не соответствии) монтажа прибора учета газа требованиям завода- изготовителя прибора осуществляется на возмездной основе, стоимость составляет 586 рублей. Обоснованием для взимания с граждан платы является оказанная услуга.

В соответствии с пунктом 81(6) Правил предоставления коммунальных услуг, по результатам проверки прибора учета (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) исполнитель коммунальной услуги оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию. Составление и подписание иных актов, в том числе акта соответствия правильности установки прибора учета газа не предусмотрены.

Таким образом, действия ООО «ЛНК Промгазиспытание» по взиманию платы за соответствие установки учета прибора газа по адресу: ..., установленного сторонней организацией, в виде платы за техническое соответствие правильности установки прибора учета газа в жилом помещении ущемляет интересы Заявителя, так как фактически требует от них дополнительных финансовых средств за услугу, которая должна предоставляется бесплатно в соответствии с Правилам предоставления коммунальных услуг.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

В соответствии с пунктом 13 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» исходя из толкования пунктов 3 - 5, 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции злоупотреблением могут быть признаны действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, не связанные непосредственно с порядком ценообразования, в частности: навязывание при заключении договора невыгодных условий или условий, не относящихся к предмету договора; необоснованное сокращение (прекращение) производства товара; отказ либо уклонение такого субъекта от заключения договора; создание им дискриминационных условий.

Нарушением антимонопольного законодательства являются не любые действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, а только те, которые направлены на сохранение или укрепление своего положения на соответствующем товарном рынке с использованием запрещенных методов, наносящих ущерб конкурентам и (или) иным лицам.

Сам по себе факт доминирования на рынке не свидетельствует о нарушении антимонопольного законодательства. Сфера применения Закона о защите конкуренции ограничена определенным кругом общественных отношений. Квалификация действий лица как нарушающих запрет, предусмотренный Законом о защите конкуренции, в частности отдельными положениями части 1 статьи 10 данного Закона, предполагает доказанность того, что такое поведение обусловлено именно злоупотреблением хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, результатом которого являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности) либо неограниченного круга потребителей.

Таким образом, важно доказать, что деяние лица содержит в себе антиконкурентный компонент, подпадающий под объект регулирования Закона о защите конкуренции и требующий принятия мер именно антимонопольного контроля.

Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (часть 1 статьи 3).

Под монополистической деятельностью понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (пункт 10 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

В целях исполнения возложенных на него функций, в том числе по обеспечению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, предупреждением монополистической деятельности, антимонопольный орган наделен полномочиями, к числу которых согласно статье 23 Закона о защите конкуренции отнесены полномочия по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, проведению проверок соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также государственными внебюджетными фондами и физическими лицами, получению от них необходимых документов и информации, объяснений в письменной или устной форме. Вместе с тем, реализация предоставленных антимонопольному органу полномочий ограничена необходимостью соблюдения установленных Законом о защите конкуренции требований, служащих гарантией прав и законных интересов проверяемого лица.

В части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Курганским УФАС России исходя из представленных документов Государственной жилищной инспекцией Курганской области, Управления Роспотребнадзора по Курганской области, ООО «Единый расчетный центр «Прогресс», из источников средств массовой информации установлено нарушение прав неопределенного круга потребителей Курганской области по факту выставления в платежных документах суммы 586 рублей (плата за техническое соответствии правильности установки прибора учета газа) ООО «ЛНК Промгазиспытание».

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц), включая финансовые организации, или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с частью 2.1 статьи 5 Закона о защите конкуренции не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта - юридического лица, учредителем (участником) которого являются одно физическое лицо (в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя) или несколько физических лиц, если выручка от реализации товаров за последний календарный год такого хозяйствующего субъекта не превышает восьмисот миллионов рублей, за исключением: субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с частью 2.2 статьи 5 Закона о защите конкуренции не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта - индивидуального предпринимателя, не входящего в группу лиц с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, если выручка от реализации товаров такого хозяйствующего субъекта - индивидуального предпринимателя за последний календарный год не превышает восьмисот миллионов рублей, а также хозяйствующего субъекта - индивидуального предпринимателя, входящего в группу лиц с другим хозяйствующим субъектом по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, либо входящего в группу лиц с хозяйствующим субъектом или хозяйствующими субъектами, единственным участником которого или каждого из которых являются одно или несколько лиц, входящих в группу с хозяйствующим субъектом или хозяйствующими субъектами по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, при условии, что суммарная выручка от реализации товаров таких хозяйствующих субъектов за последний календарный год не превышает восьмисот миллионов рублей.

Согласно статьи 2 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее-закон №147-ФЗ) - настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые возникают на товарных рынках Российской Федерации и в которых участвуют субъекты естественных монополий, потребители, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Согласно статье 3 закона №147-ФЗ- для целей настоящего Федерального закона применяются следующие определения основных понятий: субъект естественной монополии- хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на товар, чем спрос на другие виды товаров.

В подпункте «а» пункта 2 Постановления Правительства РФ от 17.05.2002 №317 «Об утверждении Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации» дано определение газотранспортной системе Российской Федерации, под которой понимается система газопроводов, соединяющая производителя и потребителя газа, включающая в себя магистральные газопроводы, отводы газопроводов, газораспределительные системы, находящиеся у газотранспортной, газораспределительной организации или у иных организаций в собственности или на иных законных основаниях.

Таким образом, сферой деятельности субъектов естественной монополий является именно транспортировка газа по трубопроводам. Другие виды доставки газа не являются сферой деятельности субъектов естественной монополии.

Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что учредителями ООО «ЛНК Промгазиспытание» являются физические лица: ….

Также, в соответствии с информацией из Государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности (Ресурс БФО) выручка ООО «ЛНК Промгазиспытание» за 2021 год составила-74993 тыс.руб., за 2022 год-83834 тыс.руб.

В соответствии с частями 2.1, 2.2 статьи 5 Закона о защите конкуренции ООО «ЛНК Промгазиспытание» не может быть признан занимающим доминирующее положение.

Кроме того, основным видом деятельности Общества является торговля оптовая твердым, жидким и газообразным топливом и данный вид деятельности не является сферой деятельности субъекта естественной монополии. Учредителями ООО «ЛНК Промгазиспытание» являются физические лица, и суммарная выручка от реализации товаров таких хозяйствующих субъектов за последний календарный год не превышает восьмисот миллионов рублей.

На основании изложенного ООО «ЛНК Промгазиспытание» не является хозяйствующим субъектом, на которого распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Действия ООО «ЛНК Промгазиспытание» в виде выставления счетов на оплату за техническое соответствие правильности установки прибора учета газа в жилом помещении по адресу: …., установленного сторонней организацией, ущемляет интересы Заявителя, так как фактически требует от него дополнительных финансовых средств за услугу, которая должна предоставляется бесплатно в соответствии с Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах и жилых домов, утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011№354.

Полномочия антимонопольного органа при применении статьи 10 Закона о защите конкуренции состоят в пресечении монополистической деятельности - выявлении нарушений, обусловленных использованием экономического положения лицом, доминирующим на рынке, а не в осуществлении контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами норм гражданского, жилищного и иного законодательства, и не в разрешении гражданских споров в административном порядке.

Данная позиция также подтверждена абзацем пятым пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2, согласно которого, антимонопольный орган не вправе вмешиваться в отношения сторон, если они носят гражданско-правовой характер и могут быть разрешены по требованию одной из сторон в судебном порядке.

Поскольку услуга за техническое соответствие правильности установки прибора учета газа в размере 586 рублей в жилом помещении по адресу: … не была оказана, оплата не была предъявлена и руководствуясь пунктом 2 части 8 и пунктом 2 части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции Курганским УФАС России принято решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием признаков его нарушения.

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны