Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА N АМЗ-4/2018 О НАРУШЕНИИ АНТИМ... от 21 февраля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА N АМЗ-4/2018 О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

06.02.2018 г.                                                                                    г. Курган

          Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

УСТАНОВИЛА:

  Основанием, послужившим поводом к возбуждению дела, явилось заявление ООО ПКФ «Веда» (далее также – Заявитель) от 23 октября 2017г года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее по тексту также – Курганское УФАС России) с жалобой на действия ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Курганской области» (далее также - ФГБУ «Управление «Курганмелиоводхоз»), выразившиеся в отключении от электрической энергии принадлежащего Заявителю объекта - автозаправочной станции, расположенной по адресу: г. Курган, бульвар Мира, 28.

Курганским УФАС России по результатам рассмотрения вышеуказанного заявления выявлены признаки нарушения части 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, выразившиеся в препятствовании перетоку электрической энергии через объекты ФГБУ «Управление «Курганмелиоводхоз» электрической энергии для ООО ПКФ «Веда» в силу следующего.

  Заявитель сообщил, что 16.10.2017 года без предупреждения прекращена подача электрической энергии в отношении принадлежащего ему объекта. ООО ПКФ «Веда» пояснило, что точкой поставки электрической энергии является трансформаторная подстанция (ТП-464, 6/0,4 кВ, РУ-0,4 кВ, Р-3-3).

  На основании имеющихся в материалах заявления документов (сведений), информации Курганским УФАС России установлено следующее.

  Между Заявителем и АО «ЭК «Восток» заключен договор энергоснабжения от 24.08.2017 г. N ЭС01ЭЭ0100000335, на основании которого гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии (мощности) Потребителю, а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии Потребителю в точках поставки, определенные Приложением N 1 к договору, а Потребитель обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги, а также выполнять иные обязательства, предусмотренные договором. Отношения по передаче электрической энергии в интересах Заявителя урегулированы АО «ЭК «Восток» с ПАО «СУЭНКО».

  Приложением N 1 к договору N ЭС01ЭЭ0100000335 точкой поставки определена ПС 110/6 кВ Восточная, ТП-464, 6/0,4 кВ ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Курганской области» РУ-0,4 кВ, Р-3-3.

  Таким образом, энергоснабжение объекта Заявителя производится от электрических сетей ПАО «СУЭНКО» опосредованно через электрические сети ФГБУ «Управление «Курганмелиоводхоз».

  АО «ЭК «Восток» сообщило, что инициатором введения ограничения режима потребления электрической энергии в отношении ООО ПКФ «Веда» не являлось.

  ПАО «СУЭНКО» сообщило, что инициатором введения ограничения режима потребления электрической энергии в отношении ООО ПКФ «Веда» также не выступало; о планируемом введении ограничения иными хозяйствующими субъектами не уведомлялось.

  ПАО «СУЭНКО» пояснило, что договор об осуществлении технологического присоединения с Заявителем не заключался в связи с тем, что 10.08.2017 года от ООО ПКФ «Веда» в адрес сетевой организации поступило заявление о переоформлении документов о технологическом присоединении в связи с заключением 09.08.2017 года между ФГБУ «Управление «Курганмелиоводхоз» и ООО ПКФ «Веда» соглашения о перераспределение присоединенной мощности.

  Согласно акту об осуществлении технологического присоединения от 16.08.2017 года, ООО ПКФ «Веда» имеет присоединение в ТП-646; от указанной трансформаторной подстанции также присоединены иные потребители.

  Курганским УФАС России установлено, что ТП-464 принадлежит ФГБУ «Управление «Курганмелиоводхоз».

  ФГБУ «Управление «Курганмелиоводхоз» сообщило Курганскому УФАС России о том, что основанием введения ограничения режима потребления электрической энергии в отношении Заявителя явились профилактические работы на трансформаторной подстанции. Помимо ООО ПКФ «Веда», к ТП-464 присоединены и иные абоненты, но в отношении иных потребителей отключение не производилось, так как устранение повреждений контактной группы производилось в отношении субабонента ООО ПКФ «Веда».

  В подтверждение своих доводов ФГБУ «Управление «Курганмелиоводхоз» представило акт осмотра оборудования от 09.10.2017 года. Согласно акту, составленному сотрудниками ФГБУ «Управление «Курганмелиоводхоз», установлено повреждение заземляющего контура, необходима замена контактной группы.

  АО «ЭК «Восток» представило в Курганское УФАС России копию письма ФГБУ «Управление «Курганмелиоводхоз» в адрес АО «ЭК «Всоток», в котором сообщило, что причиной отключения ООО ПКФ «Веда» явилась задолженность.

  Согласно положениям действующего законодательства, отношения, связанные с введением полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности) - участниками оптового и розничных рынков электрической энергии (далее - потребители) регулируются Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее по тексту – Правила №442).

  Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии определяют порядок ограничения режима потребления электрической энергии.

  Согласно подпункта «и» пункта 2 Правил №442 ограничение режима потребления электрической энергии вводится при необходимости проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, к которым присоединены энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики потребителя, или необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций (объектах электросетевого хозяйства иных владельцев) либо на объектах по производству электрической энергии в случае, если проведение этих работ невозможно без ограничения режима потребления.

  Пунктом 30 Правил №442 предусмотрено, что в случае если проведение ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации (смежной сетевой организации, иных владельцев) невозможно без ограничения режима потребления в отношении потребителей, присоединенных к сетям сетевой организации, сетевая организация в порядке, установленном договором оказания услуг по передаче электрической энергии, уведомляет потребителя напрямую или (если это предусмотрено указанным договором) через действующего в его интересах гарантирующего поставщика (энергосбытовую, энергоснабжающую организацию) о проведении таких работ и о сроках ограничения режима потребления в связи с их проведением.

  Как установлено Курганским УФАС России, ФГБУ «Управление «Курганмелиоводхоз» не уведомляло ни потребителя ОА «ЭК «Восток» в лице ООО ПКФ «Веда», ни гарантирующего поставщика в лице ОА «ЭК «Восток» о проведении каких-либо работ и о сроках ограничения режима потребления в связи с их проведением.

  Согласно абзаца 1 подпункта «б» пункта 2 Правил ограничение вводится при нарушении потребителем своих обязательств, выразившихся в неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком, энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке по основному обязательству, возникшему из договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), в том числе обязательству по предварительной оплате электрической энергии (мощности).

  В соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Правил ограничение режима потребления в вышеуказанном случае вводится по инициативе гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)).

  ФГБУ «Управление «Курганмелиоводхоз» не является гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке), следовательно, выступать инициатором введения ограничения режима потребления электрической энергии не в праве.

  В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Постановления Правительства РФ от 07.04.2004 N 189 одной из основных функций Федеральной антимонопольной службы является контроль за соблюдением антимонопольного законодательства в сфере электроэнергетики.

  Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (далее – Правила недискриминационного доступа).

  Согласно пункту 2 указанного Постановления Правительства РФ Федеральная антимонопольная служба определена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению государственного контроля за соблюдением правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.

  В силу части 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон об электроэнергетике) сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства. Указанное лицо в установленном порядке также обязано осуществлять по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) действия по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии такими энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики и оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.

  Пунктом 6 Правил недискриминационного доступа установлено, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

  Переток электроэнергии представляет собой ее перемещение по линиям электропередач и другим объектам электросетевого хозяйства. Соблюдение запрета на препятствование перетоку становится обязанностью лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства при определенных условиях, установленных Правилами недискриминационного доступа.

  Под опосредованным присоединением, согласно пункту 5 Правил недискриминационного доступа, понимается присоединение энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии либо объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций.

  В случаях, связанных с нарушением хозяйствующим субъектом правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, антимонопольным органом могут быть установлены признаки нарушения пункта 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике, пункта 6 Правил недискриминационного доступа.

  Энергопринимающие устройства, принадлежащие ООО ПКФ «Веда» опосредовано присоединены к электрическим сетям через объекты электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуги по передаче электрической энергии – ФГБУ «Управление «Курганмелиоводхоз».

  ФГБУ «Управление «Курганмелиоводхоз» является законным владельцем объектов электросетевого хозяйства.

  Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей энергии установлены Законом об электроэнергетике. Согласно статье 3 Закона об электроэнергетике услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями; территориальная сетевая организация является коммерческой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети. Статьями 5, 6 Закона об электроэнергетике определено технологическое единство электроэнергетики, обеспечение бесперебойного и надежного функционирования энергетики, единство экономического пространства в сфере обращения электрической энергии с учетом ограничений, установленных федеральными законами.

  Одним из принципов государственного регулирования и контроля в электроэнергетике предусматривается обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав (пункт 1 статьи 20 Закона об электроэнергетике). В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Порядок технологического присоединения установлен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, утвержденными постановлением

  Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения).

  Абзац 2 пункта 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике гласит, что владелец энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики, ранее технологически присоединенных в надлежащем порядке, по согласованию с сетевой организацией вправе технологически присоединить к принадлежащим ему энергопринимающему устройству или объекту электроэнергетики энергопринимающее устройство или объект электроэнергетики иного лица при условии соблюдения выданных ранее технических условий и самостоятельного обеспечения указанным владельцем энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики и владельцем присоединяемых энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики технической возможности введения раздельного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении данных энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики. В этом случае между указанным владельцем энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики и владельцем присоединяемых энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики заключается договор технологического присоединения. Размер платы по такому договору устанавливается в соответствии с требованиями настоящей статьи. Деятельность по осуществлению технологического присоединения и оказанию услуг по передаче электрической энергии регулируется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для сетевых организаций.

  С учетом приведенных норм, сложившееся технологическое присоединение электрических сетей и энергопринимающих устройств не может быть прервано на каких бы то ни было участках, поскольку к общим принципам организации экономических отношений, определенных статьей 6 Закона об электроэнергетике, отнесено технологическое единство электроэнергетики и обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики, являющееся необходимым условием стабильности гражданского оборота, соблюдения прав добросовестных потребителей электроэнергии.

  Таким образом, все ограничения в подаче электрической энергии должны выполняться субъектами электроэнергетики, собственниками и иными законными владельцами объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя в строгом соответствии с требованиями Закона об электроэнергетике, указами Президента Российской Федерации и принятыми в соответствии с вышеуказанным законом нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Пунктом 8 статьи 25 Закона об электроэнергетике предусмотрено, что контроль за соблюдением организациями коммерческой инфраструктуры порядка недискриминационного доступа к оказываемым ими услугам обеспечивает Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы).

Согласно пункту 9 статьи 25 Закона об электроэнергетике обеспечение недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике контролируется в соответствии с настоящим Федеральным законом, антимонопольным законодательством Российской Федерации и утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами оптового рынка, правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказываемым организациями коммерческой инфраструктуры услугам.

Основаниями для прекращения электроснабжения в соответствии со статьями 26, 38 Закона об электроэнергетике являются: факт ненадлежащего технологического присоединения к электрическим сетям; аварийная ситуация на объектах электроэнергии; ненадлежащее исполнение обязательств по оплате электроэнергии.

В соответствии с пунктом 33 Правил недискриминационного доступа перерыв в передаче электрической энергии, прекращение или ограничение режима передачи электрической энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор, неудовлетворительное состояние энергопринимающего устройства потребителя услуг угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности. О перерыве, прекращении или ограничении передачи электрической энергии в указанных случаях сетевая организация обязана уведомить потребителя услуг в течение 3 дней с даты принятия такого решения, но не позднее чем за 24 часа до введения указанных мер.

  Абзацем 1 пункта 2 статьи 546 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) установлено, что перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.

  В соответствии со статьей 546 ГК РФ только энергоснабжающая организация наделена правом перерыва в подаче, прекращения и ограничения подачи электроэнергии потребителю.

  Иных оснований прекращения электроснабжения действующим законодательством не предусмотрено.

  Действия ФГБУ «Управление «Курганмелиоводхоз» не подпадают не под одно из оснований вышеуказанных правовых норм.

  Материалами заявления подтверждается, что у Заявителя имеется единственный способ подключения – только от объектов электросетевого хозяйства ФГБУ «Управление «Курганмелиоводхоз». ФГБУ «Управление «Курганмелиоводхоз» как собственник объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредовано присоединены к электрическим сетям энергопринимающие устройства ООО ПКФ «Веда», обязано соблюдать запрет на препятствование перетоку электрической энергии, установленный Законом.

  Как было указано выше, переток электроэнергии представляет собой ее перемещение по линиям электропередач и другим объектам электросетевого хозяйства. Соблюдение запрета на препятствование перетоку становится обязанностью лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства.

  Таким образом, в действиях ФГБУ «Управление «Курганмелиоводхоз» имеются признаки нарушения части 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике и пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, выразившиеся в препятствовании перетоку через объекты Общества электрической энергии для потребителя ООО ПКФ «Веда».

  На основании изложенного издан приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 23.01.2018 г. N 9 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения, руководствуясь  частью  13 статьи  44  Федерального  закона  от  26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ОПРЕДЕЛИЛА:

1. Назначить дело N АМЗ-4/2018 к рассмотрению на 20 марта 2018 года в 11 час. 00 мин. местного времени по адресу: г. Курган,  ул. М. Горького,  40каб. 215.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве:

ответчика: Федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Курганской области» (ИНН 4501055520 КПП 450101001 ОГРН 1034500007651, 640000, г. Курган, ул. М. Горького, 41);

заявителя: ООО ПКФ «Веда» (640011, г. Курган, Бульвар Мира, 28);

лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах:

- АО «ЭК «Восток» (г. Москва, ул. Бурденко, 22),

 - ПАО «СУЭНКО» (г. Тюмень, ул. Одесская, 14).

3. Ответчику ФГБУ «Управление «Курганмелиоводхоз» представить в срок до 12 марта 2018 г следующие пояснения, документы и сведения:

1) письменную нормативно-обоснованную позицию по настоящему делу.

4. Лицу, располагающему сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах АО «ЭК «Восток» в срок до 12 марта 2018 г. следующие пояснения, документы и сведения:

1) письменную нормативно-обоснованную позицию по настоящему делу.

5. Лицу, располагающему сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах ПАО «СУЭНКО» в срок до 12 марта 2018 г. следующие пояснения, документы и сведения:

1) письменную нормативно-обоснованную позицию по настоящему делу.

 

  Явка сторон по делу N АМЗ-4/2018 обязательна. При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства лица, участвующие в деле, вправе осуществлять свои права и обязанности самостоятельно или через представителя.

  Документы представляются в копиях, заверенных юридическим лицом, за подписью уполномоченного должностного лица, с сопроводительным письмом (с указанием перечня прилагаемых документов, количества листов и экземпляров в документе). В случае отсутствия какого-либо из перечисленных документов необходимы письменные пояснения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны