Решение №АМЗ-29/2017 Решение и предписание по делу № АМЗ-29/2017 о нарушении анти... от 2 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № АМЗ-29/2017 о нарушении антимонопольного законодательства

г. Курган

Резолютивная часть решения оглашена "17" октября 2017 г.

В полном объеме решение изготовлено "24" октября 2017 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № АМЗ-29/2017 по признакам нарушения Государственным бюджетным учреждением «Курганский Центр ветеринарии» (ИНН 4501106573, Курганская область, г. Курган, ул. Омская, 136, 640007) пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона РФ от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в отсутствии на заседании представителей лиц участвующих в деле, а именно: ответчика – Государственного бюджетного учреждения «Курганский Центр ветеринарии», заявителя - общества с ограниченной ответственностью «Сельхоз-Ресурс», лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах – Управления ветеринарии Курганской области. О времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.

УСТАНОВИЛА:

В Курганское УФАС России от общества с ограниченной ответственностью ООО «Сельхоз-Ресурс» (далее - ООО «Сельхоз-Ресурс») поступила жалоба на действия Государственного бюджетного учреждения «Курганский Центр ветеринарии» (далее - ГБУ "Курганский Центр ветеринарии"), выразившиеся в незаконном нарушении сроков выдачи ветеринарных сопроводительных документов на перевозку подконтрольного товара – сухие декапсулированные цисты рачка артемии, в количестве 5000 кг. – из с. Кетово, ул. Молодежная, 14, Кетовского района, Курганской области в адрес ООО «Биотрейд».

Из вышеуказанной жалобы следует, что 24.01.2017 года ООО «Сельхоз-Ресурс» обратилось в ГБУ "Курганский Центр ветеринарии» с заявлением о выдаче ветеринарных сопроводительных документов для перевозки вышеуказанного товара с приложением копии протокола испытаний № 12 от 19.01.2017, подтверждающего по мнению заявителя, безопасность по ветеринарно-санитарным показателям подконтрольных вышеуказанных товаров и исполнение предписания о повторной стерилизации партии указанной продукции.

На вышеуказанное заявление от ГБУ "Курганский Центр ветеринарии" поступил ответ от 24.01.2017 года исх. № 24 о необходимости представить ветеринарные сопроводительные документы, подтверждающие происхождение всего объема партии и о необходимости отбора и направления на лабораторное исследование проб данной партии продукции после проведения термической обработки в рамках исполнения указанного предписания в соответствии с действующим законодательством.

При рассмотрении вышеуказанной жалобы ООО «Сельхоз-Ресурс» в действиях ГБУ «Курганский Центр ветеринарии» (ИНН 4501106573, Курганская область, г. Курган, ул. Омская, 136, 640007) были выявлены признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в нарушении правил оформления ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 года № 589, по заявлению ООО «Сельхоз-Ресурс» для перевозки подконтрольного товара – сухие декапсулированные цисты рачка артемии, в количестве 5000 кг. – из с. Кетово, ул. Молодежная, 14, Кетовского района, Курганской области в адрес ООО «Биотрейд» (Алтайский край, г. Яровое, ул. Гагарина, 1) и, как следствие, необоснованном отказе хозяйствующему субъекту в выдачи ветеринарных сопроводительных документов на вышеуказанный подконтрольный товар, что привело к приостановлению хозяйственной деятельности ООО «Сельхоз-Ресурс».

Согласно части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

В силу части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, в случае выявления признаков нарушения, в том числе статьи 15 Закона о защите конкуренции. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении, в том числе статьи 15 Закона о защите конкуренции, без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

Курганским УФАС России в соответствии со статьей 39. Закона о защите конкуренции в адрес ГБУ «Курганский Центр ветеринарии» направлено предупреждение № 4 от 13.04.2017 года о прекращении в десятидневный срок действий, которые содержат признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Законность выдачи предупреждения подстверждена решение Арбитражного суда Курганской области от 28.09.2017 года по делу № А34-4060/2017.

Вышеуказанное предупреждение получено ГБУ «Курганский Центр ветеринарии» 18.04.2017 года.

Срок исполнения указанного предупреждения истек 28.04.2017 года.

На основании вышеизложенного ГБУ «Курганский Центр ветеринарии» в установленный срок не исполнено предупреждение № 4 от 13.04.2017 года о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно части 8 статьи 39.1Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

На основании изложенного приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 16.05.2017 года № 65 возбуждено дело № АМЗ-29/2017.

В ходе рассмотрения дела представители ООО «Сельхоз-Ресурс» настаивали на доводах, изложенных в жалобе пояснили, что незаконные действия ГБУ «Курганский Центр ветеринарии» повлекли невозможность осуществления хозяйственной деятельности ООО «Сельхоз-Ресурс», возникновению убытков и приостановление деятельности. Партия товара, на которую запрашивались ветеринарные сопроводительные документы, находится на складе.

По мнению представителей заявителя для получения ветеринарных сопроводительных документов кроме заявления ООО «Сельхоз-Ресурс» не обязано предоставлять никакие документы. Если ГБУ «Курганский Центр ветеринарии» сомневается в безопасности продукции, то может самостоятельно отобрать пробы и отправить их на лабораторные исследования. В связи с бездействием ГБУ «Курганский Центр ветеринарии» ООО «Сельхоз-Ресурс» самостоятельно произведен отбор проб, которые направлены на лабораторное исследование. Это было сделано для ускорения получения ветеринарных сопроводительных документов на имеющуюся партию продукции.

В ходе рассмотрения дела представитель ответчика пояснил, что Приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 года № 589 утверждены ветеринарные правила организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов (далее – Правила организации работы по оформлению ВСД, Приказ № 589). Пунктом 7 указанных правил предусмотрено, что при производстве подконтрольных товаров на территории Российской Федерации, их перемещении по территории Российской Федерации и переходе права собственности на них на территории Российской Федерации ВСД оформляются на основании

- сведений об эпизоотической ситуации места происхождения/отгрузки подконтрольных товаров;

- результатов ветеринарно-санитарной экспертизы данной продукции или сырья, из которого она изготовлена, если ее проведение в отношении указанного подконтрольного товара или сырья для его производства требуется законодательством Российской Федерации;

- лабораторных исследований, проведенных в лабораториях (испытательных центрах), входящих в систему органов и учреждений Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, или иных лабораториях (испытательных центрах), аккредитованных в национальной системе аккредитации, если их проведение в отношении указанного подконтрольного товара требуется законодательством Российской Федерации;

- данных осмотра (ветеринарного освидетельствования, если данный подконтрольный товар представляет собой живых животных):

- данных осмотра транспортного средства, в котором перемещается подконтрольный товар;

- и иных методов контроля, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При этом, по мнению ответчика вышеуказанные документы и информацию необходимо предоставить заявителю, обратившемуся за оформлением ВСД.

Из письменных пояснений ГБУ «Курганский Центр ветеринарии» также следует, что продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории. Предприятия, учреждения, организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований (статья 15 Закона РФ от 14.05.1993 года № 4979-1 "О ветеринарии" (далее – Закон о ветеринарии)).

Ответчик, ссылаясь на статью 18 Закона о ветеринарии пояснил, что ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства - производители этих продуктов. Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства.

Из письменных пояснений ГБУ «Курганский Центр ветеринарии» также следует, что пункт 12 Приказа № 589 обязывает - оформленные на бумажном носителе ВСД подлежат учету в ФГИС в соответствии с Порядком оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме, утвержденным настоящим приказом. Следовательно, все данные по товару должны присутствовать и вноситься в ФГИС, а в поданном ООО «Сельхоз-Ресурс» заявлении исх. № 3 от 24.01.2017 г. отсутствует информация о входящих ВСД (с каких озер поступили), а наоборот: имеется информация, что подконтрольный товар не соответствует по «общему микробному числу». Именно Главным государственным ветеринарным инспектором Управления ветеринарии Курганской области было выдано Предписание о необходимости повторной стерилизации и повторному бактериологическому исследованию. ООО «Ссльхоз-Ресурс» с Ответчиком не заключало договор на оказание ветеринарных услуг и именно они должны исполнить выданное Предписание. К Ответчику ООО «Сельхоз-Ресурс» не обращалось для оказания комиссионного отбора проб продукции и направления на лабораторные исследования в рамках исполнения Предписания. Именно исполнение данного Предписания и явилось бы подтверждением безопасности подконтрольного товара. Ответчик не имеет полномочий исполнить за ООО «Сельхоз-Ресурс» Предписание.

По мнению ГБУ «Курганский Центр ветеринарии» из норм Приказа № 589 следует, что для оформления ВСД необходимо:

- доказательство права собственности и переход данного права (п. 3 11риложенис 1):

- производство партии подконтрольного товара (п. 3 Приложение I ):

- подтверждение территориального и видового происхождения (п. 2 Приложение 1);

- подтверждение ветеринарно-санитарной безопасности сопровождаемого подконтрольного товара (п. 2 11риложение 1);

-документы позволяющие идентифицировать подконтрольный товар (п. 2 Приложение 1);

- точные данные и подтверждающие документы об эпизоотической ситуации и месте происхождения/отгрузки подконтрольных товаров (озеро, склад, входящие ВСД и т.д.) (п. 7 Приложение 1);

- результаты ветеринарно-санитарной экспертизы и лабораторных исследований (п. 7 Приложение 1);

- результаты иных методов контроля (п. 7 Приложение I).

Из письменных пояснений ответчика следует, что заявителю было отказано в выдаче ВСД по основаниям, предусмотренным пунктом 39 Приказа 589.

По мнению ГБУ «Курганский Центр ветеринарии» только сам хозяйствующий субъект доказывает принадлежность данной продукции именно ему, ее безопасность, что продукция произведена в соответствии с ТУ или ГОСТом, что транспортировка будет происходить в соответствующих условиях.

Управление ветеринарии Курганской области при рассмотрении дела поддержало позицию ГБУ «Курганский Центр ветеринарии».

Комиссия Курганского УФАС России рассмотрела представленные доказательства по делу, заслушала доводы, пояснения и возражения лиц, участвующих в деле, и пришла к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 2.3 Закон РФ от 14.05.1993 года № 4979-1 "О ветеринарии" (далее – Закон о ветеринарии) Перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами (ветеринарные сертификаты, ветеринарные свидетельства, ветеринарные справки), утверждается федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии из числа товаров, содержащихся в перечне подконтрольных товаров, утвержденном актом, составляющим право Евразийского экономического союза.

В соответствии с частью 7 вышеуказанной статьи форма и порядок оформления ветеринарных сопроводительных документов, за исключением формы и порядка оформления, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, устанавливаются ветеринарными правилами организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов.

В целях обеспечения ветеринарно-санитарной безопасности подконтрольной продукции и животных, подлежащих ветеринарному контролю (надзору) (далее - подконтрольные товары), подтверждения эпизоотического благополучия территорий, мест производства подконтрольных товаров по заразным болезням животных, в том числе болезням, общим для человека и животных, и обеспечения прослеживаемости подконтрольных товаров при их производстве, перемещении и переходе права собственности на них и устанавливают формы и порядок оформления ветеринарных сопроводительных документов (далее - ВСД), за исключением форм и порядков оформления, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации Приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 года № 589 утверждены ветеринарные правила организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов (далее – Правила организации работы по оформлению ВСД).

Согласно пункту 2 Правил организации работы по оформлению ВСД ветеринарные сопроводительные документы (ветеринарные сертификаты, ветеринарные свидетельства, ветеринарные справки), характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого подконтрольного товара, эпизоотическое благополучие территорий его происхождения и позволяющие идентифицировать подконтрольный товар, оформляются на подконтрольные товары, включенные в Перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, утвержденный приказом Минсельхоза России от 18 декабря 2015 г. N 648.

В вышеуказанный Перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, входят в том числе ракообразные, в панцире или без панциря, живые, свежие, охлажденные, мороженые (группа 03 - рыба и ракообразные, молюски и прочие водные беспозвоночные).

Согласно пункту 6 Правила организации работы по оформлению ВСД ветеринарные сопроводительные документы оформляются и (или) выдаются в течение 1 рабочего дня при отсутствии необходимости проведения лабораторных исследований, осмотра, ветеринарно-санитарной экспертизы подконтрольных товаров, а при наличии необходимости в их проведении - в течение 1 рабочего дня после получения результатов лабораторных исследований, осмотра, ветеринарно-санитарной экспертизы подконтрольных товаров уполномоченным на оформление ВСД лицом.

Лицо, принявшее решение о направлении подконтрольного товара на лабораторные исследования, осмотр, ветеринарно-санитарную экспертизу, обязано по требованию лица, обратившегося за оформлением ВСД, представить письменное обоснование принятого решения в течение суток.

В соответствии с пунктом 7 Правила организации работы по оформлению ВСД при производстве подконтрольных товаров на территории Российской Федерации, их перемещении по территории Российской Федерации и переходе права собственности на них на территории Российской Федерации ВСД оформляются на основании:

- сведений об эпизоотической ситуации места происхождения/отгрузки подконтрольных товаров;

- результатов ветеринарно-санитарной экспертизы данной продукции или сырья, из которого она изготовлена, если ее проведение в отношении указанного подконтрольного товара или сырья для его производства требуется законодательством Российской Федерации;

- лабораторных исследований, проведенных в лабораториях (испытательных центрах), входящих в систему органов и учреждений Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, или иных лабораториях (испытательных центрах), аккредитованных в национальной системе аккредитации, если их проведение в отношении указанного подконтрольного товара требуется законодательством Российской Федерации;

- данных осмотра (ветеринарного освидетельствования, если данный подконтрольный товар представляет собой живых животных);

- данных осмотра транспортного средства, в котором перемещается подконтрольный товар;

- справки о ветеринарно-санитарном благополучии на молочных фермах поставщиков, выданной уполномоченным лицом органа или учреждения, входящего в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации на срок не более 1 месяца (при перемещении молока сырого, сливок сырых, сырого обезжиренного молока (обрата сырого) с молочных ферм поставщиков на молокоперерабатывающие предприятия);

- иных методов контроля, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 2.3 Закон о ветеринарии Порядок назначения лабораторных исследований подконтрольных товаров (в том числе уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них продукции), включая перечень оснований для проведения таких исследований, в целях оформления ветеринарных сопроводительных документов утверждает федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии. Данный порядок должен предусматривать возможность проведения лабораторных исследований лабораториями, испытательными центрами, аккредитованными в национальной системе аккредитации.

Приказом Минсельхоза России от 14.12.2015 года № 634 утвержден порядок назначения лабораторных исследований подконтрольных товаров (в том числе уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них продукции) в целях оформления ветеринарных сопроводительных документов (далее – Порядок назначения лабораторных исследований подконтрольных товаров).

Из пункта 2 Порядок назначения лабораторных исследований подконтрольных товаров следует, что назначение лабораторных исследований подконтрольных товаров (в том числе уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них продукции) осуществляется уполномоченными лицами органов и учреждений, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации (далее - уполномоченные лица), в целях оформления ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные товары (в том числе уловы водных биологических ресурсов и произведенная из них продукция) при обращении их собственника (владельца), или его уполномоченного представителя, в случаях обнаружения несоответствия требованиям, предъявляемым к подконтрольным товарам, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации и актами, составляющими право Евразийского экономического союза.

Пунктом 5 Порядка назначения лабораторных исследований подконтрольных товаров предусмотрено, что назначение лабораторных исследований осуществляется при наличии оснований, указанных в главе II указанного Порядка, в которой пунктом 8 предусмотрены основания для проведения лабораторных исследований водных биологических ресурсов или продукции из них (далее - ВБР) в целях оформления ветеринарных сопроводительных документов, а именно:

- эпизоотическое или ветеринарно-санитарное неблагополучие районов добычи (вылова) ВБР или продукции из них, установленное в результате мониторинга ветеринарной безопасности районов добычи (вылова) ВБР;

- выявление при экспертизе, осмотре ВБР или продукции из них, для которой они установлены законодательством Российской Федерации, характерных признаков наличия возбудителей болезней, признаков порчи или иного несоответствия требованиям, установленным техническими регламентами и иными актами, составляющими право Евразийского экономического союза;

- требование уполномоченного органа страны-импортера (государственного органа или учреждения страны, осуществляющего деятельность в области ветеринарии) о проведении лабораторных исследований в соответствии с требованиями этого органа.

Согласно письменным пояснениям Управления Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области от 27.02.2017 года № 45/665 в период с 2007 года по 2017 год на территории Курганской области мониторинговых исследований цист рачков артемий в соответствии с Планом государственного ветеринарного лабораторного мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов и кормов на территории Курганской области на оз. Актобан, оз. Айгульское, озеро у пос. Штормовое, оз. Ойбурское, оз. Акташское (места добычи цисты рачка артемии согласно документам, представленным ООО «Сельхоз-Ресурс») не проводилось.

Согласно пункту 9 Порядка назначения лабораторных исследований подконтрольных товаров, уполномоченные лица при оформлении ветеринарных сопроводительных документов принимают решение о назначении лабораторных исследований подконтрольных товаров (в том числе уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них продукции) при наличии оснований, указанных в главе II указанного Порядка, в течение суток после обращения их собственника (владельца) или его уполномоченного представителя за оформлением ветеринарных сопроводительных документов.

Из пункта 10 Порядка назначения лабораторных исследований подконтрольных товаров следует, что решение о назначении лабораторных исследований подконтрольных товаров (в том числе уловов ВБР и произведенной из них продукции) оформляется документом, содержащим следующую информацию:

дата и место составления документа;

фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, составившего документ;

фамилия, имя, отчество (при наличии) лиц - собственника (владельца) подконтрольного товара (в том числе уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них продукции), или его уполномоченных представителей, присутствующих при отборе проб (образцов);

сведения о товарно-сопроводительных документах;

результаты экспертизы, осмотра продукции;

основания для назначения лабораторных исследований;

наименование лаборатории (испытательного центра), в которую(ый) направляются пробы (образцы), адрес местонахождения;

подписи собственника (владельца) подконтрольного товара (в том числе уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них продукции) или его уполномоченного представителя.

Согласно пункту 11 Порядка назначения лабораторных исследований подконтрольных товаров отбор проб (образцов) и оформление акта отбора проб (образцов) проводятся уполномоченным лицом в течение суток после принятия решения о назначении лабораторных исследований. Отбор проб, хранение и транспортировка (доставка) проб (образцов) осуществляются с учетом нормативных и нормативно-технических документов, а также технических регламентов, ветеринарных правил, с соблюдением температурных режимов, сроков хранения, требований биологической безопасности.

Результаты лабораторных исследований подконтрольных товаров (в том числе уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них продукции), подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, уполномоченные лица направляют их собственнику (владельцу), или его уполномоченному представителю, для принятия решения о дальнейших действиях, не позднее суток после их получения от лабораторий (испытательных центров).

Расходы, связанные с отбором проб (образцов) подконтрольных товаров (в том числе уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них продукции), подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, их стоимостью, транспортировкой, хранением, экспертизой, лабораторными исследованиями, утилизацией, в том числе уничтожением, оплачиваются собственником (владельцем) подконтрольного товара (в том числе уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них продукции).

Пунктом 12 Порядка назначения лабораторных исследований подконтрольных товаров предусмотрено, что при отборе проб (образцов) подконтрольных товаров составляется акт отбора проб (образцов) в 4-х экземплярах:

1-й экземпляр акта должен быть представлен уполномоченным лицом производителю, собственнику (владельцу) подконтрольного товара (в том числе уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них продукции), или его уполномоченному представителю;

2-й экземпляр акта должен быть представлен главному государственному ветеринарному инспектору территории Российской Федерации, где производился отбор проб (образцов);

3-й экземпляр акта должен быть направлен в лабораторию (испытательный центр), где будет производиться исследование проб (образцов);

4-й экземпляр акта хранится у уполномоченного лица не менее чем один год.

Отобранные пробы (образцы) направляются уполномоченным лицом в лабораторию (испытательный центр), после оформления акта отбора проб (образцов). Пробы (образцы) продукции должны поступить в лабораторию (испытательный центр) в течение суток после их отбора, с учетом сроков и температурных режимов, требований биологической безопасности, указанных в нормативных документах по их доставке (пункт 13 Порядка назначения лабораторных исследований подконтрольных товаров).

Согласно пункту 14 Порядка назначения лабораторных исследований подконтрольных товаров, исследования биологического материала животных, подконтрольной продукции в целях оформления ветеринарных сопроводительных документов проводятся в лабораториях (испытательных центрах), входящих в систему органов и учреждений Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, или иных лабораториях (испытательных центрах), аккредитованных в национальной системе аккредитации.

Таким образом, лицом, принимающим решения о назначении лабораторных исследований подконтрольных товаров, принимаются уполномоченными лицами органов и учреждений, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации при оформлении ветеринарных сопроводительных документов. При этом отбор проб (образцов) и оформление акта отбора проб (образцов) проводятся также уполномоченным лицом в течение суток после принятия решения о назначении лабораторных исследований.

Действующим законодательством не предусмотрена обязанность хозяйствующих субъектов, обратившихся за выдачей ВСД, самостоятельно обращаться в лабораторию (испытательный центр) с целью получения протоколов испытаний, заключений или иных документов, подтверждающих соответствия подконтрольного товара всем требованиям.

Согласно части 14 статьи 2.3 Закон о ветеринарии уполномоченные лица органов и учреждений, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, могут проводить оформление ветеринарных сопроводительных документов на любые подконтрольные товары.

В соответствии с приказом Управления ветеринарии Курганской области от 14.12.2015 года № 306 «О внесении изменений в приказ Управления ветеринарии Курганской области от 11.12.2015 года № 290 «Об утверждении ведомственного перечня государственных услуг, оказываемых государственными бюджетными учреждениями, подведомственными Управлению ветеринарии Курганской области» оформление и выдача ветеринарных сопроводительных документов входит в ведомственный перечень услуг и работ.

Согласно вышеуказанному приказу оформление и выдача ветеринарных сопроводительных документов осуществляют государственные бюджетные учреждения, подведомственные Управлению ветеринарии по Курганской области.

Система государственной ветеринарной службы в соответствии с частью 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» включает в себя в субъектах Российской Федерации уполномоченные в области ветеринарии органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения.

Согласно пункту 1 приказа Управления ветеринарии Курганской области от 18.08.2015 года № 168 «Об организации выдачи ВСД на отдельные виды гидробионтов» в связи с отсутствием в штатах подведомственных Управлению ветеринарии Курганской области государственных бюджетных учреждений (за исключением ГБУ «Курганский Центр ветеринарии») ветеринарного врача – ихтипатолога и обусловленной этим невозможностью осуществления квалифицированного ветеринарного осмотра и экспертизы отдельных видов гидробионтов и анализа соответствующих ветеринарных рисков, с 18.08.2015 года всем подведомственным ГБУ, за исключением ГБУ «Курганский Центр ветеринарии» прекратить оформление и выдачу всех форм ВСД (ветеринарных справок. Ветеринарных свидетельств) на артемию и артемию на стадии цисты. На всех станциях добычи (вылова), обработки, переработки, хранения, транспортировки, реализации и прочих видов обработки.

Таким образом, ГБУ «Курганский Центр ветеринарии» является единственным учреждением в Курганской области, осуществляющим выдачу ВСД на артемию и артемию на стадии цисты.

Согласно пункту 3.1 приказа Управления ветеринарии Курганской области от 18.08.2015 года № 168 начальнику отдела обработки продукции животного происхождения и ветеринарной станции Управления ветеринарии Курганской области после получения информации о правомерности добычи (вылова) и отбора партии от Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области немедленно направлять сообщение в ГБУ «Курганский Центр ветеринарии» для оценки возможности выдачи ВСД ветеринарным врачом – ихтипатологом, с последующим выездом к месту хранения и осмотра пратии артемии / артемии на стадии цисты.

Как следует из жалобы ООО «Сельхоз-Ресурс» 21.12.2016 года общество самостоятельно обратилось в ГБУ «Курганская областная ветеринарная лаборатория» с заявлением провести лабораторные исследования образцов (сухие декапсулированные цисты рачка артемии) отобранные комиссией в составе сотрудников ООО «Сельхоз-Ресурс».

После поступления звонка в адрес ООО «Сельхоз-Ресурс» от сотрудника лаборатории о превышении представленном образце микробного числа (результаты отражены в протоколе испытаний № 2455 от 11.01.2016 года) и необходимости представить новый образец, общество в период с 28.12.2016 года по 10.01.2017 года провело повторную термическую обработку партии вышеуказанной продукции, о чем составлен акт № 1 от 10.01.2017 года.

10.01.2017 года ООО «Сельхоз-Ресурс» обратилось в ГБУ «Курганская областная ветеринарная лаборатория» с заявлением о проведении повторного лабораторного исследования образцов (сухие декапсулированные цисты рачка артемии) отобранные комиссией в составе сотрудников ООО «Сельхоз-Ресурс».

Согласно протоколу испытаний № 12 от 19.01.2017 года представленный ООО «Сельхоз-Ресурс» образец проверен только на микробное число.

Таким образом, ООО «Сельхоз-Ресурс» в нарушении требований Порядка назначения лабораторных исследований подконтрольных товаров, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 14.12.2015 года № 634, самостоятельно произвело отбор проб и направило их в лабораторию для исследований подконтрольных товаров.

При этом, при самостоятельном отборе проб уполномоченному лицу органа и учреждения, входящего в систему Государственной ветеринарной РФ, невозможно будет идентифицировать партию подконтрольного товара, у которой был произведен отбор проб.

24.01.2017 года ООО «Сельхоз-Ресурс» обратилось в ГБУ «Курганский Центр ветеринарии» с просьбой выдать ВСД для перевозки подконтрольного товара - сухие декапсулированные цисты рачка артемии, в количестве 5000 кг. – из с. Кетово, ул. Молодежная, 14, Кетовского района, Курганской области в адрес ООО «Биотрейд», Атлайский край, г. Яровое, ул. Гагарина.19.

Согласно вышеуказанному заявлению, документы, подтверждающие происхождение продукции представлены ранее в адрес ГБУ «Кетовский Центр ветеринарии» письмом № 30 от 15.12.2016 года и в адрес Управления ветеринарии Курганской области письмом №33 от 21.12.2016 года.

В ответ на вышеуказанное обращение 24.01.2017 года ГБУ «Курганский Центр ветеринарии» сообщило о необходимости отбора и направления на лабораторное исследование проб данной партии продукции после проведения термической обработки в рамках исполнения предписания в соответствии с действующим законодательством.

В вышеуказанном ответе ГБУ «Курганский Центр ветеринарии» также сообщает заявителю о необходимости предоставления ветеринарных сопроводительных документов, подтверждающих происхождение всего объема партии.

При этом, Приказ Минсельхоза России от 27.12.2016 года № 589 "Об утверждении ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях" не обязывает заявителя, обратившегося за выдачей ВСД, предоставлять какие-либо иные документы, за исключением самого заявления.

В результате ВСД для перевозки подконтрольного товара - сухие декапсулированные цисты рачка артемии, в количестве 5000 кг. – из с. Кетово, ул. Молодежная, 14, Кетовского района, Курганской области в адрес ООО «Биотрейд», Атлайский край, г. Яровое, ул. Гагарина.19 государственным бюджетным учреждением «Кетовский Центр ветеринарии» обществу с ограниченной ответственностью так и не были выдан, при этом ГБУ «Курганский Центр ветеринарии» нарушило порядок оформления и выдаче ВСД, предусмотренный Приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 года № 589.

Как следует из жалобы ООО «Сельхоз-Ресурс» указанное нарушение ГБУ «Курганский Центр ветеринарии» действующего законодательства препятствует заявителю в осуществлении предпринимательской деятельности.

11.01.2017 года генеральным директором ООО «Сельхоз-Ресурс» издан приказ № 1 о приостановлении деятельности ООО «Сельхоз-Ресурс» с 11.01.17 года на неопределенный срок в связи с невозможностью осуществления реализации продукции, произведенной предприятием, по причине противоправного уклонения Управления Курганской области и подведомственных ему организаций от выдачи предприятию разрешений на перемещение (перевозку) произведенной продукции и ветеринарных сопроводительных документов.

В связи с чем ООО «Сельхоз-Ресурс» в адрес компаний, с которыми у заявителя имелись договорные отношения, направлены соответствующие уведомления.

Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, запрещается принимать осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). В частности запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2 части 1 статьи 15).

Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

В ходе проведения Курганским УФАС России анализа рынка артемии на стадии цист установлено, что поскольку ГБУ «Курганский Центр ветеринарии» осуществляет свои полномочия на территории Курганской области, а рассматриваемые в настоящем деле действия могут оказать влияние именно на деятельность ООО «Сельхоз-Ресурс» в Курганской области, антимонопольный орган пришел к выводу об определении географических границ рынка в пределах Курганской области.

При этом, рассматриваемые действия ГБУ «Курганский Центр ветеринарии» по нарушению правил оформления ветеринарных сопроводительных документов для перевозки сухих декапсулированных цист артемии, оказывают непосредственное влияние на деятельность ООО «Сельхоз-ресурс», поскольку препятствуют обществу реализовывать свой товар.

Как указывалось выше, ООО «Сельхоз-Ресурс» издан приказ № 1 о приостановлении деятельности ООО «Сельхоз-Ресурс» с 11.01.17 года на неопределенный срок.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции к признакам ограничения конкуренции относится, в том числе сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в группу лиц.

Таким образом, угроза прекращения деятельности ООО «Сельхоз-Ресурс» свидетельствует о том, что действиями ГБУ «Курганский Центр ветеринарии» создаются препятствия для участников рынка.

Следовательно, действия ГБУ «Курганский Центр ветеринарии» по нарушению правил оформления ВСД для перевозки сухих декапсулированных цист артемии, могут привести к ограничению конкуренции на рынке артемий на стадии цист.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать в действиях Государственного бюджетного учреждения «Курганский Центр ветеринарии» (ИНН 4501106573, Курганская область, г. Курган, ул. Омская, 136, 640007) нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона РФ от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении правил оформления ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 года № 589, по заявлению ООО «Сельхоз-Ресурс» для перевозки подконтрольного товара – сухие декапсулированные цисты рачка артемии, в количестве 5000 кг. – из с. Кетово, ул. Молодежная, 14, Кетовского района, Курганской области в адрес ООО «Биотрейд» (Алтайский край, г. Яровое, ул. Гагарина, 1) и, как следствие, необоснованном отказе хозяйствующему субъекту в выдаче ветеринарных сопроводительных документов на вышеуказанный подконтрольный товар, что привело к приостановлению хозяйственной деятельности ООО «Сельхоз-Ресурс» и созданию препятствия для участника рынка артемий на стадии цист.

Оснований для прекращения рассмотрения дела, указанных в статье 48 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" не установлено.

Выдать Государственному бюджетному учреждению «Курганский Центр ветеринарии» (ИНН 4501106573, Курганская область, г. Курган, ул. Омская, 136, 640007) предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, путем рассмотрения заявления ООО «Сельхоз-Ресурс» (от 24.01.2017 года) о выдаче ветеринарных сопроводительных документов для перевозки подконтрольного товара – сухие декапсулированные цисты рачка артемии, в количестве 5000 кг. – из с. Кетово, ул. Молодежная, 14, Кетовского района, Курганской области в адрес ООО «Биотрейд» (Алтайский край, г. Яровое, ул. Гагарина, 1) в порядке, предусмотренном Приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 года № 589 "Об утверждении ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях", результатом которого должно быть либо выдача ООО «Сельхоз-Ресурс» ветеринарных сопроводительных документов для перевозки вышеуказанного подконтрольного товара либо мотивированного решения (с нормативным обоснованием) об отказе ООО «Сельхоз-Ресурс» в выдаче ветеринарных сопроводительных документов.

Передать материалы дела должностному лицу Курганского УФАС России, уполномоченному на решение вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 21, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 31.10.2017 года по делу № АМЗ-29/2017 о нарушении Государственным бюджетным учреждением «Курганский Центр ветеринарии» (ИНН 4501106573, Курганская область, г. Курган, ул. Омская, 136, 640007) пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона РФ от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Государственному бюджетному учреждению «Курганский Центр ветеринарии» (ИНН 4501106573, Курганская область, г. Курган, ул. Омская, 136, 640007) прекратить нарушение антимонопольного законодательства, путем рассмотрения заявления ООО «Сельхоз-Ресурс» (от 24.01.2017 года) о выдаче ветеринарных сопроводительных документов для перевозки подконтрольного товара – сухие декапсулированные цисты рачка артемии, в количестве 5000 кг. – из с. Кетово, ул. Молодежная, 14, Кетовского района, Курганской области в адрес ООО «Биотрейд» (Алтайский край, г. Яровое, ул. Гагарина, 1) в порядке и сроки, предусмотренные Приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 года № 589 "Об утверждении ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях", результатом которого должно быть либо выдача ООО «Сельхоз-Ресурс» ветеринарных сопроводительных документов для перевозки вышеуказанного подконтрольного товара либо мотивированного решения (с нормативным обоснованием) об отказе ООО «Сельхоз-Ресурс» в выдаче ветеринарных сопроводительных документов.

Государственному бюджетному учреждению «Курганский Центр ветеринарии» в срок не позднее пяти дней со дня исполнения настоящего Предписания направить в Курганское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны