Решение б/н Решение по делу №АМЗ-59/2018 от 21 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу №АМЗ-59/2018

 

г. Курган

Резолютивная часть решения оглашена 28 февраля 2018 г.

В полном объеме решение изготовлено 16 марта 2018 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии -  Белова А.В. – заместитель руководителя - начальник отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Курганского УФАС России;

Члены комиссии:

 Фоминых М.М.- старший государственный инспектор Курганского УФАС России;

Ефремова Е.А. - государственный инспектор Курганского УФАС России;

Кошелев Н.Г. - государственный инспектор Курганского УФАС России,

рассмотрев дело № АМЗ-59/2017 по признакам нарушения акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности» (107078, г. Москва, пр. Академика Сахарова, д.10, ИНН 7736035485, ОГРН 1027739820921, дата регистрации в качестве юридического лица: 18.12.2002 г.) (далее – АО «СОГАЗ») статьи 14.8 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в получении преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности на рынке страховых услуг путем необоснованного уменьшения цены государственного контракта №0343200023417000028 от 13.06.2017г., в присутствии на заседании:

от заявителя:

представитель страхового акционерного общества «ВСК» - М. А.Б. (доверенность №*** от 16.01.2018 г.),

от ответчика:

представитель акционерного общества «СОГАЗ» - Б. А.В. (доверенность № *** от 01.07.2017г.),

от заинтересованного лица:

представитель  ГБУ Курганской области «Курганский лесопожарный центр» - К. А.Ю.(доверенность б/н от 05.12.2017г.)

 

Установила:

 

18 июля 2017 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее по тексту - Курганское УФАС России) поступило заявление САО «ВСК» (далее - Заявитель) с жалобой на действия АО «СОГАЗ» (далее - Ответчик).

29 мая 2017 года ГБУ Курганской области «Курганский лесопожарный центр» (далее - Заинтересованное лицо) опубликовало извещение о проведении запроса котировок №0343200023417000028  на право заключения  контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств ГБУ Курганской области «Курганский лесопожарный центр» (ОСАГО).

В ходе рассмотрения заявления антимонопольным органом установлено следующее.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки  котировочных заявок от 05.06.2017 г. заключен государственный контракт от 13.06.2017 г. №0343200023417000028 между ГБУ Курганской области «Курганский лесопожарный центр» и АО «СОГАЗ» с ценой контракта-152 546,00 руб.

Страховые тарифы по ОСАГО, структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования установлены Указанием Банка России от 19.09.2014 №3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Согласно п.6 ст.9 Федерального закона от 25.04.2002г. №40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» установленные в соответствии с настоящим законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять базовые ставки и коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов не соответствующие требованиям Банка России.

Государственным заказчиком устанавливается порядок формирования цены контракта в соответствии с действующим законодательством и нормативно-правовыми актами.

Цена контракта формируется участником на основе прилагаемого заказчиком расчета начальной(максимальной) цены.

АО «СОГАЗ» при участии в запросе котировок предоставило предложение со снижением цены, не соответствующей нормам действующего законодательства и составляющей- 152 546,00 руб.

САО «ВСК», СПАО «Ингосстрах» также принимали участие в запросе котировок, названными страховыми организациями предложена минимально возможная цена контракта 152 551,63 руб., которая соответствует действующему законодательству, рассчитана исходя из обоснованной начальной(максимальной) цены контракта».

 Из вышеуказанного Курганское УФАС России пришло к выводу, что получение преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности на рынке страховых услуг путем необоснованного уменьшения цены государственного контракта является актом недобросовестной конкуренции со стороны АО «СОГАЗ», что нарушает запрет, установленный ст. 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 В силу ч. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Согласно части 1 статье 39.1 Закона о защите конкуренции  в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

 Согласно части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

В связи с наличием в действиях АО «СОГАЗ» (107078, Москва, проспект Академика Сахарова, д. 10) признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных статьей 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Курганским УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выдано предупреждение № 21 от 15.08.2017г. о необходимости прекращения указанного выше нарушения путем не допущения действий, направленных на получение преимуществ при оказании услуг страхования гражданской ответственности (ОСАГО) при участии в торгах и аукционах на оказание услуг ОСАГО, формировать ценовые предложения в соответствии с действующим законодательством.

Для устранения последствий такого нарушения в течение 10 дней с момента получения предупреждения №21 АО «СОГАЗ»  надлежало прекратить отношения по государственному контракту №0343200023417000028 от 13.06.2017 г., заключенному с ГБУ Курганской области «Курганский лесопожарный центр».

Письмом от 25.08.2017 г. вх. № 5559, АО «СОГАЗ» сообщило, что государственный контракт №. 0343200023417000028 от 13.06.2017г., заключенный с ГБУ Курганской области «Курганский лесопожарный центр», исполнен, все страховые полисы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств выданы, соответственно он не может быть расторгнут. На основании вышеуказанного, АО «СОГАЗ» посчитало, предупреждение №21 исполненным.

Курганским УФАС России приказом от 18.10.2017 г. N 152 возбуждено дело N АМЗ-59/2017 в отношении  АО «СОГАЗ» (107078, Москва, проспект Академика Сахарова, д. 10, ИНН 7736035485, ОГРН 1027739820921) по признакам нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно статьи 14.8 Закона о защите конкуренции, не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 - 14.7 Закона о защите конкуренции.

Недобросовестной конкуренцией признаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (п.9 ст.4 Закона о защите конкуренции).

Исходя из нормы п.9 ст.4 Закона о защите конкуренции для признания действий какого-либо хозяйствующего субъекта недобросовестной конкуренцией необходимо одновременное выполнение следующих условий:

- наличие конкурентных отношений между субъектами, что предполагает осуществление ими фактической деятельности на одном товарном рынке и в пределах определенных географических границ (на определенной территории), наличие соперничества, состязательности между ними на данном рынке;

- при наличии конкурентных отношений совершение одним из хозяйствующих субъектов каких-либо действий, которые:

- противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

- направлены на приобретение преимуществ перед конкурентом;

- в результате действий конкурентам могут быть причинены убытки или нанесен ущерб их деловой репутации (достаточно и потенциальной угрозы причинения убытков или нанесения ущерба деловой репутации для квалификации правонарушения как недобросовестная конкуренция).

Из анализа вышеприведенных норм права, следует, что получение преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности на рынке страховых услуг путем необоснованного уменьшения цены государственного контракта является актом недобросовестной конкуренции.

В ходе рассмотрения дела №АМЗ-59/2017 лицами участвующими в деле были представлены следующие доказательства.

9 ноября 2017 года АО «СОГАЗ» представило письменные пояснения, согласно которым при участии в запросе котировок на право заключения контракта по оказанию услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств(ОСАГО) проведенном ГБУ Курганской области «Курганский лесопожарный центр» в мае 2017 года, сотрудник АО «СОГАЗ» произвел расчет исходя из данных, представленных в котировочной документации и в соответствии с  Указанием Банка России от 19.09.2014 №3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Однако допустил техническую ошибку в размере страховой премии по одному транспортному средству, из-за чего предложенная цена контракта получилась равной 152 546,00 рублей. Данная ошибка была выявлена после подписания государственного контракта с Заказчиком. 18 августа 2017 года в адрес АО «СОГАЗ» поступило Предупреждение №21 Курганского УФАС России о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. Однако на момент получения данного предупреждения государственный контракт № 0343200023417000028 от 13.06.2017г. был исполнен, все страховые полисы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств выданы и отношения по заключенному государственному контракту с ГБУ Курганской области «Курганский лесопожарный центр» прекращены.  9 ноября 2017года в адрес ГБУ Курганской области «Курганский лесопожарный центр» направлено письмо и дополнительное соглашение о расторжении контракта в связи с его исполнением.

5 декабря 2017 года в адрес Курганского УФАС России поступили письменные пояснения ГБУ «Курганский лесопожарный центр» согласно которым, 13 июня 2017 года между ГБУ «Курганский лесопожарный центр» и АО «СОГАЗ» был заключен государственный контракт №0343200023417000028 на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств. По мнению ГБУ «Курганский лесопожарный центр» все обязательства по государственному контракту №0343200023417000028 исполнены. АО «СОГАЗ» осуществлено страхование каждого транспортного средства ГБУ «Курганский лесопожарный центр», путем заключения договоров обязательного страхования с выполнением всех требований и условий государственного контракта. ГБУ «Курганский лесопожарный центр» произведена оплата за оказаные услуги, о чем в единой информационной системе размещена информация и отчет об исполнении государственного контракта, исполнение государственного контракта завершено.

7 декабря 2017 года в адрес Курганского УФАС России поступили письменные пояснения АО «СОГАЗ», акт №996 от 16 июня 2017г. на выполнение услуг, доверенность №Ф-444/17 от 12 июля 2017г. Согласно пояснениям АО «СОГАЗ» оказание услуг предусмотренных пунктом 1.5 государственного контракта №0343200023417000028  осуществляется в соответствии и в рамках договоров (полисов) обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а не государственного контракта которые являются стандартным. Таким образом, государственный контракт считается исполненным с момента заключения в отношении всех транспортных средств, предусмотренных государственным контрактом договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортных средств ГБУ «Курганский лесопожарный центр» и после этого фактически прекращается, так как далее взаимоотношения сторон осуществляются в соответствии с договорами страхования.

Комиссия, проанализировав документы и позицию, представленную лицами, участвующими в деле о нарушении антимонопольного законодательства №АМЗ-59/2017 установила следующее:

Согласно части 6 статьи 78 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" победителем запроса котировок признается участник запроса котировок, подавший заявку на участие в запросе котировок, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товара, работы или услуги. При предложении наиболее низкой цены товара, работы или услуги несколькими участниками запроса котировок победителем запроса котировок признается участник, заявка на участие в запросе котировок которого поступила ранее других заявок на участие в запросе котировок, в которых предложена такая же цена.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок от 05.06.2017г. котировочным заявкам участников закупки присвоены номера:  заявка №1- САО «ВСК», заявка №2- АО «СОГАЗ», заявка №3- СПАО «Ингосстрах».

Следовательно,  при соблюдении  АО «СОГАЗ» Указания Банка России от 19.09.2014 №3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» победителем запроса котировок являлось бы  САО «ВСК».

Предупреждение №21 Курганского УФАС России о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства от 15.08.2017 г. АО «СОГАЗ» не исполнено в полном объеме в установленные срок.  Ответчик ссылается на невозможность расторжения государственного контракта №0343200023417000028 ввиду выдачи договоров (полисов) обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств ГБУ «Курганский лесопожарный центр».  

Данный довод ответчика подлежит отклонению в силу следующего.

Согласно части 2 статьи 40 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее -  ГК РФ)  в тех  случаях, когда не достигнуто соглашение об изменении или расторжении договора, одна из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора в судебном порядке.

Кроме того соглано части 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки, следовательно государственный контракт № 0343200023417000028 заключенный между АО «СОГАЗ» и ГБУ «Курганский лесопожарный центр» обладает признаками ничтожной сделки.  

 АО «СОГАЗ» не предприняло всех зависящих от него мер к расторжению государственного контракта №0343200023417000028 и к исполнению предупреждения №21 от 15.08.2017г.

Комиссия Курганского УФАС России, исследовав в совокупности представленные в дело документы, установив фактические и иные обстоятельства дела и применив вышеназванные нормы законодательства, пришла к выводу о том, что действия АО «СОГАЗ», выразившиеся в получении преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности на рынке страховых услуг путем необоснованного уменьшения цены государственного контракта №0343200023417000028 от 13.06.2017г., нарушают статью 14.8 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

 

Решила:

 

1.Признать в действиях АО «СОГАЗ», выразившихся в получении преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности на рынке страховых услуг путем необоснованного уменьшения цены государственного контракта №0343200023417000028 от 13.06.2017г., нарушение статьи 14.8 Закона о защите конкуренции.

 2. Выдать АО «СОГАЗ» предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

        3.Выдать АО «СОГАЗ»  предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

Связанные организации

Связанные организации не указаны