Постановление №43 Постановление о назначении штрафа от 25 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АО «Газпром газораспределение Курган»

640026, г. Курган, ул. К. Мяготина, д. 90а

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 43

О НАЗНАЧЕНИИ НАКАЗАНИЯ ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ № 045/04/14.31-47/2020

25 мая 2020 года г. Курган

Заместитель руководителя - начальник отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее по тексту – Курганское УФАС России) <…>, рассмотрев протокол об административном правонарушении № 47, вынесенный 12 мая 2020 года заместителем начальника отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Курганского УФАС России <…>, и материалы дела № 045/04/14.31-47/2020 об административном правонарушении, возбужденное в отношении юридического лица АО «Газпром газораспределение Курган» (ИНН 4501126386, ОГРН 1064501181106, адрес местонахождения: 640026, г. Курган, ул. К. Мяготина, д. 90А), ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

в присутствии защитника АО «Газпром газораспределение Курган» Лыжиной М.С. (доверенность от 01.01.2020 года №1/20),

УСТАНОВИЛА:

Основанием для возбуждения дела №АМЗ-81/2018 послужило заявление ИП <…> (далее также - Заявитель) с жалобой на высокую стоимость услуги по аварийно-диспетчерскому обслуживанию газового оборудования, устанавливаемую АО «Газпром газораспределение Курган».

Как указывает Заявитель, 01.01.2017 года им заключен договор с АО «Шадринскмежрайгаз» № <…>, предметом которого являются услуги по техническому и аварийно-диспетчерскому обслуживанию газового оборудования предприятия. Согласно указанному договору, стоимость услуг составляет 6 620,97 рублей в год.

В 2018 г., в связи с передачей всего комплекса газового хозяйства АО «Шадринскмежрайгаз» во владение АО «Газпром газораспределение Курган» деятельность по техническому и аварийно-диспетчерскому обслуживанию вместо АО «Шадринскмежрайгаз» стало осуществлять АО «Газпром газораспределение Курган».

АО «Газпром газораспределение Курган» направило в адрес ИП <…>проект договора от 01.10.2018 г. № <…> о техническом и аварийно-диспетчерском обслуживании предприятия, в соответствии с которым стоимость услуг определена в размере 12 245,04 рублей в год.

По мнению заявителя, состав работников АО «Газпром газораспределение Курган» остался таким же, как был у АО «Шадринскмежрайгаз», их квалификация и производительность также не изменились. В связи с чем, полагает, что изменение стоимости одной условной единицы с 405,53 рублей до 750,00 рублей необоснованно.

АО «Газпром газораспределение Курган» письмами от 15.11.2018 г. № ГК- ПЭ-2835, от 19.12.2018 г. № ГК-ЮР-3067 представлен порядок расчета стоимости услуг по аварийно-диспетчерскому обслуживанию.

Курганское УФАС России, оценив представленный порядок расчета, пришло к выводу о том, что АО «Газпром газораспределение Курган» в стоимости услуги по аварийно-диспетчерскому обслуживанию дважды учтены расходы на оплату труда, что повлекло необоснованное увеличение цены услуги.

Приказом от 25.12.2018 г. №149 Курганское УФАС Росси возбудило дело по признакам нарушения АО «Газпром газораспределение Курган» пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Комиссией Курганского УФАС России в ходе рассмотрения дела установлено следующее.

ИП <…> осуществляет предпринимательскую деятельность по сдаче в аренду недвижимого имущества по адресам:

- Курганская область, г. Шумиха, ул. <…> (объект А);

- Курганская область, г. Шумиха, ул. <…> (объект Б).

Указанные помещения газифицированы. Сеть газопотребления, эксплуатируемая на объекте А, имеет рабочее давление 0,0022 МПа. Сеть газопотребления, эксплуатируемая на объекте Б, имеет рабочее давление 0,3 МПа.

Сети газопотребления, согласно Приложению № 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон о промышленной безопасности), за исключением сетей газопотребления, работающих под давлением природного газа или сжиженного углеводородного газа до 0,005 мегапаскаля включительно, относятся к категории опасных производственных объектов.

В соответствии с пунктом 9 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 15.11.2013 № 542 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», организации, осуществляющие деятельность по эксплуатации, техническому перевооружению, ремонту, консервации и ликвидации сетей газораспределения и газопотребления, кроме требований, предусмотренных Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в области промышленной безопасности, должны выполнять работы по техническому обслуживанию, ремонту и аварийно-диспетчерскому обеспечению сетей газораспределения и газопотребления.

В случае отсутствия газовой службы в составе организации, эксплуатирующей сети газораспределения и газопотребления, предприятием должен быть заключен договор на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения и сети газопотребления с организацией, имеющей опыт проведения указанных работ.

Таким образом, из положений вышеуказанных норм следует, что организация, эксплуатирующая сети газопотребления, в целях обеспечения безопасности использования таких объектов должна выполнять работы по аварийно-диспетчерскому обслуживанию сетей газопотребления, для чего обязана заключить договор на аварийно-диспетчерское обслуживание сетей газопотребления.

Между ИП <…> и АО «Шадринскмежрайгаз» 01 января 2017 г. заключен договор № 09Л/17ТО о техническом и аварийно-диспетчерском обслуживании. Согласно приложению № 1 к указанному договору стоимость услуг по аварийно-диспетчерскому обслуживанию в 2017 г. составляла 6620,97 рублей (с НДС) в год. Общая стоимость определяется как произведение количества условных единиц газового оборудования, которые подлежат обслуживанию (13,84), на стоимость одной условной единицы (405,53 рублей без НДС).

В 2018 года все административные и хозяйственные помещения, оборудование, инструменты и приспособления, документация АО «Шадринскмежрайгаз» переданы АО «Газпром газораспределение Курган». Также переведен весь административно-технический и рабочий персонал. Услуги по техническому и аварийно-диспетчерскому обслуживанию газового оборудования потребителям оказывается АО «Газпром газораспределение Курган» напрямую.

Проектом договора № <…> от 01.10.2018 г., направленного АО «Газпром газораспределение Курган» в адрес ИП <…>., предусмотрена стоимость услуг по аварийно-диспетчерскому обслуживанию газового оборудования в размере 12245,04 рублей (с НДС) в год. Общая стоимость определена как произведение количества условных единиц газового оборудования, которые подлежат обслуживанию (13,84), на стоимость одной условной единицы (750 рублей без НДС).

Таким образом, разница стоимости услуг по договору № 09Л/17ТО и договору № 467/14 обусловлена различной стоимостью условной единицы: 405,53 рублей у АО «Шадринскмежрайгаз» и 750 рублей у АО «Газпром газораспределение Курган».

Согласно письменным пояснениям АО «Газпром газораспределение Курган» (письмо от 19.12.2018 г. № ГК-ЮР-3067), стоимость одной условной единицы (Цуе.) определена путем деления общей суммы расходов на содержание аварийно-диспетчерских служб АО «Газпром газораспределение Курган» (С) на общее количество условных единиц (Числобщ):

Цу.е. = С/Числобщ+25%, (1)

Общее количество условных единиц рассчитано АО «Газпром газораспределение Курган» в соответствии с Показателями для отнесения объединений, предприятий и организаций газового хозяйства к группам по оплате труда, утвержденными Коллегией Росстройгазификации при Совете Министров РСФСР от 27.09.1990 № 24, и составляет 311 612,2 единиц.

С = ФОТ + Отчсхр + Рнакл, (2)

В состав расходов на содержание аварийно-диспетчерских служб входят затраты на оплату труда основного производственного персонала (ФОТ), страховые отчисления (Отчстр) и накладные расходы (Рнакл).

Затраты на оплату труда (ФОТ) на 2018 г. спланированы АО «Газпром газораспределение Курган» в сумме 60 506,1 тыс. рублей. Согласно представленному штатному расписанию, годовой фонд оплаты труда составляет 36 250,76 тыс. рублей. С учетом прочих выплат в соответствии с локальными актами (ежемесячная премия, доплаты: за работу в ночное время, за работу сверхурочно, за выходные и праздничные, надбавка за классность, за стаж работы), с учетом единовременных поощрительных и других выплат в соответствии с локальными актами затраты на оплату труда составили 60 506,1 тыс. рублей.

Страховые отчисления на ФОТ рассчитаны на сумму 18 272,84 тыс. рублей (60 506,10 * 30,2%).

Как следует из пояснений АО «Газпром газораспределение Курган», величина накладных расходов (РНакл) рассчитана АО «Газпром газораспределение Курган» в соответствии с Методикой по использованию «Прейскуранта на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем», утвержденной Приказом Комитета по архитектуре и строительству Курганской области от 13.04.2011 г. № 63 (далее - Методика). По расчету АО «Газпром газораспределение Курган», величина накладных расходов представляет собой произведение общей суммы фонда оплаты труда на коэффициент 1,789 (Красч), т.е.

Рнакл = ФОТ * Красч, (3)

Вместе с тем, Комиссия Курганского УФАС России приходит к выводу о том, что Ответчиком неверно применены формулы, приведенные в Методике. Данные выводы сделаны по следующим основаниям.

Расчетный коэффициент (Красч), согласно Методике, используется для определения себестоимости услуг по техническому обслуживанию и ремонту газового оборудования (С):

С = ФОТ * К расч, (4)

То есть полная себестоимость услуг, согласно Методике, определяется как произведение общей суммы фонда оплаты труда на расчетный коэффициент. В данном расчете общая сумма фонда оплаты труда обоснованно учтена один раз.

Ответчик же, применяя формулу 4, определяет не полную себестоимость, а только величину накладных расходов. В дальнейшем, определяя полную себестоимость по формуле 2, Ответчиком еще раз учитывается общая сумма фонда оплаты труда и сумма страховых отчислений.

Расчетный коэффициент, определяющий величину себестоимости услуг, в соответствии с п. 2.4 Методики, определяется по следующей формуле:

Красч= 1,0 + 0,129 + 0,34+0,32 (5)

КраСч =1,789

где 1,0 - фонд оплаты труда по конкретному виду работ (услуг);

0,129 - величина дополнительной заработной платы в доле от ФОТ, включающая оплату очередных и дополнительных отпусков, а также времени выполнения государственный и других обязанностей;

0,34 - величина отчислений на социальные нужды в доле от ФОТ, определенные для 2011 года письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 06.12.2010 года № 41099-КК/08;

0,32 - величина накладных расходов в доле от ФОТ, к которым отнесены общехозяйственные и общепроизводственные расходы (кроме отчислений во внебюджетные фонды), а также расходы на содержание транспорта производственного назначения, оплату проездных билетов, амортизационные отчисления, начисляемые на оборудование ремонтно-механической мастерской (цеха), расходы на приобретение вспомогательных материалов и средств индивидуальной защиты рабочих (спецодежды и обуви).

Таким образом, Методикой предусмотрено, что величина накладных расходов составляет 0,32 от фонда оплаты труда. Следовательно, формула 3 должна была применяться Ответчиком в следующем виде:

Рнакл = ФОТ* 0,32, (З1)

Тогда цена условной единицы должна была составить (формулы 1, 2, З1):

Цу.е.= ФОТ+Отчстр+(ФОТ*0,32)/Числобщ +25%

Тарифы на страховые взносы в 2018 г. установлены на уровне:

  • на обязательное пенсионное страхование - 22% (ст. 426 Налогового кодекса РФ)
  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 2,9 % (ст. 426 Налогового кодекса РФ)
  • на обязательное медицинское страхование - 5,1 (ст. 426 Налогового кодекса РФ)
  • на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — 0,2 % (ст. 1 Федерального закона от 22.12.2005 № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год».

Таким образом, общая величина отчислений на социальные нужды составляет 30,2 %. Следовательно, формула 5 при расчете стоимости услуги в 2018 г. должна выглядеть следующим образом:

Красч2018 - 1,0 + 0,129 +0,30+0,32,

Красч2018 = 1,749

Из вышеизложенного следует, то используя порядок расчета стоимости услуг, предложенный Методикой, общая себестоимость услуг (по формуле 4) должна составлять:

С = ФОТ X Красч2018

С= 60 506 100*1,749=105 825 170

Себестоимость одной условной единицы составляет 339,6 (105 825 170 руб. /311 612,2 у.е.) рублей.

Уровень рентабельности принят АО «Газпром газораспределение Курган» на уровне 25 %, в соответствии с общими указаниями Примерного прейскуранта на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем, утвержденного приказом ОАО «Росгазификация» от 20.06.2001 г. № 35, а также в соответствии с п. 2.5 Методики.

Окончательная стоимость одной условной единицы, рассчитанная в соответствии с Методикой, составляет:

Цу.е=339,6 руб. * 25% = 424,50 рублей.

Таким образом, используя для определения стоимости услуг по аварийнодиспетчерскому обслуживанию порядок определения стоимости услуг газового хозяйства, предлагаемый Методикой, АО «Газпром газораспределение Курган» следовало применять стоимость одной условной единицы 424,50 рублей.

Исходя из вышеизложенного, при расчете полной стоимости услуг АО «Газпром газораспределение Курган» для ИП <…> за аварийно-диспетчерское обслуживание в 2018 году по Методике составляет:

424,50 / 12 * 13,84 * (3месяца) = 1468, 77 рублей – без НДС

В случае же применения формулы 2 для определения расходов на содержание аварийно-диспетчерских служб, АО «Газпром газораспределение Курган» должно было рассчитать расходы следующим образом:

С = ФОТ + Отчсхр + Рнакл (2)

где ФОТ = 60 506100 руб.

Отчсхр= 60 506100 руб. * 0,302

Рнакл = 60 506100 руб. * 0,32 (величина накладных расходов составляет 0,32 в доле от ФОТ согласно п. 2.4 Методики)

С = 60 506100 + 60 506100 * 0,30 + 60 506100 * 0,32 =

60 506100+18 272842,20+19 361 952 = 98 140894,2

Тогда окончательная стоимость одной условной единицы (при рентабельности 25 %) должна составлять:

98 140 894,2 руб. /311 612,2 ед. + 25% =393,69 рублей.

Фактически же АО «Газпром газораспределение Курган», определяя накладные расходы, рассчитывает их как произведение затрат на оплату труда(ФОТ) на расчетный коэффициент (Красч), определяемый в соответствии с Методикой, и окончательную стоимость определяя по формул

(ФОТ + Отчстр + ФОТхКрасч)/Числобщ+ 25% (6)

где Цу.е. - стоимость одной условной единицы

ФОТ - затраты на оплату труда, руб. ( 60 506 100)

Отчстр - отчисления на страховые нужды, руб. (60 506 100 * 0,302)

Красч - расчетный коэффициент, определенный в Методике на уровне

1,789.

Следовательно, при определении стоимости услуг по аварийно-диспетчерскому обслуживанию на 2018 г., в расходах на содержание аварийно-диспетчерских служб АО «Газпром газораспределение Курган» дважды учтены расходы на оплату труда и сумму страховых отчислений.

АО «Газпром газораспределение Курган» согласилось с выводами Комиссии Курганского УФАС России о том, что при первоначальном расчете неверно применена формула для расчета стоимости условной единицы. Расчет был произведен некорректно в связи с тем, что стоимость условной единицы первоначально рассчитывалась Ответчиком по прогнозным показателям, поскольку до 2018 г. деятельность по аварийно-диспетчерскому прикрытию газового оборудования не осуществлялась и цена устанавливалась впервые.

Вместе с тем, как следует из письменных пояснений (письмо от 06.02.2019 г. № ГК-1.1-280), АО «Газпром газораспределение Курган» полагает, что стоимость условной единицы, рассчитанная исходя из фактических затрат, существенно выше рассчитанной первоначально (по прогнозным показателям). Цена условной единицы в размере 750 рублей является экономически обоснованной, поскольку соответствует фактически понесенным АО «Газпром газораспределение Курган» затратам, что свидетельствует об отсутствии в действиях АО «Газпром газораспределение Курган» нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку один из квалифицирующих признаков монопольной высокой цены - превышение цены суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли - отсутствует.

Передача вида деятельности по эксплуатации сетей газораспределения и газопотребления от АО «Курганоблгаз», АО «Кургангоргаз», АО «Шадринскмежрайгаз» в АО «Газпром газораспределение Курган» завершилась в апреле 2018 г. Учет расходов на содержание производственного персонала ведется АО «Газпром газораспределение Курган» с мая 2018 г. Отдельный же учет расходов на содержание аварийно-диспетчерских службы ведется только с июля 2018 г.

Стоимость условной единицы, исходя из фактически понесенных затрат, АО «Газпром газораспределение Курган» рассчитывает по следующей формуле:

Цу.е. = С/Числобщ+25%, (1)

где Цу е. - стоимость условной единицы

С - фактические годовые расходы АО «Газпром газораспределение Курган» на содержание аварийно-диспетчерской службы

Числобщ - общее количество условных единиц.

Согласно письменным пояснениям АО «Газпром газораспределение Курган» (письмо от 06.02.2019 г. № ГК-1.1-280), фактические расходы на содержание аварийно-диспетчерской службы за 2 полугодие 2018 года составили 64 865,87 тыс. рублей. Определяя сумму фактических расходов, понесенных в 2018 г., АО «Газпром газораспределение Курган» умножает расходы за 2 полугодие на 2. Как указывало АО «Газпром газораспределение Курган» при рассмотрении дела, расходы на содержание аварийно-диспетчерской службы носят постоянный характер и значительно не отличаются в том или ином периоде. Соответственно, фактические годовые расходы АО «Газпром газораспределение Курган» на содержание аварийно-¬диспетчерской службы в 2018 г. составляют:

С = 64 865,87 * 2

Общее количество условных единиц по сравнению с первоначальным расчетом также было скорректировано АО «Газпром газораспределение Курган» с учетом фактического наличия объектов газового хозяйства по заключенным договорам, и составило в 2018 г. 174 057,41 у.е.

Таким образом, стоимость одной условной единицы составляет:

Цу.е. = 64 865,87*2 / 174 057,41 + 25% (7)

Цуе. = 931,67 руб.

Комиссия Курганского УФАС России приходит к выводу, что рассчитанная по формуле 7 цена условной единицы в 2018 г. превышает сумму фактически понесенных АО «Газпром газораспределение Курган» затрат и прибыли по следующим основаниям.

АО «Газпром газораспределение Курган» осуществляет деятельность по оказанию услуг по аварийно-диспетчерскому обслуживанию с мая 2018 г. Расходы на указанный вид деятельности Общество также несет с мая 2018 г. Таким образом, фактически Общество несло затраты в 2018 г. не 12 месяцев, а только 8 (с мая по декабрь). Соответственно, рассчитывая объем затрат, фактически понесенных АО «Газпром газораспределение Курган», следует учитывать затраты, понесенные за 8 месяцев, а не за 12. Учитывая, что расходы Общества во 2-м полугодии составили 64 865,87 тыс. рублей, а также постоянный характер издержек на содержание аварийно-диспетчерский службы, общий объем затрат за 8 месяцев необходимо рассчитывать следующим образом:

64 865,87 + 64 865,87/6 * 2 = 86 487,83 тыс. руб.

где 64 865,87 - затраты АО «Газпром газораспределение Курган» за июль - декабрь 2018 г.,

(64 865,87 /6)* 2 - затраты АО «Газпром газораспределение Курган» за май- июнь 2018 г.

Тогда цена одной условной единицы с учетом рентабельности 25 % составит:

Цу.е. = (86487,83/174057,41) + 25%

Цу.е.=621,1 рублей.

АО «Газпром газораспределение Курган» в пояснениях от 04.04.2019 г. № ГК-1.1-864 указало на то, что отнесение расходов второго полугодия 2018 года на первое полугодие 2018 г. не влечет необоснованное увеличение стоимости услуг по аварийно-диспетчерскому обслуживанию, поскольку заказчик оплачивает период фактического оказания услуг, следовательно, плата за период, в который услуга не оказывалась, не взимается. Так, с ИП <…> планировалось заключение договора с 01.10.2018 г., т.е. в 2018 г. договор бы действовал один квартал. При этом стоимость услуг также предъявляется за один квартал.

Данный довод АО «Газпром газораспределение Курган» Комиссией Курганского УФАС России отклонился, поскольку в предъявляемой ИП <…> плате (рассчитанной при условии стоимости одной условной единицы 750 рублей) за услуги по аварийно-диспетчерскому обслуживанию за IV квартал заложены расходы АО «Газпром газораспределение Курган» за январь-апрель 2018 г., тогда как фактически Общество данные расходы не несло (поскольку деятельность по аварийно-диспетчерскому обслуживанию не осуществлялась).

Таким образом, в стоимости услуг аварийно-диспетчерского обслуживания, первоначально рассчитанной АО «Газпром газораспределение Курган» (по прогнозным показателям) по формуле 6, дважды учтены расходы на оплату труда. При проведении корректного расчета плановая стоимость услуг должна была составить 424,50 рублей либо 393,69 рублей (в зависимости от применяемой методики расчета).

В стоимости же услуг аварийно-диспетчерского обслуживания, рассчитанной АО «Газпром газораспределение Курган» по фактическим показателям по формуле 7, учтены расходы за январь-апрель, которые фактически Общество не несло. При исключении расходов за январь-апрель из общего объема расходов, экономически обоснованная цена условной единицы с учетом рентабельности в 25 % составляет 621,1 рублей на весь период 2018 года.

Исходя из вышеизложенного, при расчете полной стоимости услуг АО «Газпром газораспределение Курган» для ИП <…> за аварийно-диспетчерское обслуживание в 2018 году исходя из фактических затрат общества в 2018 году составляет:

621,10 / 12 * 13,84 * (3месяца) = 2149,06 рублей – без НДС

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Согласно проведенному Курганским УФАС России исследованию рынка услуг по аварийно-диспетчерскому обслуживанию, по результатам которого составлен аналитический отчет от 24.12.2018 г. (уточнен 18.03.2019 г.), в исследуемый период времени (май 2018 г. - декабрь 2018 г.) доля АО «Газпром газораспределение Курган» на рынке составляла 100 %. Таким образом, АО «Газпром газораспределение Курган» занимает доминирующее положение на рынке услуг по аварийно-диспетчерскому обслуживанию газового оборудования.

Пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление монопольно высокой цены товара.

Частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции установлены критерии определения монопольно высокой цены товара. Так, согласно данной норме монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

Таким образом, Законом о защите конкуренции выделяются два критерия (метода) определения монопольно высокой цены товара: затратный метод (превышение суммы необходимых расходов и прибыли) и метод сопоставимых рынков (превышение цены, сформировавшейся в условиях конкуренции на структурно и иным образом сходном товарном рынке).

Учитывая отсутствие сопоставимого товарного рынка услуг по аварийно-диспетчерскому обслуживанию газового оборудования Курганской области при оценке цены, установленной АО «Газпром газораспределение Курган» использовался только затратный метод.

Цена услуги по аварийно-диспетчерскому обслуживанию газового оборудования, установленная в 2018 г. АО «Газпром газораспределение Курган» превышает сумму необходимых для оказания такой услуги расходов, которые Общество понесло в 2018 г., и прибыли.

Представленный АО «Газпром газораспределение Курган» расчет произведен некорректно, поскольку рассчитанная Обществом стоимость одной условной единицы искусственно завышена. При расчете Обществом учитываются расходы, понесенные за полгода, которые распределяется на объем услуг, оказанных за период деятельности Общества в 2018 году (май - декабрь 2018 года), что приводит к удорожанию стоимости услуги.

Должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, оценив в порядке статьи 26.11 КоАП РФ доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП РФ.

Действия АО «Газпром газораспределение Курган», выразившиеся в установлении в 2018 г. монопольной высокой цены на услуги по аварийно-диспетчерскому обслуживанию газового оборудования привели к нарушению требований пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 14.31 совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Согласно реестру субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе АО «Газпром газораспределение Курган» включено в данный реестр и является субъектом естественных монополий (Приказ ФАС России от 21.10.2015 № 988/15).

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

АО «Газпром газораспределение Курган» имело возможность обеспечить соблюдение требований пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, но проигнорировало данную возможность.

Место совершения административного правонарушения: Курганская область, Шумихинский район, г. Шумиха.

Время совершения административного правонарушения: 31.05.2019 года.

Субъектом правонарушения является юридическое лицо – Акционерное общество «Газпром газораспределение Курган» (ИНН 4501126386, ОГРН 1064501181106, адрес местонахождения: 640026, г. Курган, ул. К. Мяготина, д. 90А).

Срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, составляет один год со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации (части 1, 6 статьи 4.5 КоАП РФ), который на момент составления протокола не истек, истекает 31.05.2020 года.

Обстоятельств смягчающих, отягчающих административную ответственность не имеется.

19.05.2020 года защитником представлены возражения на протокол по делу об административном правонарушении, в которых не согласны с доводами, изложенными в протоколе, также указало, что АО «Газпром газораспределение Курган», считает, что Курганское УФАС при расчете стоимости услуги по аварийно-диспетчерскому обслуживанию искусственно занижает стоимость единицы услуги, распределяя затраты за период работы АО «Газпром газораспределение Курган» (8 месяцев 2018 года) на период, когда такие услуги АО «Газпром газораспределение Курган» не оказывались (включая в расчет январь-апрель 2018 года). Протокол составлен на основании Решения Курганского УФАС от 30.05.2019 по делу, в настоящее время указанное решение оспаривается в Арбитражном суде Курганской области (дело № АЗ4-11991/2019). При вынесении решения по делу Общество просит учесть, что по итогам финансово-хозяйственной деятельности за 12 месяцев 2019 года АО «Газпром газораспределение Курган» получило убыток в размере 6,704 млн. руб., общий размер дебиторской задолженности по состоянию на 31.12.2019 года составляет 114,505 млн. руб., в том числе учтена дебиторская задолженность населения в сумме 17, 271 млн. руб. Кроме того, в связи с приобретением газопроводов у АО "Газпром газораспределение" (основной акционер) в 2018 году Обществом получен кредит в банке АО «АБ «РОССИЯ» на сумму 419 878,36 тыс. руб. По состоянию на 30.04.2020-сумма кредита составляет 133 230,34 тыс. руб. По указанным причинам наложение штрафных санкций в полном объеме может негативно сказаться на платежеспособности Общества в дальнейшем, в связи с чем в соответствии со статьей 4.1.1, частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ просит учесть изложенные выше доводы и в соответствии с пунктами 3.2 и 3.3 части 3 статьи 4.1 КоАП РФ назначить штраф в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного КоАП РФ (50 % от суммы штрафа).

Санкция части 2 статьи 14.31 КоАПРФ предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Федеральным законом от 31.12.2014 № 515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статья 4.1 Кодекса дополнена, в частности, частями 3.2 и 3.3.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

При рассмотрении административного дела должностное лицо Курганского УФАС России не усмотрело оснований для применения положений пунктов 3.2 и 3.3 части 3 статьи 4.1 КоАП РФ.

С учетом вышеизложенного должностное лицо антимонопольного органа, руководствуясь частью 1 статьи 3.5, пунктами 3.2 и 3.3 части 3 статьи 4.1 КоАП РФ не находит оснований назначить юридическому лицу АО «Газпром газораспределение Курган» наказание в виде штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа.

На основании вышеизложенного, согласно нормам части 2 статьи 14.31 КоАП РФ для расчета штрафа использованы финансовые результаты АО "Газпром газораспределение Курган" за 2018 г.

Со стороны АО "Газпром газораспределение Курган" письмом от 22.05.2020 г. №591 представлены требуемые финансовые документы и сведения за 2018 г. согласно Определению от 20.05.2020 г. №045/04/14.31-47/2020.

По сведениям, представленным АО "Газпром газораспределение Курган", объем выручки за оказание услуг аварийно-диспетчерского обслуживания за 2018 год составил 9 975 314, 49 рублей.

Таким образом, базовый размер выручки для исчисления штрафа составил (без НДС) 9 975 314, 49 рублей.

Так как административное правонарушение совершено на рынке услуг по аварийно-диспетчерскому обслуживанию, размер штрафа исчисляется следующим образом:

1/100 суммы выручки от оказания услуг на рынке аварийно-диспетчерского обслуживания равно 9 975 314,49 *0,01=99 753,14

15/100 суммы выручки от оказания услуг на рынке аварийно-диспетчерского обслуживания равно 9 975 314,49 *0,15=1 496 297,17.

Минимальный штраф равен 29 925,94 рублей, максимальный штраф равен 299259,43. рубля.

Базовый штраф = (Макс. штраф – Мин. штраф) /2+ Мин. Штраф = (1 496297,17- 99 753,14) /2 +99753,14= 798 025,16 руб.

Таким образом, применению подлежит штраф в размере 798 025 руб. 16 коп.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При рассмотрении дела должностным лицом обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность, не установлено.

Руководствуясь статьями 14.31, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛА:

1. Признать юридическое лицо АО «Газпром газораспределение Курган» (ИНН 4501126386, ОГРН 1064501181106, адрес местонахождения: 640026, г. Курган, ул. К. Мяготина, д. 90А) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена части 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

2. Применить к юридическому лицу АО «Газпром газораспределение Курган» (ИНН 4501126386, ОГРН 1064501181106, адрес местонахождения: 640026, г. Курган, ул. К. Мяготина, д. 90А) меру административной ответственности в виде штрафа в размере 798 025,16 (семьсот девяносто восемь тысяч двадцать пять рублей шестнадцать копеек).

3. Представить АО «Газпром газораспределение Курган» рассрочку по исполнению наказания в виде административного штрафа в размере 798 025,16 (семьсот девяносто восемь тысяч двадцать пять рублей шестнадцать копеек) сроком на три месяца.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Сумма административного штрафа должна быть перечислена в федеральный бюджет через банк или иную кредитную организацию на счет федерального казначейства по следующим реквизитам:

Извещение Наименование получателя платежа:

ИНН 4501099573 КПП 450101001 УФК по Курганской области (Курганское УФАС России) р/с 40101810000000010002 в ГРКЦ ГУ Банка России по Курганской области г. Курган БИК 043735001.

Начисление платежа:

КБК 161 116 02010 01 6000 140; ОКТМО 37 701 000

Наименование платежа: Административный штраф по постановлению № 43 от 25.05.2020 года за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы не уплаченного штрафа.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Заместитель руководителя –

начальник отдела

Курганского УФАС России <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны