Решение б/н Решение по жалобе № АМЗ-21/2016-18.1 о нарушении процедуры т... от 22 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № АМЗ-21/2016-18.1

 о нарушении процедуры торгов

 

                                                                                                                        г. Курган

 

Резолютивная часть решения оглашена «16» марта 2016 г.

В полном объеме решение изготовлено «18 » марта 2016 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров на территории Курганской области  в составе:

 

председатель — Гагарина И.В. – руководитель Управления  Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;

члены Комиссии:

Кулиш Е.А. – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти;

Попова Е.С. - государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти;

Боровко Е.В. - государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти,

в присутствии:

заказчика – общество с ограниченной ответственностью  «Газпром межрегионгаз Курган» (640002, г. Курган, ул. Гоголя, 78/1,  ИНН 4501090309) – представитель /__/;

заявителя – ФГУП «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи Курганской области – филиала ФГУП «Почта России» - явку представителя не обеспечил, извещен надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте рассмотрения жалобы на сайте Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области, ходатайство о рассмотрении  жалобы в отсутствие представителя не представил,     

                                               

                                           УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области поступила жалоба ФГУП «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи Курганской области – филиала ФГУП «Почта России» (вх. № 1334 от 09.03.2016 г.) на действия заказчика – общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Курган» (далее –     ООО «Газпром межрегионгаз Курган») при проведении открытого запроса предложений в электронной форме № 81565 по отбору организации на оказание услуг по предпечатной подготовке, формированию данных печати, распечатке, конвертованию, упаковке и доставке в обособленные структурные подразделения платежных документов для оплаты за потребленный природный газ населением для нужд ООО «Газпром межрегионгаз Курган», извещение на сайте http://zakupki.gov.ru № 31603365079 (далее – запрос предложений).

Лицо, явившееся в качестве представителя заявителя до участия в рассмотрении жалобы в качестве такового, допущен не был по следующим основаниям.

Статьей 185 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрены общие положения о доверенности.

Так, доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами (пункт 1 названной выше статьи ГК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 187 ГК РФ лицо, которому выдана доверенность, должно лично совершать те действия, на которые оно уполномочено. Оно может передоверить их совершение другому лицу, если уполномочено на это доверенностью, а также если вынуждено к этому силою обстоятельств для охраны интересов выдавшего доверенность лица и доверенность не запрещает передоверие.

Согласно доверенности от 16.02.2016 г. № 1426/ЮД  последняя выдана /__/  с правом передоверия с учетом следующих ограничений:

1) Допускается передоверять другим лицам полномочия по совершению сделок, связанных с оказанием услуг по видам деятельности, предусмотренным Положением и Филиале, и заключаемых для обеспечения получения доходов (по которым ФГУП «Почта России» является поставщиком/ исполнителем/ подрядчиком);

2) По сделкам, не указанным в п. 1, не допускается без согласования с ФГУП «Почта России» передоверять другим лицам полномочия по совершению сделок, сумма расходов по которым превышает (может превысить) 200 тысяч рублей, в т.ч. НДС (по каждой сделке);

3) Не допускается передоверять другим лицам полномочия по совершению сделок с недвижимым имуществом.

Из указанного следует, что /__/ не вправе передоверять третьим лицам право представления доверителя в антимонопольном органе.

Лицо, явившееся на рассмотрении жалобы, доверенность от ФГУП «Почта России» не представило, вследствие чего, принимало участие в заседании в качестве слушателя, без права дачи каких либо пояснений от имени заявителя.

Доводами жалобы, поданной в письменном виде в Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области, является следующее.

Разделом 17 Извещения о проведении открытого запроса предложений в электронной форме № 81565 установлено, что участниками запроса предложений могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства.

При закупке товаров, работ, услуг заказчик, согласно пункту 1 части1 статьи 3 Федерального закон от 18.07.2011 г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» должен руководствоваться принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Как полагает заявитель, своими действиями Заказчик нарушил вышеуказанные нормы закона, поскольку установил неравные условия для исполнителей, ограничение конкуренции и количества участников закупок, которые не позволяют ФГУП «Почта России» принять участие в закупке.

Кроме того, податель жалобы указывает, что согласно пункту 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» для проведения торгов, иных способов закупки, предусмотренных положением о закупке, в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 настоящего Положения заказчики обязаны утвердить перечень товаров, работ, услуг (в том числе инновационной продукции, высокотехнологичной продукции), закупки которых осуществляются у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Перечень).

В силу пункта 10 вышеуказанного постановления, заказчик размещает перечень в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд или до ввода в эксплуатацию единой информационной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также на сайте заказчика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Заявитель указывает, что Заказчиком в Перечне, утвержденном приказом № 98 от 23.06.2015 г. ООО «Газпром межрегионгаз Курган», размещенном на сайте заказчика и сайте http://zakupki.gov.ru 02.07.2015г., отсутствует такое наименование товаров, работ, услуг, как «Оказание услуг по предпечатной подготовке, формированию данных печати, распечатке, конвертованию, упаковке и доставке».

Таким образом, ФГУП «Почта России» полагает, что установление требования о том, что участником закупки могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства необоснованно и нарушает положения пункту 1 части 1 статьи 3 Федерального закон от 18.07.2011 г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон      № 223-ФЗ).

Представитель Заказчика, представил письменный отзыв, устно поддержал доводы, изложенные в данном отзыве.

Позицию, отраженную подателем жалобы ООО «Газпром межрегионгаз Курган» считает несостоятельной.

Обозначил, что в соответствии с «Правилами формирования плана закупки товаров (работ, услуг)», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2012 г № 932 в ООО «Газпром межрегионгаз Курган» утвержден План закупки товаров (работ, услуг) на 2016 год. В пункте 17 данного Плана указано, что у субъектов малого и среднего предпринимательства планируется осуществить закупку «оказание услуг по предпечатной подготовке, формированию данных печати, распечатке, конвертованию, упаковке и доставке в обособленные структурные подразделения платежных документов для оплаты за потребленный природный газ населением для нужд ООО «Газпром межрегионгаз Курган».

Из чего Заказчик сделал вывод о том, что ООО «Газпром межрегионгаз Курган» вправе был провести открытый запрос предложений в электронной форме № 81565 на право заключения договора на оказание услуг по предпечатной подготовке, формированию данных печати, распечатке, конвертованию, упаковке и доставке в обособленные структурные подразделения платежных документов для оплаты за потребленный природный газ населением для нужд ООО «Газпром межрегионгаз Курган» у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, указал, что при отсутствии установления спорного требования, исключается возможность экономии средств бюджета Заказчика, поскольку отсутствует конкурентная борьба между участниками, путем создания условий монополизации конкурентного рынка, что не способствует развитию малого и среднего предпринимательства.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области рассмотрела представленные доказательства, заслушала доводы, пояснения и возражения по жалобе, и пришла к следующим выводам.

Пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона № 223-ФЗ  установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

Деятельность ООО «Газпром межрегионгаз Курган» подпадает под действие Закона № 223-ФЗ.

В силу части 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 данной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона № 223-ФЗ в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

В силу норм, изложенных выше ООО «Газпром межрегионгаз Курган» утверждено положение «О закупочной деятельности ООО «Газпром межрегионгаз Курган» (далее – Положение).

Разделом 4 Положения установлены способы закупок, осуществляемые ООО «Газпром межрегионгаз Курган».

К одному из способов проведения таких процедур относится проведение запроса предложений, в том числе открытого запроса предложений в электронной форме (пункты 4.2.2.1, 4.2.2.1.2. Раздела 4 Положения).

Закупки путем проведения открытых запросов предложений регламентированы Разделом 7 Положения.

  В соответствии с изложенным выше ООО «Газпром межрегионгаз Курган» был проведен открытый запрос предложений в электронной форме      № 81565 по отбору организации на оказание услуг по предпечатной подготовке, формированию данных печати, распечатке, конвертованию, упаковке и доставке в обособленные структурные подразделения платежных документов для оплаты за потребленный природный газ населением для нужд ООО «Газпром межрегионгаз Курган» (извещение на сайте http://zakupki.gov.ru                            № 31603365079).

 Законом № 223-ФЗ регламентирована возможность обжалования действий Заказчика при проведении последним конкурентных процедур.

Так, согласно части 9 статьи 3 упомянутого Закона участник закупки вправе обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг. Корпорация развития малого и среднего предпринимательства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданные ими организации вправе обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.

Частью 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ установлено, что  Участник закупки, корпорация развития малого и среднего предпринимательства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданные ими организации вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях установленных данной статьей.

Порядок рассмотрения жалобы, поданной в антимонопольный орган, установлен статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ   «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Следует указать, что в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства (далее в настоящей статье - заявитель).

В спорном случае положения статьи 18.1 являются общими правилами по рассмотрению жалобы на действия Заказчика при проведении конкурентной процедуры. Тогда как, нормы, содержащиеся в Законе № 223-ФЗ, являются специальными, и их применение нужно расценивать как основополагающее.

 Иными словами, положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в данном случае применяются в части неурегулированной Законом № 223-ФЗ.

Как уже было указано, частью 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ четко определено, что участник закупки, корпорация развития малого и среднего предпринимательства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданные ими организации вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Перечень оснований, по которым участник закупки может обратиться в антимонопольный орган с жалобой на действия Заказчика, является исчерпывающим.

Обстоятельства, на которые ссылается в своей жалобе податель таковой, отсутствуют в основаниях для обращения в антимонопольный орган с жалобой на действия Заказчика.

Таким образом, у ФГУП «Почта России» отсутствовали правовые основания для обращения в антимонопольный орган с жалобой на действия Заказчика при проведении им конкурентной  процедуры в соответствии с Законом № 223-ФЗ в порядке, установленном антимонопольным органом, а именно, по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В силу изложенного Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области пришла к выводу о том, что ФГУП «Почта России» не вправе была обращаться с жалобой по изложенным в ней обстоятельствам в антимонопольный орган для рассмотрения таковой в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, соответственно рассмотрение такой жалобы по существу и признание ее, в случае установления нарушения, обоснованной, не представляется возможным (отсутствуют правовые основания).

Руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, частью 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, Комиссия

                                                  

                                              РЕШИЛА:

 

Жалобу ФГУП «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи Курганской области – филиала ФГУП «Почта России» признать необоснованной.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Курганской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны