Решение б/н Решение по делу №АМЗ-53/2017 от 17 июля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу №АМЗ-53/2017

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 9 июля 2018 г.

В полном объеме решение изготовлено 9 июля 2018 г.  

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии — Гагарина И.В. — руководитель Курганского УФАС России;

Члены комиссии:

Белова А.В.  – заместитель руководителя – начальник отдела Курганского УФАС России;

Ефремова Е.А. – государственный инспектор Курганского УФАС России,

рассмотрев дело №АМЗ-53/2017 по признакам нарушения АО «Курганские прицепы» (ОГРН 1024500513850, ИНН 4501083781, юридический адрес: 640007 г. Курган, ул. Омская, 82 А) части 5 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствие на заседании Комиссии Т. А.А. (генеральный директор АО «Курганские прицепы»)

Установила:

Основанием для возбуждения дела явилось заявление ООО «Торговая фирма «Владомир» (далее также – Заявитель) с жалобой на отказ АО «Курганские прицепы» (далее также – Ответчик) в заключении дилерского договора.

Как указано в заявлении, 26.05.2017 г. и 01.06.2017 г. ООО «Торговая фирма «Владомир» направило в адрес АО «Курганские прицепы» заявки на предоставление регионального дистрибьюторства. Письмами от 30.05.2017 г. исх. № 837, от 14.06.2017 г. № 909 получен отказ АО «Курганские прицепы»  в предоставлении дистрибьюторства при этом АО «Курганские прицепы»  рекомендовало обратиться к дистрибьютору в Челябинской области ООО «Уралпроминвест», либо к дистрибьютору в Республике Башкортостан ООО «Рада» для заключения дилерского соглашения.

Курганское УФАС России приказом № 138 от 25.09.2017 г. возбудило дело №АМЗ-53/2017 по признакам нарушения АО «Курганские прицепы», ООО «Уралпроминвест» пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»; приказом № 139 от 25.09.2017 г. возбудило дело №АМЗ-54/2017 по признакам нарушения АО «Курганские прицепы», ООО «Рада» пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

АО «Курганские прицепы» представлены письменные пояснения, согласно которым АО «Курганские прицепы» не отказывало ООО «Торговая фирма «Владомир» в заключении договора, а лишь рекомендовало ООО «Торговая фирма «Владомир» обратиться за заключением договора к дистрибьютору для удобства работы. Общество указывает, что стоимость прицепов для ООО «Торговая фирма «Владомир» будет одинаковой независимо от того, с каким лицом заключен договор поставки: с заводом-изготовителем (АО «Курганские прицепы») либо с дистрибьютором (ООО «Рада», ООО «Уралпроминвест»). Полагает, что в действиях АО «Курганские прицепы» отсутствует нарушение антимонопольного законодательства, поскольку доля АО «Курганские прицепы» на рынке прицепов составляет менее 20 %.

 Определением от 09.10.2017 г.  дело № АМЗ-53/2017 назначено к рассмотрению.

Определениями от 14.11.2017 г., 29.11.2017 г., 20.12.2017 г., 23.01.2018 г., 14.03.2018 г., 12.04.2018 г., 10.05.2018 г., 14.06.2018 г. рассмотрение дела откладывалось.

Определениями от 20.12.2017 г., 12.04.2018 г. срок рассмотрения дела продлевался.

Определением от 14.03.2018 г. дела № АМЗ-53/2017, АМЗ-54/2017 объединены в одно производство.

Определением от 14.03.2018 г. изменена квалификация действий АО «Курганские прицепы», ООО «Рада», ООО «Уралпроминвест» на часть 5 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О  защите конкуренции».

Определением от 14.06.2018 г. прекращено участие в деле в качестве ответчиков ООО «Рада», ООО «Уралпроминвест».

14.06.2018 г. комиссией принято заключение об обстоятельствах дела № АМЗ-53/2017.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области рассмотрела представленные материалы, заслушала доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле № АМЗ-53/2017 о нарушении антимонопольного законодательства, и установила следующее.

1. 26 мая 2017 г.  ООО «Торговая фирма «Владомир» обратилось к АО «Курганские прицепы» с предложением о заключении дилерского договора, указав, что осуществляет деятельность на рынке автотранспортных средств. Из письменного предложения ООО «Торговая фирма «Владомир» следует, что под дилерским договором понимается сотрудничество на постоянной основе, в рамках которого ООО «Торговая фирма «Владомир» планирует осуществлять продажу прицепов производства АО «Курганские прицепы» в розницу.

1 июня 2017 г. ООО «Торговая фирма «Владомир» повторно обратилось к АО «Курганские прицепы» с аналогичным предложением, указав, что сотрудничество с дистрибьюторами АО «Курганские прицепы» не устраивает по ценовой политике.

 Данное обстоятельство подтверждается представленными в дело письмами ООО «Торговая фирма «Владомир» в адрес АО «Курганские прицепы»: от 26.05.2017 г., от 01.06.2017 г.

2. На данное предложение АО «Курганские прицепы» направлены письменные ответы, из которых следует, что АО «Курганские прицепы» не имеет намерения заключать договор с ООО «Торговая фирма «Владомир» по причине наличия в регионах, где ООО «Торговая фирма «Владомир» осуществляет деятельность, хозяйствующих субъектов, которые осуществляют деятельность по продаже прицепов производства АО «Курганские прицепы» в розницу (дистрибьюторы АО «Курганские прицепы»). Как указывает АО «Курганские прицепы», по условиям договорных отношений с дистрибьюторами, АО «Курганские прицепы» не имеет право поставлять продукцию на территорию дистрибьютора. Дистрибьютор также не имеет права поставлять товар на чужую дистрибьюторскую территорию. Отпускная оптовая цена на продукцию устанавливается дистрибьюторами в соответствии с прайс-листами АО «Курганские прицепы» (без учета транспортных расходов и сборки прицепов). С предложением о заключении договора поставки в Челябинской области рекомендовано обратиться к ООО «Уралпроминвест», в Республике Башкортостан – к ООО «Рада».

Данное обстоятельство подтверждается имеющимися в деле письмами АО «Курганские прицепы», адресованными ООО «Торговая фирма «Владомир»: от 30.05.2017 г. №837, 14.06.2017 г. №909.

3. 26.03.2012 г. между ООО «Торговая фирма «Владомир» и ООО «Уралпроминвест» заключен договор поставки продукции, по условиям которого ООО «Уралпроминвест» поставляет ООО «Торговая фирма «Владомир» прицепы производства АО «Курганские прицепы». По данному договору в 2015 г. ООО «Торговая фирма «Владомир» было приобретено два прицепа. В период 2016-2018 гг. поставка прицепов не осуществляется.

Данное обстоятельство подтверждается письменными пояснениями ООО «Торговая фирма «Владомир» от 25.12.2017 г. №12242, письменными пояснениями ООО «Уралпроминвест» от 02.02.2018 г. №0202/1, счетами-фактурами 2013-2015 гг.

4. 1 января 2017 г. между АО «Курганские прицепы» и ООО «Уралпроминвест» заключен договор № 01740004, предметом которого является предоставление поставщиком (АО «Курганские прицепы») дистрибьютору (ООО «Уралпроминвест») права реализации продукции АО «Курганские прицепы» на строго определенной территории (дистрибьюторская территория).

В соответствии с п. 2.6 данного договора, ООО «Уралпроминвест» обязуется продавать продукцию АО «Курганские прицепы» на дистрибьюторской территории, обязуется не осуществлять самостоятельно и/или через третьих лиц дистрибьюторские операции за пределами дистрибьюторской территории, без письменного согласия АО «Курганские прицепы».

В соответствии с п. 2.7 договора, ООО «Уралпроминвест» обязуется не осуществлять оптовые продажи товара на дистрибьюторской территории третьим лицам для последующей перепродажи за пределами дистрибьюторской территории.

В соответствии с п. 2.14 договора, ООО «Уралпроминвест» обязуется указывать в прайс-листах, любых рекламных объявлениях или сообщения по телефону только рекомендованные розничные цены на товар в соответствии с действующим прайс-листом АО «Курганские прицепы».

В соответствии с п. 2.25 ООО «Уралпроминвест» обязуется устанавливать оптовые и розничные цены на продукцию при ее реализации третьим лицам строго в соответствии с прайс-листами АО «Курганские прицепы». Прайс-лист является приложением к договору.

При этом пунктами 7.7, 7.8, 7.10 установлена ответственность ООО «Уралпроминвест» за реализацию продукции за пределами дистрибьюторской территории, а также за невыполнение условия о рекомендованных ценах.  

Аналогичные договоры заключены АО «Курганские прицепы» со следующими хозяйствующими субъектами: ООО «Рада», ИП Б. Ю.В., ИП В. И.С., ИП В. С.А., ИП Л. В.К., ИП Г. К.А., ООО «Н.», ООО «Х.», что подтверждается имеющимися в деле копиями указанных договоров.

АО «Курганские прицепы» не образует одной группы лиц с ООО «Рада», ИП Б. Ю.В., ИП В. И.С., ИП В. С.А., ИП Л. В.К., ИП Г. К.А., ООО «Н.», ООО «Х.». Данное обстоятельство установлено комиссией исходя из сведений, содержащихся в Едином государственном реестр юридических лиц.

Для каждого дистрибьютора установлена определенная дистрибьюторская территория. Так, для ООО «Уралпроминвест» дистрибьюторской территорий определены г. Челябинск и Челябинская область, для ООО «Рада» - г. Уфа и Республика Башкортостан. 

Место  заключения всех вышеуказанных договоров  - г. Курган.

Комиссией установлено, что ООО «Уралпроминвест» в 2017 г. реализацию прицепов производства АО «Курганские прицепы» за пределами Челябинской области не осуществляло.

5. ООО «Уралпроминвест» в период 2016-2017 г. осуществлял реализацию прицепов только производства АО «Курганские прицепы». Данное обстоятельство установлено комиссией из письменных пояснений ООО «Уралпроминвест» от 02.02.2018 г. №0202/1.

6. ООО «Рада», помимо прицепов производства АО «Курганские прицепы», реализует также прицепы производства ООО «Ижевские прицепы», ООО «Торговый дом «СаранскСпецТехника», что подтверждается представленными в материалы дела договорами купли-продажи.

7. Доля АО «Курганские прицепы» на рынке прицепов для легковых автомобилей за 2017 г. составила 16,42 %. При этом АО «Курганские прицепы»  занимает второе место после ООО «Московский завод специализированных автомобилей» по доле, занимаемой на рынке прицепов. Данное обстоятельство установлено комиссией антимонопольного органа в результате анализа рынка прицепов для легковых автомобилей, по результатам которого составлен аналитический отчет. Ближайший к АО «Курганские прицепы» конкурент занимает долю 7%.

Комиссия Курганского УФАС России приходит к следующим выводам относительно установленных обстоятельств.

I. АО «Курганские прицепы» установило для каждого дистрибьютора границы территории, в рамках которой дистрибьютор может продавать продукцию производства АО «Курганские прицепы» и одновременно лишило дистрибьюторов возможности осуществлять деятельность за пределами этой территории. Следовательно, розничный рынок прицепов для легковых автомобилей действиями АО «Курганские прицепы» разделен на зоны деятельности дистрибьюторов. Для каждого дистрибьютора установлена следующая зона деятельности:

ООО «Уралпроминвест» - г. Челябинск и Челябинская область

ООО «Рада» -  г. Уфа и Республика Башкортостан;

ИП Б. Ю.В. – г. Курган и Курганская область;

ИП В. И.С. – г. Ростов-на-Дону и Ростовская область;

ИП В. С.А. – г. Пермь и Пермский край;

ИП Л. В.К. -  Красноярский край, Республика Хакасия, Республика Тыва;

ИП Г. К.А. – г. Краснодар и Краснодарский край;

ООО «Н.» - г. Нижневартовск, г. Сургут;

ООО «Х.» - г. Хабаровск и Хабаровский край.

Рассматриваемая политика отвечает интересам Ответчика, поскольку, таким способом обеспечивается реализация прицепов производства АО «Курганские прицепы» на каждой дистрибьюторской территории. АО «Курганские Прицепы» на дистрибьюторов возложены дополнительные обязательства по продвижению продукции АО «Курганские прицепы» на рынке соответствующего региона. При этом присутствие на территории двух и более дистрибьюторов может привести к конкуренции между ними, и, как следствие, уходу с рынка одного или всех. Таким образом, присутствие на территории конкурирующих между собой хозяйствующих субъектов, реализующих продукцию АО «Курганские прицепы», невыгодно для АО «Курганские прицепы», вследствие чего осуществление деятельности ООО «Торговая фирма «Владомир» на одной территории с ООО «Уралпроминвест» и ООО «Рада» противоречит интересам АО «Курганские прицепы».

Комиссия приходит к выводу, что указанные действия АО «Курганские прицепы» не могут быть квалифицированы как действия, совершаемые в рамках вертикальных соглашений между Ответчиком и дистрибьюторами в силу следующего:

1.  АО «Курганские прицепы» обладает определенной рыночной властью по отношению к своим покупателям как один из крупнейших производителей прицепов.

2. Идентичность содержаний договоров, заключаемых АО «Курганские прицепы» со своими дистрибьютора свидетельствует о том, что автором типового договора является АО «Курганские прицепы».

3. Соблюдение дистрибьюторами условия об ограничении территории деятельности обеспечивалось, в частности, путем применения штрафных санкций к нарушителям.

Таким образом, АО «Курганские прицепы» осуществляло координацию экономической деятельности своих дистрибьюторов, что привело к разделу рынка прицепов для легковых автомобилей по территориальному принципу и составу продавцов, а также к отказу от заключения договора с ООО «Торговая фирма «Владомир».  

II. Обязательства дистрибьюторов АО «Курганские прицепы» устанавливать оптовые и розничные цены на продукцию при ее реализации третьим лицам строго в соответствии с прайс-листами АО «Курганские прицепы» приводит к установлению цены прицепов для легковых автомобилей на уровне, который определяет АО «Курганские прицепы».

Установление цены прицепов отвечает интересам АО «Курганские прицепы», поскольку контролируя уровень цен, Ответчик тем самым исключает возможность снижения конкурентоспособности продукции АО «Курганские прицепы» в сравнении с продукцией других производителей.

При этом соблюдение дистрибьюторами рекомендованных розничных и оптовых  цен обеспечивалось, в частности, путем применения штрафных санкций к нарушителям.

Таким образом, АО «Курганские прицепы» осуществляло координацию экономической деятельности своих дистрибьюторов, что привело к установлению цен на прицепы  для легковых автомобилей.

Координация АО «Курганские прицепы» экономической деятельности своих дистрибьюторов привела к последствиям, поименованным в п. 1, 3, 5 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции, т.е. к установлению цены на прицепы, к разделу рынка прицепов для легковых автомобилей по территориальному принципу и по составу продавцов, а также к отказу от заключения договора с ООО «Торговая фирма «Владомир».

В соответствии с частью 5 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям запрещается осуществлять координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит к любому из последствий, которые указаны в частях 1 - 3 настоящей статьи, которые не могут быть признаны допустимыми в соответствии со статьями 12 и 13 настоящего Федерального закона или которые не предусмотрены федеральными законами.

Таким образом, в действиях АО «Курганские прицепы» комиссия усматривает нарушение части 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Комиссия Курганского УФАС России отклоняет доводы АО «Курганские прицепы» об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в действиях Ответчика вследствие того, что доля, занимаемая им на рынке прицепов для легковых автомобилей, не превышает 20 %, поскольку статья 12 Закона о защите конкуренции предусматривает допустимость при доле на рынке менее 20 % только для «вертикальных соглашений». Рассматриваемые комиссией действия АО «Курганские прицепы» не могут быть квалифицированы как действия в рамках «вертикальных соглашений», поскольку такая квалификация предполагает, что участники «вертикального» соглашения действуют наравне друг с другом, ни один из них не поставлен в зависимость от другого, соответственно, вина за заключение запрещенных антимонопольным законодательством «вертикальных» соглашений лежит на всех участниках такого соглашения.  В рассматриваемых обстоятельствах АО «Курганские прицепы» обладает по отношению к своим контрагентам определенной рыночной властью, за нарушение условий о соблюдении дистрибьюторской территории, о соблюдении рекомендованных оптовых и розничных цен дистрибьюторы несут ответственность, редакция договора с контрагентами предложена АО «Курганские прицепы». Следовательно, условие о допустимости, предусмотренное статьей 12 Закона о защите конкуренции, в данном случае неприменимо.

Комиссией также отклоняется довод АО «Курганские прицепы» о том, что прямого отказа от заключения договора ООО «Торговая фирма «Владомир» не поступило, поскольку из предложений, направленных ООО «Торговая фирма «Владомир» явно следовало, что ООО «Торговая фирма «Владомир» намерено осуществлять взаимодействие  на постоянной основе, в рамках которого ООО «Торговая фирма «Владомир» планирует осуществлять продажу прицепов производства АО «Курганские прицепы» в розницу. АО «Курганские прицепы» в ответ на данные предложения дважды переадресовывало ООО «Торговая фирма «Владомир» для заключения договора к ООО «Уралпроминвест» и ООО «Рада».

         В соответствии с ч. 3 ст. 51 Закона о защите конкуренции, лицо, чьи действия (бездействие) в установленном настоящим Федеральным законом порядке признаны монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией и являются недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством, по предписанию антимонопольного органа обязано перечислить в федеральный бюджет доход, полученный от таких действий (бездействия). Под доходом в данном случае следует понимать финансовый результат деятельности хозяйствующего субъекта. Выгода для АО «Курганские прицепы» в координации экономической деятельности своих дистрибьюторов выразилась в обеспечении стабильных продаж на каждой закрепленной территории, вместе с тем, определить данную выгоду в денежном выражении не представляется возможным. Таким образом, отсутствуют основания для выдачи АО «Курганские прицепы» предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

  Комиссией установлено, что на момент принятия настоящего решения, АО «Курганские прицепы» заключены договоры поставки продукции с ООО «Рада», ООО «Торговая фирма «Владомир», ООО «Уралпроминвест». В указанных договорах отсутствуют условия о необходимости осуществлять деятельность только на определенной территории, условия об установлении цены на определенном уровне. Вместе с тем, каких-либо доказательств, что АО «Курганские прицепы» и фактически не осуществляет контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, с которыми были заключены дистрибьюторские договоры, в деле не имеется. Следовательно, имеются основания для выдачи АО «Курганские прицепы» предписания.

Руководствуясь  статьей  23, частью  1  статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей  48частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",

Решила:

1. Признать в действиях АО «Курганские прицепы» (ОГРН 1024500513850, ИНН 4501083781, юридический адрес: 640007 г. Курган, ул. Омская, 82 А) нарушение части 5 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов, которая привела к установлению цен на прицепы, разделу рынка прицепов по территориальному принципу и составу продавцов, а также к отказу от заключения договоров с отдельными покупателями.

2. Выдать АО «Курганские прицепы» предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Связанные организации

Связанные организации не указаны