Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № АМЗ-11/2018 о нарушении антимонопольного з... от 25 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № АМЗ-11/2018

о нарушении антимонопольного законодательства

 

г. Курган

 

Резолютивная часть решения оглашена «23» апреля 2018 г.

В полном объеме решение изготовлено «24» апреля 2018 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель комиссии –  <...>

члены комиссии: <...>

 

рассмотрев дело АМЗ-11/2018 по признакам нарушения Администрацией города Щучье Щучанского района Курганской области (641010, Курганская область, Щучанский район, город Щучье, ул. Пролетарская, д. 4, ИНН 4525001756) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении С.С.М. в аренду земельного участка, сроком на 10 лет, из земель населенных пунктов, общей площадью 179 кв.м. с кадастровым номером 45:23:030220:314, для размещения торгового павильона с прилегающей территорией, расположенного по адресу: Курганская область, Щучанский район, г. Щучье, ул. Базарная, д. 1Б, с нарушением пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ, а именно без проведения процедуры аукциона, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), на основании результатов плановой выездной проверки Администрации города Щучье Щучанского района Курганской области, при проведении которой выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, что подтверждается актом проверки №32 от 28.09.2017 г., учитывая невыполнение предупреждения №41 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области возбуждено дело № АМЗ-11/2018 в отношении Администрации города Щучье Щучанского района Курганской области по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении в аренду С.С.М. в аренду земельного участка, сроком на 10 лет, из земель населенных пунктов, общей площадью 179 кв.м. с кадастровым номером 45:23:030220:314, для размещения торгового павильона с прилегающей территорией, расположенного по адресу: Курганская область, Щучанский район, г. Щучье, ул. Базарная, д. 1Б, с нарушением пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ, а именно без проведения процедуры аукциона, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В ходе рассмотрения дела установлено следующее.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области на основании приказа № 97 от 19.06.2017 г. проведена выездная плановая проверка в отношении Администрации города Щучье Щучанского района Курганской области (641010, Курганская область, Щучанский район, город Щучье, ул. Пролетарская, 4, ИНН 4525001756).

Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области №116 от 26.07.2017 г. срок проведения плановой выездной проверки в отношении Администрации города Щучье Щучанского района Курганской области продлен до 28.08.2017 г.

Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области №124 от 24.08.2017 г. срок проведения плановой выездной проверки в отношении Администрации города Щучье Щучанского района Курганской области (далее – Администрация города Щучье) продлен до 28.09.2017 г.

По результатам проведенной плановой выездной проверки составлен акт проверки №32 от 28.09.2017 г., согласно которому инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области пришла к выводу о том, что в действиях Администрации города Щучье Щучанского района Курганской области, выразившихся в принятии постановления от 21.05.2015 г. № 142/1 «О предоставлении земельного участка в аренду С.С.М.», в соответствии с которым С.С.М. предоставлен в аренду земельный участок, сроком на 10 лет, из земель населенных пунктов, общей площадью 179 кв.м. с кадастровым номером 45:23:030220:314, для размещения торгового павильона с прилегающей территорией, расположенный по адресу: Курганская область, Щучанский район, г. Щучье, ул. Базарная, д. 1Б, усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Необходимо отметить, что согласно части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

В силу части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, в случае выявления признаков нарушения, в том числе статьи 15 Закона о защите конкуренции. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении статьи 15 Закона о защите конкуренции без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

Таким образом, по итогам рассмотрения акта проверки №32 от 28.09.2017 г., Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области принято решение о выдаче Администрации города Щучье предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В результате Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области 04.12.2017 г. выдано предупреждение №41 в адрес Администрации города Щучье, а именно об отмене постановления Администрации города Щучье Щучанского района Курганской области от 21.05.2015 г. № 142/1 «О предоставлении земельного участка в аренду С.С.М.»; о принятии мер по прекращению арендных правоотношений по договору №9 аренды земельного участка, заключенному 27.05.2015 г. между Администрацией города Щучье и С.С.М.; о принятии мер к возврату Администрации города Щучье Щучанского района Курганской области земельного участка, из земель населенных пунктов, общей площадью 179 кв.м. с кадастровым номером 45:23:030220:314, для размещения торгового павильона с прилегающей территорией, расположенного по адресу: Курганская область, Щучанский район, г. Щучье, ул. Базарная, д. 1Б, переданного по договору №9 аренды земельного участка, заключенному 27.05.2015 г. между Администрацией города Щучье и С.С.М.

При этом, в предупреждении антимонопольным органом установлен тридцатидневный срок для выполнения Администрацией города Щучье Щучанского района Курганской области указанного выше предупреждения.

В силу части 6 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Вышеупомянутое предупреждение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области получено Администрацией города Щучье Щучанского района Курганской области 12.01.2018 г.

Таким образом, последним днем срока исполнения выданного антимонопольным органом предупреждения является 12.02.2018 г.

22.02.2018 г. в Курганское УФАС России поступило ходатайство Администрации города Щучье о продлении на один месяц срока выполнения предупреждения №41 (вх. №975), в котором указано, что Администрация города Щучье не имеет возможности выполнить данное предупреждение в установленный срок.

По результатам рассмотрения обозначенного выше ходатайства Администрации города Щучье Щучанского района Курганской области, Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области пришло к выводу об отказе в удовлетворении данного ходатайства.

Таким образом, Администрацией города Щучье Щучанского района Курганской области не выполнено предупреждение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области №41 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, выданное 04.12.2017 г.

В силу части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Учитывая изложенное, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области возбуждено дело №АМЗ-11/2018 по признакам нарушения Администрацией города Щучье Щучанского района Курганской области (641010, Курганская область, Щучанский район, город Щучье, ул. Пролетарская, д. 4, ИНН 4525001756) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении С.С.М. в аренду земельного участка, сроком на 10 лет, из земель населенных пунктов, общей площадью 179 кв.м. с кадастровым номером 45:23:030220:314, для размещения торгового павильона с прилегающей территорией, расположенного по адресу: Курганская область, Щучанский район, г. Щучье, ул. Базарная, д. 1Б, с нарушением пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ, а именно без проведения процедуры аукциона, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В процессе рассмотрения дела Ответчик не выразил возражений относительно вменяемого нарушения антимонопольного законодательства, устно представитель Ответчика пояснил о том, что Администрация города Щучье обратилась в суд с заявлением о прекращении арендных правоотношений по указанному договору аренды, при этом каких-либо доказательств подачи соответствующего заявления в суд Администрацией города Щучье не представил, равно как и доказательств, свидетельствующих о прекращении обозначенного договора аренды.

Определением от 06 апреля 2018 г. рассмотрение дела №АМЗ-11/2018 о нарушении антимонопольного законодательства Администрацией города Щучье отложено на основании пункта 3 части 1.1 статьи 47 Закона о защите конкуренции, в связи с необходимостью принятия комиссией заключения об обстоятельствах дела.

Согласно части 5 статьи 48.1. Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

От лиц, участвующих в деле, не поступило каких-либо пояснений, доказательств и доводов в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрела представленные доказательства по делу, заслушала доводы и пояснения лиц, участвующих в деле, и пришла к следующим выводам.

Установлено, что 21.05.2015 г. Администрацией города Щучье Щучанского района Курганской области принято постановление № 142/1 «О предоставлении земельного участка в аренду С.С.М.».

Из указанного выше постановления следует, что С.С.М.(далее – С.С.М.) решено предоставить в аренду земельный участок, сроком на 10 лет, из земель населенных пунктов, общей площадью 179 кв.м. с кадастровым номером 45:23:030220:314, для размещения торгового павильона с прилегающей территорией, расположенный по адресу: Курганская область, Щучанский район, г. Щучье, ул. Базарная, д. 1Б.

15.05.2015 г. С.С.М. обратился в Администрацию города Щучье с заявлением о предоставлении в аренду указанного выше земельного участка для размещения торгового павильона с прилегающей территорией.

На основании упомянутого выше постановления 27.05.2015 г. между Администрацией города Щучье и С.С.М. заключен договор №9 аренды земельного участка, сроком действия с 27.05.2015 г. по 27.04.2025 г.

В договоре №9 аренды земельного участка от 27.05.2015 г. имеется ссылка на статью 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ.

Передача земельного участка С.С.М. в рамках названного договора аренды подтверждается актом приема-передачи в аренду земельного участка от 27.05.2015 г.

Таким образом, Администрация города Щучье предоставила С.С.М. земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, основываясь на положениях статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ (далее – Земельный кодекс РФ), без проведения торгов.

Статья 39.6 Земельного кодекса РФ устанавливает случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.

Пунктом 1 названной статьи Земельного кодекса РФ установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.

Следовательно, по общему правилу, предоставление земельных участков в аренду осуществляется по результатам проведенных конкурентных процедур, за рядом исключений, прямо поименованных в Законе.

Подпунктами 1-32 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления:

1) земельного участка юридическим лицам в соответствии с указом или распоряжением Президента Российской Федерации;

2) земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным Правительством Российской Федерации;

3) земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации;

4) земельного участка для выполнения международных обязательств Российской Федерации, а также юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения;

5) земельного участка, образованного из земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленного для комплексного освоения территории, лицу, с которым был заключен договор аренды такого земельного участка, если иное не предусмотрено подпунктами 6 и 8 данного пункта;

6) земельного участка, образованного из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, членам данной некоммерческой организации или, если это предусмотрено решением общего собрания членов данной некоммерческой организации, данной некоммерческой организации;

7) земельного участка, образованного из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, членам данной некоммерческой организации;

8) земельного участка, образованного в результате раздела ограниченного в обороте земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства или для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства и отнесенного к имуществу общего пользования, данной некоммерческой организации;

9) земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса РФ, на праве оперативного управления;

10) земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 данной статьи;

11) земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, этим землепользователям, за исключением юридических лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса РФ;

12) земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;

13) земельного участка, образованного в границах застроенной территории, лицу, с которым заключен договор о развитии застроенной территории;

13.1) земельного участка для освоения территории в целях строительства жилья экономического класса или для комплексного освоения территории в целях строительства жилья экономического класса юридическому лицу, заключившему договор об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса или договор о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса;

13.2) земельного участка, изъятого для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории у физического или юридического лица, которому такой земельный участок был предоставлен на праве безвозмездного пользования, аренды, лицу, заключившему договор о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления по результатам аукциона на право заключения данного договора в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

13.3) земельного участка для строительства объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур лицу, заключившему договор о комплексном развитии территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

14) земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;

15) земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса РФ;

16) земельного участка взамен земельного участка, предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды и изымаемого для государственных или муниципальных нужд;

17) земельного участка религиозным организациям, казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ на территории, определенной в соответствии с законами субъектов Российской Федерации;

18) земельного участка лицу, которое в соответствии с Земельный кодексом РФ имеет право на приобретение в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе бесплатно, если такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд либо ограничен в обороте;

19) земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства;

20) земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю;

21) земельного участка, расположенного в границах особой экономической зоны или на прилегающей к ней территории, резиденту особой экономической зоны или управляющей компании в случае привлечения ее в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах, для выполнения функций по созданию за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, внебюджетных источников финансирования объектов недвижимости в границах особой экономической зоны и на прилегающей к ней территории и по управлению этими и ранее созданными объектами недвижимости;

22) земельного участка, расположенного в границах особой экономической зоны или на прилегающей к ней территории, для строительства объектов инфраструктуры этой зоны лицу, с которым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти заключено соглашение о взаимодействии в сфере развития инфраструктуры особой экономической зоны. Примерная форма соглашения о взаимодействии в сфере развития инфраструктуры особой экономической зоны утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

23) земельного участка, необходимого для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, соглашением о государственно-частном партнерстве, соглашением о муниципально-частном партнерстве, лицу, с которым заключены указанные соглашения;

23.1) земельного участка для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования лицу, заключившему договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, и в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации, некоммерческой организации, созданной субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для освоения территорий в целях строительства и эксплуатации наемных домов социального использования;

23.2) земельного участка, необходимого для осуществления деятельности, предусмотренной специальным инвестиционным контрактом, лицу, с которым заключен специальный инвестиционный контракт;

24) земельного участка, необходимого для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, лицу, с которым заключено охотхозяйственное соглашение;

25) земельного участка для размещения водохранилищ и (или) гидротехнических сооружений, если размещение этих объектов предусмотрено документами территориального планирования в качестве объектов федерального, регионального или местного значения;

26) земельного участка для осуществления деятельности Государственной компании «Российские автомобильные дороги» в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог;

27) земельного участка для осуществления деятельности открытого акционерного общества «Российские железные дороги» для размещения объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

28) земельного участка резиденту зоны территориального развития, включенному в реестр резидентов зоны территориального развития, в границах указанной зоны для реализации инвестиционного проекта в соответствии с инвестиционной декларацией;

29) земельного участка лицу, обладающему правом на добычу (вылов) водных биологических ресурсов на основании решения о предоставлении их в пользование, договора о предоставлении рыбопромыслового участка или договора пользования водными биологическими ресурсами, для осуществления деятельности, предусмотренной указанными решением или договорами;

30) земельного участка юридическому лицу для размещения ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктов хранения, хранилищ радиоактивных отходов и пунктов захоронения радиоактивных отходов, решения о сооружении и о месте размещения которых приняты Правительством Российской Федерации;

31) земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, который надлежащим образом использовал такой земельный участок, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка;

32) земельного участка арендатору (за исключением арендаторов земельных участков, указанных в подпункте 31 данного пункта), если этот арендатор имеет право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в соответствии с пунктами 3 и 4 данной статьи.

Вышеобозначенный земельный участок предоставлен в аренду С.С.М. с разрешенным использованием: для размещения торгового павильона с прилегающей территорией, что не соотносится с теми исключениями, прямо поименованными в пункте 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ, позволяющими предоставлять земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, без проведения процедуры торгов.

В данном случае из материалов плановой проверки не усматривается, что предоставление упомянутого земельного участка С.С.М. осуществлено без проведения процедуры торгов по причине наличия одного из тех обстоятельств, которые поименованы в пункте 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ.

Таким образом, в рассматриваемом случае, Администрация города Щучье предоставила в аренду указанный земельный участок С.С.М. без проведения процедуры торгов, в нарушение положений пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ.

Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Необходимо понимать, что органы публичной власти, реализуя свои полномочия, в силу специфики правового статуса способны оказывать существенное влияние как на экономическую систему в целом, так и на состояние конкуренции в частности. Причем с точки зрения антимонопольного регулирования это влияние выражается не столько в решении ими публично-правовых вопросов, сколько в применении властно-распорядительных полномочий в отношении отдельных лиц или по поводу отдельных обстоятельств.

Учитывая особое правовое положение государства, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, законодатель ввел ряд запретов и ограничений с целью минимизации негативного влияния на конкурентную среду со стороны органов власти путем злоупотребления ими своими полномочиями.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 05.04.2011 г. № 14686/10, от 11.03.2014 г. № 16034/13, достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

При этом, в тех случаях, когда требуется проведение конкурентной процедуры, подразумевающей состязательность хозяйствующих субъектов, ее непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурентных процедур в установленном законодательством порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

В рассматриваемом случае проведение публичных процедур в установленном законодательством порядке направлено на обеспечение равного доступа всех желающих реализовать свое право на приобретение государственного или муниципального имущества в аренду.

Учитывая, что цель использования приобретенного в аренду земельного участка (для размещения торгового павильона с прилегающей территорией) подразумевает его дальнейшее использование в целях осуществления предпринимательской деятельности и извлечения прибыли, то предоставление земельного участка конкретному лицу без проведения процедуры торгов нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, создает преимущества такому лицу, получившему земельный участок без торгов, тем самым допуская действия, ограничивающие конкуренцию.

Таким образом, принятием 21.05.2015 г. Администрацией города Щучье постановления № 142/1 «О предоставлении земельного участка в аренду С.С.М.» и заключением 27.05.2015 г. между Администрацией города Щучье и С.С.М. договора №9 аренды земельного участка последнему тем самым предоставлен земельный участок, находящийся в муниципальной собственности без проведения процедуры торгов, в нарушение пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ.

С учетом вышеперечисленного, по результатам оценки имеющихся доказательств, в действиях Администрации города Щучье Щучанского района Курганской области (641010, Курганская область, Щучанский район, город Щучье, ул. Пролетарская, д. 4, ИНН 4525001756) установлено нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в предоставлении в аренду С.С.М. земельного участка, сроком на 10 лет, из земель населенных пунктов, общей площадью 179 кв.м. с кадастровым номером 45:23:030220:314, для размещения торгового павильона с прилегающей территорией, расположенного по адресу: Курганская область, Щучанский район, г. Щучье, ул. Базарная, д. 1Б, с нарушением пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ, а именно без проведения процедуры аукциона, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Разрешая вопрос о целесообразности выдачи Администрации города Щучье предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, необходимо отметить следующее.

Ответчиком в процессе рассмотрения дела не представлено доказательств, свидетельствующих о прекращении обозначенного договора аренды либо об обращении Администрации города Щучье в суд с заявлением о прекращении рассматриваемых арендных правоотношений.

Учитывая изложенное, отсутствуют основания полагать, что вышеобозначенные арендные правоотношения прекращены в установленном законодательством порядке, ввиду чего Комиссия пришла к выводу о необходимости выдачи Администрации города Щучье предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

В связи с вышеизложенным и руководствуясь частью 1 статьи 15, статьей 23, частями 1-2 статьи 39, частями 1-3.4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135 – ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Основания для прекращения рассмотрения дела №АМЗ-11/2018 о нарушении антимонопольного законодательства отсутствуют.

2. Признать в действиях Администрации города Щучье Щучанского района Курганской области (641010, Курганская область, Щучанский район, город Щучье, ул. Пролетарская, д. 4, ИНН 4525001756) нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в предоставлении в аренду С.С.М. земельного участка, сроком на 10 лет, из земель населенных пунктов, общей площадью 179 кв.м. с кадастровым номером 45:23:030220:314, для размещения торгового павильона с прилегающей территорией, расположенного по адресу: Курганская область, Щучанский район, г. Щучье, ул. Базарная, д. 1Б, с нарушением пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ, а именно без проведения процедуры аукциона, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

3. Выдать Администрации города Щучье Щучанского района Курганской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. А именно, Администрации города Щучье Щучанского района Курганской области:

– отменить постановление Администрации города Щучье Щучанского района Курганской области от 21.05.2015 г. № 142/1 «О предоставлении земельного участка в аренду С.С.М.»;

– принять меры по прекращению арендных правоотношений по договору №9 аренды земельного участка, заключенному 27.05.2015 г. между Администрацией города Щучье и С.С.М.;

– принять меры к возврату Администрации города Щучье Щучанского района Курганской области земельного участка, из земель населенных пунктов, общей площадью 179 кв.м. с кадастровым номером 45:23:030220:314, для размещения торгового павильона с прилегающей территорией, расположенного по адресу: Курганская область, Щучанский район, г. Щучье, ул. Базарная, д. 1Б, переданного по договору №9 аренды земельного участка, заключенному 27.05.2015 г. между Администрацией города Щучье и С.С.М.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия или в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии:

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № АМЗ-11/2018

о нарушении антимонопольного законодательства

 

 

24 апреля 2018 г.                                                                                                                                                                        г. Курган

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель комиссии – <...>

Попова Е.С. – <...>

руководствуясь частью 1 статьи 15, статьей 23, частями 1-2 статьи 39, частями 1-3.4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006г. №135 - ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 24 апреля 2018 года по делу № АМЗ-11/2018 о нарушении антимонопольного законодательства,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Администрации города Щучье Щучанского района Курганской области в течение тридцати календарных дней с момента получения данного предписания прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в предоставлении в аренду С.С.М. земельного участка, сроком на 10 лет, из земель населенных пунктов, общей площадью 179 кв.м. с кадастровым номером 45:23:030220:314, для размещения торгового павильона с прилегающей территорией, расположенного по адресу: Курганская область, Щучанский район, г. Щучье, ул. Базарная, д. 1Б, с нарушением пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ, а именно без проведения процедуры аукциона, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. А именно, Администрации города Щучье Щучанского района Курганской области:

– отменить постановление Администрации города Щучье Щучанского района Курганской области от 21.05.2015 г. № 142/1 «О предоставлении земельного участка в аренду С.С.М.»;

– принять меры по прекращению арендных правоотношений по договору №9 аренды земельного участка, заключенному 27.05.2015 г. между Администрацией города Щучье и С.С.М.;

– принять меры к возврату Администрации города Щучье Щучанского района Курганской области земельного участка, из земель населенных пунктов, общей площадью 179 кв.м. с кадастровым номером 45:23:030220:314, для размещения торгового павильона с прилегающей территорией, расположенного по адресу: Курганская область, Щучанский район, г. Щучье, ул. Базарная, д. 1Б, переданного по договору №9 аренды земельного участка, заключенному 27.05.2015 г. между Администрацией города Щучье и С.С.М.

Дополнительно Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области обращает внимание, что в случае прекращения арендных правоотношений и возврата указанного земельного участка во внесудебном порядке (при расторжении договора аренды по соглашению сторон), необходимо представить в антимонопольный орган акт о возврате имущества Администрации города Щучье Щучанского района Курганской области, соглашение о расторжении договора №9 аренды земельного участка от 27.05.2015 г., доказательства погашения регистрационной записи об аренде в Едином государственном реестре недвижимости.

2. Администрации города Щучье Щучанского района Курганской области информировать Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области об исполнении предписания (не позднее пяти дней с момента исполнения предписания).

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии:

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны