Решение б/н Решение по делу №АМЗ-66/2017 от 4 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу №АМЗ-66/2017

                                                                                                        г. Курган

Резолютивная часть решения оглашена 20 марта 2018 года.

В полном объеме решение изготовлено 02 апреля 2018 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии — Белова А.В. – зам. руководителя - начальник отдела Курганского УФАС России;

Члены комиссии:

Климович К.В. – зам. начальника отдела Курганского УФАС России;

Фоминых М.М. – старший государственный инспектор Курганского УФАС России,

рассмотрев дело №АМЗ-66/2017 по признакам нарушения ПАО «Курганская генерирующая компания» (ИНН 4501122913, ОГРН 1064501172416, адрес регистрации: Курган, пр. Конституции, 29А) пунктов 3 и 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

в присутствие на заседании:

Заявителя: О/ Е.Н., Н/. (доверенность 45 АА ***** от 22.06.2016г),

Ответчика ПАО «Курганская генерирующая компания»: Ф. Л.Ю. (доверенность от 29.12.2017 №7),

УСТАНОВИЛА:

23 октября 2017 года в Управление Федеральной антимонопольной по Курганской области (далее по тексту – Курганское УФАС России) поступило заявление ИП О. Е. Н. вх. №6600, о наличии в действиях ПАО «Курганская генерирующая компания» по прекращению теплоснабжения здания по адресу: г. Курган, ул. Гвардейская, 2, признаков нарушения антимонопольного законодательства.

По результатам рассмотрения заявления Курганским УФАС России установлено, что О. Е. Н. является собственником здания магазина непродовольственных товаров и автомобильного сервисного центра, по адресу: г. Курган, ул. Гвардейская, 2, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 24.09.2015г. за номером 45-45-16/370/2014-125 (том дела №1 лист дела №32).

1 февраля 2010г О. Е.Н. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя ОГРНИП 310450103200090.

Между ИП О. Е.Н. (далее по тексту также заявитель) и ПАО «Курганская генерирующая компания» (далее по тексту также – ПАО «КГК», Общество, Ответчик) заключен договор теплоснабжения №4616 от 17.03.2016г, предметом которого является подача ПАО «Курганская генерирующая компания» тепловой энергии через присоединенную сеть на объекты, расположенные по адресу: г. Курган, ул. Гвардейская, 2 (том дела №1 листы дела №7-24).

Актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон по тепловым сетям предусмотрены границы ответственности сторон по тепловым сетям (приложение №2 к договору теплоснабжения №4616 от 17.03.2016г).

Согласно названому документу тепловая сеть, проходящая по подвалу здания по адресу: г. Курган, ул. Гвардейская, 2, находится в эксплуатационной ответственности ПАО «Курганская генерирующая компания».

По состоянию на дату обращения с заявлением в Курганское УФАС России 23.10.2017 на объектах заявителя отсутствовала тепловая энергия.

Подача тепловой энергии в здание магазина произведена только 31.10.2017г., что подтверждается актом отключения (включения) теплопотребляющих установок Абонента от 01.11.2017г (том дела №1 лист дела №54).

12 мая 2017 года ИП О. Е.Н. в присутствии свидетелей установлен факт подтопления подвала здания по адресу: г. Курган, ул. Гвардейская, 2 при производстве гидравлических испытаний трассы, находящейся на балансовой принадлежности ПАО «Курганская генерирующая компания» от ТП-84 до библиотеки им. Карамзина по адресу: г. Курган, ул. Гвардейская, 2, проходящей транзитом через СЦ ТОЙОТА по адресу: ул. Гвардейская, 85, о чем составлен акт обследования (том дела № л.д. №27).

ИП О. Е.Н. неоднократно обращалась в ПАО «Курганская генерирующая компания» с просьбой восстановить тепловую сеть, расположенную в подвале здания по адресу: г. Курган, ул. Гвардейская, 2 (заявление от 12.05.2017г вх. №991 от 12.05.2017г; заявление от 15.05.2017г вх. №1003 от 15.05.2017г; заявление от 16.05.2018 вх. №1021 от 16.05.2017г; заявление от 17.05.2017г вх. 1030 от 17.05.2017г; письмо от 22.05.2017г вх. №1076 от 22.05.2017г).

В ответе от 03.11.2017г исх. №3155 на запрос Курганского УФАС России от 25.10.2017 исх. №04-02/5029-13 ПАО «Курганская генерирующая компания» сообщило, что задержка в подаче теплоносителя в здание заявителя связана с тем, что его собственником не были своевременно произведены промывка и гидравлическое испытания участка тепловой сети, проходящей по подвальному помещению здания, а также в виду его аварийного состояния и недопуска представителей  теплоснабжающей организации для проведения ремонтных работ. ПАО «Курганская генерирующая компания» представлены копия свидетельства о государственной регистрации права от 23.09.2011г серия <...> АА 266160, копия постановления Администрации города Кургана от 17.09.2013 №6917 «Об определении единой теплоснабжающей организации на территории городского округа города Кургана», копия технического паспорта на сооружение от 26.03.2010г, копия акта включения теплопотребляющих установок Абонента от 01.11.2017г, копия заявления ИП О.Е.Н. от 12.05.2017г, копия проекта письма ИП О. Е.Н., копия акта от 12.05.2017г обследования объекта, реестр исходящих документов по ОАО «Курганская генерирующая компания» за период с 20 октября 2017г по 25 октября 2017г, реестр входящих документов по ОАО «Курганская генерирующая компания» за период со 2 октября 2017г по 25 октября 2017(том дела №1 листы дела №41-115). По мнению ПАО «Курганская генерирующая компания», Общество не является ни собственником, ни иным владельцем участка трубопровода, проходящего по подвалу здания по ул. Гвардейская, 2, оно не может нести ответственность за его эксплуатацию. Кроме того, указанным ответом ПАО «Курганская генерирующая компания» сообщило, что у ИП О. Е.Н. не имеется задолженности за поставленную в здание тепловую энергию.

Ответом от 17.11.2017г исх. №3253 на запрос Курганского УФАС России от 09.11.2017г исх. №04-02/5240-13 ПАО «КГК» сообщило, что Общество предпринимало попытки внести изменения в договор теплоснабжения №4616 от 17.03.2017г. Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон по тепловым сетям (далее - АРБП) согласован сторонами договора в апреле 2016 года путем подписания протокола согласования разногласий №1 от 06.04.2016г к договору теплоснабжения. По мнению Общества, данный акт не отражает реальные границы ответственности сторон договора, в связи с чем в июле 2017 года ПАО «КГК» разработан новый АРБП. ИП О. Е.Н. была приглашена в договорный отдел Курганского управления «Энергосбыт» - филиала «ЭК «Восток» (агента ПАО «КГК», осуществляющего взаимодействие с потребителями) для подписания нового АРБП и дополнительного соглашения к договору. Однако при личном визите подписывать указанные документы ИП О. Е.Н. отказалась. Документы были направлены ей заказным письмом, которое вернулось в связи с истечением срока хранения. К ответу приложены: действующий акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон по тепловым сетям, протокол разногласий №3 к договору теплоснабжения №4616 от 17.03.2016 от 06.04.2016г, протокол согласования разногласий, копия проекта акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон по тепловым сетям; реестр отправления заказных писем от 28.09.2017, копия уведомления о вручении почтового отправления, выписка из журнала регистрации входящей корреспонденции за период с 01.10.2017 по 10.11.2017 СП «Тепловые сети» ПАО «КГК», копия заявления ИП О. Е.Н. от 20.10.2017г, копия письма ИП О. Е.Н. от 27.10.2017г, копия письма ИП О. Е.Н. от 09.11.2017, копия письма ПАО «КГК» от 03.11.2017 исх. №3156, копия письма ПАО «КГК» от 16.11.2017 исх. №3242  (том дела №1 листы дела120-178).

Приказом Курганского УФАС России от 27.12.2017г №188 «о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» возбуждено настоящее дело.

В ходе рассмотрения дела Заявитель доводы письменных пояснений по делу от 18.01.2018г и от 14.02.2018г поддержала. Сообщила Комиссии, что ПАО «КГК» не исполняет взятые на себя в соответствии с договором теплоснабжения №4616 от 17.03.2016 обязательства по обслуживанию тепловой сети, расположенной в подвале здания по ул. Гвардейской, 2. ИП О. Е.Н. сообщила, что представленный в ходе разбирательства ПАО «КГК» акт о недопуске сотрудников Общества заявитель увидела впервые в материалах настоящего дела, об его существами заявителю ранее не было известно. ИП О. Е.Н. никогда не препятствовала ПАО «КГК» в выполнении мероприятий по обслуживанию тепловой сети проложенной в подвале здания по ул. Гвардейской, 2. ИП О. Е.Н. имела намерение оформить факт неисправности сети, о чем неоднократно обращалась к Ответчику письмами от 12.05.2017г вх. №991 от 12.05.2017г; от 15.05.2017г вх. №1003 от 15.05.2017г; от 16.05.2018 вх. №1021 от 16.05.2017г; от 17.05.2017г вх. 1030 от 17.05.2017г; от 22.05.2017г вх. №1076 от 22.05.2017г. ИП О. Е.Н. сообщила, что ранее между заявителем и ответчиком был заключен договор теплоснабжения №4616 от 13.10.2010г. В ходе согласования условий данного договора выяснилось, что часть тепловой трассы от ЦТП №84 проходящая в подвале здания автомастерской не принадлежит теплоснабжающей организации и может являться бесхозяйной, поскольку заявителю она также не принадлежит. Указанная часть тепловой трассы не является составной частью (принадлежностью) здания автомастерской т.к. лишь проходит по подвалу здания, следуя в здание библиотеки по ул. Гвардейской, 85. Ранее данный участок тепловой сети обслуживал Ответчик. Проходящая в подвальном помещении здания по ул. Гвардейской, 2 тепловая сеть не находится в эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности Заявителя. За весь период существования договорных отношений Заявитель не несла затрат на обслуживание данного участка теплотрассы.

Комиссия в ходе рассмотрения настоявшего дела пришла к выводу, что принятым решением по делу №АМЗ-66/2017 могут быть затронуты права и законные интересы лица, осуществляющего деятельность по адресу: г. Курган, ул. Гвардейская, 85, на названном объекте теплоснабжения которого также отсутствовала тепловая энергия до 31.10.2017г. Как установлено из представленного в материалы дела акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон по тепловым сетям, таким лицом является Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Библиотечная информационная система города Кургана». Определением об отложении рассмотрения дела №АМЗ-66/2017 от 30.01.2018г Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Библиотечная информационная система города Кургана» привлечено к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица.

В ходе рассмотрения дела представители Муниципального бюджетного учреждения культуры «Библиотечная информационная система города Кургана» доводы отзыва поддержали, пояснив, что в октябре 2017 года в библиотеке №12 им. Карамзина по адресу: г. Курган, ул. Гвардейская, 85 отсутствовала тепловая энергия. Подготовка системы отопления МБУ «Библиотечная информационная система города Кургана» по указанному адресу произведена Учреждением  своевременно, в подтверждение чего в материалы дела представлен договор подряда №ПО 17-31 от 22.05.2017г. В связи с отсутствием тепловой энергии МБУ «Библиотечная информационная система города Кургана» обращалось в Администрацию города Кургана, Прокуратуру города Кургана и ПАО «Курганская генерирующая компания». Температура в здании библиотеки была низкой. Представители МБУ «Библиотечная информационная система города Кургана» также сообщили, что поскольку библиотека №12 им. Карамзина является социальным объектом, обслуживающим, в том числе и детей, в условиях низких температур нормальное функционирование библиотеки было невозможно. Заинтересованным лицом представлены копия договора теплоснабжения №1122 от 18.12.2017г, копия обращения заинтересованного лица в Департамент социальной политики Администрации города Курган от 04.10.2017 исх. №255, копия обращения в СП «Тепловые сети» ПАО «КГК» от 03.10.2017 исх. №248, копия обращения в СП «Тепловые сети» ПАО «КГК» от 20.10.2017 исх. №267, копия ответа Прокуратуры города Кургана от 31.10.2017г №07р-2017, копия ответа ПАО «КГК» от 25.10.2017 исх. №4206, копия ответа Администрации города Кургана от 01.11.2017 исх. №5-26/775, копия договора подряда №ПО 17-31 от 22.05.2017г.

Представитель ПАО «Курганская генерирующая компании» в ходе рассмотрения дела поддержала доводы возражений на заявление о нарушении антимонопольного законодательства от 24.01.2018г, сообщив, что ИП О. Е.Н. является собственником здания №2 по ул. Гвардейской в г. Кургане к которому опосредованно присоединено здание №85 по указанной улице. Теплоноситель в Здание подается посредством тепловой трассы от тепловой камеры №313 от теплопункта №84, которая состоит из двух частей: от теплопункта №84 до теплового ввода в здание по ул. Гвардейской, 2 и от внешней стены данного здания до здания №85 по ул. Гвардейской. Указанная тепловая трасса принадлежит ПАО «КГК» на праве собственности. Отбор теплоносителя для отопления здания заявителя производится от указанного участка тепловой трассы, проходящего по подвалу. По мнению ответчика, тепловая сеть, проходящая по подвалу здания, является принадлежностью здания и следует его судьбе. Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания  принадлежащего ему имущества. По мнению ПАО «КГК» тепловая сеть проходящая по подвалу здания заявителя не может быть признана транзитной. При этом ответчик ссылается на примечание к пункту 6.21 «СП 18.13330.2011. Свод правил. Генеральные планы промышленных предприятий. Актуализированная редакция СНиП II-8-89-80*», утвержденное Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 №790. ПАО «КГК» представлены также: копия договора теплоснабжения №1122 от 30.01.2017г,, копия обращения МБУ «Библиотечная информационная система города Кургана» от 20.10.2017  исх. №267, ответ ПАО «КГК» от 25.10.2017 исх. №4206, ответ ПАО «КГК» от 27.10.2017 исх. №4232, копия акта проверки выполнения Перечня основных мероприятий №500 от 27.02.2017 по подготовке к отопительному сезону 2017-2018, копия акта проверки выполнения Перечня основных мероприятий №370 от 16.02.2016 по подготовке к отопительному сезону 2016-2017, копия акта проверки выполнения Перечня основных мероприятий №450 от 27.02.2015 по подготовке к отопительному сезону 2015-2016гг., журналы входящей и исходящей корреспонденции за период с 01.03.2017 по 30.09.2017 на компакт – диске CD-R.

Рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам относительно подлежащих выяснению обстоятельств.

Согласно статье 3 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче тепловой энергии относятся к естественно — монопольному виду деятельности.

Частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006г №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту - Закон о защите конкуренции) установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта — субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В силу вышеизложенных норм права положение ПАО «Курганская генерирующая компания» на рынке передачи тепловой энергии в географических границах присоединенной сети на территории г. Кургана является доминирующим.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

В соответствии с аналитическим отчетом по оценке состояния конкурной среды на рынке услуг по теплоснабжению, проведенному в соответствии с Планом работы ФАС России по анализу состояния конкуренций на товарных рынках на 2017-2018 г.г., утвержденному Приказом ФАС России от 05.12.2016г №1718/16 доля ПАО «Курганская генерирующая компания» на рынке услуг теплоснабжения г. Курган превышает 95%.

Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение ПАО «Курганская генерирующая компания» на рынке услуг теплоснабжения в географических границах г. Кургана Курганской области является доминирующим.

Пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

В соответствии с пунктом 4 частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Статьей 2 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее по тексту – Закон о теплоснабжении) закреплены следующие понятия определений:

теплоснабжение - обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности;

потребитель тепловой энергии (далее также - потребитель) - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления;

теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей);

единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения (далее - единая теплоснабжающая организация) - теплоснабжающая организация, которой в отношении системы (систем) теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения (далее - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения), или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Комиссией установлено, что ПАО «Курганская генерирующая компания» является единой теплоснабжающей организацией города Кургана, данное обстоятельство подтверждается Постановлением Администрации города Курган от 17.09.2013г №6917.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о теплоснабжении потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.

Согласно части 3 статьи 15 Закона о теплоснабжении договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом для договоров теплоснабжения, с учетом особенностей, установленных правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Частью 5 статьи 15 Закона о теплоснабжении закреплено, что местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети.

Пунктом 2 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 №808 даны следующие определения понятиям:

"акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон" - документ, определяющий границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих тепловых сетей, источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок;

"граница балансовой принадлежности" - линия раздела тепловых сетей, источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании;

"граница эксплуатационной ответственности" - линия раздела элементов источников тепловой энергии, тепловых сетей или теплопотребляющих установок по признаку ответственности за эксплуатацию тех или иных элементов, устанавливаемая соглашением сторон договора теплоснабжения, договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, а при отсутствии такого соглашения - определяемая по границе балансовой принадлежности;

"точка поставки" - место исполнения обязательств теплоснабжающей организации или единой теплоснабжающей организации, которое располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации, или единой теплоснабжающей организации, или теплосетевой организации либо в точке подключения к бесхозяйной тепловой сети.

Комиссией установлено, что тепловые сети до ввода в здание по адресу: ул. Гвардейская, 2, а также тепловые сети от стены указанного здания до здания по адресу: г. Курган, ул. Гвардейская, 85 находятся на праве собственности у ПАО «Курганская генерирующая компания».

Вышеназванный вывод следует из анализа правоустанавливающих документов, в частности: свидетельства о государственной регистрации права  от 23.09.2011г за номером 45АА 266160, а также подтверждается техническим паспортом на сооружение  - тепловая трасса от тепловой камеры №313, от теплопункта №84 от 26.03.2010г.

Как установлено Курганским УФАС России, причиной отсутствия тепловой энергии на объектах ИП О. Е.Н. явилась техническая неисправность тепловой сети, проходящей по подвалу здания по ул. Гвардейская, 2.

Заявитель неоднократно обращалась в ПАО «Курганская генерирующая копания» с просьбой принять меры по устранению аварийной ситуации, вызванной порывом трубы, проходящей по подвалу здания ИП О. Е.Н. (письма от 12.05.2017г, 15.05.2017, 16.052017г, 17.05.2017г).

ПАО «Курганская генерирующая компания» представлен акт обследования объекта, составленный ПАО «Курганская генерирующая компания» 12.05.2017г, которым установлено, что представителям ПАО «Курганская генерирующая компания» отказано в доступе в подвал здания по ул. Гвардейская, 2 для проведения ремонтных работ на теплотрассе от ТП-84.

Комиссия полагает, что данный документ не может рассматриваться как надлежащее доказательство факта создания заявителем препятствий ПАО «КГК» к обслуживанию тепловой сети в силу следующего.

Подпись заявителя, равно как и иных не заинтересованных лиц на данном документе отсутствует. Иных документов, подтверждающих принятие ПАО «Курганская генерирующая компания» мер к устранению аварийной ситуации на тепловой трассе, проложенной по повалу здания по адресу: г. Курган, ул. Гвардейская, 2, за период с мая 2017 года по 31 октября 2017 года не представлено.

Согласно позиции ПАО «Курганская генерирующая компания», Общество не может нести ответственность за эксплуатацию участка сети, проходящего по подвалу здания №2 по ул. Гвардейской, поскольку данный участок сети на каком – либо праве Обществу не принадлежит.

По мнению ПАО «КГК», задержка в подаче теплоносителя связана с тем, что собственником здания  не были своевременно произведены промывка и гидравлические испытания участка тепловой сети, проходящего по подвальному помещению здания. Рассматриваемый участок тепловой сети не является транзитным и принадлежит заявителю.

Данный довод  ПАО «КГК» не может быть принят во внимание исходя из следующего.

Курганским УФАС России установлено, что участок сети проходящий по подвалу здания по ул. Гвардейской, 2 ни заявителю, ни ответчику на каком – либо праве не принадлежит.

Пунктом 1 статьи 225 ГК РФ определено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Учитывая изложенные обстоятельства Комиссия приходит к выводу, что рассматриваемый участок тепловой сети обладает признаками бесхозяйной вещи.

Согласно части 6 статьи 15 Закона о теплоснабжении в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.

В соответствии с частью 4 статьи 8 Закона о теплоснабжении в случае, если организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, осуществляют эксплуатацию тепловых сетей, собственник или иной законный владелец которых не установлен (бесхозяйные тепловые сети), затраты на содержание, ремонт, эксплуатацию таких тепловых сетей учитываются при установлении тарифов в отношении указанных организаций в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Из толкования данных норм права следует, что организацией, эксплуатирующей бесхозяйный участок сети, является теплосетевая или теплоснабжающая организация, тепловые сети которой соединены с указанными бесхозяйными сетями. Эксплуатация сети включает в себя ее использование по назначению, содержание, техническое обслуживание и ремонт.

Материалами настоящего дела подтверждено фактическое использование ПАО «КГК» участка тепловой сети, расположенной в подвале задания по ул. Гвардейской, 2, для получения дохода, а также оказания другим присоединенным к ней потребителям услуг теплоснабжения.

Доводы ПАО «КГК» о том, что рассматриваемый участок тепловой сети не является транзитным и принадлежит ИП О. Е.Н., подлежат отклонению по следующим основаниям.

Статьей 135 ГК РФ определено, что вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной вещи и связанная с ним общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.

Совокупность обстоятельств установленных Курганским УФАС России на основании имеющихся в материалах дела технических документов на тепловую трассу от тепловой камеры №313, от теплового пункта №84, с учетом особенностей теплоснабжения здания по ул. Гвардейская, 2, в частности тот факт, что тепловая сеть, расположенная в подвале данного объекта от ответвления на здание заявителя и до внешней границы стены здания по ул. Гвардейская, 2 не используется заявителем с целью  непосредственного теплоснабжения указанного здания, и предназначена исключительно для перемещения тепловой энергии поставляемой ПАО «КГК» до здания по ул. Гвардейская, 85, свидетельствует о том, что сооружение тепловой трассы от тепловой камеры №313 от теплового пункта №84 и участок тепловой сети расположенной в подвале здания по ул. Гвардейская, 2 могут рассматриваться в неразрывной связи как составные части единого объекта теплоснабжения.

Комиссией установлено, что поставка тепловой энергии в здание по адресу: г. Курган, ул. Гвардейская, 85 осуществляется ПАО «Курганская генерирующая компания» как единой теплоснабжающей организацией посредством использования среди прочего участка тепловой сети, проходящего по подвалу здания №2 по ул. Гвардейская, и указанное лицо имеет в собственности сети, непосредственно присоединенные к спорному участку сети, является профессиональным участником рынка теплоснабжения на территории г. Кургана следовательно, имеет экономическую заинтересованность в использовании спорного участка тепловой сети и должно нести затраты на его содержание и обслуживание.

На основании изложенных выше обстоятельств, а также учитывая возникшие из договора теплоснабжения №4616 от 17.03.2017г обязательства ПАО «Курганская генерирующая компания», Комиссия Курганского УФАС России приходит к выводу, что Общество несет обязанность по эксплуатации тепловой сети, проходящей по подвальному помещению здания по адресу: г. Курган, ул. Гвардейская, 2.

Следовательно, ПАО «Курганская генерирующая компания» несет ответственность за содержание и ремонт данной сети.

Таким образом, ПАО «Курганская генерирующая компания» как эксплуатант названного участка тепловой сети обязано обеспечить его подготовку к отопительному сезону и современный пуск тепловой энергии на объект заявителя.

Оценив фактические обстоятельства дела, а также собранные доказательства, с учетом позиции ПАО «Курганская генерирующая компания», изложенной в письме от 31.05.2017г №1616, в ответе № 3155 от 03.11.2017г на запрос Курганского УФАС России от 25.10.2017г исх. №04-02/5029-13, в ответе № 3253 от 17.11.2017г на запрос Курганского УФАС России от 09.11.2017г исх. №04-02/5240-13, возражений на заявление о нарушении антимонопольного законодательства от 24.01.2018 исх. №174, с учетом факта направления 28.09.2017г ПАО «Курганская генерирующая компания» ИП Ореховой Е.Н. проекта изменений в приложение №2 к договору теплоснабжения №4616 от 17.03.2016г «Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон по тепловым», предусматривающем границу ответственности по тепловым сетям ИП О. Е.Н. находящимся в подвале здания по адресу: г. Курган, ул. Гвардейская, 2, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ПАО «Курганская генерирующая компания» связанных с навязыванием эксплуатации тепловой сети, находящейся в подвале здания по адресу г. Курган ул. Гвардейская, 2 заявителю по настоящему делу признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о  защите конкуренции.

В соответствии с частью 3 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции выдача предупреждения в период рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства осуществляется комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если при рассмотрении такого дела установлены признаки нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона, которые не были известны на момент возбуждения такого дела.

В связи с наличием в действиях ПАО «Курганская генерирующая компания» (ИНН 4501122913, ОГРН 1064501172416, место нахождения: 640026, Курганская обл., г. Курган, пр. Конституции, 29 - А) признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», и на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссией Курганского УФАС России по рассмотрения настоящего дела  ПАО «КГК» выдано предупреждение №5 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства от 05.03.2018г, согласно которому ПАО «Курганская генерирующая компания» необходимо было прекратить совершение нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а именно: прекратить навязывание невыгодных условий договора теплоснабжения №4616 от 17.03.2016г ИП О. Е.Н. в части навязывания эксплуатации тепловой сети, расположенной в подвале здания по адресу: г. Курган ул. Гвардейская, 2, о чем уведомить ИП О. Е.Н.

О выполнении предупреждения сообщить в  Курганское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Письмом от 20.03.2018г исх. №700 ПАО «Курганская генерирующая компания» сообщило в Курганское УФАС России об исполнении предупреждения №5 от 05.03.2018г, представив копию письма от 16.03.2018г исх. №666 и копии почтовых квитанций с описью вложения.

Согласно части 6 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Частью 7 статьи 39.1. Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

На основании вышеизложенного, рассмотрение настоящего дела в части нарушения ПАО «Курганская генерирующая компания» пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции подлежит прекращению.

Пунктом 1 Постановления Администрации города Кургана от 18.09.2017 №7165 «О начале отопительного сезона» предусмотрено ПАО «Курганская генерирующая компания» и другим организациям, осуществляющим теплоснабжение города Кургана, приступить к заполнению и включению систем отопления с 20.09.2017г. потребителей 1 категории (объектов соцкультбыта, учреждений здравоохранения, образовательных учреждений), и потребителей 2 категории (жилых зданий и прочих потребителей) по мере их готовности к отопительному сезону согласно графику заполнения и запуска тепловых сетей ПАО «Курганская генерирующая компания» СП «Тепловые сети» на 2017 год и по заявкам управляющих организаций, руководителей предприятий и организаций, собственников многоквартирных домов, находящихся в непосредственном управлении.

Таким образом, ПАО «Курганская генерирующая компания» существенно нарушены сроки возобновления теплоснабжения здания заявителя и заинтересованного лица.

Учитывая, что теплоснабжение здания заявителя и заинтересованного лица было возобновлено только 31.10.2017г Комиссия Курганского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях ПАО «Курганская генерирующая компания» нарушения пункта 4 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь  статьей  23, частью  1  статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей  48частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать положение ПАО «Курганская генерирующая компания» (ИНН 4501122913, ОГРН 1064501172416, адрес регистрации: Курган, пр. Конституции, 29А) доминирующим на рынке услуг теплоснабжения в географических границах города Кургана.

2. Признать в действиях ПАО «Курганская генерирующая компания» (ИНН 4501122913, ОГРН 1064501172416, адрес регистрации: Курган, пр. Конституции, 29А) нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Выдать ПАО «Курганская генерирующая компания» (ИНН 4501122913, ОГРН 1064501172416, адрес регистрации: Курган, пр. Конституции, 29А) предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

4. Прекратить рассмотрение дела №АМЗ-66/2017 о нарушении антимонопольного законодательства в части нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с отсутствием признаков  его нарушения в рассматриваемых Комиссией действиях ПАО «Курганская генерирующая компания» (ИНН 4501122913, ОГРН 1064501172416, адрес регистрации: Курган, пр. Конституции, 29А).

Связанные организации

Связанные организации не указаны