Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе № АМЗ-44/2016-18.1 о нарушении процеду... от 5 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № АМЗ-44/2016-18.1

 о нарушении процедуры торгов

 

                                                                                                                       г. Курган

  Резолютивная часть решения оглашена «01» июля 2016 г.

 

  В полном объеме решение изготовлено «04» июля 2016 г.

 

 

 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров на территории Курганской области  в составе:

 

  председатель комиссии — Гагарина И.В. – руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;

  члены комиссии:

 Созонова Т.В. – старший государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти;

           Боровко Е.В. – государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти,

 

  в присутствии представителей:

  Организатор торгов – Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области (640000, г. Курган, ул. Володарского,   д. 65 а):  <...> (доверенность №б/н от 30.06.2016 г.), <...> (доверенность № 01-07/2338 от  05.04.2015 г.);

ЗаявительООО «ТМС» (640000, г. Курган,  ул. Куйбышева, 26/1): генеральный директор <...>(приказ №1 от     06.03.2014 г. «О вступлении в должность», выписка из единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 24.06.2016 г.), <...> (доверенность №20 от 30.03.2016 г.);

Заинтересованное лицо (победитель торгов):  ЗАО «Богандинский кирпичный завод» (625521, Тюменская область, Тюменский район, р.п. Богандинский, ул. Кирова, 10): <...> (доверенность №2 от 30.06.2016 г.), <...> (доверенность №1 от 30.06.2016 г.),

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «ТМС»  (вх. № 3823 от 24.06.2016 г.) на действия организатора торгов – Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области при проведении аукциона на право пользования участком недр местного значения, содержащим Западный участок Сладко-Карасинского месторождения кирпичных глин, расположенным в Мишкинском районе Курганской области, с целевым назначением и видом работ: «Разведка и добыча кирпичных глин для производства керамических материалов».

Из содержания жалобы и материалов дела установлено следующее.

На официальном сайте http://torgi.gov.ru Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области (далее – Департамент, Организатор торгов) 18 апреля 2016 года опубликовано извещение № 180416/0758177/01 о проведении аукциона на право пользования участком недр местного значения, содержащим Западный участок Сладко-Карасинского месторождения кирпичных глин, расположенным в Мишкинском районе Курганской области, с целевым назначением и видом работ: «Разведка и добыча кирпичных глин для производства керамических материалов» (далее – аукцион).

Из анализа жалобы, поданной обществом с ограниченной ответственностью «ТМС» (далее – ООО «ТМС», Заявитель) в антимонопольный орган, следует, что основанием для подачи упомянутой жалобы явился необоснованный, по мнению Заявителя, допуск к участию в указанном выше аукционе закрытого акционерного общества «Богандинский кирпичный завод» (далее – ЗАО «Богандинский кирпичный завод», Победитель торгов), признанное впоследствии Организатором торгов победителем аукциона.

В поданной жалобе Заявитель обозначил, что к участию в обозначенном выше аукционе были допущены ООО «ТМС» и ЗАО «Богандинский кирпичный завод».

Между тем, как указал Заявитель, при рассмотрении заявок на участие в аукционе аукционной комиссией были нарушены порядок и условия проведения аукциона, указанные в приложении №1 к распоряжению Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 15.04.2016 г. №160-р, а именно заявка на участие в аукционе ЗАО «Богандинский кирпичный завод» не соответствовала условиям пункта 8.2.9 требований к заявке на участие в аукционе.

          Заявитель полагал, что ЗАО «Богандинский кирпичный завод» не имел квалифицированных специалистов, окончивших высшее учебное заведение с присвоением квалификации «горный инженер»  по специальности «Открытые горные работы», однако был допущен до участия в аукционе и явился его победителем.

 

           Ввиду вышеизложенного Заявитель считал, что заявка ЗАО «Богандинский кирпичный завод» подана не в полном соответствии с требованиями аукционной документации.

Таким образом, по мнению ООО «ТМС», допустив ЗАО «Богандинский кирпичный завод» до участия в аукционе и признав его победителем, аукционная комиссия Департамента нарушила требования пунктов 1-3 статьи 14 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 г. N 2395-1 «О недрах», а также требования части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Представители Департамента считали жалобу необоснованной, представили письменный отзыв на жалобу.

В процессе рассмотрения жалобы в полном объеме подержали доводы, изложенные в отзыве.

Как указали представителя Департамента, на участие в данном аукционе было зарегистрировано 2 заявки:

1)      Заявка № 1 от закрытого акционерного общества «Богандинский кирпичный завод» (адрес: ул. Кирова, 10, р.п. Богандинский, Тюменская область, 625521, ИНН 7224048883, КПП 722401001, ОГРН 1127232055488);

2)      Заявка № 2 от общества с ограниченной ответственностью «ТМС» (адрес: ул. Куйбышева, 26/1, г. Курган, Курганская область, 640000, ИНН 4526006242, КПП 452601001, ОГРН 1144526000068).

Представители Департамента отметили, что вскрытие конвертов с заявками и рассмотрение заявок проведено в порядке и сроки, установленные Порядком и условиями проведения аукциона на право пользования участком недр местного значения, содержащим Западный участок Сладко- Карасинского месторождения кирпичных глин, расположенным в Мишкинском районе Курганской области.

По результатам рассмотрения указанных выше заявок было принято решение о признании обеих заявок соответствующими объявленным условиям аукциона, о принятии обозначенных выше заявок и допуске ЗАО «Богандинский кирпичный завод» и ООО «ТМС» к участию в аукционе.

Победителем аукциона на право пользование участком недр местного значения, содержащим Западный участок Сладко-Карасинского месторождения кирпичных глин, расположенным в Мишкинском районе Курганской области, признан ЗАО «Богандинский кирпичный завод». Окончательный размер разового платежа составил 4 815 360 рублей.

Относительно доводов жалобы ООО «ТМС», касаемо необоснованного допуска к участию в аукционе ЗАО «Богандинский кирпичный завод» представитель Организатора торгов пояснил, что подпунктом 9 пункта 8.2 раздела 8 Порядка и условия проведения аукциона предусмотрено, что к заявке на участие в аукционе на право пользование участком недр местного значения должны прилагаться следующие сведения и документы: «сведения и документы, доказывающие что заявитель обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми для эффективного и безопасного проведения работ, связанных с намечаемым пользованием недрами, в том числе окончившими высшие учебные заведения с присвоением квалификации «горный инженер» по специальности «Открытые горные работы» (иная специальность, дающая право технического руководства горными работами) и (или) соответствующие курсы, дающие право технического руководства горными работами. Наличие в кадровом составе заявителя вышеуказанных специалистов должно быть подтверждено следующими документами: копии дипломов о высшем образовании и (или) копии свидетельств об окончании курсов, дающих право технического руководства горными работами; копии трудовых договоров; копии приказов о приёме на работу; копии трудовых книжек.

При отсутствии или недостаточности у заявителя в кадровом составе квалифицированных специалистов, необходимых для безопасного и эффективного проведения работ, связанных с намечаемым пользованием недрами, он представляет копии договоров со сторонними организациями, привлекаемыми им в качестве подрядчиков для выполнения намечаемых видов работ на участке недр местного значения. Наличие в кадровом составе подрядной организации квалифицированных специалистов, необходимых для эффективного и безопасного проведения работ, связанных с намечаемым пользованием недрами, в том числе окончивших высшие учебные заведения с присвоением квалификации «горный инженер» по специальности «Открытые горные работы» (иная специальность, дающая право технического руководства горными работами) и (или) соответствующие курсы, дающие право технического руководства горными работами, должно быть подтверждено следующими документами: копии дипломов о высшем образовании и (или) копии свидетельств об окончании курсов, дающих право технического руководства горными работами; копии трудовых договоров; копии приказов о приёме на работу; копии трудовых книжек».

          Представитель Департамента обозначил, что данные требования к составу заявки на участие в аукционе подготовлены Департаментом на основании:

–       части 3 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 г. N 2395-1 «О недрах», согласно которой к пользователям недр или привлекаемым ими для пользования недрами другим юридическим и физическим лицам предъявляются требования о наличии специальной квалификации и опыта, подтвержденных государственной лицензией (свидетельством, дипломом) на проведение соответствующего вида деятельности: геологической съемки, поисков, разведки, разных способов добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, других видов пользования недрами;

–       части 5 статьи 24 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 г. N 2395-1 «О недрах», которой установлено, что одним из основных требованием по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, являются допуск к работам лиц, имеющих специальную подготовку и квалификацию, а к руководству горными работами - лиц, имеющих соответствующее специальное образование;

–       пункта 29 приказа Ростехнадзора от 11.12.2013 г. N 599 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых»: к техническому руководству работами на объектах ведения горных работ и переработки полезных ископаемых должны допускаться лица, имеющие высшее или среднее специальное соответствующее образование или окончившие соответствующие курсы, дающие право технического руководства горными работами.

Как обозначил представитель Департамента, по подпункту 9 пункта 8.2 раздела 8 Порядка и условий проведения аукциона к заявке на участие в аукционе ЗАО «Богандинский кирпичный завод» приложены, в том числе, документы по горному инженеру Короткову В.В., а именно:

– копия приказа ЗАО «Богандинский кирпичный завод» от 30.09.2015 г. № 16к о принятии на работу Короткова В.В. горным инженером по совместительству;

– копия трудового договора от 30.09.2015 г. (Коротков В.В. должность: горный инженер, квалификации технолог);

– копия паспорта и страхового свидетельства государственного пенсионного страхования Короткова В.В.;

–  копия единой книжки мастера взрывника серия УР № 2486 Короткова В В.;

– копия диплома УВ № 119869 (Коротков В.В., квалификация горный инженер по специальности технология и комплексная механизация подземной разработки месторождений полезных ископаемых).

Организатор торгов указал, что ЗАО «Богандинский кирпичный завод» представлены сведения о наличии в кадровом составе специалиста Короткова В.В., окончившего высшее учебное заведение с присвоением квалификации «горный инженер» по специальности «Технология и комплексная механизация подземной разработки месторождений полезных ископаемых».

Также, Организатор торгов указал, в соответствии с «ОК 009-2003. Общероссийский классификатор специальностей по образованию» (утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 30.09.2003 г. N 276-ст) специальность «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых» отнесена к направлению подготовки «Горное дело» с присвоением квалификации по специальности «Горный инженер».

Кроме того, как обозначил Организатор торгов, в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.01.2011 г. № 89 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 130400 Горное дело (квалификация (степень) «специалист»)» по окончании обучения по направлению подготовки «Горное дело» наряду с квалификацией «специалист» присваивается специальное звание «горный инженер». Специалист по направлению подготовки «Горное дело» наряду с решением иных профессиональных задач должен осуществлять техническое руководство горными и взрывными работами, а также работами по обеспечению функционирования оборудования и технических систем горного производства.

Таким образом, позиция Департамента сводится к тому, что представленные ЗАО «Богандинский кирпичный завод» сведения о наличии в кадровом составе специалиста Короткова В.В., окончившего высшее учебное заведение с присвоением квалификации «горный инженер» по специальности «Технология и комплексная механизация подземной разработки месторождений полезных ископаемых» подтверждают, что ЗАО «Богандинский кирпичный завод» обладает квалифицированными специалистами для эффективного и безопасного проведения работ, связанных с намечаемым пользованием недрами. Данная специальность дает право технического руководства горными работами.

Между тем, 30 июня 2016 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области поступили письменные дополнения от победителя торгов – ЗАО «Богандинский кирпичный завод» (вх. №3931, вх. №3938), из которых следует, что победитель торгов просит предоставить право участвовать в рассмотрении вышеобозначенной жалобы, поскольку в результате ее рассмотрения могут быть затронуты законные права и интересы ЗАО «Богандинский кирпичный завод», как победителя торгов.

Кроме того, в вышеобозначенном дополнении победитель торгов полагал, что заявка ООО «ТМС», по мнению ЗАО «Богандинский кирпичный завод», неправомерно была допущена Организатором торгов,  поскольку ООО «ТМС» не обладает техническими средствами, необходимыми для безопасных работ на участке недр (отсутствие гусеничных экскаваторов, бульдозеров, фронтальных погрузчиков, самосвальной техники), а также не обладает квалифицированными специалистами (отсутствуют горные инженеры), также просил отменить итоги вышеобозначеннго аукциона.

Однако в процессе рассмотрения жалобы ООО «ТМС», представители ЗАО «Богандинский кирпичный завод», после ознакомления с заявкой на участие в аукционе и приложенными документами ООО «ТМС», выразили иную позицию, чем изложенную в письменных дополнениях (вх. №3931, вх. №3938 от 30.06.2016 г.), а именно, выразили мнение о том, что заявка ООО «ТМС» с приложенными к ней документами соответствует условиям аукционной документации.

Таким образом, в процессе рассмотрения жалобы ООО «ТМС», представители ЗАО «Богандинский кирпичный завод» просили письменные дополнения ЗАО «Богандинский кирпичный завод» (вх. №3931, вх. №3938 от 30.06.2016 г.) считать письменными пояснениями победителя торгов, не придавать данным пояснениям статуса жалобы на действия организатора торгов, отказались от требований, изложенных в просительной части письменных дополнений (вх. №3931, вх. №3938 от 30.06.2016 г.), относительно неправомерного допуска ООО «ТМС» к участию в аукционе и отмены итогов вышеобозначенного аукциона.

 

        

          Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области рассмотрела представленные доказательства, заслушала доводы, пояснения и возражения по жалобе, и пришла к следующим выводам.

          В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Статья 17 Закона о защите конкуренции устанавливает правовые основы антимонопольного контроля за соблюдением запрета, налагаемого на действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении процедуры торгов.

В силу части 1 статьи 17 вышеуказанного Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно статье 1.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 г. N 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах) недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статьей 4 Закона о недрах предусмотрены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования.

Согласно указанной статье, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях, в том числе, относятся:

          –  принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о недрах;

          – разработка и реализация территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы;

– распоряжение совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр на своих территориях, формирование совместно с Российской Федерацией региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым, и предоставление права пользования участками недр местного значения;

          –   подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами;

          – согласование технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения;

–   установление порядка пользования участками недр местного значения;

– участие в определении условий пользования месторождениями полезных ископаемых.

Также статьей 1.1. Закона о недрах предусмотрено, что субъекты Российской Федерации принимают свои законы и иные правовые акты в целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий.

В силу изложенного, Постановлением Курганской областной Думы от 26.02.2008 г. № 2920 принят Закон Курганской области «О недропользовании в Курганской области» № 335 от 03.03.2008 г. (далее – Закон о недропользовании в Курганской области).

Статьей 8 Закона о недропользовании в Курганской области предусмотрены полномочия уполномоченного органа исполнительной власти Курганской области в сфере регулирования отношений недропользования.

К полномочиям, указанным в статье 8 обозначенного Закона, в том числе, относятся:

– принятие решения о предоставлении права пользования участками недр местного значения в соответствии с действующим законодательством;

–  предоставление права пользования участками недр местного значения;

– установление порядка оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения;

– установление порядка переоформления лицензий на пользование участками недр местного значения;

– участие в определении условий пользования месторождениями полезных ископаемых;

–   подготовка условий пользования участками недр местного значения;

– разработка и реализация территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы Курганской области;

–  принятие решений о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, о составе и порядке работы конкурсных или аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких конкурсов или аукционов относительно участков недр местного значения;

– подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.

На основании Положения о Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, утвержденного постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 25.09.2006 г. № 338, Департамент является специально уполномоченным органом исполнительной власти Курганской области в сфере охраны и использования участков недр местного значения (пункт 3 Положения).

В силу пункта 15 названного выше Положения о Департаменте, к полномочиям последнего в сфере регулирования отношений недропользования на территории Курганской области относятся:

1) разработка и реализация территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы Курганской области;

2) создание и ведение территориального фонда геологической информации, распоряжение информацией, полученной за счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований Курганской области;

3) участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность;

4) составление территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений регионального и местного значения, не связанных с добычей полезных ископаемых;

5) участие в определении условий пользования месторождениями полезных ископаемых;

6) предоставление права пользования участками недр местного значения, в том числе:

принятие решения о предоставлении по результатам аукциона права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный Департаментом, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых;

принятие решения о предоставлении права пользования участком недр местного значения для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых;

принятие решения о предоставлении права пользования участком недр местного значения, содержащим месторождение общераспространенных полезных ископаемых и включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный Департаментом, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых открытого месторождения при установлении факта его открытия пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению такого участка недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, за исключением проведения указанных работ в соответствии с государственным контрактом;

принятие решения о предоставлении права краткосрочного (сроком до одного года) пользования участком недр местного значения для осуществления юридическим лицом (оператором) деятельности на участке недр местного значения, право пользования которым досрочно прекращено;

принятие решения о предоставлении права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный Департаментом, для его геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых;

принятие решений о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, о составе и порядке работы конкурсных или аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких конкурсов или аукционов относительно участков недр местного значения;

принятие решения о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования участками недр местного значения;

7) подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами;

8) создание комиссии по установлению факта открытия месторождений общераспространенных полезных ископаемых, утверждение ее состава и порядка работы;

9) организация и осуществление регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения в соответствии с установленным действующим законодательством порядком;

10) проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения;

11) осуществление оформления, государственной регистрации, выдачи и переоформления лицензий на пользование участками недр местного значения;

12) установление порядка оформления, государственной регистрации, выдачи и переоформления лицензий на пользование участками недр местного значения;

13) установление порядка согласования и согласование нормативов потерь общераспространенных полезных ископаемых, превышающих по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, подготовленной и согласованной в соответствии со статьей 23.2 Закона о недрах;

14) подготовка условий пользования участками недр местного значения.

В силу статьи 10.1. Закона о недрах одним из оснований возникновения права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о:

предоставлении по результатам аукциона права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых;

предоставлении права пользования участком недр местного значения, для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых;

предоставлении права пользования участком недр местного значения, содержащим месторождение общераспространенных полезных ископаемых и включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых открытого месторождения при установлении факта его открытия пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению такого участка недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, за исключением проведения указанных работ в соответствии с государственным контрактом;

предоставлении права краткосрочного (сроком до одного года) пользования участком недр местного значения для осуществления юридическим лицом (оператором) деятельности на участке недр местного значения, право пользования которым досрочно прекращено;

предоставлении права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для его геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых;

предоставлении права пользования участком недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи (пункт 6 статьи 10.1.).

Таким образом, одним из оснований возникновения права пользования участками недр является признание победителем участника процедуры торгов при проведении аукциона на право пользования участком недр местного значения.

Согласно перечню участков недр местного значения по Курганской области, утвержденному заместителем Губернатора Курганской области – директором Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, Западный участок Сладко-Карасинского месторождения Мишкинского района включен в перечень участков недр местного значения.

Распоряжением Заместителя Губернатора Курганской области – директора Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области — <...> от 15 апреля 2016 г. №160-р решено провести во 2 квартале 2016 года аукцион на право пользования участком недр местного значения, содержащим Западный участок Сладко-Карасинского месторождения кирпичных глин, расположенным в Мишкинском районе Курганской области, с целевым назначением и видом работ: «Разведка и добыча кирпичных глин для производства керамических материалов».

Также, обозначенным выше распоряжением от 15 апреля 2016 г. №160-р утверждены порядок и условия проведения аукциона на право пользования участком недр местного значения, содержащим Западный участок Сладко-Карасинского месторождения кирпичных глин, расположенным в Мишкинском районе Курганской области, с целевым назначением и видом работ: «Разведка и добыча кирпичных глин для производства керамических материалов» (приложение №1 к распоряжению от 15 апреля 2016 г. №160-р).

Из извещения о проведении торгов №180416/0758177/01,  опубликованного на сайте http://torgi.gov.ru, а также порядка и условий проведения указанного выше аукциона, следует, что датой окончания приема заявок является 23.05.2016 г. При этом дата и время проведения аукциона – 14.06.2016 г. 15 часов 00 минут.

Статьей 13.1. Закона о недрах предусмотрены требования к конкурсам и аукционам на право пользования участками недр.

В силу части 2 обозначенной статьи Закона о недрах, принятие решений о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр о составе и порядке работы конкурсных или аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких конкурсов или аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр осуществляются:

1) органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации относительно участков недр местного значения;

2) федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами относительно участков недр, за исключением участков недр федерального или местного значения.

Исходя из норм действующего законодательства, регулирующего отношения в сфере недропользования, подготовка условий пользования участками недр местного значения отнесена к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

На основании указанного, Департаментом был разработан порядок и условия проведения аукциона на право пользования участком недр местного значения, содержащим Западный участок Сладко-Карасинского месторождения кирпичных глин, расположенным в Мишкинском районе Курганской области.

Подпунктом 9 пункта 8.2 раздела 8 Порядка и условия проведения аукциона предусмотрено, что к заявке на участие в аукционе на право пользование участком недр местного значения должны прилагаться следующие сведения и документы: «сведения и документы, доказывающие что заявитель обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми для эффективного и безопасного проведения работ, связанных с намечаемым пользованием недрами, в том числе окончившими высшие учебные заведения с присвоением квалификации «горный инженер» по специальности «Открытые горные работы» (иная специальность, дающая право технического руководства горными работами) и (или) соответствующие курсы, дающие право технического руководства горными работами. Наличие в кадровом составе заявителя вышеуказанных специалистов должно быть подтверждено следующими документами: копии дипломов о высшем образовании и (или) копии свидетельств об окончании курсов, дающих право технического руководства горными работами; копии трудовых договоров; копии приказов о приёме на работу; копии трудовых книжек.

При отсутствии или недостаточности у заявителя в кадровом составе квалифицированных специалистов, необходимых для безопасного и эффективного проведения работ, связанных с намечаемым пользованием недрами, он представляет копии договоров со сторонними организациями, привлекаемыми им в качестве подрядчиков для выполнения намечаемых видов работ на участке недр местного значения. Наличие в кадровом составе подрядной организации квалифицированных специалистов, необходимых для эффективного и безопасного проведения работ, связанных с намечаемым пользованием недрами, в том числе окончивших высшие учебные заведения с присвоением квалификации «горный инженер» по специальности «Открытые горные работы» (иная специальность, дающая право технического руководства горными работами) и (или) соответствующие курсы, дающие право технического руководства горными работами, должно быть подтверждено следующими документами: копии дипломов о высшем образовании и (или) копии свидетельств об окончании курсов, дающих право технического руководства горными работами; копии трудовых договоров; копии приказов о приёме на работу; копии трудовых книжек».

Установлено, что согласно журналу регистрации поступления заявок на участие в обозначенном выше аукционе поступило две заявки, а именно: 20.05.2016 г. в 9 часов 08 минут по местному времени поступила заявка ЗАО «Богандинский кирпичный завод», 23.05.2016 г. в 16 час 25 минут  по местному времени поступила заявка ООО «ТМС».

Протоколом от 24.05.2016 г. заседания аукционной комиссии по вскрытию конвертов с заявками на участие в аукционе на право пользования участком недр местного значения, содержащим Западный участок Сладко-Карасинского месторождения кирпичных глин, расположенным в Мишкинском районе Курганской области, утвержденным 24.05.2016 г. Заместителем Губернатора Курганской области – директором Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области — <...>, установлено, что на участие в аукционе зарегистрировано 2 вышеуказанных заявки.

Протоколом от 03.06.2016 г. заседания аукционной комиссии по рассмотрению заявок на участие в аукционе на право пользования участком недр местного значения, содержащим Западный участок Сладко-Карасинского месторождения кирпичных глин, расположенным в Мишкинском районе Курганской области, утвержденным 03.06.2016 г. Заместителем Губернатора Курганской области – директором Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области — <...>,  решено признать заявку ООО «ТМС» и заявку ЗАО «Богандинский кирпичный завод» соответствующими условиям объявленного аукциона, принять указанные заявки и допустить к участию в аукционе ООО «ТМС» и ЗАО «Богандинский кирпичный завод».

Как указывалось выше, по мнению ООО «ТМС», при рассмотрении заявок на участие в аукционе аукционной комиссией Департамента были нарушены порядок и условия проведения аукциона, указанные в приложении №1 к распоряжению Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 15.04.2016 г. №160-р, а именно заявка на участие в аукционе ЗАО «Богандинский кирпичный завод» не соответствовала условиям пункта 8.2.9 требований к заявке на участие в аукционе.

          Заявитель полагал, что ЗАО «Богандинский кирпичный завод» не имеет квалифицированных специалистов, окончивших высшее учебное заведение с присвоением квалификации «горный инженер»  по специальности «Открытые горные работы», однако был допущен до участия в аукционе и явился его победителем.

Таким образом, учитывая перечисленное выше, Заявитель полагал, что допуск ЗАО «Богандинский кирпичный завод» к участию в упомянутом аукционе является неправомерными действиями со стороны Организатора торгов, что послужило основанием для подачи жалобы в антимонопольный орган.

Согласно статье 14 Закона о недрах отказ в приеме заявки на участие в конкурсе или аукционе либо заявки на получение права пользования недрами без проведения конкурса или аукциона может последовать в следующих случаях:

1) заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований, в том числе, если ее содержание не соответствует объявленным условиям конкурса или аукциона;

2) заявитель умышленно представил о себе неверные сведения;

3) заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ;

4) если в случае предоставления права пользования недрами данному заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования;

5) заявитель не соответствует критериям, установленным условиями проведения аукциона, для предоставления права пользования участком недр федерального значения.

Вместе с тем, из анализа заявки ЗАО «Богандинский кирпичный завод» на участие в обозначенном выше аукционе и приложенных к заявке документов установлено, что во исполнение подпункта 9 пункта 8.2 раздела 8 Порядка и условия проведения аукциона ЗАО «Богандинский кирпичный завод» представлены следующие документы:

 – копия приказа ЗАО «Богандинский кирпичный завод» от 30.09.2015 г. № 16к о принятии на работу Короткова Валерия Владимировича горным инженером по совместительству;

– копия трудового договора от 30.09.2015 г., согласно которому Коротков Валерий Владимирович принимается на должность горного инженера, квалификации технолог в ЗАО «Богандинский кирпичный завод»;

– копия паспорта и страхового свидетельства государственного пенсионного страхования Короткова Валерия Владимировича;

–  копия единой книжки мастера взрывника серия УР № 2486, выданной 10 января 2007 года квалификационной комиссией при ОАО «Севуралбокситруда», согласно которой Коротков Валерий Владимирович имеет право руководства взрывными работами в подземных выработках и на поверхности рудников не опасных по газу и пыли;

– копия диплома УВ № 119869, выданного 22.06.1993 года, согласно которому Коротков Валерий Владимирович в 1993 году окончил Уральского ордена Трудового Красного Знамени горный институт им. В. В. Вахрушева по специальности технология и комплексная механизация подземной разработки месторождений полезных ископаемых, с присвоением квалификации горного инженера.

Приказом Ростехнадзора от 11.12.2013 г. N 599 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых».

Разделом II упомянутых выше Федеральных норм и правил установлены общие требования к организации работ.

Пунктом 29 раздела II указанных Федеральных норм и правил закреплено, что к техническому руководству работами на объектах ведения горных работ и переработки полезных ископаемых должны допускаться лица, имеющие высшее или среднее специальное соответствующее образование или окончившие соответствующие курсы, дающие право технического руководства горными работами.

Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30.09.2003г.       N 276-ст утвержден ОК 009-2003. Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

         В частности, укрупненная группа специальностей и направлений подготовки 130000 «Геология, разведка и разработка полезных ископаемых» включает в себя направление подготовки 130400 «Горное дело», которое включает в себя специальность 130403 «Открытые горные работы» с присвоением квалификации по специальности «Горный инженер», а также включает в себя специальность 130404 «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых» с присвоением квалификации по специальности «Горный инженер».

Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 24.01.2011 г. № 89 утвержден и введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 130400 Горное дело (квалификация (степень) «специалист»)», в котором из пункта 4.3. следует, что по окончании обучения по направлению подготовки «Горное дело» наряду с квалификацией «специалист» присваивается специальное звание «горный инженер». Специалист по направлению подготовки Горное дело наряду с решением иных профессиональных задач должен осуществлять техническое руководство горными и взрывными работами, а также работами по обеспечению функционирования оборудования и технических систем горного производства.

Приказом Ростехнадзора от 16.12.2013 г. N 605 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности при взрывных работах».

При этом в пункте 58 раздела II  «Требования к персоналу взрывных работ» вышеуказанных Федеральных нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности при взрывных работах» обозначено, что право технического руководства взрывными работами получают лица, окончившие высшие учебные заведения:

а) с присвоением степени магистра техники и технологии по следующим специальностям:

130400 Горное дело;

130500 Взрывное дело;

б) с присвоением квалификации горного инженера по следующим специальностям:

130401 - Физические процессы горного или нефтегазового производства;

130403 - Открытые горные работы;

130404 - Подземная разработка месторождений полезных ископаемых;

130406 - Шахтное и подземное строительство;

130408 - Взрывное дело.

в) окончившие средние специальные учебные заведения с присвоением квалификации горного техника-технолога, старшего горного техника-технолога по следующим специальностям:

130403 - Открытые горные работы;

130404 - Подземная разработка месторождений полезных ископаемых;

с присвоением квалификации горного техника по специальности:

130407 - Шахтное строительство.

Как уже указывалось выше, подпунктом 9 пункта 8.2 раздела 8 Порядка и условия проведения аукциона предусмотрено, что к заявке на участие в аукционе на право пользование участком недр местного значения должны прилагаться следующие сведения и документы: «сведения и документы, доказывающие что заявитель обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми для эффективного и безопасного проведения работ, связанных с намечаемым пользованием недрами, в том числе окончившими высшие учебные заведения с присвоением квалификации «горный инженер» по специальности «Открытые горные работы» (иная специальность, дающая право технического руководства горными работами) и (или) соответствующие курсы, дающие право технического руководства горными работами. Наличие в кадровом составе заявителя вышеуказанных специалистов должно быть подтверждено следующими документами: копии дипломов о высшем образовании и (или) копии свидетельств об окончании курсов, дающих право технического руководства горными работами; копии трудовых договоров; копии приказов о приёме на работу; копии трудовых книжек.

Таким образом, в соответствии с Порядком и условиями проведения обозначенного аукциона лица, желающие принять участие в данном аукционе, вправе приложить к заявке на участие в данном аукционе сведения и документы, доказывающие что заявитель обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми для эффективного и безопасного проведения работ, связанных с намечаемым пользованием недрами, не только окончившими высшие учебные заведения с присвоением квалификации «горный инженер» по специальности «Открытые горные работы», но и квалифицированными специалистами иных специальностей, дающих право технического руководства горными работами, и (или) окончивших соответствующие курсы, дающие право технического руководства горными работами.

ЗАО «Богандинский кирпичный завод» во исполнение подпункта 9 пункта 8.2 раздела 8 Порядка и условия проведения аукциона представлена  копия единой книжки мастера взрывника серия УР № 2486, выданной 10 января 2007 года квалификационной комиссией при ОАО «Севуралбокситруда», согласно которой Коротков Валерий Владимирович имеет право руководства взрывными работами в подземных выработках и на поверхности рудников не опасных по газу и пыли.

Кроме того, ЗАО «Богандинский кирпичный завод» представлена копия диплома УВ № 119869, выданного 22.06.1993 года, согласно которому Коротков Валерий Владимирович в 1993 году окончил Уральского ордена Трудового Красного Знамени горный институт им. В. В. Вахрушева по специальности по специальности технология и комплексная механизация подземной разработки месторождений полезных ископаемых, с присвоением квалификации горного инженера.

Таким образом, совокупный анализ вышеуказанного позволяет прийти к выводу о том, что ЗАО «Богандинский кирпичный завод» исполнены требования подпункта 9 пункта 8.2 раздела 8 Порядка и условия проведения аукциона, соответственно, соответственно, довод жалобы ООО «ТМС» относительно неправомерного допуска Организатором торгов ЗАО «Богандинский кирпичный завод» до участия в указанном выше аукционе, является необоснованным.

  Учитывая изложенное выше, руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135–ФЗ «О защите конкуренции», статьей 23,  Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

 

  1.  Жалобу  ООО «ТМС» признать необоснованной.

 

   Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Курганской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

                   Председатель Комиссии __________________ И.В. Гагарина

 

 

                   Члены Комиссии:            __________________ Т.В. Созонова

                                               

                                                           __________________ Е.В.Боровко

                                             

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны