Решение №045/01/10-17/2020 признано в действиях ООО «ГЭС Оренбург» нарушение пункта 1 ч... от 9 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявитель:

<…>

641511, <…>

 

Ответчик: ООО «ГЭС Оренбург»

460027, г. Оренбург, ул. Донгузская, д. 2

info@ges-orenburg.ru

 

Заинтересованные лица:

<…>

641613, Курганская область, Макушинский район, <…>

 

<…>,

641150, Курганская область, с. Целинное, <…>

 

<…>

641084, Курганская область, Сафакулевский район, <…>

 

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 045/01/10-17/2020

 

Резолютивная часть решения оглашена19.02.2021 года

Решение в полном объеме изготовлено 09.03.2021 года                            г. Курган

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (Комиссия, Курганское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии – <…> – заместитель руководителя – начальник отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Курганского УФАС России,

Члены комиссии:

<…> – заместитель начальника отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Курганского УФАС России;

<…> – старший государственный инспектор отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Курганского УФАС России,

рассмотрев дело № 045/01/10-17/2020 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Газэнергосеть Оренбург» (ИНН 5610089425, ОГРН 1055610103625, дата регистрации в качестве юридического лица: 16.09.2005 г., адрес/место нахождения: 460027, г. Оренбург, ул. Донгузская, д. 2, далее – ООО «ГЭС Оренбург», Общество, Ответчик) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 136-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции),

в присутствие на заседании:

от ответчика (представители): <…> (доверенность № 30/20 от 15.07.2020 г.), <…>  (доверенность № 31/20 от 15.07.2020 г.), <…>  (доверенность № 33/20 от 15.07.2020 г.),

в отсутствие на заседании:

заявителя (представителя) <…>;

заинтересованных лиц: <…>, <…>, <…> (уведомлены надлежащим образом).

Руководствуясь статьей 49 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Курганское УФАС России поступило заявление <…>, направленное депутатом Государственной Думы <…> (вх. № 1982 от 27.04.2020 г.), по вопросу высокой стоимости сжиженного газа в баллонах для сельских жителей.

Из заявления <…> следует, что с 01.01.2020 г. газовая служба увеличила стоимость доставки газового баллона на 300 рублей, и его стоимость составила 1200 рублей.

Исходя из имеющихся для рассмотрения материалов, а также согласно содержанию заявления <…> , Обществом документального подтверждения обоснованности установления цены за вышеуказанные услуги, на основании каких документов был составлен расчет расходов на оказание услуг по транспортировке сжиженного газа в баллонах до потребителей на 2020 год ООО «ГЭС Оренбург» за 1 кг в сумме 22,40 рублей, не представлено.

По результатам рассмотрения заявления и материалов, Курганским УФАС России установлены признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в действиях ООО «ГЭС Оренбург», что выразилось в установлении монопольно высокой цены в части предоставления услуги по доставке СУГ в баллонах населению на территории Курганской области.

Курганским УФАС России издан приказ № 44 от 29.06.2020 года о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО «ГЭС Оренбург» пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Определением от 14.07.2020 года дело назначено к рассмотрению на 04.08.2020 года.

В адрес Курганского УФАС России от граждан Курганской области поступили аналогичные заявления по вопросу высокой стоимости доставки СУГ в баллонах: <…> (вх. № 3497 от 20.07.2020 г., Макушинский район), <…> (вх. № 2808 от 15.06.2020 г. Целинный район), <…>, (вх. № 3659 от 30.07.2020 г. Сафакулевский район). Определением Курганского УФАС России от 04.08.2020 г. заявители привлечены к рассмотрению дела № 045/01/10-17/2020 в качестве заинтересованных лиц.

Определениями Курганского УФАС России от 04.08.2020 г., 25.09.2020 г., 20.11.2020 г., 13.01.2021 г. рассмотрение дела откладывалось.

Ответчиком в материалы дела представлены пояснения по обстоятельствам дела.

Распоряжениями Правительства Курганской области Общество определено организацией, уполномоченной на поставку сжиженного углеводородного газа (далее – СУГ) для обеспечения бытовых нужд граждан, проживающих на территории Курганской области, на 2018, 2019, 2020 годы.

В период с 2018 г. по 2019 г. в цену на СУГ, утвержденную Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Курганской области (далее – Департамент), была включена цена на газ и доставку газа до потребителя. В указанный период с потребителями заключался единый договор на куплю-продажу СУГ в баллонах.

Согласно Приказу ФАС России от 7 августа 2019 г. № 1072/19 с 11 ноября 2019 года ФАС России утверждены «Методические указания по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд» (далее по тексту – Методические указания), на основании которых деятельность по доставке газа до потребителя не подлежит государственному регулированию. Доставка бытового баллонного газа до потребителя с 01.01.2020 г. возможна только на коммерческой основе при условии заключения соответствующего договора.

Внесение изменений в Методические указания обусловлено исполнением вступившего в силу Постановления Правительства РФ от 30.11.2018 № 1442 «Об изменении и признании утратившим силу некоторых актов Правительства РФ по вопросам государственного регулирования цен на газ», предусматривающего дерегулирование оптовых цен на сжиженный углеводородный газ, используемый в коммунально-бытовых нуждах населения, что, в свою очередь, направлено на исполнение мер по реализации Концепции развития рынка сжиженного газа для бытовых нужд, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 03.07.2003 № 908-р, плана мероприятий по развитию конкуренции в отраслях экономики РФ и перехода отдельных сфер естественных монополий из состояния естественных монополий в состояние конкурентного рынка.

В связи в произошедшими изменениями в законодательстве, Общество с 01.01.2020 г. осуществляет:

- продажу СУГ в баллонах потребителям на условиях, указанных в договоре купли-продажи СУГ в баллонах для бытовых нужд населения, размещенном на сайте Общества. Стоимость СУГ, указанная в договоре, установлена Постановлением Правительства Курганской области от 20 декабря 2019 года № 45-3 «Об установлении розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств на территории Курганской области с календарной разбивкой». Постановлением Правительства Курганской области от 21 января 2020 года № 1-2 внесены изменения в Постановление Правительства Курганской области № 45-3;

- доставку газа в бытовых газовых баллонах. Доставка производится Обществом на условиях, указанных в договоре транспортировки СУГ в баллонах для бытовых нужд, размещенном на сайте Общества.

Кроме Общества, осуществляющего доставку СУГ в Курганской области, имеются и другие хозяйствующие субъекты, которые осуществляют: транспортировку и заправку баллонов СУГ: ООО «ЛНК ПРОМГАЗИСПЫТАНИЕ», ОАО «Лид Уралтехгаз», ООО «Промгазсервис» и др. В связи с этим, граждане имеют право заключать договор на транспортировку и с любым другим исполнителем данной услуги. Также граждане имеют возможность произвести самостоятельный вывоз газа с объектов Общества в Курганской области, не пользуясь услугами по доставке.

Перевозка газовых баллонов с СУГ в легковом автомобиле допускается. Законодательно право на такие перевозки зафиксировано в Постановлении Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 272 (ред. от 23.05.2020 г.) «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом», в «Европейском соглашении о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) и Правилами дорожного движения (статья 23.5).

Эти документы позволяют определить, сколько газовых баллонов можно перевозить без разрешения в зависимости от категории их содержимого.

В связи с тем, что объем баллонов может быть разным, водитель должен самостоятельно рассчитывать допустимое количество газа для перевозки, умножив число разрешенных газовых баллонов на 50 и разделив результат на объем имеющихся емкостей.

Таким образом, максимальное количество СУГ в баллонах (класс 2 F, m=21 кг. / V=50 л.), которое можно перевозить частным лицам в одной транспортной единице как неопасный груз, составляет не более 15 (пятнадцати) штук баллонов включительно, с условием соблюдения положений пункта 6.2 Правил дорожного движения.

Стоимость доставки сжиженного углеводородного газа в бытовых газовых баллонах для населения Курганской области установлена Обществом с 01.01.2020 г. на уровне 22,40 руб. за 1 кг. СУГ на основании фактических затрат на данный вид услуги исходя из достигнутых в 2019 году объемов реализации.

Таким образом, на основании положений статьи 6 Закона о защите конкуренции, Общество при определении стоимости использовало затратный метод анализа цены услуги, и расходы на оказание данной услуги не превышают необходимые расходы на сопоставимом рынке.

В подтверждение фактически понесенных расходов и экономического обоснования размера оплаты за доставку СУГ, Общество предоставило на рассмотрение бухгалтерские документы и информацию о количестве СУГ, реализованного с доставкой в 2019 г.

Общество не согласно с указанными в определении Курганского УФАС России сопоставлениями стоимости баллонов с учетом доставки между 2019 г. и 2020 г., так как в связи с изменением в законодательстве деятельность по доставке газа до потребителя больше не подлежит государственному регулированию.

При подаче заявления на установление тарифов на 2019 г. Общество предоставляло в Департамент расчеты розничной цены, где реализация СУГ в баллонах с доставкой до потребителя сложилась в размере 86,55 руб. Однако, Департаментом был утвержден тариф на уровне 46,40 руб. Общество направляло в адрес Департамента свои возражения, которые остались без рассмотрения и удовлетворения. В следствии чего, Общество несет колоссальные убытки от реализации СУГ населению Курганской области (за 2018 г. – 2019 г. убытки составили 50 814 тыс. руб.).

Также Общество в письменных пояснениях сообщает, что в связи с падением объемов реализации СУГ в баллонах населению Курганской области деятельность по доставке баллонов для Общества является убыточной. Так, за первое полугодие 2020 г. Обществом получен убыток от деятельности по доставке СУГ в баллонах в размере <…> руб. Общество считает, что цена на доставку СУГ в баллонах установлена правомерно и не является монопольно высокой ценой на данную услугу.

 Общество не согласно с выводами о доминирующем положении на товарном рынке в силу того, что данный хозяйствующий субъект на указанном рынке дает возможность оказывать влияние на общие условия обращения товара на соответствующем рынке и (или) устранять с этого товарного рынка другие хозяйствующие субъекты, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектом. На рынке по доставке СУГ в баллонах для граждан Курганской области Общество не оказывает влияние на общие условия обращения услуги на соответствующем товарном рынке и не устраняет с этого рынка другие хозяйствующие субъекты, а также не затрудняет доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Общество считает, что без анализа поведения всех субъектов доминирования, а также условий оказания услуги на рынке в целом, нельзя сделать однозначный вывод о влиянии доминирующего субъекта на рынке и на условия оказания услуги, то есть о злоупотреблении.

Также Общество считает недоказанным факт злоупотребления Обществом доминирующим положением, так как доминирующее положение хозяйствующего субъекта рассматривается в отрыве от положения на рынке других хозяйствующих субъектов.

Общество не влияет на общие условия обращения услуги на данном рынке, не имеет реальной возможности устранить с данного рынка других хозяйствующих субъектов, и, тем более, не создает препятствий для вхождения на данный рынок оказываемых услуг другим хозяйствующим субъектам.

13.01.2021 г. Комиссией Курганского УФАС России принято заключение об обстоятельствах дела № 045/01/10-17/2020.

18.02.2021 г. в адрес Курганского УФАС России поступили возражения Общества (вх. № 656) на заключение об обстоятельствах дела № 045/01/10-17/2020 от 13.01.2021 года, из текста возражений следует, что ООО «ГЭС Оренбург» не согласно с выводами Курганского УФАС России, изложенными в заключении.

На заседании Комиссии 19.02.2021 года представителем ООО «ГЭС Оренбург» была поддержана позиция, изложенная в письменных возражениях на заключение об обстоятельствах дела.

Рассмотрев представленные лицами, участвующими в деле, документы и информацию, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссией установлены следующие обстоятельства.

В соответствии с Распоряжением Правительства Курганской области № 427-р от 19.12.2019 г. ООО «Газэнергосеть Оренбург» определено уполномоченной организацией на поставки сжиженных углеводородных газов для обеспечения бытовых нужд граждан, проживающих на территории Курганской области на 2020 год.

В соответствии с пунктом 2 Правил поставки газа (утв. Постановлением Правительства РФ 21.07.2008 г. № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан») поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется исходя из принципов государственного регулирования розничных цен на газ, потребляемый населением, в том числе тарифов на его транспортировку.

Таким образом, цены на газ для населения устанавливаются государством и не могут превышать установленную.

Постановлением Департамента от 20.12.2019 № 45-3 «Об установлении розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств, Обществом с ограниченной ответственностью «Газэнергосеть Оренбург» на территории Курганской области с календарной разбивкой» установлены розничные цены на сжиженный газ:

 с 1 января 2020 года по 30 июня 2020 года:

- реализация сжиженного газа в баллонах без доставки до потребителя в размере 31 рубля 20 копеек за 1 кг (с НДС);

- реализация сжиженного газа из групповых газовых резервуарных установок в размере 45 рублей 90 копеек за 1 кг (с НДС);

- реализация сжиженного газа в баллонах с места промежуточного хранения (склада) в размере 34 рублей 05 копеек за 1 кг (с НДС);

с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года:

- реализация сжиженного газа в баллонах без доставки до потребителя в размере 32 рублей 10 копеек за 1 кг (с НДС);

- реализация сжиженного газа из групповых газовых резервуарных установок в размере 47 рублей 25 копейки за 1 кг (с НДС);

- реализация сжиженного газа в баллонах с места промежуточного хранения (склада) в размере 35 рублей 05 копеек за 1 кг (с НДС).

В соответствии с Постановлением Департамента от 18.12.2018 № 43-45 «Об установлении розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств, Обществом с ограниченной ответственностью «Газэнергосеть Оренбург» на территории Курганской области с календарной разбивкой» реализация сжиженного газа в баллонах с доставкой до потребителя с 01.07.2019 года по 31.12.2019 г. составляла 46 рублей 40 копеек за 1 кг (с НДС).

Приказом ФАС России от 07.08.2019 № 1072/19 «Об утверждении Методических указаний по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд» с 2020 года полностью исключена возможность установления предельных максимальных уровней розничных цен на сжиженный газ в баллонах с учетом доставки до потребителя.

Доставка газа в баллонах до потребителя с 1 января 2020 года возможна только на коммерческой основе при условии заключения соответствующего договора, при этом ООО «ГЭС Оренбург» устанавливает стоимость доставки исходя из фактических затрат на данный вид услуги.

Поскольку тариф на доставку СУГ в баллонах не был установлен в 2020 году, Обществом самостоятельно установлена стоимость на основании фактических затрат на данный вид услуги исходя из достигнутых в 2019 году объемов реализации, и с 01.01.2020 г. по 30.06.2020 г.  составила 22 руб. 40 коп. за 1 кг СУГ емкостью 50-литров (20 кг газа) и 27-литрового (10 кг газа). Стоимость баллона газа с доставкой составила 1 129 руб.00 коп. (реализация 34,05 руб.*20 л. = 681,00 руб. и доставка 22,40руб.*20 л. = 448,00 руб.)

С 01.07.2020 г. ООО «ГЭС Оренбург» увеличило цену на доставку СУГ в баллонах до потребителя на уровне 34 руб. 30 коп. за 1 кг., стоимость баллона газа с доставкой составила 1387,00 руб.00 коп. (реализация 35,05 руб.*20 л. = 701,00 руб. и доставка 34, 30 руб.*20 л. = 686,00 руб.)

Таким образом, рост цены на доставку СУГ за вышеуказанный период составил 53%.

Стоимость доставки СУГ в баллонах не установлена государством, следовательно, условия обращения товара на товарном рынке не изменялись.

В обоснование своих действий по повышению стоимости поставок СУГ в баллонах для бытовых нужд для населения ООО «ГЭС Оренбург» приводит следующие доводы.

Общество установило стоимость доставки СУГ в баллонах с 01.01.2020 г. по 30.06.2020 г. исходя из достигнутых в 2019 году объемов реализации – 22,40 руб. за 1 кг СУГ.  С 01.07.2020 г. – 34,30 руб. за 1 кг СУГ на основании фактических затрат и объемов за 5 месяцев 2020 года. Общество при определении стоимости использовало затратный метод анализа цены услуги, и расходы на оказание данной услуги не превышают необходимые расходы на сопоставимом рынке.

Кроме Общества, осуществляющего доставку СУГ в баллонах в Курганской области, имеются и другие хозяйствующие субъекты, которые осуществляют транспортировку и заправку баллонов СУГ, в связи с этим население имеет право заключать договор на транспортировку с любым исполнителем. Таким образом, Общество не занимает доминирующее положение на товарном рынке, не влияет на общие условия обращения услуги на данном рынке, не имеет возможности устранить с данного рынка других хозяйствующих субъектов, не создает препятствий для вхождения на данный рынок оказываемых услуг другим хозяйствующим субъектам.

Вместе с тем, Комиссией Курганского УФАС России установлено следующее.

Антимонопольным законодательством в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции определяются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности, под которой в пункте 10 статьи 4 Закона о защите конкуренции понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Закон о защите конкуренции, согласно пункту 1 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», формирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. Так для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции, для лиц вне зависимости от того занимают они доминирующее положение или нет, установлены запреты на ограничивающую конкуренцию соглашения или согласованные действия (статья 11 Закона о защите конкуренции) и на недобросовестную конкуренцию (статья 14 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Из смысла части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции для признания нарушения необходимо установить следующие квалифицирующие признаки:

- наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара;

- злоупотребление доминирующим положением на данном рынке (для рассмотрения настоящего дела: в части ущемления интересов потребителей СУГ для бытовых нужд).

Как отмечено ранее, в адрес Управления поступили заявления от жителей Курганской области. Для целей рассмотрения настоящего дела в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (утв. Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220), был проведен анализ рынка реализации СУГ в баллонах для бытовых нужд населения по регулируемым ценам с условием о его доставке покупателю в границах Курганской области.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (статья 5 Закона о защите конкуренции).

На основании Распоряжения Правительства Курганской области № 427-р от 19.12.2019 г. «Об определении уполномоченной на поставки сжиженных углеводородных газов для обеспечения бытовых нужд граждан, проживающих на территории Курганской области, газораспределительной организации Курганской области на 2020 год» ООО «ГЭС Оренбург» определено организацией, уполномоченной на поставку СУГ для обеспечения бытовых нужд граждан, проживающих на территории Курганской области.

В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354  «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»; далее – Правила № 354)  «коммунальные ресурсы» - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.

Согласно пункту 140 Правил № 354 вместе с газовым баллоном продавец обязан передать потребителю кассовый и товарный чеки, в которых помимо обязательных сведений указываются номер газового баллона, масса газа в баллоне, цена товара и дата продажи, товарный чек также должен содержать подпись лица, непосредственно осуществляющего продажу. Одновременно с товаром потребителю передается текст правил по безопасному пользованию газом в быту.

Как следует из материалов дела, при передаче баллона СУГ потребитель расписывается в ведомостях доставки баллонного газа, в котором отражена стоимость баллона, в том числе его доставки.

В силу статьи 161 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) сделки между юридическими лицами и гражданами совершаются в простой письменной форме.

Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549; далее – Правила № 549) регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа (далее - договор), в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него.

Согласно пункту 1 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте (пункт 3 статьи 438 ГК РФ).

В соответствии с пунктами 5, 7 Правил № 549 поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора, для заключения договора заинтересованное физическое или юридическое лицо направляет оферту в письменной форме газоснабжающей организации, осуществляющей деятельность по поставке газа на территории муниципального образования, где расположено помещение, газоснабжение которого необходимо обеспечить.

Газоснабжающая организация не вправе отказать заявителю в приеме и рассмотрении оферты.

На официальном сайте ООО «ГЭС Оренбург» размещена публичная оферта (предложение) о заключении договора купли-продажи СУГ и договора на доставку СУГ в баллонах.

При этом, в соответствии с пунктом 1 статьи 426 ГК РФ, договор на реализацию СУГ в баллонах населению по регулируемой цене является публичным, поскольку организация, получившая статус уполномоченной газораспределительной организации (далее – ГРО), обязана реализовывать СУГ каждому потребителю, который в нем нуждается.

Следовательно, поставщик коммунального ресурса – СУГ в баллонах, обязан осуществить доставку баллона до покупателя, то есть до населения, а предусмотренная законодательством возможность потребителя СУГ в баллонах самостоятельной доставки баллона со склада до места жительства является лишь правом, а не обязанностью покупателей.

Фактически большинство потребителей баллонов СУГ для бытовых нужд пользуются услугами доставки баллонов СУГ, осуществляемыми непосредственно поставщиками СУГ для бытовых нужд.

Поскольку обязанность поставки СУГ для населения возложена на уполномоченную ГРО, следовательно, доставку до населения осуществляет также уполномоченная ГРО (является поставщиком коммунальной услуги), так как именно на данное лицо возложена обязанность по обеспечению населению такими коммунальными ресурсами как бытовой газ в баллонах.

Как следует из пояснений ответчика, доставка баллонов осуществляется по заявкам потребителей. При этом производится доставка до каждого потребителя.

Следовательно, рынок реализации СУГ в баллонах для бытовых нужд населения по регулируемым ценам включает в себя доставку баллонов СУГ до потребителя, поскольку законодательством установлена обязанность поставщика коммунального ресурса (СУГ в баллонах) осуществить доставку до каждого потребителя СУГ в баллонах.

 В соответствии с пунктом 2 Правил № 549 поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд осуществляется исходя из следующих принципов:

а) обеспечение бесперебойности и безопасности поставки газа;

б) поставка газа по фактической потребности;

в) государственное регулирование розничных цен на газ, потребляемый населением, в том числе тарифов на его транспортировку;

г) применение энергосберегающих технологий при использовании газа.

Таким образом, СУГ для бытовых нужд населения – это СУГ для коммунально-бытового потребления, реализуемый населению по регулируемой цене.

При определении взаимозаменяемости учитываются функциональное назначение товара, применение, качественные и технические характеристики, цена и другие параметры, в том числе его доступность.

При выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, были проанализированы и учтены следующие свойства исследуемых товаров.

1)       функциональное назначение, в том числе цель потребления товара и его потребительские свойства; применение товара;

2)       качественные характеристики, в том числе особенности в системе распространения и сбыта; технические характеристики, в том числе эксплуатационные показатели, ограничения по транспортировке; условия реализации, в том числе способ реализации товара;

3)       цена.

Анализом установлено, что для конечного потребителя сельских поселений Курганской области, где отсутствует сеть магистрального газопровода, сжиженный углеводородный газ для бытовых нужд населения не имеет заменителей.

Потребителями СУГ для бытовых нужд является население Курганской области и данный вид топлива является социально значимым.

В соответствии с Распоряжением Правительства Курганской области № 427-р от 19.12.2019 г. ООО «Газэнергосеть Оренбург» определена уполномоченной организацией на поставки сжиженных углеводородных газов для обеспечения бытовых нужд граждан, проживающих на территории Курганской области на 2020 год.

На территории Курганской области цены СУГ для бытовых нужд установлены Департаментом Постановлением от 20.12.2019 № 45-3 «Об установлении розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств, Обществом с ограниченной ответственностью «Газэнергосеть Оренбург» на территории Курганской области».

Следовательно, в рассматриваемом деле в качестве географических границ товарного рынка рассматривались границы Курганской области.

Таким образом, в силу нормативного регулирования цены на СУГ, а также государственного установления определенного поставщика (уполномоченная ГРО) с закреплением территории (Курганской области), ООО «Газэнергосеть Оренбург» является единственным хозяйствующим субъектом, который обязан поставлять населению СУГ по регулируемой цене.

Кроме того, согласно ответу на запрос Курганского УФАС России Управление Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области (вх.№3879 от 17.08.2020 г.) сообщило, что единственным респондентом, предоставляющим сведения по форме №22-жкх (ресурсы) «Сведения  о работе ресурсоснабжающих предприятий в условиях реформы», содержащих показатели по снабжению населения Курганской области сжиженным газом по утвержденным тарифам и оказанию услуг по поставке бытового газа в баллонах, является ООО «ГЭС Оренбург».

Следовательно, в 2020 году ООО «ГЭС Оренбург» занимало доминирующее положение на рынке реализации СУГ в баллонах для бытовых нужд населения по регулируемым ценам с условием о его доставки покупателю в границах Курганской области.

Согласно пункту 12 Приказа ФАС России от 07.08.2019 № 1072/19 «Об утверждении Методических указаний по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд» розничные цены устанавливаются дифференцированно в зависимости от системы франкирования по следующим категориям (далее - категории):

а)   реализация сжиженного газа в баллонах без доставки до потребителя;

б) реализация сжиженного газа из групповых газовых резервуарных установок;

в) реализация сжиженного газа в баллонах с места промежуточного хранения (склада);

г) реализация сжиженного газа в резервуарные установки, принадлежащие населению (индивидуальные установки).

Поскольку утвержденный Департаментом с 1 января 2020 года тариф на СУГ, реализуемый в баллонах, не включает в себя доставку до потребителей, следовательно, поставщик СУГ в баллонах самостоятельно устанавливает стоимость доставки СУГ до потребителей – населения Курганский области.

По информации, представленной ООО «ГЭС Оренбург» (вх. № 2891 от 18.06.2020 г.), с 01.01.2020 г. стоимость доставки СУГ в баллонах составляла 22,40 руб. за 1 кг исходя из достигнутых объемов реализации 2019 г.

С 01.07.2020 г. стоимость доставки СУГ в баллонах составила 34,30 руб. за 1 кг исходя из фактических затрат за пять месяцев 2020 года, рост стоимости доставки составил 53%.

Представитель Общества Гладков П.В. на заседании Комиссии 20.11.2020 г. сообщил, что увеличение стоимости доставки СУГ в баллонах с 01.07.2020 г. произошло в связи с убыточной деятельностью.

Кроме того, в качестве объяснения повышения стоимости доставки баллонов СУГ для населения Общество указывает, что деятельность по снабжению СУГ для обеспечения бытовых нужд граждан, проживающих на территории Курганской области, является убыточной, субсидии из областного бюджета на возмещение выпадающих доходов в связи с реализацией СУГ населению по подлежащим государственному регулированию ценам, не выплачиваются, в связи с чем Общество с 01.01.2021 г. вынуждено прекратить деятельность на данный вид деятельности.

В письменных возражениях на заключение об обстоятельствах дела (вх. № 656 от 18.02.2021г.) Общество сообщило, что существенными изменениями, обуславливающими увеличение стоимости доставки баллонов СУГ для бытовых нужд населению в Курганской области, явилось снижение объемов по доставке СУГ при постоянстве расходов на данный вид деятельности, а также увеличение стоимости горюче-смазочных материалов, обслуживание автомобилей.

 Комиссией по рассмотрению данного дела доводы Ответчика по делу признаны необоснованными и не принимаются на основании следующего.

Согласно части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

Каких-либо существенных изменений, обуславливающих увеличение стоимости доставки баллонов СУГ для бытовых нужд населения Курганской области, Комиссией не установлено. Ответчиком также не представлено доказательств изменения расходов на доставку баллонов СУГ.

Довод Ответчика об изменении цены на доставку СУГ в баллонах вследствие увеличения стоимости горюче-смазочных материалов, обслуживания автомобилей Комиссия признает несостоятельным, так как при предоставлении пояснений по факту повышения цены, данные обстоятельства Обществом не сообщались, соответствующих документально подтвержденных обоснований не направлялось.

Из представленных в Приложении к письменным пояснениям от 31.07.2020 г. исх. № 14-01.043/13-695-20 бухгалтерских документов, ведомостей, справок вышеуказанное также не следует.

Увеличение стоимости доставки произошло вследствие включения в нее убытков, понесенных из-за отсутствия субсидирования из средств областного бюджета Курганской области в счет возмещения выпадающих доходов в связи с реализацией СУГ населению по подлежащим государственному регулированию ценам за 2018, 2019, 2020 гг., которые составили более 60 миллионов рублей.

Вместе с тем, данные убытки не относятся к расходам на доставку баллонов СУГ для бытовых нужд населению Курганской области.

Также ответчиком не представлено обоснования законности включения в стоимость доставки баллонов СУГ убытков, связанных с недополученными субсидиями в возмещение выпадающих доходов в связи с реализацией СУГ и не связанных с доставкой СУГ населению (т.е. включения в стоимость компенсации).

Таким образом, Общество, не имея права на увеличение стоимости самого газа вследствие ее государственного регулирования, возложило на потребителей компенсацию за понесенные убытки путем повышения стоимости и включения их в стоимость доставки баллонов.

Комиссией Курганского УФАС России установлено, что ООО «ГЭС Оренбург» занимало доминирующее положение по доставке СУГ в баллонах населению Курганской области.

Злоупотребление доминирующим положением на рынке реализации СУГ в баллонах для бытовых нужд населения по регулируемым ценам выразилось в действиях по повышению цены доставки СУГ в баллонах для коммунально-бытовых нужд населения Курганской области.

Граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им гражданские права по своему усмотрению (пункт 1 статьи 9 ГК РФ) и могут быть ограничены в правах лишь случаях и в порядке, предусмотренных законом (пункт 2 статьи 49 ГК РФ)

 Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (абз. 2 пункта 2 статьи 1 ГК РФ).

Для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции. При этом абзацем 2 пункта 1 статьи 10 ГК РФ установлено, что не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

В соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Для целей применения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции понятие неопределенного круга потребителей используется не в значении невозможности установить число таких лиц на заданный момент времени, а в контексте множественности (не единичности) числа потребителей как участников рынка, чьи права и законные интересы могут быть затронуты действиями лица, занимающего доминирующее положение, исходя из характера допущенного данным лицом злоупотребления имеющейся у него рыночной властью и последствий таких нарушений.

У Общества имелась возможность осуществлять свои гражданские права в установленных в соответствии с пунктом 1 статьи 10 ГК РФ и частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции пределах, но им не были предприняты все зависящие от него меры, необходимые и достаточные для соблюдения требований законодательства.

На момент вынесения решения Комиссией Курганского УФАС России установлено, что Общество с 01.01.2021 г. услуги по доставке СУГ в баллонах населению на территории Курганской области не осуществляет.

Комиссия Курганского УФАС России, исследовав в совокупности представленные в материалы дела документы, установив фактические и иные обстоятельства дела и, применив вышеназванные нормы законодательства, пришла к выводу о том, что ООО «ГЭС Оренбург» повысив в 2020 году стоимость доставки баллонов СУГ для бытовых нужд населения Курганской области нарушило пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей  23, частью  1  статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

  РЕШИЛА:

 

      1.    Признать в действиях ООО «ГЭС Оренбург» нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в установлении монопольно высокой цены на доставку СУГ в баллонах для бытовых нужд населения Курганской области.
      2.   Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать, в связи с прекращением осуществления ООО «ГЭС Оренбург» с 01.01.2021 г. деятельности по оказанию услуг по доставке СУГ в баллонах населению на территории Курганской области.
      3.   Передать материалы дела № 045/01/10-17/2020 уполномоченному должностному лицу Курганского УФАС России для решения вопроса о возбуждении в отношении ООО «ГЭС Оренбург» производства по делу об административном правонарушении.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                                              <…>

Члены Комиссии:                                                                                        <…>

 

 

                                                                                                                      <…>

                                                       

Связанные организации

Связанные организации не указаны