Решение б/н жалобой на нарушение антимонопольного законодательства при з... от 30 июня 2023 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                     

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее по тексту – Комиссия Курганского УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии –  – руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;

Члены Комиссии:

– заместитель начальника отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Курганского УФАС России,

 – государственный инспектор отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Курганского УФАС России,

рассмотрев дело № 045/01/16-129/2023, возбужденное по заявлению Шадринской межрайонной прокуратуры (вх. № 5137/22 от 08.12.2022) по признакам нарушения ГБУ «» антимонопольного законодательства, предусмотренного части 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона о защите конкуренции), выразившегося в заключении договора № 96-У/2022 от 05.08.2022, предметом которого является спил деревьев (сосна) и вывоз с территории на безвозмездной основе без проведения конкурентных процедур,

в отсутствие:

от заявителя: Шадринская межрайонная прокуратура (уведомлена надлежащим образом);

от ответчика: ГБУ «» (уведомлен надлежащим образом).

Руководствуясь статьей 48.1 Закона о защите конкуренции

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее – Курганское УФАС России) поступило обращение Шадринской межрайонной прокуратуры (вх. № 5137/22 от 08.12.2022) с жалобой на нарушение антимонопольного законодательства при заключении договора ГБУ «» без проведения конкурентной процедуры.

Из обращения Шадринской межрайонной прокуратуры следует, что между ГБУ «» и ИП  заключен договор № 96-У/2022 от 05.08.2022, предметом которого является спил деревьев (сосна) и вывоз с территории на безвозмездной основе без проведения конкурентных процедур. В действиях ГБУ «» и ИП С.Г. имеются признаки соглашения, которое создало последнему преимущественные условия и привело к возможному возникновению ограничения доступа на товарный рынок неограниченному кругу хозяйствующих субъектов. Также согласно договору, ИП С.Г. представлено право на бесплатную передачу древесины, которая в последствии могла быть направленна на получение предпринимательской деятельности.

Указанные действия ГБУ «», по мнению Шадринской межрайонной прокуратуры, выразились в заключении соглашения, направленного на обход установленной конкурентной процедуры, тем самым нарушают правовые нормы Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту - Закон о защите конкуренции).

В ходе рассмотрения указанного заявления и документов, представленных сторонами, Курганским У ФАС России установлено следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Статья 8 Конституции Российской Федерации выступает гарантом единого экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности, статья 34 - запрещает деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона защите конкуренции под признаками ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашением признается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Недопущение конкуренции - это такая ситуация, при которой исключается возможность конкуренции, ограничение конкуренции - когда существенно снижается возможность конкуренции, устранение конкуренции - когда устраняется ее возможность, вплоть до нуля.

Таким образом, статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещены не только письменные, но и устные соглашения, которые ограничивают конкуренцию. И отсутствие письменных доказательств заключения соглашения не может являться основанием для отмены решения о признании такого соглашения ограничивающим конкуренцию.

В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции Запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

В соответствии с правоприменительной и судебной практикой факт заключения антиконкурентного соглашения может быть установлен как на основании прямых доказательств, так и совокупности косвенных доказательств, в том числе включая фактическое поведение хозяйствующих субъектов (Обзор по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016).

Достигнутые договоренности (соглашения), согласованные действия запрещаются антимонопольным законодательством, если целью и (или) результатом соглашений и согласованных действий является недопущение (устранение, ограничение) соперничества хозяйствующих субъектов на товарных рынках (часть 2 статьи 1, пункты 7 и 18 статьи 4 Закона). С учетом положений пункта 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции запрещенным соглашением могут быть признаны любые договоренности между ними в отношении поведения на рынке, в том числе как оформленные письменно (например, договоры, решения объединений хозяйствующих субъектов, протоколы) так и не получившие письменного оформления, но нашедшие отражение в определенном поведении. Факт наличия соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок. Наличие соглашения может быть установлено исходя из того, что участники соглашения намеренно следовали общему плану поведения (преследовали единую противоправную цель), позволяющему извлечь выгоду из недопущения (ограничения, устранения) конкуренции на товарном рынке. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства").

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон об окружающей среде) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация благоустройства и озеленения территорий поселений, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах населенных пунктах поселения и в границах городского округа, отнесена к вопросам местного значения соответственно поселения (пункт 19 части 1 статьи 14).

Из анализа документов, предоставленных ГБУ «», установлено следующее.

Земельный участок с кадастровым номером 45:26:040307:34, расположенный по адресу: Курганская область, г. Шадринск, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование Государственному бюджетному учреждению «» Распоряжением Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области № 512-р от 23.10.2017 года.

ГБУ «» в адрес Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области направило запрос, с просьбой о разъяснении порядка сноса (вырубки) деревьев (сосна), находящиеся на территории земельного участка, представленному в постоянное (бессрочное) пользование ГБУ «».

07.11.2022 в ГБУ «» поступил ответ от Департамента имущественных и земельных отношений Курганской, в котором сообщалось, что порядок сноса зеленых насаждений на территории города Шадринска, в том числе перечень случаев, в которых осуществляется снос зеленых насаждений, установлен статьей 6 Правил благоустройства территории муниципального образования - город Шадринск (далее - Правила благоустройства), утвержденных решением Шадринской городской Думы от 21.06.2022 №362.

Согласно пункту 21 Правил благоустройства следует, что снос зеленых насаждений осуществляется в следующих случаях:

1)  вынужденный снос при плановых работах по ремонту, строительству, реконструкции автомобильных дорог, улиц, зданий, строений и сооружений; при проведении переустройства, и (или) перепланировки переводимого помещения, и (или) иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения при переводе жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение в случае произрастания зеленых насаждений с нарушением требований, установленных санитарными, экологическими, строительными и иными нормами и правилами; при проведении работ по благоустройству территории за счет средств бюджета города Шадринска;

2) для восстановления в помещениях уровня освещенности, соответствующего нормативам;

3)   при отсутствии нормальной видимости технических средств регулирования дорожного движения, безопасности движения транспорта и пешеходов;

4)  в состоянии крайней необходимости (для устранения аварии на инженерных сетях, устранения угрозы падения дерева);

5)  в отношении зеленых насаждений, произрастающих в охранных зонах сетей инженерно-технического обеспечения, для устранения негативного или разрушительного воздействия зеленых насаждений на здания или сооружения, которое привело или может привести к нарушению требований механической безопасности зданий и сооружений, установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области обеспечения зданий и сооружений.

Пунктом 22 Правил благоустройства указано, что снос зеленых насаждений в случаях, предусмотренных подпунктами 1-2 части 21 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешения, выданного КГХ Администрации города Шадринска.

При сносе зеленых насаждений в случае, предусмотренном подпунктами 3, 5 части 21 настоящей статьи, заинтересованные лица обязаны до начала сноса уведомить об этом Административно-техническую инспекцию КСиА Администрации города Шадринска в максимально возможно короткий срок.

При сносе зеленых насаждений в случае, предусмотренном подпунктом 4 части 21 настоящей статьи, заинтересованные лица обязаны до начала сноса уведомить об этом КГХ Администрации города Шадринска в максимально возможно короткий срок.

Снос деревьев, кустарников, газонов, за исключением пород, заготовка древесины которых запрещена, на придомовых территориях многоквартирных домов, земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества, а также на земельных участках общего пользования в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, на земельных участках, находящихся в собственности, аренде, постоянном бессрочном пользовании и безвозмездном пользовании осуществляется правообладателями данных земельных участков самостоятельно за счет собственных средств, получение разрешения на снос (вырубку) зеленых насаждений на указанных объектах не требуется.

Также ГБУ «» направило запросы, с просьбой о разъяснении порядка сноса (вырубки) деревьев (сосна), находящиеся на территории земельного участка, представленному в постоянное (бессрочное) пользование ГБУ «», в Администрацию города Шадринска, МБУ Шадринский лесхоз.

Комитет городского хозяйства (исх. №3-2026 от 15.06.2022) информировал ГБУ «», что деревья произрастающие на территории ГБУ «» находятся в муниципальной собственности и предоставлен постоянное (бессрочное) пользование ГБУ «». ГБУ «» осуществляет права владения и пользования земельным участком и самостоятельно несет бремя расходов на содержание принадлежащего ему имущества, следовательно, определяет исполнителя работ по сносу угрожающих деревьев, рекомендованных к сносу. В полномочия Комитета не входит выполнение работ по вырубке деревьев и выдачи разрешений на снос аварийных деревьев, расположенных на территории ГБУ «Шадринская ЦРБ».

МБУ Шадринский лесхоз (исх.№141-22 от 12.10.2022) на запрос ГБУ «», сообщил, что деревья, кустарники и другая растительность находящаяся на территории ГБУ «» не входит в состав городских лесов, соответственно все мероприятия по уходу за растительностью вправе производить собственник территории.

В соответствии со статьей 7 "Лесного кодекса Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ (далее - Лесной кодекс) предусмотрено, что лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

Согласно статье 6.1 Лесного кодекса к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие), и необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие). Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.

Таким образом земельный участок расположенный в границах ГБУ «» не относится к территории городских лесов, а деревья, кустарники и прочая растительность произрастающая на территории ГБУ «» не входит в состав городских лесов.

В виду отсутствия у ГБУ «» финансирования для проведения мероприятия по вырубке деревьев, а также, согласно ответам, от Комитета городского хозяйства и МБУ Шадринский лесхоз, о том что ГБУ «» осуществляет права владения и пользования земельным участком и самостоятельно несет бремя расходов на содержание принадлежащего ему имущества, следовательно, определяет исполнителя работ по сносу угрожающих деревьев, рекомендованных к сносу, а также данный участок не является территорией городского леса и не входит в состав городских лесов, руководителем было принято решение о заключении договора на вырубку (снос) деревьев без проведения каких-либо конкурсных процедур.

С ИП С.Г. был заключен договор №96-У/2022 от 05.08.2022. Услуги по спилу деревьев (сосна), согласно договору оказывались ИП С.Г. на безвозмездной основе.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц, основной вид деятельности ИП С.Г. (ОГРИП ) 02.20 Лесозаготовки. Дополнительным видом деятельности является: 02.40.2 Предоставление услуг в области лесозаготовок; 16.10 Распиловка и строгание древесины; 16.10.9 Предоставление услуг по пропитке древесины.

В соответствии со статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Квалифицирующими признаками применительно к статье 16 Закона о защите конкуренции выступают реальные либо возможные негативные последствия для определенной конкурентной среды и выявление причинной связи между определенными соглашением и (или) согласованными действиями и такими последствиями.

Антимонопольным органом проведен анализ состояния конкуренции на исследуемом рынке, выводы которого изложены в кратком отчете (обзоре).

По результатам проведения анализа состояния конкуренции на рынке лесозаготовке на территории Шадринского района Курганской области с 01.01.2022 по 31.12.2022 установлено следующее:

Временной интервал исследования: 2022 год.

Продуктовые границы рынка: лесозаготовка и предоставления услуг в области лесоводства и лесозаготовок.

Географические границы рынка: Шадринский район Курганской области.

Состав хозяйствующих субъектов конкурентов на рынке представлен большим количеством предпринимателей и организаций.

Рынок является характеризуется высокоразвитой конкуренцией, уровень концентрации является низким.

ИП С.Г. (ОГРНИП: , ИНН: ), ИП К.А. (ИНН ), ИП В. Д. (ИНН ), ИП С. В. (ИНН ) являются хозяйствующими субъектами конкурентами на товарном рынке лесозаготовок и предоставления услуг в области лесоводства и лесозаготовок, на территории Шадринского района Курганской области.

Анализ проведен в объеме, необходимом для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела № 045/01/16-129/2023 и принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Действия заказчика по определению подрядчика в целях заключения с ним муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков регулируются Законом о контрактной системе. В силу статьи 1, 6, 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе содержит выраженный законодательный запрет: запрещается совершение заказчиками, их должностными лицами, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно частям 1, 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 указанного Федерального закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Действия заказчика по определению подрядчика в целях заключения с ним муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков регулируются Законом о контрактной системе. В силу статьи 1, 6, 8 Закона о контрактной системе, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе содержит выраженный законодательный запрет: запрещается совершение заказчиками, их должностными лицами, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно частям 1, 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 указанного Федерального закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Комиссия Курганского УФАС России по рассмотрению дела № 045/01/16-129/2023 о нарушении антимонопольного законодательства пришла к выводу о том, что в действиях ГБУ «» и ИП ., выразившихся в заключении договора № 96-У/2022 от 05.08.2022, предметом которого является спил деревьев (сосна) и вывоз с территории на безвозмездной основе без проведения конкурентных процедур, привели к нарушению пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Оснований для прекращения производства по делу в соответствии со статьёй 48 Закона о защите конкуренции Комиссией не установлено.

Руководствуясь статьей  23, частью  1  статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

  РЕШИЛА:

      1.    Признать в действиях ГБУ  нарушение части 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившееся в заключении договора № 96-У/2022 от 05.08.2022, предметом которого является спил деревьев (сосна) и вывоз с территории на безвозмездной основе без проведения конкурентных процедур
      2.   Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.
      3.   Передать материалы дела № 045/01/16-129/2023 уполномоченному должностному лицу Курганского УФАС России для решения вопроса о возбуждении в отношении ГБУ  производства по делу об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны