Решение №АМЗ-39/2016 Решение и предписание по делу № АМЗ-39/2016 от 13 января 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № АМЗ-39/2016 о нарушении антимонопольного законодательства

 

                                                                                                                           г. Курган

 

Резолютивная часть решения оглашена "27" декабря 2016 г.

В полном объеме решение изготовлено "13" января 2017 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № АМЗ-39/2016 по признакам нарушения Администрацией города Кургана (640000, г. Курган, пл. им.. Ленина, ИНН 4501005007 и Акционерным обществом "Курганский центральный рынок" (640000, Курганская обл., г. Курган, ул. Куйбышева, 74, ИНН 4501030998) статьи 16 Федерального закона РФ от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившееся в заключении и реализации соглашения от 13.07.2015 года о взаимодействии при организации совместной ярмарки по адресу: город Курган, ул. Выгонная, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке услуг по предоставлению торговых мест на ярмарках в городе Кургана

в отсутствии на заседании представителей:

ответчика - Администрации города Кургана (640000, г. Курган, пл. им. Ленина, ИНН 4501005007);

ответчика - ОАО "Курганский центральный рынок" (640000, Курганская обл., г. Курган, ул. Куйбышева, 74, ИНН 4501030998);

лица, располагающее сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах — Департамента экономического развития, предпринимательства и торговли Администрации города Кургана (640000, г. Курган, пл. им. Ленина, ИНН 4501161542);

(о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом),

 

УСТАНОВИЛА:

Из материалов дела № АМЗ-8/2016 выделено в отдельное производство дело в отношении Администрации города Кургана (640000, г. Курган, пл. им.. Ленина, ИНН 4501005007 и Акционерным обществом "Курганский центральный рынок" (640000, Курганская обл., г. Курган, ул. Куйбышева, 74, ИНН 4501030998) по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции», выразившегося в заключении и реализации соглашения от 13.07.2015 года о взаимодействии при организации совместной ярмарки по адресу: город Курган, ул. Выгонная, что приводит или может привести к  недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В ходе рассмотрения дела установлено следующее.

05.06.2013 года Администрация города Кургана приняла постановление № 4154 «Об организации универсальной ярмарки».

Пунктом 1 вышеуказанного постановления Администрация города Кургана постановила организовать универсальную ярмарку по адресу: город Курган, ул. Выгонная совместно с АО «Курганский центральный рынок».

Пунктом 2 вышеуказанного постановления срок проведения универсальной ярмарки установлен с 10.06.2013 по 09.06.2014 г.

Пунктом 4  вышеуказанного постановления Администрация города Кургана обязала Департамент экономического развития, предпринимательства и торговли Администрации города Кургана подготовить соглашение о взаимодействии по организации универсальной ярмарки с АО «Курганский центральный рынок».

10.06.2013 года между Администрацией города Кургана и АО «Курганский центральный рынок» заключено соглашение о взаимодействии по организации вышеуказанной универсальной ярмарки. Данное соглашение утверждено постановлением Администрации города Кургана от 19.06.2013 г. № 4483.

Решением Курганского УФАС России от 09.04.2014 года по делу № 174 признано нарушение статьей 15 и 16 Закона о защите конкуренции при заключении вышеуказанного соглашения. На основании своего решения Курганское УФАС России выдало Администрации города Кургана и АО «Курганский центральный рынок» предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

Вышеуказанные решение и предписания были обжалованы Администрацией города Кургана и АО «Курганский центральный рынок» в Арбитражном суде Курганской области.

Решением суда от 26.03.2015 по делу № А34-4207/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2015 решение суда оставлено без изменения.

Во исполнение предписаний антимонопольного органа 08.06.2015 года Администрацией города Кургана и АО «Курганский центральный рынок» подписано соглашение о расторжении соглашения о взаимодействии при организации ярмарок от 19.06.2013 года.

12.11.2014 года Администрацией города Кургана принято постановление № 8637 «Об организации универсальной ярмарки».

Согласно пункту 1 вышеуказанного постановления Администрация решила организовать универсальную ярмарку по адресу: город Курган, ул. Выгонная (по схеме) совместно с АО  «Курганский центральный рынок».

Срок проведения универсальной ярмарки  был установлен с 01.11.2014 года по 31.10.2015 года (пункт 2 вышеуказанного постановления).

Пунктом 3 постановления Администрации города Кургана от 12.11.2014 года № 8637 «Об организации универсальной ярмарки» утвержден план мероприятий по организации универсальной ярмарки, из которого следует, что на Департамент экономического развития, предпринимательства и торговли Администрации города Кургана возложена обязанность по размещению информации о проведении универсальной ярмарки на официальном сайте муниципального образования города Кургана. Все остальные мероприятия по организации универсальной ярмарки обязано было провести АО «Курганский центральный рынок», а именно: подготовка организации универсальной ярмарки, прием заявлений на участие в универсальной ярмарке, подготовка схемы размещения мест на универсальной ярмарке, оформление и заключение договоров о предоставлении мест на универсальной ярмарке, организация обеспечения охраны и поддержание общественного порядка, организация ежедневной уборки территории и вывоз мусора, организация контроля за деятельностью универсальной ярмарки.

Пунктом 4  указанного постановления Администрация города Кургана обязала Департамент экономического развития, предпринимательства и торговли Администрации города Кургана подготовить соглашение о взаимодействии по организации универсальной ярмарки с АО «Курганский центральный рынок».

29.07.2015 года постановлением Администрации города Кургана от 29.07.2015 года № 5770 утверждено соглашение с АО «Курганский центральный рынок» о взаимодействии по организации совместной универсальной ярмарки.

Вышеуказанное соглашение датировано 13.07.2015 года.

Пунктом 10 вышеуказанного соглашения срок действия соглашения заканчивается при исполнении обязанностей каждой из сторон.

15.06.2015 года генеральным директором АО «Курганский центральный рынок» и заместителем руководителя Администрации города Кургана, директором Департамента экономического развития, предпринимательства и торговли утвержден порядок организации и проведения вышеуказанной ярмарки.

Из вышеуказанного порядка следует, что организаторами ярмарки являются  Администрация города Кургана в лице Департамента экономического развития, предпринимательства и торговли и  АО «Курганский центральный рынок».

Пунктом 6 раздела 2 вышеуказанного соглашения предусмотрено, что Сторона 2 (АО «Курганский центральный рынок») обеспечивает оборудование торговых мест, организацию уборки территории, вывоз мусора, организацию временных стоянок для парковки личного автотранспорта, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы и другие услуги.

Пунктом 5 раздела 2 вышеуказанного соглашения предусмотрено, что Сторона 2 (АО «Курганский центральный рынок») обеспечивает прием заявок от участников ярмарки и оформление договоров с продавцами (исполнителями) о предоставлении мест на ярмарке, для продажи товаров (выполнение работ, оказания услуг), размещение участников ярмарки согласно заключенным договорам и схеме расположения мест на ярмарке.

Пунктами 14 и 15 раздела 4 порядка организации и проведения ярмарки следует, что плата за торговое место на ярмарке устанавливается организаторами ярмарки, при этом размер места организации торговли на ярмарке определяется договором.

Материалами дела доказано, что договоры с участниками ярмарок (продавцами) заключены только от имени одного организатора ярмарок - АО «Курганский центральный рынок».

При этом плата за торговое место на ярмарках установлена только одним организатором ярмарок - АО «Курганский центральный рынок» на основании приказов генерального директора.

В соответствии с пунктом 7 соглашения АО «Курганский центральный рынок» перечисляет в бюджет города Кургана 12 % от суммы платы за предоставленные торговые места по результатам заключенных договоров с продавцами (исполнителями).

Согласно справке АО «Курганский центральный рынок» доход от организации вышеуказанной ярмарки составил:

- за 2015 года – 788025 рублей;

- за 2016 года – 609512 рублей;

Таким образом, вышеуказанное соглашение позволяет хозяйствующему субъекту - АО «Курганский центральный рынок» осуществлять деятельность, приносящую ему доход.

06.10.2015 года АО «Курганский центральный рынок» обратилось в Администрацию города Кургана с просьбой рассмотреть вопрос об организации совместной универсальной ярмарки по адресу ул. Выгонная.

Постановлением Администрации города Кургана от 11.11.2015 года № 8245 срок деятельности совместной универсальной ярмарки, организованной по адресу: г. Курган, ул. Выгонная продлен до 31.10.2016 года.

31.10.2016 года между Администрацией города Кургана и АО «Курганский центральный рынок» подписано соглашение о расторжении соглашения о взаимодействии при организации ярмарок от 13.07.2015 года. Указанное соглашение утверждено постановлением Администрации города Кургана от 16.11.2016 года № 8278.

Согласно письменным пояснениям Администрации города Кургана (от 11.07.2016 года) соглашение от 13.07.2015 года заключено по обоюдному согласию сторон: Администрации города Кургана и АО «Курганский центральный рынок».

Ссылаясь на Федеральный закон от 28.12.2009 года № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Постановление Администрации (Правительства) Курганской области от 10.07.2007 года № 280 "О Порядке организации деятельности ярмарок на территории Курганской области" Администрация города Кургана пояснила, что в указанных правовых актах отсутствуют требования по предоставлению земельных участков для заключения соглашения о взаимодействии при организации ярмарки. Действующее законодательство вообще не связывает осуществление ярмарочной деятельности с предоставлением земельных участков для данных целей.

По мнению Администрации города Кургана для проведения ярмарки не требуется выделения земельного участка и оформления земельно-правовых отношений, так как ярмарка может быть организована на любой подходящей площадке, в первую очередь на территориях общего пользования - площадях, улицах, скверах, бульварах, парках и т.д. Вышеизложенная позиция ответчика основания на доводах изложенных в пункте 1.2 письма Минпромторга России от 03.03.2015 года № ЕВ- 3949/08 "О дальнейших мерах по развитию ярмарочной торговли".

Со ссылкой на вышеуказанное письмо Администрация города Кургана пояснила, что ярмарки организовываются на ярмарочных площадках, которые могут располагаться в местах, генерирующих наиболее активные пешеходный и покупательский потоки. К этим местам относятся, в том числе:

- традиционные для населенного пункта местах массового скопления людей (городские площади, улицы, при ограничения движения транспорта, популярные пешеходные бульвары и т.п.);

- территории вблизи функционирующих крупных торговых объектов (торговые центры, гипермаркеты, супермаркеты, прочие крупные торговые объекты);

оживленные улицы, удобно расположенные как для покупателей, так и для торгующих, при условии ограничении движения транспорта на них на время проведения ярмарки;

- исторически зарекомендовавшие себя места проведения ярмарок, места сложившегося сосредоточения магазинов и других торговых объектов.

По мнению Администрации города Кургана, предоставление земельных участков для организации ярмарки является необязательным условием для заключения соглашения о взаимодействии при организации ярмарки.

Между тем, вышеуказанные рекомендации Минпромторга  не являются нормативным правовым актом и не содержат обязательных к применению на территории Российской Федерации правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц, в силу чего не применяются антимонопольным органом при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства и не могут применяться как общеобязательное правило поведения иными субъектами правоотношений независимо от их правового статуса.

По мнению ФАС России, совершение действий (бездействия) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и (или) хозяйствующими субъектами, влекущих последствия и (или) потенциально имеющих последствия в виде ограничения конкуренции на соответствующих товарных рынках, в рамках исполнения положений Методических рекомендаций, не может являться основанием для освобождения от предусмотренной законодательством Российской Федерации ответственности за нарушение антимонопольного законодательства (письмо ФАС России от 05.05.2016 года № АК/30221/16).

В ходе рассмотрения дела документы, подтверждающие публичность заключения соглашения между Администрацией города Кургана и  АО «Курганский центральный рынок» о взаимодействии по организации совместной ярмарки по вышеуказанному адресу или проведение отбора организации, с которой будет организована совместная ярмарка, не представлены.

Из пояснений представителя АО "Курганский центральный рынок" следует, что в январе 2016 года в газете «Курган и курганцы» было размещено сообщение о намерении Администрации города Кургана заключить соглашения об организации совместных ярмарок на территории города Кургана. АО "Курганский центральный рынок" подумало, что ярмарка по улице Выгонная входило в тот перечень ярмарок, по которым Администрацией города Кургана планировалось заключить соглашения, поэтому АО "Курганский центральный рынок" считал, что спорное соглашение заключено публично.

АО "Курганский центральный рынок" полагает, что соглашение, заключенное с Администрацией города Кургана  содержит элементы агентского договора, возможность заключения которого предусмотрена  Главой 52 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 года № 14-ФЗ (далее – ГК РФ).

В обосновании своих доводов о законности заключения соглашения с Администрацией города Кургана АО "Курганский центральный рынок" ссылается на статью 421 ГК РФ, в соответствии с которой граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. К договору, не предусмотренному законом или иными правовыми актами, при отсутствии признаков, указанных в пункте 3 настоящей статьи, правила об отдельных видах договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, не применяются, что не исключает возможности применения правил об аналогии закона (пункт 1 статьи 6) к отдельным отношениям сторон по договору. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.

АО "Курганский центральный рынок" полагает, что оно как сторона обязательства, исполняло условия соглашения, а действующим законодательством, регулирующим организацию и проведение ярмарок, не запрещено заключать договоры, в том числе смешенные.

Комиссия Курганского УФАС России рассмотрела представленные доказательства по делу, заслушала доводы, пояснения и возражения лиц, участвующих в деле, и пришла к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2009 года № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговле) ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Организация ярмарок и продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются. В случае, если организатором ярмарки является федеральный орган государственной власти, порядок организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней устанавливается организатором ярмарки с учетом положений вышеуказанной статьи.

Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 10.07.2007 года № 280 утвержден Порядок организации деятельности ярмарок на территории Курганской области (далее - Порядок).

Из пункта 2 Порядка также следует, что организатором ярмарки является орган государственной власти Курганской области, орган местного самоуправления муниципальных образований Курганской области, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель.

В соответствии с пунктом 5 Порядка, решение о проведении ярмарки оформляется правовым актом органа местного самоуправления муниципального образования Курганской области при размещении ее на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности, а также если организатором ярмарки, в том числе совместной, является соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования Курганской области.

Пункт 2 Порядка предусматривает возможность проведения совместных ярмарок, то есть ярмарок, проводимых двумя или более организаторами на основании заключенных соглашений о взаимодействии при организации ярмарки.

Таким образом, действующими нормами права предусмотрено право заключать соглашения о взаимодействии при организации ярмарки, но не предусмотрен порядок заключения таких соглашений.

Из пункта 7 Порядка следует, что юридические лица или индивидуальные предприниматели являются организаторами ярмарок на земельных участках, а также в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в собственности данных хозяйствующих субъектов.

Из письма Правительства Курганской области от 16.10.2015 года № 02-09-1449/вх следует, что юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе выступать организатором ярмарки только в случае нахождения у него в собственности земельного участка или здания, строения, сооружения, где организуется ярмарка.

По мнению Правительства Курганской области, правовых оснований наделения хозяйствующего субъекта статусом организатора ярмарки, в случае, если ярмарка организуется органом государственной власти Курганской области или органом местного самоуправления муниципального образования Курганской области, не имеется.

Следовательно, Администрация города Кургана не в праве была наделять  АО «Курганский центральный рынок» статусом организатора ярмарки.

Довод АО "Курганский центральный рынок" о том, что не подлежит применению вышеуказанное письмо  Правительства Курганской области, отклоняется, поскольку комиссия Курганского УФАС России при рассмотрении дела руководствуется правовыми нормами, закрепленными Порядком организации деятельности ярмарок на территории Курганской области, утвержденным Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 10.07.2007 года № 280, а не на основании письма Правительства Курганской области от 16.10.2015 года № 02-09-1449/вх.

При этом в указанном письме указана правовая позиция Правительства Курганской области - органа исполнительной власти Курганской области, издавшим вышеуказанный порядок.

Частью 1 статьи 11 Закона о торговле законодатель закрепил за субъектами Российской Федерации право устанавливать правила  организация ярмарок и продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) на них.

Во исполнение вышеуказанной нормы права Правительством Курганской области 10.07.2007 года и был утвержден Порядок организации деятельности ярмарок на территории Курганской области.

Следовательно, в рассматриваемой ситуации необходимо руководствоваться нормами права, регулирующими организацию ярмарок, закрепленными уполномочиями органом на соответствующем уровне, а именно  вышеуказанным Порядком организации деятельности ярмарок на территории Курганской области.

В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действующей на момент заключения соглашения об организации ярмарки) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Таким образом, Администрация города Кургана, являясь органом местного самоуправления городского округа – муниципального образования город Курган, имела право на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории города Кургана.

Следовательно, обладая правом распоряжения земельными участками (правом собственника) Администрация города Кургана имела право на организацию ярмарки на земельном участке, собственность на который не разграничена.

Как установлено в ходе рассмотрения дела земельный участок, на котором расположена ярмарка по адресам: город Курган, ул. Выгонная не сформированы, не поставлены на кадастровый учет, собственность на данный земельный участок не разграничена, права на данный земельный участок АО "Курганский центральный рынок" не передавались.

С учетом изложенного, АО «Курганский центральный рынок» являлось организатором ярмарки на не принадлежащем ему земельном участке по указанному адресу только в силу заключенного соглашения с Администрацией города Кургана.

Из пункта 5 и пункта 7 Порядка следует, что организатором ярмарок может быть только собственник земельных участках, зданий, строений, сооружений, на которых организованна ярмарка.

Данный вывод опровергает довод Администрации города Кургана о том, что действующее законодательство не связывает осуществление ярмарочной деятельности с предоставлением земельных участков для данных целей.

Пунктом 18 раздела 4 Порядка предусмотрены обязанности организатора ярмарки.  Так организатор ярмарки обязан:

- заключить договор с продавцом (исполнителем) о предоставлении места для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке;

- организовать работу ярмарки в строгом соответствии с противопожарными, санитарными, ветеринарными и экологическими нормами;

- обеспечить необходимые условия для нормального функционирования ярмарки, в том числе надлежащее санитарное состояние мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), оснащение мест проведения ярмарки контейнерами для сбора мусора, урнами и туалетами;

- принять оперативные меры по устранению возникающих конфликтных ситуаций при обслуживании потребителей;

- установить в специально отведенном месте контрольные весы, если специализацией ярмарки предусмотрена продажа весовых товаров;

- организовать временные стоянки для парковки личного автотранспорта и регулирование движения в местах проведения ярмарки;

- организовать уборку территории и вывоз мусора после завершения деятельности ярмарки.

При этом, материалами дела доказано, что ни одна из вышеуказанных обязанностей не относится к обязанностям Администрации города Кургана при организации ярмарки.

Администрация города Кургана, лишь утвердила план мероприятий по организации ярмарки и подписала соглашение об организации ярмарок с АО «Курганский центральный рынок», а все остальные полномочия по определению режима работы ярмарки, порядка организации ярмарки, порядка предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке были возложены на Департамент экономического развития, предпринимательства и торговли.

Все остальные обязанности распространяются только на АО «Курганский центральный рынок», а именно: прием заявок от участников ярмарки и оформление договоров с продавцами (исполнителями) о предоставлении мест на ярмарке, для продажи товаров (выполнение работ, оказания услуг), размещение участников ярмарки согласно заключенным договорам и схеме расположения мест на ярмарке, обеспечение оборудование торговых мест, организация уборки территории, вывоз мусора, организация временных стоянок для парковки личного автотранспорта, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы и другие услуги (пункты 5 и 6 раздела 2 Соглашения о взаимодействии по организации совместных ярмарок от 13.07.2015 года)

На основании вышеуказанных обстоятельств, Комиссия приходит к выводу, что фактически организатором ярмарки являлось только АО «Курганский центральный рынок».

Фактически, заключая соглашение от 13.07.2015 года о взаимодействии по организации универсальной ярмарки с АО «Курганский центральный рынок», Администрация города Кургана предоставила обществу право извлекать доход от хозяйственной деятельности на данном земельном участке. Данный факт подтверждается как самим условием соглашения (пункт 7), так и справкой АО «Курганский центральный рынок» о выручке от деятельности по организации ярмарки.

При заключении соглашений между Администрацией города Кургана и  АО «Курганский центральный рынок» об организации ярмарки Администрация не оповещала каким-либо образом неопределенный круг хозяйствующих субъектов  об организации ярмарки.

Деятельность по организации ярмарок в силу действующего законодательства является равнодоступной для всех субъектов предпринимательской деятельности. Действующее законодательство не содержит каких-либо специальных требований к ее осуществлению, объективно препятствующих иным субъектам, работающим на рынке соответствующих услуг, организовывать ярмарки.

Вышеуказанное соглашение об организации ярмарки было заключено с АО «Курганский центральный рынок» и ярмарка в рамках данного соглашения действовала с 08.06.2015 года до 01.11.2016 года.

Организация ярмарок является одним из видов экономической деятельности.

Так, согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, утвержденному Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст к видам экономической деятельности по организации ярмарок относятся:

- организация сельскохозяйственных выставок и ярмарок, включенная в группировку: «Предоставление услуг в области растениеводства» (ОКВЭД 01.61);

- деятельность парков культуры и отдыха и тематических парков. Эта группировка включает в том числе деятельность, связанную с организацией ярмарок (ОКВЭД  93.21).

При этом законодательно не установлены какие-либо административные барьеры для осуществления данного вида экономической деятельности.

Согласно сведениям о АО «Курганский центральный рынок» имеющимся в едином государственном реестре юридических лиц к видам экономической деятельности АО «Курганский центральный рынок» относятся:

аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом (ОКВЭД 68.20.2);
деятельность по чистке и уборке прочая, не включенная в другие группировки (ОКВЭД 81.29.9);
деятельность зрелищно-развлекательная прочая, не включенная в другие группировки (ОКВЭД 93.29.9);
предоставление прочих персональных услуг, не включенных в другие группировки (ОКВЭД 96.09);
деятельность по чистке и уборке жилых зданий и нежилых помещений прочая (ОКВЭД 81.22);
деятельность по чистке и уборке прочая, не включенная  в другие группировки (ОКВЭД 81.29.9);
аренда и лизинг торгового оборудования  (ОКВЭД 77.39.27);

Деятельность ОАО «Курганский центральный рынок» по организации ярмарок заключается в сдаче внаем торговых мест на ярмарке, в том числе под размещение киосков, тонаров.

Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности, принятым и введённым в действие Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 года № 329-ст, услуги, связанные со сдачей в аренду (внаем) торговых мест включены в группировку услуг по сдаче в аренду (внаем) нежилого недвижимого имущества (ОКПД 70.20.12.000).

Согласно аналитическому отчету по результатам анализа конкуренции на рынках услуг по предоставлению торговых мест на ярмарках города Кургана (универсальных), подготовленному Курганским УФАС России, продуктовые границы товарного рынка определены как предоставления торговых мест на определенной ярмарке.

В соответствии с определением понятия ярмарка в постановлении Администрации (Правительства) Курганской области от 10.07.2007 № 280, ярмарка -  это самостоятельное рыночное мероприятие временного характера, организуемое в определенном месте. Таким образом, период обращения услуги – предоставления торговых мест на ярмарке, будет определен периодом организации ярмарки.

На основании вышеизложенного,  рынок предоставления торговых мест на определенной ярмарке является локальным.

Следовательно, каждая сфера обращения услуг по предоставлению торговых мест на ярмарке  образует самостоятельные продуктовые границы товарного рынка, и в данном случае определены как: услуга по предоставлению торгового места на универсальной ярмарке «Универсальная».

При этом, географические границы данного рынка будут совпадать с границами территории, определенной местом проведения ярмарки.

На исследованном товарном рынке услуг по предоставлению торговых мест на универсальной ярмарке в географических границах территории, определенной местом проведения ярмарки, действовала только одна организация, которая заключала договоры о предоставлении торговых мест на вышеуказанной ярмарке - АО «Курганский центральный рынок».

Доля ОАО «Курганский центральный рынок» на рынке услуг по предоставлению торгового места на ярмарке по ул. Выгонная составила 100%.

Таким образом, заключение Администрацией города Кургана с АО «Курганский центральный рынок» соглашения от 13.07.2015 года о взаимодействии по организации универсальной ярмарки позволило АО «Курганский центральный рынок» быть абсолютным монополистом на рынке услуг по предоставлению торговых мест на указанной универсальной ярмарке.

Согласно статье 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, в том числе из договоров и иных сделок. Под сделками статья 153 Гражданского кодекса Российской Федерации понимает действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Согласно части 1 статьи 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

В силу части 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения.

Довод АО «Курганский центральный рынок» о том, что соглашения с Администрацией города Кургана заключено в соответствии с нормами ГК РФ подлежит отклонению, поскольку Закон о защите конкуренции содержит специальные нормы, закрепляющие особые требования к заключению соглашений и договоров органами государственной власти, органами местного самоуправления и иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями.

Согласно статье 16 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции" запрещаются соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта и органа местного самоуправления как не соответствующих статье 16 Закона о защите конкуренции необходимо установить наличие противоречащего закону соглашения между указанными лицами и наступление (возможность наступления) в результате этого соглашения последствий, связанных с недопущением, ограничением, устранением конкуренции.

Как установлено в рамках рассмотрения дела Администрация города Кургана в 2015 году не размещала в открытом доступе информацию о намерении заключить соглашение на организацию вышеуказанной ярмарки и заключила соглашение с АО «Курганский центральный рынок», не являющимся обладателем права собственности на земельный участок, на котором была организована ярмарка.

Сообщение о намерении Администрации города Кургана заключить соглашения об организации совместных ярмарок на территории города Кургана было размещено только в январе 2016 года в газете «Курган и курганцы», а соглашение с АО «Курганский центральный рынок» о взаимодействии по организации совместной универсальной ярмарки заключено 13.07.2015 года.

В тоже время, стороны соглашения знали о правовой позиции антимонопольного органа по поводу заключения аналогичного соглашения прии схожих обстоятельствах, а также позицию арбитражных судов о том, что ранее действующее аналогичное соглашение было заключено с нарушением норм антимонопольного законодательства, тем не менее, Администрация города Кургана и ОАО «Курганский центральный рынок» умышлено пошли на заключение соглашения с нарушением норм антимонопольного законодательства.

Таким образом, АО «Курганский центральный рынок» и Администрация города Кургана, заключая 13.07.2015 года антиконкурентное соглашение, сознавали противоправный характер своих действий, предвидели его вредные последствия и сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. В этом и заключается вина Администрация города Кургана и АО «Курганский центральный рынок».

Согласно пункту 10 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством относятся к монополистической деятельности.

Как указано выше заключение Администрацией города Кургана с ОАО «Курганский центральный рынок» запрещенного статьей 16 Закона о защите конкуренции соглашения от 13.07.2015 года о взаимодействии по организации универсальной ярмарки по улице Выгонная в городе Кургане позволило АО «Курганский центральный рынок» быть абсолютным рынке услуг по предоставлению торговых мест на указанной универсальной ярмарке.

Согласно части 3 статьи 51 Закона о защите конкуренции лицо, чьи действия (бездействие) в установленном вышеуказанным Федеральным законом порядке признаны монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией и являются недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством, по предписанию антимонопольного органа обязано перечислить в федеральный бюджет доход, полученный от таких действий (бездействия).

В контексте указанного положения перечислению в федеральный бюджет подлежит доход ОАО «Курганский центральный рынок», полученный им от реализации соглашения с Администрацией города Кургана от 13.07.2015 года.

Поскольку вышеуказанное соглашение между Администрацией города Кургана и  АО «Курганский центральный рынок» действовало с 08.06.2015 года до 01.11.2016 года (до расторжения соглашения о взаимодействии при организации ярмарок от 13.07.2015 года), то перечислению в федеральный бюджет подлежит доход АО «Курганский центральный рынок», полученный им от организации ярмарки по улице Выгонная в городе Кургане  в указанный период, что составляет 1397537 рублей.

Постановлением Администрации города Кургана от 16.11.2016 года № 8278 утверждено соглашение о расторжении соглашения о взаимодействии при организации ярмарок от 13.07.2015 года, заключенного между Администрацией города Кургана и АО «Курганский центральный рынок».

Данные обстоятельства свидетельствуют об устранении нарушения антимонопольного законодательства, но не исключает сам факт нарушения антимонопольного законодательства и не освобождает виновных лиц от ответственности, поскольку антиконкурентное соглашение между Администрацией города Кургана и АО «Курганский центральный рынок» действовало больше года.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать в действиях Администрации города Кургана (640000, г. Курган, пл. им.. Ленина, ИНН 4501005007) нарушение статьи 16 Федерального закона РФ от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении и реализации соглашения с АО "Курганский центральный рынок" от 13.07.2015 года о взаимодействии при организации совместной ярмарки по адресу: город Курган, ул. Выгонная, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке услуг по предоставлению торговых мест на ярмарках в городе Кургана.
Признать в действиях Акционерного общества "Курганский центральный рынок" (640000, Курганская обл., г. Курган, ул. Куйбышева, 74, ИНН 4501030998)  нарушение статьи 16 Федерального закона РФ от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении и реализации соглашения с Администрацией города Кургана от 13.07.2015 года о взаимодействии при организации совместной ярмарки по адресу: город Курган, ул. Выгонная, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке услуг по предоставлению торговых мест на ярмарках в городе Кургана.
Оснований для прекращения рассмотрения дела, указанных в статье 48 Федерального закона от 26.07.2006  года  № 135-ФЗ "О защите конкуренции" не установлено.
Выдать АО "Курганский центральный рынок" предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения статьи 16 Федерального Закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Передать материалы дела должностному лицу Курганского УФАС России, уполномоченному на решение вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

                         

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 Примечание. За  невыполнение  в  установленный  срок  законного решения антимонопольного  органа статьей 19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № АМЗ-39/2016

 

13.01.2017 г.                                                                                                                          г. Курган

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 21, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 13.01.2017 года по делу № АМЗ-39/2016 о нарушении Администрацией города Кургана (640000, г. Курган, пл. им.. Ленина, ИНН 4501005007 и Открытым акционерным обществом "Курганский центральный рынок" (640000, Курганская обл., г. Курган, ул. Куйбышева, 74, ИНН 4501030998) статьи 16 Федерального закона РФ от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Акционерному обществу "Курганский центральный рынок" (640000, Курганская обл., г. Курган, ул. Куйбышева, 74, ИНН 4501030998) в трехмесячный срок с момента получения настоящего предписания перечислить в федеральный бюджет доход, полученный в результате нарушения статьи 16 Федерального Закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в размере 1397537  (один миллион триста девяносто семь тысяч пятьсот тридцать семь)  рублей 00 копеек
Акционерному обществу "Курганский центральный рынок" в срок не позднее пяти дней со дня исполнения настоящего предписания направить в Курганское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.

 

Согласно пункту 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации штрафы и иные суммы принудительного изъятия подлежат зачислению в федеральный бюджет по коду КБК 161 1 16 02010 01 6000 140, ОКАТО 37401000000 на счет органа федерального казначейства УФК по Курганской области (для Курганского УФАС России) в Отделении Курган г.Курган, БИК 043735001, р/с 40101810000000010002, ИНН 4501099573, ОКАТО 37401000000, ОКТМО 37701000.

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны