Решение по жалобе №МП/1140/24 Решение об отказе в возбуждении дела от 19 апреля 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFУправление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее — Курганское УФАС России), рассмотрев заявление "..."., направленное прокуратурой города Кургана (вх. № 1469-ЭП/24 от 09.04.2024), по вопросу рекламы квеста в социальной сети Вконтакте, установило следующее.
Как следует из представленных материалов, в социальной сети Вконтакте, в группе «Курган/курганские.ру» по адресу: http://vk.com/wall-156527727_682396 опубликована реклама квеста следующего содержания: «Ночь Живых Мертвецов только 6 апреля! Количество мест ограничено! Проводим только поздно вечером и ночью. Много локаций. Общая площадь больше 500 кв.м. 2 этажа. 2 лестницы. 2 длинных и темных коридора. Много актеров, которые будут пугать везде! Пишите: vk.me/zapadnya_kurgan. Звоните: +7(912)835-80-88. На данный момент 3 версии: 18+,16+,14+. Реклама. Рекламодатель: ИП Сергеев Роман Викторович, ИНН 450142496108.».
В соответствии с положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15, территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции в том числе по контролю за соблюдением законодательства в сфере рекламы.
В соответствии с пунктом 18 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922 (далее — Правила № 1922), при рассмотрении заявления о нарушении законодательства и приложенных к нему документов и материалов антимонопольный орган: определяет, относится ли дело к его компетенции (подпункт «а»); устанавливает наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и определяет нормы, которые подлежат применению (подпункт «б»); определяет круг лиц, подлежащих привлечению к участию в деле (подпункт «в»).
В соответствии с пунктом 20 Правил № 1922 по результатам рассмотрения заявления о нарушении законодательства антимонопольный орган принимает решение: о возбуждении дела (подпункт «а»); об отказе в возбуждении дела (подпункт «б»).
Согласно пункту 21 антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела в следующих случаях:
а) вопросы, указанные в заявлении о нарушении законодательства, не относятся к компетенции антимонопольного органа;
б) признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе отсутствуют;
в) по факту, явившемуся основанием для обращения с заявлением о нарушении законодательства, дело возбуждено или рассмотрено антимонопольным органом ранее;
г) по факту, явившемуся основанием для обращения с заявлением о нарушении законодательства, имеется вступившее в законную силу решение суда, арбитражного суда.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Статья 18.1 Закона о рекламе посвящена вопросам учета рекламы в сети «Интернет», а также определенным требованиям к порядку размещения рекламы в сети «Интернет» и порядку передачи сведений в систему учета рекламы в сети «Интернет».
Компетенция антимонопольных органов по контролю за соблюдением статьи 18.1 Закона о рекламе относительно порядка размещения рекламы в сети «Интернет» ограничена частью 16 данной статьи.
Так, согласно части 16 статьи 18.1 Закона о рекламе реклама, распространяемая в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», за исключением рекламы, размещенной в телепрограммах и телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах, распространяемых в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», должна содержать пометку «реклама», а также указание на рекламодателя такой рекламы и (или) сайт, страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию о рекламодателе такой рекламы.
Соответственно, размещение любой рекламы в сети «Интернет» должно сопровождаться пометкой «реклама».
Кроме того, согласно части 16 статьи 18.1 Закона о рекламе в любой рекламе в сети «Интернет» также должно быть также указание на рекламодателя такой рекламы и (или) сайт, страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию о рекламодателе такой рекламы.
Такое указание может быть выполнено или в виде наименования юридического лица — рекламодателя (фамилии, имени, отчества физического лица), или в виде ссылки на сайт (страницу сайта) с данными о рекламодателе, также в рекламе могут быть размещены оба вида таких сведений.
Рассматриваемая рекламная информация содержит пометку «реклама», а также информацию о рекламодателе.
Согласно пунктам 1, 2 части 4 статьи 5 Закона о рекламе реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий, призывать к насилию и жестокости.
Согласно части 6 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Размещенный на фотографии антураж обусловлен спецификой данного мероприятия (ролевого квеста), представляющего собой развлекательную игру, в которой каждый отыгрывает свою роль, предписанную сценарием.
Рассматриваемая реклама не побуждает к совершению противоправных действий, не содержит призывов к насилию и жестокости, а также непристойных и оскорбительных образов, в связи с чем антимонопольный орган приходит к выводу об отсутствии в ней признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Дополнительно сообщаем, что в настоящее время вышеуказанный рекламный пост, размещенный по адресу http://vk.com/wall-156527727_682396 удален.
На основании изложенного и, руководствуясь подпунктом «б» пункта 20, подпунктом «б» пункта 21 Правил № 1922, Курганским УФАС России принято решение об отказе в возбуждении дела.
Решение антимонопольного органа может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.