Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО "Легион" от 28 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № АМЗ-26/2016-18.1

 о нарушении антимонопольного законодательства

Резолютивная часть решения оглашена «26» апреля 2016 г.

В полном объеме решение изготовлено «28 » апреля 2016 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров на территории Курганской области  в в присутствии представителей:

организатора запроса предложений – Акционерное общество «Далур» (Курганская область, Далматовский района, с. Уксянское, ул. Ленина, д 42, ИНН4506004751)

заявителя – ООО «Легион» (Челябинская область, г. Челябинск, пр. Победы, 160, ИНН 7452049942)

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Курганское УФАС России поступила жалоба ООО «Легион»  (вх. № 2331 от 18.04.2016 г.) на действия АО «Далур» при проведении открытого одноэтапного запроса предложений в электронной форме без квалифицирующего отбора на право заключения договора на техническое обслуживание электроустановок напряжением 10, 110 кВ Далматовского месторождения АО «Далур» (извещение № 2245005-1, размещенное на сайте www.fabrikant.ru, извещение №160401/1173/042 размещенное на сайте http://zakupki.rosatom.ru).

 Из содержания жалобы следует, что заявитель не согласен с требованием документации открытого запроса предложений о необходимости предоставления в заявке документов, подтверждающих наличие канала и сертификата соответствия ФСТЭК России на оборудование, реализующее функции межсетевого экрана.

Заявитель полагает, что требования, по открытому одноэтапному запросу предложений в электронной форме без квалификационного отбора предъявленные к участникам запроса предложений имеют монополистический контекст, под которым понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом либо группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признаваемые в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

В своей жалобе ООО «Легион» указал на то, что в документации запроса предложений № 2245005-1 изложены следующие требования: С целью оперативного мониторинга состояния оборудования и показателей уровня напряжения и тока на оборудовании 10,110 кВ Исполнитель, в счёт собственных средств до момента заключения Договора, обязуется организовать канал удалённого мониторинга системных средств посредством СОТИ и РАС. Аренда полосы пропускания осуществляется у Поставщика услуг. Со стороны АО «Далур» Исполнитель устанавливает оборудование, реализующее функции межсетевого экрана, имеющее сертификат соответствия ФСТЭК России требованиям руководящего документа «Средства вычислительной техники. Межсетевые экраны. Защита от несанкционированного доступа к информации. Показатели защищенности от несанкционированного доступа к информации» по 3-му классу защищенности» и разрешенное к использованию в автоматизированных систем до класса защищенности 1Г включительно (приказ АО «Атомредметзолото» от 24.12.2014 № 003/321-Пдсп). Сертификат должен быть на экземпляр устройства. Для подтверждения выполнения данного требования Исполнитель должен предоставить: документы подтверждающие наличие канала, сертификат соответствия ФСТЭК России на оборудование, реализующее функции межсетевого экрана, (согласно ТЗ).

По мнению ООО «Легион» требования заказчика выполнимы только с согласия самого заказчика запроса предложений, а именно предъявление документов, подтверждающие соответствие установленным требованиям невозможно, так как они находятся в ведении и распоряжении заказчика.

В обосновании своих доводов заявитель указал следующее:

На объектах АО "Далур" Компанией ООО "Энерготрейдер" установлено оборудование, реализующее функции межсетевого экрана для удаленного мониторинга системных средств посредством СОТИ и РАС, данным предприятием выполняется ежегодное техническое обслуживание и эксплуатация систем (8 лет): АИИС КУЭ, АИИС ТУЭ, СОТИ и РАС у АО "Далур". ООО "Энерготрейдер" имеет на своем балансе оборудование реализующее функции межсетевого экрана и имеет сертификат соответствия ФСТЭК России на данное установленное оборудование на предприятии Заказчкика (АО "Далур"). Так как Сертификат соответствия ФСТЭК России на оборудование и оборудование реализующее функции межсетевого экрана выданное на оборудование принадлежит ООО "Энерготрейдер", то данное созданное заказчиком положение ограничивает конкуренцию и создаёт преференции для аффинированных      компаний.

2. Поставщиком услуг по аренде полосы пропускания является Заказчик запроса предложений АО "Далур". До окончания подачи заявок на участие в запросе предложений, документы подтверждающие наличие у нас арендованного канала (договор аренды полосы пропускания, канала) АО"Далур" отказывается.

3. Данные обсуждаемые требования ежегодно OA "Далур" предъявляются к закупке по техническому обслуживанию и эксплуатации систем (8 лет): АИИС КУЭ, АИИС ТУЭ, СОТИ и РАС у АО "Далур", в котором постоянно побеждает ООО "Энерготрейдер" потому что имеет на своем балансе оборудование реализующее функции межсетевого экрана и имеет сертификат соответствия ФСТЭК России на данное установленное оборудование на предприятии Заказчкика, а так же имеет договор с Заказчиком аренды полосы пропускания.

По мнению заявителя требования по данному запросу участниками запроса не выполнимы, так как сам заказчик принимает решение о предоставлении документации для выполнения предъявленных требований. Суть конкуренции в закупке нарушается, и несет форму сговора с будущим победителем в лоте, так как будущему победителю заказчик предоставит документы для выполнения требований закупки (Документы подтверждающие наличие канала. Сертификат соответствия ФСТЭК России на оборудование, реализующее функции межсетевого экрана).

Заявитель полагает, что  АО "Далур" нарушается пункт 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее — Закон о защите конкуренции).

В ходе рассмотрения жалобы представитель АО "Далур" пояснил, что на общество не распространяются нормы Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". АО "Далур» при проведении торгов руководствуется Единым отраслевым стандартом закупок (положением о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

 Представитель АО "Далур» опроверг довод представителя ООО «Легион» о том, что на протяжении 8 лет техническим обслуживанием и эксплуатацией систем АИИС КУЭ, АИИС ТУЭ, СОТИ и РАС у АО "Далур" занимается одна организация, которая постоянно выигрывает торги и заявил, что договоры на техническое обслуживание заключались с разными организациями.

Представитель АО "Далур» пояснил, что при осуществлении технического обслуживание электроустановок Далматовского месторождения АО «Далур» с целью оперативного мониторинга состояния оборудования и показателей уровня напряжения и исполнитель, в счёт собственных средств должен организовать канал удалённого мониторинга системных средств посредством СОТИ и РАС. Исполнитель должен устанавливать оборудование, реализующее функции межсетевого экрана, для защиты от несанкционированного доступа к информации АО "Далур".

Требование к участникам закупки заключается в том, что он должен приобрести и установить межсетевой экран для дальнейшей работы с СОТИ и РАС. Данный межсетевой экран должен иметь сертификат ФСТЭК России. Только после того, как участник закупки получит данный сертификат он сможет работать. Любой участник может приобрести данное оборудование и обратиться за получением сертификата.

Представитель АО "Далур» пояснил, что ни для одного участника не создано ограничений для участия в запросе предложений. Любой участник может приобрести до момента заключения договора оборудование и получить на него сертификат. АО "Далур» имеет право не заключать договор при отсутствии данного сертификата. По результатам закупочных процедур договор заключается не ранее 10 и не позднее 20 дней.

Представитель ООО «Легион» пояснил, что на приобретение оборудование необходимо 10 дней, на установку оборудования – 10 дней и на получение сертификата еще 30 дней, что не укладывается во временные рамки, установленные для заключения договора, в связи с чем победителю может быть отказано в заключении договора.

По мнению представителя АО "Далур» времени, в течение которого проводится запрос предложений и времени, предназначенном для заключения договора достаточно для приобретения, установки оборудования и получения на него сертификата.

Представитель ООО «Легион» пояснил, что сертификат соответствия ФСТЭК России на оборудование, реализующее функции межсетевого экрана выдаётся на уже установленное оборудование, на само оборудование при покупке выдается другой сертификат соответствия.

Представитель ООО «Легион» пояснил, что организатору торгов направлялись запросы на разъяснения документации и на ряд вопросов до сих пор ответы не получены.

Представитель АО "Далур» по пояснениям на критерии допуска на участие в запросе предложений сослался на пункт 6 документации по запросу предложений. Не предоставленные документы комиссия дополнительно запрашивает у заявителя.

Комиссия Курганского УФАС России рассмотрела представленные доказательства, заслушала доводы, пояснения и возражения лиц, участвующих в деле, и пришла к следующим выводам.

Нормы Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" не распространяются на АО "Далур».

 АО "Далур» при проведении торгов руководствуется Единым отраслевым стандартом закупок (положением о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (далее  - Единый отраслевой стандарт закупок, Стандарт).

Согласно пункта 5.3.1 Единого отраслевого стандарта закупок, организации Корпорации присоединяются к настоящему Стандарту (со всеми его изменениями в будущем) путем оформления такого решения органом, имеющим соответствующие полномочия, согласно законодательству Российской Федерации и учредительным документам присоединяющейся организации в порядке, установленном распорядительными документами генерального директора Корпорации.

Из пункта 5.3.2 Вышеуказанного Стандарта перечень организаций Корпорации, принявших распорядительные документы, предусматривающие обязательность применения настоящего Стандарта, а также иных распорядительных документов Корпорации, выпускаемых во исполнение настоящего Стандарта, размещается ДМОЗ на официальном сайте по закупкам атомной отрасли и подлежит обновлению в случае наличия изменений в перечне.

Согласно официального сайта о размещении заказов на закупки товаров, работ и услуг для нужд Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» zakupki.rosatom.ru АО "Далур» входит в перечень организаций Корпорации, принявших распорядительные документы, предусматривающие обязательность применения вышеуказанного Стандарта.

01.04.2016 года на сайтах  www.fabrikant.ru  и http://zakupki.rosatom.ru размещены извещения» (№ 2245005-1 и №160401/1173/042 соответственно) о проведении открытого одноэтапного запроса предложений в электронной форме без квалифицирующего отбора на право заключения договора на техническое обслуживание электроустановок напряжением 10, 110 кВ Далматовского месторождения АО «Далур».

Подразделом  2.1 документации открытого одноэтапного запроса предложений в электронной форме без квалифицирующего отбора на право заключения договора на техническое обслуживание электроустановок напряжением 10, 110 кВ Далматовского месторождения АО «Далур» (далее – Документация) утверждены требования и документы, подтверждающие соответствие установленным требованиям.

Подпунктом 1.7 пункта 2.1.1 установлено следующее требование: «С целью оперативного мониторинга состояния оборудования и показателей уровня напряжения и тока на оборудовании 10,110 кВ Исполнитель, в счёт собственных средств до момента заключения Договора, обязуется организовать канал удалённого мониторинга системных средств посредством СОТИ и РАС. Аренда полосы пропускания осуществляется у Поставщика услуг.

Со стороны АО «Далур» Исполнитель устанавливает оборудование, реализующее функции межсетевого экрана, имеющее сертификат соответствия ФСТЭК России  требованиям руководящего документа «Средства вычислительной техники. Межсетевые экраны. Защита от несанкционированного доступа к информации. Показатели защищенности от несанкционированного доступа к информации» по 3-му классу защищенности» и разрешенное к использованию в автоматизированных систем до класса защищенности 1Г включительно (приказ АО «Атомредметзолото» от 24.12.2014 № 003/321-Пдсп). Сертификат должен быть на экземпляр устройства».

Вышеуказанным пунктом установлено, что документами, подтверждающими соответствие установленным требованиям являются: «Документы, подтверждающие наличие канала. Сертификат соответствия ФСТЭК России  на оборудование, реализующее функции межсетевого экрана».

Подразделом 2.2. Документации установлены требования к составу заявки на участие в запросе предложений.

Пункта 2 вышеуказанного подраздела установлены документы, прикладываемые к заявке на участие в запросе предложений, в форме электронных документов, а именно:

заявка на участие в запросе предложений по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей документации  по запросу предложений (подраздел 5.1, соответствующая форма 1);
в случае принадлежности участника запроса предложений и/или привлекаемого субподрядчика/соисполнителя к субъектам малого и среднего предпринимательства - сведения о принадлежности к субъектам малого и среднего предпринимательства по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей документации по запросу предложений (подраздел 5.1,  соответствующая Форма 1.1), предоставляются в составе заявки на участие в запросе предложений в двух форматах: *.pdf с подписью и печатью, а также в редактируемом формате *.doc или *.xls.
документы, указанные в подразделе 2.1 настоящей документации по запросу предложений.
документы, необходимые только для целей оценки заявки, в соответствии с критериями оценки и методикой оценки заявок на участие в запросе предложений, указанные в разделе  4 (непредставление данных документов не является основанием для отклонения заявки на отборочной стадии):

справка об опыте выполнения поставок/работ/услуг (подраздел 5.1, Форма 3), с обязательным  приложением:

документов, подтверждающих состав поставок, составленных в рамках договора, подписанных сторонами договора, содержащих следующие сведения:

реквизиты договора (номер и дата);
перечень поставленного товара;

документов, подтверждающих исполнение поставок, составленных в рамках договора для финансовой отчетности, подписанных сторонами договора, содержащих следующие сведения:

реквизиты договора (номер и дата);
перечень переданного и принятого заказчиком по договору товара;
стоимость переданного и принятого заказчиком по договору товара.

Следовательно, документы, перечисленные в таблице подраздела 2.1 Документации должны быть приложены к заявке на участие в запросе предложений, в форме электронных документов.

Данный вывод опровергает доводы представителя ОА «Далур» о том, что документы, подтверждающие наличие канала и сертификат соответствия ФСТЭК России  на оборудование, реализующее функции межсетевого экрана должны быть предоставлены до заключения договора на техническое обслуживание электроустановок напряжением 10, 110 кВ Далматовского месторождения АО «Далур».

Как установлено в рамках рассмотрения дела документы, подтверждающие наличие канала могут быть предоставлены только после организации канала удалённого мониторинга системных средств посредством СОТИ и РАС и заключения договора аренда полосы пропускания осуществленной у Поставщика услуг. А сертификат соответствия ФСТЭК России может быть получен только после приобретения и установки оборудования, реализующеге функции межсетевого экрана.

Вышеуказанные действия могут быть осуществлены только победителем запроса предложений в период заключения договора на техническое обслуживание электроустановок напряжением 10, 110 кВ Далматовского месторождения АО «Далур», а, следовательно, документы, подтверждающие наличие канала и сертификат соответствия ФСТЭК России  на оборудование, реализующее функции межсетевого экрана, не могут быть предоставлены в составе заявки на участие в запросе предложений.

В ходе рассмотрения жалобы установлено, что в Документации не предусмотрена  отборочная стадия рассмотрения заявок на участие в запросе предложений.

В то же время, АО «Далур» при проведении закупок обязано руководствоваться Единым отраслевым стандартом закупок (положением о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

Комиссия антимонопольного органа полагает необходимым внесение в документацию о закупке информации по условиям допуска заявок в соответствии с вышеуказанным стандартом.

Порядок проведения открытого запроса предложений регламентирован разделом 19 вышеуказанного стандарта, который имеет отсылочные нормы.

Так, согласно пункту 19.8.1 Стандарта предусмотрено, что рассмотрение заявок на участие в запросе предложений осуществляется в порядке, указанном в подразделах 14.8, 14.9, 14.11.

Пунктом 14.8.1 Стандарта предусмотрено, что рассмотрение заявок осуществляется в следующем порядке:

- проведение отборочной стадии (подраздел 14.9).

- проведение оценочной стадии (подраздел 14.11).

Согласно пункту 14.9.4 Стандарта по итогам отборочной стадии конкурсная комиссия на своем заседании в отношении каждого участника принимает решение о допуске к дальнейшему участию в конкурсе либо об отказе в допуске в соответствии с критериями отбора и в порядке, которые установлены в конкурсной документации, в том числе по основанию несоответствия заявки по составу (за исключением случаев непредоставления документов и (или) сведений, необходимых исключительно для целей оценки и сопоставления заявок, если это было предусмотрено конкурсной документацией), содержанию и оформлению, а также если заявка не прошита, в т.ч. в порядке согласно п.14.7.5.

Поскольку документацией предусмотрено, что документы, прилагаемые в электронном виде, входят в состав заявки, то при не предоставлении требуемых документов Комиссия обязана отклонить такую заявку.

Следовательно, требование Документации о предоставлении документов, которые на момент подачи заявки не могут быть предоставлены заявителем, является не законным и может привести к ограничению конкуренции при проведении запроса предложений.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

 

Руководствуясь статьей 17, статьей 18.1, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. №135 - ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Жалобу ООО «Легион» признать обоснованной.

2. Признать в действиях АО «Далур»  (Курганская область, Далматовский района, с. Уксянское, ул. Ленина, д 42, ИНН4506004751) - организатора открытого одноэтапного запроса предложений в электронной форме без квалифицирующего отбора на право заключения договора на техническое обслуживание электроустановок напряжением 10, 110 кВ Далматовского месторождения АО «Далур»  нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в установлении в Документации по проведению вышеуказанного запроса предложений требований о предоставлении документов: «Документы, подтверждающие наличие канала. Сертификат соответствия ФСТЭК России  на оборудование, реализующее функции межсетевого экрана», которые не могут быть представлены на момент подачи заявки на участие в вышеуказанном запросе предложений, что может привести к ограничению, недопущению или устранению конкуренции.

3. Выдать АО «Далур» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: в течении 10 дней с момента получения предписания внести изменения в документацию открытого одноэтапного запроса предложений в электронной форме без квалифицирующего отбора на право заключения договора на техническое обслуживание электроустановок напряжением 10, 110 кВ Далматовского месторождения АО «Далур», путем исключения из подпункта 1.7 пункта 2.1.1 подраздела 2.1 требования о предоставлении в заявке документов: «Документы, подтверждающие наличие канала. Сертификат соответствия ФСТЭК России на оборудование, реализующее функции межсетевого экрана». Информацию о внесении изменений в Документацию разместить на сайтах  www.fabrikant.ru  и http://zakupki.rosatom.ru в установленном порядке.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006г. №135 -ФЗ «О защите конкуренции»,  на основании своего решения от 28.04.2016 года  по делу № АМЗ-26/2016-18.1 о нарушении АО «Далур»  (Курганская область, Далматовский района, с. Уксянское, ул. Ленина, д 42, ИНН4506004751)  части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. АО «Далур» »  (Курганская область, Далматовский района, с. Уксянское, ул. Ленина, д 42, ИНН4506004751) прекратить нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно: в течении 10 дней с момента получения предписания внести изменения в документацию открытого одноэтапного запроса предложений в электронной форме без квалифицирующего отбора на право заключения договора на техническое обслуживание электроустановок напряжением 10, 110 кВ Далматовского месторождения АО «Далур», путем исключения из подпункта 1.7 пункта 2.1.1 подраздела 2.1 требования о предоставлении в заявке документов: «Документы, подтверждающие наличие канала. Сертификат соответствия ФСТЭК России на оборудование, реализующее функции межсетевого экрана». Информацию о внесении изменений в Документацию разместить на сайтах www.fabrikant.ru  и http://zakupki.rosatom.ru в установленном порядке.
  2. АО «Далур» об исполнении предписания известить Курганское УФАС России в пятидневный срок со дня исполнения. Информацию об исполнении предписания представить в антимонопольный орган в виде скриншотов страниц сайтов www.fabrikant.ru  и http://zakupki.rosatom.ru, на которых размещена информация о проведении вышеуказанного запроса предложений

 

Предписание  может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны