Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу N АМЗ-52/2017 о нарушении антимонопольного з... от 6 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу N АМЗ-52/2017

о нарушении антимонопольного законодательства

 

 

                        г. Курган

 

Резолютивная часть решения оглашена: 21.03.2018 г.

В полном объеме решение изготовлено: 02.04.2018 г.

                           

         Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту - Комиссия) в составе:

         Председатель комиссии:  – заместитель руководителя-начальник отдела Курганского УФАС России;

         Члены Комиссии:

 - заместитель начальника отдела Курганского УФАС России;

 - государственный инспектор Курганского УФАС России,

рассмотрев дело N АМЗ-52/2017 по признакам нарушения ОАО «Аэропорт Курган» (ИНН 4501080984 КПП 450101001 ОГРН 1024500529184, 640000, г. Курган, Аэропорт) части 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике», пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», выразившегося в препятствовании перетоку электрической энергии через объекты электросетевого хозяйства ОАО «Аэропорт Курган» для ИП ********

 доверенность от 03.11.2017 г.;

от заявителя: ИП ***,*** И.В., доверенность *** от 29.08.2017 г.; от лиц, располагающих сведениями: ***М.В., доверенность от 29.12.2017 г. N Дв-ЭК-2017-0855 (АО «ЭК «Восток»), *** Г.В., доверенность от 01.11.2017 г. N 612-17 (ПАО «СУЭНКО).

УСТАНОВИЛА:

Основанием для возбуждения дела N АМЗ-52/2017 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – дело N 30) в силу пункта 2 части 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) явилось заявление физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства.

28 июня 2017 года в Курганское УФАС России поступило заявление от индивидуального предпринимателя *** (далее по тексту также – Заявитель), в долевой собственности которой находится нежилое помещение – здание столовой с кулинарией, расположенное по адресу: г. Курган, ул. Гагарина, 41, строение 38 (свидетельство о праве собственности от 28.06.2006 серия <...> АБ №084369) с жалобой на действия ОАО «Аэропорт Курган», выразившиеся в отключении от электрической энергии принадлежащего Заявителю объекта.

Заявитель сообщила, что 17.06.2017 года в 10 час. 00 мин. без предупреждения прекращена подача электрической энергии в отношении принадлежащего ей объекта в связи с выходом из строя кабельной линии. ИП *** пояснила, что подача электрической энергии осуществлялась через подстанцию ОАО «Аэропорт Курган».

На момент подачи заявления (28.06.2017г.) подача электроэнергии не возобновлена.

В связи с тем, что Заявитель является индивидуальным предпринимателем ограничение режима потребления электрической энергии неблагоприятно сказывается на осуществляемом виде деятельности, ущемляет его права и законные интересы.

На основании имеющихся в материалах заявления документов (сведений), информации, Курганским УФАС России установлено следующее.

Между Заявителем и АО «ЭК «Восток» заключен договор энергоснабжения от 09.01.2008 г. N4075, на основании которого гарантирующий поставщик обязался поставлять Потребителю в точку поставки через присоединенную сеть электрическую энергию. Пункт 2.2. договора гласит, что Гарантирующий поставщик в целях надлежащего исполнения договора урегулирует отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением, а также отношения связанные с передачей электрической энергии, путем заключения договора на оказание услуг по передаче электрической энергии. Отношения по передаче электрической энергии в отношении Заявителя урегулированы АО «ЭК «Восток» с ПАО «СУЭНКО» путем заключения договора на оказание услуг по передаче электрической энергии и мощности от 01.01.2015г №Д-ЭК-2015-0100/проч. Объектом энергоснабжения является помещение, расположенное по адресу: г. Курган, ул. Гагарина, стр. 38.

Технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих Заявителю осуществлено на основании технических условий от 01.10.2007 г., выданных ОАО «Аэропорт Курган» и подтверждается актом разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон, согласно которому точкой подключения являются внутренние сети ОАО «Аэропорт Курган» ТП-1, РУ-0,4 кВ.

Сетевая организация ПАО «СУЭНКО» сообщила, что 17.06.2017 года в оперативно-диспетчерскую службу сетевой организации поступали вызовы которыми сообщалось о прекращении поступления электрической энергии на энергопринимающие устройства, находящиеся на территории ОАО «Аэропорт Курган», принадлежащие предположительно ИП ****.

Заявитель письменно обращалась 19.06.2017 г., 29.06.2017 г. в Курганское Управление «Энергосбыт» - филиал АО «ЭК «Восток» с просьбой разобраться в сложившейся ситуации, возникшей в результате прекращения энергоснабжения.

19.06.2017 г. Заявитель направила претензию в адрес ОАО «Аэропорт Курган» с требованием принять меры по восстановлению подачи электроэнергии.

В ответ на претензию в адрес Заявителя ОАО «Аэропорт Курган» письмом от 20.06.2017 года исх. N 731 сообщило о том, что Общество не является энергосбытовой компанией и не оказывает услуги по передаче электрической энергии потребителям, не имеет каких-либо договорных обязательств по снабжению электрической энергией энергопринимающих устройств Заявителя, и, что по всем вопросам снабжения электрической энергией рекомендует обратиться в уполномоченную организацию.

27.06.2017 г. в адрес ОАО «Аэропорт Курган» Заявителем направлено письмо с просьбой согласовать установку дополнительных опор и прокладку кабеля за счет собственных средств и подключения к сетям аэропорта взамен выбывшей линии.

ПАО «СУЭНКО сообщило о том, что 04.07.2017 г. ИП **** обратилась в сетевую организацию с просьбой заключить договор подряда с целью определить место повреждения на кабельной линии 0,4 кВ «Пекарня», через которую электрическая энергия поступает на принадлежащие ей энергопринимающие устройства.

10.07.2017 г. ПАО «СУЭНКО» обратилось в ОАО «Аэропорт Курган» с просьбой допустить бригаду электромонтеров в ТП-294 для проведения работ по определению места повреждения кабельной линии. Сотрудники сетевой организации не были допущены на территорию ОАО «Аэропорт Курган».

23.08.2017 г. в адрес ПАО «СУЭНКО» поступило письмо от АО «Аэропорт Курган», в котором Общество сообщило о том, что определение места повреждения кабельной линии произведено силами аэропорта, все необходимые, по мнению ОАО «Аэропорт Курган», меры по восстановлению энергоснабжения предприняты.

В материалы дела ИП **** представила копию письма «Энергосбыт» - филиал АО «ЭК «Восток» от 21.07.2017 исх. №ЭК-2017-23199, в котором гарантирующий поставщик сообщает о том, что со стороны ОАО «Аэропорт Курган» какие-либо действия, направленные на принятие мер по факту незаконного приостановления подачи электрической энергии, не предприняты.

ОАО «Аэропорт Курган» в материалы заявления представлена копия свидетельства о праве собственности на объект – здание трансформаторной подстанции, расположенное по адресу: г. Курган, ул. Гагарина, 41, строение 40; инвентарная карточка учета объекта основных средств линии электропередач (эл.сеть) 0,4 кВ.

Таким образом, ОАО «Аэропорт Курган» является законным владельцем объектов электросетевого хозяйства.

В силу части 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон об электроэнергетике) сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства. Указанное лицо в установленном порядке также обязано осуществлять по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) действия по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии такими энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики и оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.

Пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» (далее по тексту также – Правила недискриминационного доступа) установлено, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Переток электроэнергии представляет собой ее перемещение по линиям электропередач и другим объектам электросетевого хозяйства. Соблюдение запрета на препятствование перетоку становится обязанностью лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства при определенных условиях, установленных Правилами недискриминационного доступа.

Под опосредованным присоединением, согласно пункту 5 Правил недискриминационного доступа, понимается присоединение энергопринимающих устройства потребителя электрической энергии к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии либо объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций.

Курганским УФАС России установлено, что энергопринимающие устройства, принадлежащие Заявителю и  расположенные по адресу: г. Курган, ул. Гагарина, 41 стр. 38 опосредовано присоединены к электрическим сетям через объекты электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуги по передаче электрической энергии – ОАО «Аэропорт Курган».

ОАО «Аэропорт Курган» запрет, установленный частью 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике, пунктом 6 Правила недискриминационного доступа нарушен, так как действия Общества, выразившиеся в препятствовании в восстановлении режима потребления электрической энергии Заявителю являются препятствованием перетоку электрической энергии.

На основании изложенного выше, Курганским УФАС России приказом от 21.09.2017 г. N 134 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства N АМЗ-52/2017 в отношении ОАО «Аэропорт Курган».

В ходе рассмотрения дела N АМЗ-52/2017 ОАО «Аэропорт Курган» сообщило о том, что возобновление перетока электрической энергии на объекты, принадлежащие Заявителю произошло 05.07.2017 года в 17 час. 55 мин. в связи с подачей ОАО «Аэропорт Курган» напряжения по временной схеме в ВРУ кафе ИП **** В подтверждение данного довода Ответчиком представлена копия акта ОАО «Аэропорт Курган».

Заявитель с позицией ОАО «Аэропорт Курган» не согласна в связи с тем, что подключение по временной схеме не состоялось. По причине вышеуказанных обстоятельств, 06.07.2017 года ИП **** была вынуждена обратиться в сетевую организацию ПАО «СУЭНКО» для заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям сетевой организации.

13.07.2017 года между сетевой организацией ПАО «СУЭНКО» и Заявителем заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям принадлежащих ИП **** энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: г. Курган, ул. Гагарина, 41, строение 38. Согласно техническим условиям к указанному договору, технологическое присоединение осуществляется от объектов электроэнергетики сетевой организации РУ-0,4 кВ, Р-2-3, ТП-409, ПС 110/6 кВ «Восточная».

Согласно представленным в материалы дела документам, фактический прием (подачи) напряжения и мощности на объекты Заявителя осуществлен 25.07.2017 года.

В материалы дела Заявителем представлена копия заявления от 04.08.2017 года в адрес АО «ЭК «Восток» с просьбой о внесении изменений в договор энергоснабжения в связи с изменением схемы электроснабжения с 25.07.2017 года.

ИП **** с доводами ОАО «Аэропорт Курган» о подключении 05.07.2017 года энергопринимающих устройств по временной схеме не согласна также в силу того, что акт подключения энергопринимающих устройств, принадлежащих Заявителю, подписанный  ОАО «Аэропорт Курган» в одностороннем порядке не содержит подписи ИП **** и (или) ее законного представителя.

10.08.2017 года между ИП **** и АО «ЭК «Восток» заключен новый договор энергоснабжения, согласно которому, изменился источник питания поставки электрической энергии на энергопринимающие устройства, расположенные по адресу: г. Курган, ул. Гагарина, 41, строение 38.

Позиция Ответчика по рассматриваемым обстоятельствам  неоднократно менялась. ОАО «Аэропорт Курган» заявляло о том, что  не препятствовало перетоку через свои объекты электрической энергии для ИП ****, так как прекращение (ограничение) электроснабжения в отношении Заявителя не применялось. Представитель ОАО «Аэропорт Курган»  сообщала о том, что отключение электроснабжения было связано с аварией. В подтверждение указанного довода ссылалась на акт Комиссии Курганской транспортной прокуратуры от 28.07.2017 года.

Представитель Ответчика **** сообщала, что отключение объектов Заявителя ОАО «Аэропорт Курган» не осуществлялось.

В письменных пояснениях от 31.01.2018 года Ответчик сообщил, что причиной прекращения подачи электроснабжения на объект, принадлежащий Заявителю, послужило повреждение линии КЛ-0,4 кВ, принадлежащей ОАО «Аэропорт Курган» (выгорание ячейки N 2, N 6 ТП-1, вероятная причина – износ кабеля и скачок напряжения), ссылаясь на Оперативный журнал ОАО «Аэропорт Курган».

Комиссия Курганского УФАС России, проанализировав представленные в материалы дела документы, доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, нормы действующего законодательства в части рассматриваемых обстоятельств, пришло к выводу о наличии в действиях ОАО «Аэропорт Курган» нарушения части 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике, пункта 6 Правила недискриминационного доступа в силу следующего.

  Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей энергии установлены Законом об электроэнергетике.

Согласно статье 3 Закона об электроэнергетике услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями; территориальная сетевая организация является коммерческой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети.

Статьями 5, 6 Закона об электроэнергетике определено технологическое единство электроэнергетики, обеспечение бесперебойного и надежного функционирования энергетики, единство экономического пространства в сфере обращения электрической энергии с учетом ограничений, установленных федеральными законами.

Одним из принципов государственного регулирования и контроля в электроэнергетике предусматривается обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав (пункт 1 статьи 20 Закона об электроэнергетике).

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Порядок технологического присоединения установлен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения).

Пунктом 6 Правил недискриминационного доступа установлено, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Переток электроэнергии представляет собой ее перемещение по линиям электропередач и другим объектам электросетевого хозяйства. Соблюдение запрета на препятствование перетоку становится обязанностью лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства при определенных условиях, установленных Правилами недискриминационного доступа.

Под опосредованным присоединением, согласно пункту 5 Правил недискриминационного доступа, понимается присоединение энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии либо объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций.

С учетом приведенных норм, сложившееся технологическое присоединение электрических сетей и энергопринимающих устройств не может быть прервано на каких бы то ни было участках, поскольку к общим принципам организации экономических отношений, определенных статьей 6 Закона об электроэнергетике, отнесено технологическое единство электроэнергетики и обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики, являющееся необходимым условием стабильности гражданского оборота, соблюдения прав добросовестных потребителей электроэнергии.

Таким образом, все ограничения в подаче электрической энергии должны выполняться субъектами электроэнергетики, собственниками и иными законными владельцами объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя в строгом соответствии с требованиями Закона об электроэнергетике, указами Президента Российской Федерации и принятыми в соответствии с вышеуказанным законом нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Согласно пункту 9 статьи 25 Закона об электроэнергетике обеспечение недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике контролируется в соответствии с настоящим Федеральным законом, антимонопольным законодательством Российской Федерации и утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами оптового рынка, правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказываемым организациями коммерческой инфраструктуры услугам.

  Основаниями для прекращения электроснабжения в соответствии со статьями 26, 38 Закона об электроэнергетике являются: факт ненадлежащего технологического присоединения к электрическим сетям; аварийная ситуация на объектах электроэнергии; ненадлежащее исполнение обязательств по оплате электроэнергии. В соответствии с пунктом 33 Правил недискриминационного доступа перерыв в передаче электрической энергии, прекращение или ограничение режима передачи электрической энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор, неудовлетворительное состояние энергопринимающего устройства потребителя услуг угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности. О перерыве, прекращении или ограничении передачи электрической энергии в указанных случаях сетевая организация обязана уведомить потребителя услуг в течение 3 дней с даты принятия такого решения, но не позднее чем за 24 часа до введения указанных мер.

  Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее по тексту – Правила N 442), устанавливают основы регулирования отношений, связанных с введением полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности) - участниками оптового и розничных рынков электрической энергии (далее - потребители), в том числе его уровня (далее - ограничение режима потребления), которое предполагает прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителям или сокращение объемов потребления электрической энергии (мощности) в определенных случаях.

В соответствии с пунктом 2 Правил N 442 (в редакции от 11.05.2017 г., действовавшей на момент прекращения энергоснабжения объектов заявителя), ограничение режима потребления электрической энергии вводится при наступлении любого из следующих обстоятельств:

а) соглашение сторон договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности));

б) нарушение своих обязательств потребителем, выразившееся в:

неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, а для граждан-потребителей за 2 расчетных периода, либо к образованию задолженности потребителя перед энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в размере, установленном в договоре;

возникновении у потребителя услуг по передаче электрической энергии задолженности по оплате услуг по передаче электрической энергии, соответствующей одному периоду между установленными договором сроками платежа, а если потребителем является гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация, которая в соответствии с Основными положениями продает электрическую энергию сетевой организации для целей компенсации потерь электрической энергии) - в возникновении у него задолженности в указанном размере, рассчитанной за вычетом задолженности сетевой организации по оплате электрической энергии для компенсации потерь электрической энергии перед этим гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией);

выявлении факта осуществления потребителем безучетного потребления электрической энергии;

невыполнении потребителем условий договора, касающихся обеспечения функционирования устройств релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, устройств компенсации реактивной мощности;

подключении потребителем к принадлежащим ему энергопринимающим устройствам электропотребляющего оборудования, повлекшем нарушение характеристик технологического присоединения, указанных в документах о технологическом присоединении;

в) удостоверение в установленном порядке неудовлетворительного состояния объектов электросетевого хозяйства, энергетических установок, энергопринимающих устройств потребителя, что создает угрозу жизни и здоровью людей и (или) угрозу возникновения технологических нарушений на указанных объектах, установках (устройствах), а также объектах электросетевого хозяйства сетевых организаций;

г) возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов;

д) приостановление или прекращение исполнения обязательств потребителя по договору о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии и мощности;

е) прекращение обязательств по снабжению электрической энергией (мощностью) и (или) оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и (или) договору оказания услуг по передаче электрической энергии (далее - прекращение обязательств сторон по договору), в том числе по причине смены собственника или владельца объектов электросетевого хозяйства, к которым технологически присоединены такие энергопринимающие устройства, если при этом в отношении таких энергопринимающих устройств не заключен и не вступил в силу новый договор, на основании которого осуществляется продажа электрической энергии (мощности) и (или) оказание услуг по передаче электрической энергии;

ж) выявление гарантирующим поставщиком в случае, указанном в пункте 47 Основных положений, факта ненадлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к объектам электросетевого хозяйства;

з) необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителя, либо необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций (иных владельцев объектов электросетевого хозяйства) в случае, если проведение таких работ невозможно без ограничения режима потребления;

и) поступление от потребителя заявления о введении в отношении него ограничения режима потребления в случае, если у потребителя отсутствует техническая возможность введения ограничения самостоятельно;

к) нарушение потребителем введенного ранее в отношении него ограничения режима потребления при сохранении обстоятельств из числа указанных в настоящем пункте, послуживших основанием для его введения.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Правил ограничения режима потребления ограничение режима потребления вводится в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпункте "а", абзацах втором, четвертом и пятом подпункта "б", в подпунктах "е", "ж" и "к" пункта 2 настоящих Правил, - по инициативе гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), перед которым не исполнены обязательства.

Пунктом 5 Правил ограничения режима потребления предусмотрено, что ограничение режима потребления, инициированное в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил, вводится сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии в точке (точках) поставки потребителя, в отношении которого требуется введение ограничения режима потребления (далее - исполнитель), а в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 26 Федерального закона «Об электроэнергетике» и пунктом 6 настоящих Правил, - при участии указанных в пункте 6 настоящих Правил субисполнителей.        

Согласно пункту 6 Правил ограничения режима потребления если энергопринимающие устройства потребителя, в отношении которого вводится ограничение режима потребления, технологически не присоединены к объектам электросетевого хозяйства исполнителя, то действия по введению ограничения режима потребления осуществляются на основании письменного уведомления исполнителя о необходимости введения ограничения режима потребления субисполнителем, которым является:

сетевая организация, к объектам электросетевого хозяйства которой технологически присоединены энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) потребителя, или сетевая организация, имеющая техническую возможность снижения объема электрической энергии, подаваемой такому потребителю;

лицо, не оказывающее услуги по передаче электрической энергии, к объектам электросетевого хозяйства (энергетическим установкам) которого технологически присоединены энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) потребителя. В связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах третьем, пятом и шестом подпункта "б", подпунктах "е" и "к" пункта 2 настоящих Правил, - по инициативе сетевой организации, оказывающей услуги по передаче электрической энергии в точке (точках) поставки потребителя, в отношении которого требуется введение ограничения режима потребления, с одновременным уведомлением о планируемом введении ограничения режима потребления гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего указанного в уведомлении потребителя.

Абзацем 1 пункта 2 статьи 546 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) установлено, что перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энегоснабжающая организация должна предупредить абонента.

В соответствии со статьей 546 ГК РФ только энергоснабжающая организация наделена правом перерыва в подаче, прекращения и ограничения подачи электроэнергии потребителю.

Иных оснований прекращения электроснабжения действующим законодательством не предусмотрено.

Комиссией Курганского УФАС России установлено, что ОАО «Аэропорт Курган» не получало уведомлений ПАО «СУЭНКО», либо «АО «ЭК «Восток о необходимости введения ограничения режима потребления электрической энергии в отношении ИП ***** В свою очередь ОАО «Аэропорт Курган» также не уведомляло ни ПАО «СУЭНКО», ни «АО «ЭК «Восток» о введении ограничения режима потребления электрической энергии  на объектах заявителя.

Как было указано выше, переток электроэнергии представляет собой ее перемещение по линиям электропередач и другим объектам электросетевого хозяйства. Соблюдение запрета на препятствование перетоку становится обязанностью лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства.

ОАО «Аэропорт Курган» не является гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), сетевой организацией, следовательно, лишено возможности инициировать процедуру введения ограничения режима потребления электрической энергии.

Таким образом, действия ОАО «Аэропорт Курган» не подпадают не под одно из оснований для введения ограничения режима потребления электрической энергии.

В случаях, связанных с нарушением хозяйствующим субъектом Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, антимонопольным органом устанавливается нарушение пункта 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике, пункта 6 Правил недискриминационного доступа в силу следующего.

Пунктом 8 статьи 25 Закона об электроэнергетике предусмотрено, что контроль за соблюдением организациями коммерческой инфраструктуры порядка недискриминационного доступа к оказываемым ими услугам обеспечивает Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Постановления Правительства РФ от 07.04.2004 N 189 одной из основных функций Федеральной антимонопольной службы является контроль за соблюдением антимонопольного законодательства в сфере электроэнергетики.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.

Согласно пункту 2 указанного Постановления Правительства РФ Федеральная антимонопольная служба определена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению государственного контроля за соблюдением правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.

Довод Ответчика о том, что в отношении энергопринимающих устройств, принадлежащих Заявителю, действий по прекращению (ограничению) режима потребления электрической энергии ОАО «Аэропорт Курган» не осуществлялось подлежит отклонению в связи с тем, что сетевой организацией ПАО «СУЭНКО» представлены доказательства отсутствия аварийных ситуаций в электрических сетях ПАО «СУЭНКО», которые могли бы привести к нарушению режима потребления электрической энергии на энергопринимающих устройствах Заявителя в период с 17.06.2017 г. по 25.07.2017 года, гарантирующий поставщик электрической энергии в лице АО «ЭК «Восток» инициатором ограничения электрической энергии  в отношении Заявителя  не выступал. Таким образом, перерыв в подаче электрической энергии мог произойти лишь на объектах электросетевого хозяйства, принадлежащих Ответчику. Следовательно, такой перерыв в подаче электрической энергии мог произойти либо по инициативе ОАО «Аэропорт Курган», что в силу вышеуказанных норм законодательства является незаконным, либо по причине возникновения аварийных электроэнергетических режимов и непринятии необходимых, своевременных и достаточных мер к восстановлению электроснабжения объектов заявителя.

Представитель Ответчика **** сообщила, что каких-либо действий со стороны ОАО «Аэропорт Курган», направленных на устранение причины отсутствия электроснабжения на энергопринимающих устройствах, расположенных по адресу: г. Курган, ул. Гагарина, 41, строение 38 Обществом не предпринималось.

Ссылка Ответчика на акт от 05.07.2017 как доказательство восстановления энергоснабжения на объектах заявителя Комиссией отклоняется, поскольку материалами дела подтверждается факт отсутствия электрической энергии на объектах заявителя в период с 17.06.2017 по 25.07.2017 (момент подачи электрической энергии от сетей ПАО «СУЭНКО»).

Комиссия Курганского УФАС России пришла к выводу о том, что действия ОАО «Аэропорт Курган», выразившиеся в уклонении от восстановления режима потребления электрической энергии на объектах Заявителя являются препятствованием перетоку электрической энергии.

Комиссия Курганского УФАС России, исследовав в совокупности в деле доказательства, пояснения, установив фактические и иные обстоятельства дела и применив вышеназванные нормы законодательства, пришла к выводу о том, что действия ОАО «Аэропорт Курган» по препятствованию перетоку электрической энергии через объекты электросетевого хозяйства ОАО «Аэропорт Курган»» для ИП **** при отсутствии объективных причин, повлекших такие действия, нарушают часть 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике, пункт 6 Правил недискриминационного доступа.

Руководствуясь  статьей  23, частью  1  статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей  48частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

         1. Признать в действиях ОАО «Аэропорт Курган» нарушение части 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике», пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, выразившееся в препятствовании перетоку электрической энергии через объекты электросетевого хозяйства ОАО «Аэропорт Курган» для ИП *****

         2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Курганского УФАС России ФАС для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны