Решение №АМЗ-8/2016 Решение по делу № АМЗ-8/2016 от 27 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № АМЗ-8/2016 о нарушении антимонопольного законодательства

 

                                                                                                                           г. Курган

Резолютивная часть решения оглашена "11" июля 2016 г.

В полном объеме решение изготовлено "22" июля 2016 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела  о  нарушении  антимонопольного  законодательства, рассмотрев дело № АМЗ-8/2016 по признакам нарушения Администрацией города Кургана (640000, г. Курган, пл. им.. Ленина, ИНН 4501005007 и Открытым акционерным обществом "Курганский центральный рынок" (640000, Курганская обл., г. Курган, ул. Куйбышева, 74, ИНН 4501030998) статьи 16 Федерального закона РФ от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившееся в заключении и реализации соглашения от 27.01.2015 года о взаимодействии при организации совместных ярмарок по адресам: площадь Собанина в районе Дворца культуры железнодорожников, проспект Машиностроителей, 3а, улица Карбышева — улица Кузнецова, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке услуг по предоставлению торговых мест на ярмарках в городе Кургана.

  в присутствии на заседании представителей:

ответчика - Администрации города Кургана (640000, г. Курган, пл. им. Ленина, ИНН 4501005007) — Васильева Екатерина Александровна (доверенность № 1048 от 30.03.2015 года).

ответчика - ОАО "Курганский центральный рынок" (640000, Курганская обл., г. Курган, ул. Куйбышева, 74, ИНН 4501030998) — Саласюк Елена Владимировна (доверенность от 10.04.2016 года).

Лицо, располагающее сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах — Департамента экономического развития, предпринимательства и торговли Администрации города Кургана (640000, г. Курган, пл. им. Ленина, ИНН 4501161542) и заявитель Дмитренкова О.В. явку представителей на рассмотрение дела 14.06.2016 года не обеспечили. О времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

 

УСТАНОВИЛА:

В Курганское УФАС России из Управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД РФ по Курганской области поступили материалы по организации ярмарок на территории города Кургана (вх. № 6779 от 15.12.2015 года), а также заявление Дмитренковой О.В. (вх. № 5522 от 15.10.2015) о проверке действий Администрации города Кургана при организации ярмарок на территории города Кургана.

Приказом № 7 от 18.01.2016 года в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции возбуждено дело № АМЗ-8/2016 о нарушении антимонопольного законодательства.

В рамках рассмотрения дела установлено следующее.

18 марта 2011 года Администрацией города Кургана принято постановление № 2042 «Об организации ярмарок на территории города Кургана».

Пунктом 1 вышеуказанного постановления установлены места проведения ярмарок, а именно:

-  площадь Собанина в районе Дворца культуры железнодорожников;

- проспект Машиностроителей, 3а;

- улица Карбышева — ул. Кузнецова.

Пунктом 2 вышеуказанного постановления установлен срок ярмарочной деятельности: с 22.03.2011 года по 31.01.2012 г.

Пунктом 3 постановления  утверждено соглашение между Администрацией города Кургана и ОАО «Курганский центральный рынок» о взаимодействии по организации универсальных ярмарок.

Постановлением Администрации города Кургана от  30.12.2012 года № 341 срок деятельности ярмарки по вышеуказанным адресам продлен до 31.01.2013 года.

Постановлением Администрации города Кургана от 16.01.2013 года № 119 срок деятельности ярмарок по вышеуказанным адресам продлен до 31.01.2014 года.

Постановлением Администрации города Кургана от 29.01.2014 года № 534  срок деятельности ярмарок по вышеуказанным адресам продлен до 01.02.2015 года.

Решением Курганского УФАС России от 09.04.2014 года по делу № 173 признано нарушение статьей 15 и 16 Закона о защите конкуренции при заключении вышеуказанного соглашения. На основании своего решения Курганское УФАС России выдало Администрации города Кургана и ОАО «Курганский центральный рынок» предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

Вышеуказанные решение и предписания были обжалованы Администрацией города Кургана и ОАО «Курганский центральный рынок» в Арбитражном суде Курганской области.

Решением суда от 30.10.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 решение суда оставлено без изменения.

Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 28.04.2015 года № Ф09-2428/15 по делу № А34-4205/2014 года решение Арбитражного суда Курганской области от 30.10.2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 по указанному делу оставлены без изменения.

Во исполнение предписаний антимонопольного органа 15.01.2015 года Администрацией города Кургана и ОАО «Курганский центральный рынок» подписано соглашение о расторжении соглашения о взаимодействии при организации ярмарок от 18.03.2011 года.

23.01.2015 года ОАО «Курганский центральный рынок» обратилось в Администрацию города Кургана  с просьбой продлить до 01.02.2016 года срок действия совместных ярмарок и заключить соглашение о взаимодействии по организации совместных ярмарок по  вышеуказанным адресам.

Постановлением Администрации города Кургана от 03.02.2015 года № 713 срок деятельности ярмарок по вышеуказанным адресам продлен до 01.02.2016 года.

Постановлением Администрации города Кургана от 26.01.2015 № 348 в постановление Администрации города Кургана от 18.03.2011 № 2042 внесены следующие изменения: пункт 3 изложить в следующей редакции: «3. Департаменту экономического развития, предпринимательства  и торговли Администрации города Кургана подготовить соглашение о взаимодействии  по организации совместных ярмарок с ОАО «Курганский центральный рынок» данные изменения распространяются на правоотношения, возникшие с  15.01.2015.

 Постановлением Администрации города Кургана от 15.07.2015 № 5399 в постановление Администрации города Кургана от 18.03.2011 № 2042 внесены следующие изменения: пункт 3 изложить в следующей редакции: «3. Департаменту экономического развития, предпринимательства  и торговли Администрации города Кургана подготовить соглашение о взаимодействии  по организации совместных ярмарок с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями».

Постановлением Администрации города Кургана от 20.07.2015 г. № 5492 утверждено соглашение с ОАО «Курганский центральный рынок» о взаимодействии по организации совместных ярмарок по вышеуказанным адресам.

В ходе рассмотрения дела представитель Администрации города Кургана пояснил, что Администрация города Кургана старалась приблизить положения соглашения 2015 года к той позиции суда, которая была изложена в решениях судов по делу №А34-4205/2014. Заключение соглашения в 2015 году было вынужденной мерой, поскольку в адрес Администрации города Кургана поступали обращения граждан о несогласии закрытия ярмарок, организованных постановлением Администрации города Кургана от 18.03.2011 года № 2042.

По мнению Администрацией города Кургана вышеуказанные заявления граждан подтверждают необходимость организации ярмарок на исторически сложившихся местах, что соответствует методическим рекомендациям по организации ярмарочной торговли в Российской Федерации, изложенной в письме Минпромторга от 03.03.2015 года № ЕВ-3949/08.

Между тем, вышеуказанные рекомендации Минпромторга  не являются нормативным правовым актом и не содержат обязательных к применению на территории Российской Федерации правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц, в силу чего не применяются антимонопольным органом при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства и не могут применяться как общеобязательное правило поведения иными субъектами правоотношений независимо от их правового статуса.

По мнению ФАС России, совершение действий (бездействия) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и (или) хозяйствующими субъектами, влекущих последствия и (или) потенциально имеющих последствия в виде ограничения конкуренции на соответствующих товарных рынках, в рамках исполнения положений Методических рекомендаций, не может являться основанием для освобождения от предусмотренной законодательством Российской Федерации ответственности за нарушение антимонопольного законодательства (письмо ФАС России от 05.05.2016 года № АК/30221/16).

В ходе рассмотрения дела документы, подтверждающие публичность заключения соглашения между Администрацией города Кургана и  ОАО «Курганский центральный рынок» о взаимодействии по организации совместных ярмарок по вышеуказанным адресам или проведение отбора организации, с которой будет организована совместная ярмарка, не представлены.

Публичность заключения соглашения, по мнению представителя Администрации города Кургана, подтверждается тем, что Администрация города Кургана на своем официальном сайте разместила постановление от 15.07.2015 № 5399 «О внесении изменений в постановление Администрации города Кургана от 18.03.2011 года № 2042 «Об организации ярмарок на территории города Кургана». В соответствии с которым пункт 3 постановления Администрации города Кургана от 18.03.2011 года № 2042 изложен в следующей редакции: «3. Департаменту экономического развития, предпринимательства и торговли Администрации города Кургана подготовить соглашение о взаимодействии по организации совместных ярмарок с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями». Предполагалось, что данное соглашение будет заключено с теми, кто обратится.

При этом, размещение вышеуказанного постановления Администрации города Кургана на официальном сайте не является предложением заключить соглашение об организации ярмарок, не содержит критериев отбора хозяйствующих субъектов и требований к ним при заключении соглашения об организации совместных ярмарок, а следовательно, не может служить доказательством публичности заключения спорного соглашения.

Соглашение о взаимодействии по организации совместных ярмарок утвержденное постановлением Администрации города Кургана от 20.07.2015 г. № 5492, датировано 27.01.2015 года.

Пунктом 10 Соглашения о взаимодействии по организации совместных ярмарок предусмотрено, что вышеуказанное соглашение распространяется на правоотношения, возникшие с 15.01.2015 года. При этом данное соглашение действует до исполнения обязательств каждой из сторон.

Из пункта 4  раздела 2 соглашения следует, что стороны совместно разрабатывают и утверждают план мероприятий по организации ярмарки и схему размещения торговых мест на ярмарке, определяют режим работы ярмарки, порядок организации ярмарки, порядок предоставления мест на ярмарке.

20 января 2015 года директором Департамента экономического развития, предпринимательства и торговли Администрации города Кургана и генеральным директором ОАО «Курганский центральный рынок» утверждены порядки организации и проведения совместных универсальных ярмарок по адресам: пр. Машиностроителей, 3а; пл. Собанина; ул. Карбышева. А также  схемы расположения торговых мест на вышеуказанных ярмарках.

Из пункта 2 раздела 1 порядка организации и проведения каждой из ярмарок следует, что организаторами ярмарок является Администрация города Кургана в лице Департамента экономического развития, предпринимательства и торговли и ОАО «Курганский центральный рынок».

Пунктом 5 раздела 2 вышеуказанного соглашения предусмотрено, что Сторона 2 (ОАО «Курганский центральный рынок») обеспечивает прием заявок от участников ярмарки и оформление договоров с продавцами (исполнителями) о предоставлении мест на ярмарке, для продажи товаров (выполнение работ, оказания услуг), размещение участников ярмарки согласно заключенным договорам и схеме расположения мест на ярмарке.

Пунктом 6 раздела 2 вышеуказанного соглашения предусмотрено, что Сторона 2 (ОАО «Курганский центральный рынок») обеспечивает оборудование торговых мест, организацию уборки территории, вывоз мусора, организацию временных стоянок для парковки личного автотранспорта, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы и другие услуги.

Пунктами 14 и 15 раздела 4 порядка организации и проведения каждой из ярмарок следует, что плата за торговое место на ярмарке устанавливается организаторами ярмарки, при этом размер места организации торговли на ярмарке определяется договором.

В то же время материалами дела доказано, что договоры с участниками ярмарок (продавцами) заключены только от имени одного организатора ярмарок - ОАО «Курганский центральный рынок», следовательно, размер места организации торговли на ярмарке определяется только одним организатором ярмарок.

При этом плата за торговое место на ярмарках установлена только одним организатором ярмарок - ОАО «Курганский центральный рынок» на основании приказов генерального директора, а в некоторых случаях путем соглашения сторон с участниками ярмарок (договоры № 271 от 03.01.2016 года, № 272 от 03.01.2016 года, №273 от 03.01.2016 года, № 274 от 03.01.2016 года, № 275 от 03.01.2016 года).

В соответствии с пунктом 7 раздела 2 соглашения Сторона 2 (ОАО «Курганский центральный рынок») перечисляет в бюджет города Кургана 12 % от суммы платы за предоставленные торговые места по результатам заключенных договоров с продавцами (исполнителями).

Согласно справке ОАО «Курганский центральный рынок» доход от организации вышеперечисленных ярмарок составил:

- от ярмарки «Некрасовская» за 2015 год — 6781465, за январь 2016 года — 405450;

- от ярмарки «Рябковская» за 2015 год — 272000, за январь 2016 года — 22000;

- от ярмарки ДКЖ за 2015 год — 852031, за январь 2016 года — 45010.

Таким образом, вышеуказанное соглашение позволяет хозяйствующему субъекту - ОАО «Курганский центральный рынок» осуществлять деятельность, приносящую ему доход.

Комиссия Курганского УФАС России рассмотрела представленные доказательства по делу, заслушала доводы, пояснения и возражения лиц, участвующих в деле, и пришла к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2009 года № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговле) ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Организация ярмарок и продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются. В случае, если организатором ярмарки является федеральный орган государственной власти, порядок организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней устанавливается организатором ярмарки с учетом положений вышеуказанной статьи.

Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 10.07.2007 года № 280 утвержден Порядок организации деятельности ярмарок на территории Курганской области (далее - Порядок).

Из пункта 2 Порядка также следует, что организатором ярмарки является орган государственной власти Курганской области, орган местного самоуправления муниципальных образований Курганской области, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель.

В соответствии с пунктом 5 Порядка, решение о проведении ярмарки оформляется правовым актом органа местного самоуправления муниципального образования Курганской области при размещении ее на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности, а также если организатором ярмарки, в том числе совместной, является соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования Курганской области.

Пункт 2 Порядка предусматривает возможность проведения совместных ярмарок, то есть ярмарок, проводимых двумя или более организаторами на основании заключенных соглашений о взаимодействии при организации ярмарки.

Таким образом, действующими нормами права предусмотрено право заключать соглашения о взаимодействии при организации ярмарки, но не предусмотрен порядок заключения таких соглашений.

Из пункта 7 Порядка следует, что юридические лица или индивидуальные предприниматели являются организаторами ярмарок на земельных участках, а также в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в собственности данных хозяйствующих субъектов.

Из письма Правительства Курганской области от 16.10.2015 года № 02-09-1449/вх следует, что юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе выступать организатором ярмарки только в случае нахождения у него в собственности земельного участка или здания, строения, сооружения, где организуется ярмарка.

По мнению Правительства Курганской области, правовых оснований наделения хозяйствующего субъекта статусом организатора ярмарки, в случае, если ярмарка организуется органом государственной власти Курганской области или органом местного самоуправления муниципального образования Курганской области, не имеется.

Следовательно, Администрация города Кургана не в праве была наделять  ОАО «Курганский центральный рынок» статусом организатора ярмарки.

В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действующей на момент заключения соглашения об организации совместных ярмарок) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Таким образом, Администрация города Кургана, являясь органом местного самоуправления городского округа – муниципального образования город Курган, имела право на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории города Кургана.

Следовательно, обладая правом распоряжения земельными участками (правом собственника) Администрация города Кургана имела право на организацию ярмарок на земельных участках, собственность на которые не разграничена.

Как установлено в ходе рассмотрения дела земельные участки, на которых расположены ярмарки (по адресам: площадь Собанина в районе Дворца культуры железнодорожников; проспект Машиностроителей, 3а; улица Карбышева — ул. Кузнецова) не сформированы, не поставлены на кадастровый учет, собственность на данные земельные участки не разграничена, права на данные земельные участки ОАО "Курганский центральный рынок" не передавались.

С учетом изложенного, ОАО «Курганский центральный рынок» являлось организатором ярмарок на не принадлежащих ему земельных участках по указанным адресам только в силу заключенного соглашения с Администрацией города Кургана.

Из пункта 5 и пункта 7 Порядка следует, что организатором ярмарок может быть только собственник земельных участках, зданий, строений, сооружений, на которых организованна ярмарка.

Данный вывод опровергает  довод Администрации города Кургана о том, что действующее законодательство не связывает осуществление ярмарочной деятельности с предоставлением земельных участков для данных целей.

Пунктом 18 раздела 4 Порядка предусмотрены обязанности организатора ярмарки.  Так организатор ярмарки обязан:

- заключить договор с продавцом (исполнителем) о предоставлении места для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке;

- организовать работу ярмарки в строгом соответствии с противопожарными, санитарными, ветеринарными и экологическими нормами;

- обеспечить необходимые условия для нормального функционирования ярмарки, в том числе надлежащее санитарное состояние мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), оснащение мест проведения ярмарки контейнерами для сбора мусора, урнами и туалетами;

- принять оперативные меры по устранению возникающих конфликтных ситуаций при обслуживании потребителей;

- установить в специально отведенном месте контрольные весы, если специализацией ярмарки предусмотрена продажа весовых товаров;

- организовать временные стоянки для парковки личного автотранспорта и регулирование движения в местах проведения ярмарки;

- организовать уборку территории и вывоз мусора после завершения деятельности ярмарки.

При этом, материалами дела доказано, что ни одна из вышеуказанных обязанностей не относится к обязанностям Администрации города Кургана при организации ярмарок.

Администрация города Кургана, лишь подписала соглашение об организации ярмарок с ОАО «Курганский центральный рынок», а все остальные полномочия по разработке и утверждению плана мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней, а также определению режима работы ярмарки, порядка организации ярмарки, порядка предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке были возложены на Департамент экономического развития, предпринимательства и торговли, что подтверждается письменными пояснениями Департамента (письмо от 04.04.2016 года исх. № 512э, 587э).

Все остальные обязанности распространяются только на ОАО «Курганский центральный рынок», а именно: прием заявок от участников ярмарки и оформление договоров с продавцами (исполнителями) о предоставлении мест на ярмарке, для продажи товаров (выполнение работ, оказания услуг), размещение участников ярмарки согласно заключенным договорам и схеме расположения мест на ярмарке, обеспечение оборудование торговых мест, организация уборки территории, вывоз мусора, организация временных стоянок для парковки личного автотранспорта, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы и другие услуги (пункты 5 и 6 раздела 2 Соглашения о взаимодействии по организации совместных ярмарок от 27.0.2015 года)

На основании вышеуказанных обстоятельств, Комиссия приходит к выводу, что фактически организатором ярмарок «Некрасовская»,  «Рябковская»  и «ДКЖ» являлось только ОАО «Курганский центральный рынок», что опровергает доводы Администрации города Кургана о том, что указанные ярмарки организованы совместно с данным органом местного самоуправления.

Фактически, заключая соглашение от 27.01.2015 года о взаимодействии по организации универсальных ярмарок с ОАО «Курганский центральный рынок», Администрация города Кургана предоставила обществу право извлекать доход от хозяйственной деятельности на данных земельных участках. Данный факт подтверждается как самим условием соглашения (пункт 7), так и справкой ОАО «Курганский центральный рынок» о выручке от деятельности по организации ярмарки.

При заключении соглашений между Администрацией города Кургана и  ОАО «Курганский центральный рынок» об организации ярмарок на территории города Кургана Администрация не оповещала каким-либо образом неопределенный круг хозяйствующих субъектов  об организации ярмарок.

Деятельность по организации ярмарок в силу действующего законодательства является равнодоступной для всех субъектов предпринимательской деятельности. Действующее законодательство не содержит каких-либо специальных требований к ее осуществлению, объективно препятствующих иным субъектам, работающим на рынке соответствующих услуг, организовывать ярмарки.

Вышеуказанное соглашение об организации сразу трех ярмарок было заключено только с ОАО «Курганский центральный рынок». Ярмарки в рамках данного соглашения действовали с 15.01.2015 года по 02.02.2016 года.

Организация ярмарок является одним из видов экономической деятельности.

Так, согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, утвержденному Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст к видам экономической деятельности по организации ярмарок относятся:

- организация сельскохозяйственных выставок и ярмарок, включенная в группировку: «Предоставление услуг в области растениеводства» (ОКВЭД 01.61);

- деятельность парков культуры и отдыха и тематических парков. Эта группировка включает в том числе деятельность, связанную с организацией ярмарок (ОКВЭД  93.21).

При этом законодательно не установлены какие-либо административные барьеры для осуществления данного вида экономической деятельности.

Согласно сведениям о ОАО «Курганский центральный рынок» имеющимся в едином государственном реестре юридических лиц к видам экономической деятельности ОАО «Курганский центральный рынок» относятся:

аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом (ОКВЭД 68.20.2);
деятельность по чистке и уборке прочая, не включенная в другие группировки (ОКВЭД 81.29.9);
деятельность зрелищно-развлекательная прочая, не включенная в другие группировки (ОКВЭД 93.29.9);
предоставление прочих персональных услуг, не включенных в другие группировки (ОКВЭД 96.09);
деятельность по чистке и уборке жилых зданий и нежилых помещений прочая (ОКВЭД 81.22);
деятельность по чистке и уборке прочая, не включенная  в другие группировки (ОКВЭД 81.29.9);
аренда и лизинг торгового оборудования  (ОКВЭД 77.39.27);

Деятельность ОАО «Курганский центральный рынок» по организации ярмарок заключается в сдаче внаем торговых мест на ярмарке, в том числе под размещение киосков, тонаров.

Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности, принятым и введённым в действие Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 года № 329-ст, услуги, связанные со сдачей в аренду (внаем) торговых мест включены в группировку услуг по сдаче в аренду (внаем) нежилого недвижимого имущества (ОКПД 70.20.12.000).

Согласно аналитическому отчету по результатам анализа конкуренции на рынках услуг по предоставлению торговых мест на ярмарках города Кургана (универсальных), подготовленному Курганским УФАС России, продуктовые границы товарного рынка определены как предоставления торговых мест на определенной ярмарке.

В соответствии с определением понятия ярмарка в постановлении Администрации (Правительства) Курганской области от 10.07.2007 № 280, ярмарка -  это самостоятельное рыночное мероприятие временного характера, организуемое в определенном месте. Таким образом, период обращения услуги – предоставления торговых мест на ярмарке, будет определен периодом организации ярмарки.

На основании вышеизложенного,  рынок предоставления торговых мест на определенной ярмарке является локальным.

Следовательно, каждая сфера обращения услуг по предоставлению торговых мест на ярмарке  образует самостоятельные продуктовые границы товарного рынка, и определены как:

услуга по предоставлению торгового места на универсальной ярмарке «Некрасовская»;
услуга по предоставлению торгового места на универсальной ярмарке «Рябковская»;
услуга по предоставлению торгового места на универсальной ярмарке «ДКЖ». 

При этом, географические границы данных рынков будут совпадать с границами территории, определенной местом проведения каждой ярмарки.

На исследованных товарных рынках услуг по предоставлению торговых мест на универсальных ярмарках в географических границах территорий, определенных местом проведения ярмарки, действовала только одна организация, которая заключала договоры о предоставлении торговых мест на вышеуказанных ярмарках - ОАО «Курганский центральный рынок».

Доля ОАО «Курганский центральный рынок» на рынке услуг по предоставлению торгового места на каждой из вышеуказанных ярмарок составила 100%.

Таким образом, заключение Администрации города Кургана с ОАО «Курганский центральный рынок» соглашения от 27.01.2015 года о взаимодействии по организации универсальных ярмарок позволило ОАО «Курганский центральный рынок» быть абсолютным монополистом сразу на трех рынках услуг по предоставлению торговых мест на универсальных ярмарках.

Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, в том числе из договоров и иных сделок. Под сделками статья 153 Гражданского кодекса Российской Федерации понимает действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Согласно части 1 статьи 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

В силу части 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения.

При этом, Закон о защите конкуренции содержит специальные нормы, закрепляющие особые требования к заключению соглашений и договоров органами государственной власти, органами местного самоуправления и иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями.

Согласно статье 16 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции" запрещаются соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта и органа местного самоуправления как не соответствующих статье 16 Закона о защите конкуренции необходимо установить наличие противоречащего закону соглашения между указанными лицами и наступление (возможность наступления) в результате этого соглашения последствий, связанных с недопущением, ограничением, устранением конкуренции.

Как установлено в рамках рассмотрения дела соглашение от 27.01.2015 года о взаимодействии по организации совместных ярмарок между Администрации города Кургана и ОАО «Курганский центральный рынок» заключено по инициативе ОАО «Курганский центральный рынок». При этом Администрация города Кургана не размещала в открытом доступе информацию о намерении заключить соглашение на организацию вышеуказанных ярмарок и заключила соглашение с ОАО «Курганский центральный рынок», не являющимся обладателем права собственности на земельные участки, на которых были организованы ярмарки.

В тоже время, стороны соглашения знали о правовой позиции антимонопольного органа по поводу заключения аналогичного соглашения, а также позицию арбитражных судов о том, что ранее действующее аналогичное соглашение было заключено с нарушением норм антимонопольного законодательства, тем не менее, Администрация города Кургана и ОАО «Курганский центральный рынок» умышлено пошли на заключение соглашения с нарушением норм антимонопольного законодательства.

Согласно пункту 10 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством относятся к монополистической деятельности.

Как указано выше заключение Администрацией города Кургана с ОАО «Курганский центральный рынок» запрещенного статьей 16 Закона о защите конкуренции соглашения от 27.01.2015 года о взаимодействии по организации универсальных ярмарок позволило ОАО «Курганский центральный рынок» быть абсолютным монополистом сразу на трех рынках услуг по предоставлению торговых мест на универсальных ярмарках.

Согласно части 3 статьи 51 Закона о защите конкуренции лицо, чьи действия (бездействие) в установленном вышеуказанным Федеральным законом порядке признаны монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией и являются недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством, по предписанию антимонопольного органа обязано перечислить в федеральный бюджет доход, полученный от таких действий (бездействия).

В контексте указанного положения перечислению в федеральный бюджет подлежит доход ОАО «Курганский центральный рынок», полученный им от реализации соглашения с Администрацией города Кургана от 27.01.2015 года.

Поскольку вышеуказанное соглашение между Администрацией города Кургана и  ОАО «Курганский центральный рынок» действовало с 15.01.2015 года до 02.02.2016 года (до заключения соглашения  о расторжении соглашения о взаимодействии при организации ярмарок от 15.01.2015 года), то перечислению в федеральный бюджет подлежит доход ОАО «Курганский центральный рынок», полученный им от организации ярмарок «Некрасовская» «Рябковская» и «ДКЖ» в указанный период,  что составляет 8377956 рублей.

Постановлением Администрации города Кургана от 20.02.2016 года № 1039 утверждено соглашение о расторжении соглашения о взаимодействии при организации ярмарок от 15.01.2015 года, заключенного между Администрацией города Кургана и ОАО «Курганский центральный рынок».

Данные обстоятельства свидетельствуют об устранении нарушения антимонопольного законодательства, но не исключает сам факт нарушения антимонопольного законодательства и не освобождает виновных лиц от ответственности, поскольку антиконкурентное соглашение между Администрацией города Кургана и ОАО «Курганский центральный рынок» действовало больше года.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать в действиях Администрации города Кургана (640000, г. Курган, пл. им.. Ленина, ИНН 4501005007) нарушение статьи 16 Федерального закона РФ от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении и реализации соглашения с ОАО "Курганский центральный рынок" от 27.01.2015 года о взаимодействии при организации совместных ярмарок по адресам: площадь Собанина в районе Дворца культуры железнодорожников, проспект Машиностроителей, 3а, улица Карбышева — улица Кузнецова, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке услуг по предоставлению торговых мест на ярмарках в городе Кургана.
Признать в действиях Открытого акционерного общества "Курганский центральный рынок" (640000, Курганская обл., г. Курган, ул. Куйбышева, 74, ИНН 4501030998)  нарушение статьи 16 Федерального закона РФ от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении и реализации соглашения с Администрацией города Кургана от 27.01.2015 года о взаимодействии при организации совместных ярмарок по адресам: площадь Собанина в районе Дворца культуры железнодорожников, проспект Машиностроителей, 3а, улица Карбышева — улица Кузнецова, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке услуг по предоставлению торговых мест на ярмарках в городе Кургана.
Выдать ОАО "Курганский центральный рынок" предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения статьи 16 Федерального Закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

         

руководствуясь статьей 21, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 22.07.2016 года по делу № АМЗ-8/2016 о нарушении Администрацией города Кургана (640000, г. Курган, пл. им.. Ленина, ИНН 4501005007 и Открытым акционерным обществом "Курганский центральный рынок" (640000, Курганская обл., г. Курган, ул. Куйбышева, 74, ИНН 4501030998) статьи 16 Федерального закона РФ от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Открытому акционерному обществу "Курганский центральный рынок" (640000, Курганская обл., г. Курган, ул. Куйбышева, 74, ИНН 4501030998) в трехмесячный срок с момента получения настоящего предписания перечислить в федеральный бюджет доход, полученный в результате нарушения статьи 16 Федерального Закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в размере 8377956  (восемь миллионов  триста семьдесят семь тысяч девятьсот пятьдесят шесть)  рублей 00 копеек
Открытому акционерному обществу "Курганский центральный рынок"  в срок не позднее пяти дней со дня исполнения настоящего Предписания направить в Курганское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.

 

Согласно пункту 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации штрафы и иные суммы принудительного изъятия подлежат зачислению в федеральный бюджет по коду КБК 161 1 16 02010 01 6000 140, ОКАТО 37401000000 на счет органа федерального казначейства УФК по Курганской области (для Курганского УФАС России) в Отделении Курган г.Курган, БИК 043735001, р/с 40101810000000010002, ИНН 4501099573, ОКАТО 37401000000, ОКТМО 37701000.

                    

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны