Решение №045/05/5-19/2021 Решение (ненадлежащая реклама, предписание не выдавать) от 27 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

Лица, в действиях которых  содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

 

1)    ООО МКК «Агора»

 

630112, Новосибирская область,

г. Новосибирск, ул. Гоголя, д.44 этаж/офис 18/5

lawyer5@otnal.ru

 

2)    ИП <…>

640022, <…>

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 045/05/5-19/2021

 

27 июля 2021 года                                                                                                      г. Курган

                         

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее – Комиссия) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии: <…> – врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее – Курганское УФАС России, антимонопольный орган),

Члены Комиссии:

<…> – заместитель начальника отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Курганского УФАС России;

<…> -  старший государственный инспектор отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Курганского УФАС России,

рассмотрев дело № 045/05/5-19/2021 по факту размещения информации следующего содержания: «ОТЛИЧНЫЕ НАЛИЧНЫЕ* ВМЕСТЕ 10 ЛЕТ*OTLNAL.RU 8 800 600-70-00* ВЗЯЛ ЗАЙМ НА 7 ДНЕЙ ПО 0%=ОТДАЛ И НИ КОПЕЙКИ БОЛЬШЕ»* К.МЯГОТИНА, 58* 3 МКР.,37*ПР.МАШИНОСТРОИТЕЛЕЙ»…» в общественном транспорте (автобус), следующем по маршруту № 311 с регистрационным номером у 317 кх 45 в г. Кургане (акт фиксации от 10.04.2021) с признаками нарушения части 7 статьи 5 и частей 1, 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),

в присутствие лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: представителя общества с ограниченной ответственностью микрокредитная компания «Агора» (далее - ООО МКК «Агора», Общество) - <…> (доверенность № 41/2021 от 29.06.2021) (посредством видео-конференц-связи); индивидуальный предприниматель <…> (далее – ИП <…>) (по паспорту),

 

УСТАНОВИЛА:

Курганским УФАС России в ходе осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе зафиксирована информация следующего содержания: «ОТЛИЧНЫЕ НАЛИЧНЫЕ* ВМЕСТЕ 10 ЛЕТ*OTLNAL.RU 8 800 600-70-00* ВЗЯЛ ЗАЙМ НА 7 ДНЕЙ ПО 0%=ОТДАЛ И НИ КОПЕЙКИ БОЛЬШЕ»* К.МЯГОТИНА, 58* 3 МКР.,37*ПР.МАШИНОСТРОИТЕЛЕЙ»…, размещенная  в общественном транспорте (автобус), следующем по маршруту № 311 с регистрационным номером у 317 кх 45 в                     г. Кургане (акт фиксации от 10.04.2021), с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Курганским УФАС России по собственной инициативе выявлен факт, указывающий на признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выразившийся в следующем.

Зафиксирована информация следующего содержания: 

крупный шрифт, яркие зеленый и оранжевый цвета, занят основной объем поверхности плаката:

«*ОТЛИЧНЫЕ НАЛИЧНЫЕ* ВМЕСТЕ 10 ЛЕТ*OTLNAL.RU 8 800 600-70-00* ВЗЯЛ ЗАЙМ НА 7 ДНЕЙ ПО 0%=ОТДАЛ И НИ КОПЕЙКИ БОЛЬШЕ* К.МЯГОТИНА, 58* 3 МКР.37*ПР.МАШИНОСТРОИТЕЛЕЙ 3А*»;

мелкий шрифт без каких-либо акцентов цветом, толщиной букв и т.п., ниже основного текста:

«*НОВЫМ КЛИЕНТАМ, ПРИ УСЛОВИИ УЧАСТИЯ В АКЦИИ, ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА ПО ДОГОВОРУ ЗАЙМА В ВИДЕ 0% ДОСТИГАЕТСЯ В ВИДЕ СКИДКИ 100 % НА 7 ДНЕЙ ПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАЙМОМ И ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ПРИ СТРОГОМ СОБЛЮДЕНИИ ВСЕХ УСЛОВИЙ И ПРАВИЛ АКЦИИ «ЛЕГКИЙ НОЛЬ», ПРИ УСЛОВИИ ПОГАШЕНИЯ ЗАЙМА В УСТАНОВЛЕННОЙ АКЦИЕЙ СРОК. ПРИ ПОГАШЕНИИ ДОГОВОРА ЗАЙМА В СРОК БОЛЕЕ ЧЕМ НА 7 ДНЕЙ, КЛИЕНТ ТЕРЯЕТ ПРАВО НА УЧАСТИЕ В АКЦИИ, СРОК ПРОВЕДЕНИЯ АКЦИИ: 01.11.2020-31.12.2021 (ВКЛЮЧИТЕЛЬНО). АКЦИЯ «ЛЕГКИЙ НОЛЬ» РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ НА ДОГОВОР ЗАЙМА С ПРОЦЕНТНОЙ СТАВКОЙ В РАЗМЕРЕ ОТ 0,99% ДО 1% В ДЕНЬ НА СУММУ ЗАЙМА ОТ 1000 ДО 30 000 РУБЛЕЙ НА СРОК ЗАЙМА ОТ 1 ДО 30 ДНЕЙ, ПОЛНАЯ СТОИМОСТЬ ЗАЙМА ОТ 361,35% ДО 365% ГОДОВЫХ. ТОЧНАЯ ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПРОГРАММОЙ СКОРИНГА И УКАЗЫВАЕТСЯ В ДОГОВОРЕ.

ИСТОЧНИКОМ ИНФОРМАЦИИ ОБ ЗАЙМОДАВЦЕ, СУЩЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ ПОЛУЧЕНИЯ, ПОРЯДКЕ ВЫДАЧЕ ЗАЙМОВ И ИНЫХ УСЛОВИЯХ /ОБ ОРГАНИЗАТОРЕ АКЦИИ, О СУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВИЛАХ ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ, КОЛИЧЕСТВЕ ПРИЗОВ ИЛИ ВЫИГРЫШЕЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ТАКОЙ АКЦИИ, СРОКАХ, МЕСТЕ И ПОРЯДКЕ ИХ ПОЛУЧЕНИЯ: ИНТЕРНЕТ САЙТ OTLNAL.RU, ТЕЛ.8 800 600-70-70, ОФИСЫ ЗАЙМОДАВЦА/ОРГАНИЗАТОРА. ЗАЙМОДАВЕЦ/ОРГАНИЗАТОР АКЦИИ: ООО МКК «АГОРА», ИНН 5210001698, РЕГИСТРАЦИОННЫЙ НОМЕР В РЕЕСТРЕ ЦБ РФ МФО №651403322006088, ВАЛЮТА ЗАЙМА РОССИЙСКИЙ РУБЛЬ. СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗАЙМА: НАЛИЧНЫЙ И БЕЗНАЛИЧНЫЙ. УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗАЙМА: ГРАЖДАНИН РФ, ВОЗРАСТ ОТ 18 ЛЕТ, ПОСТОЯННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РФ, ПОСТОЯННОЕ МЕСТО РАБОТЫ (ЛИБО ПЕНСИОНЕР ПО СТАРОСТИ ИЛИ ПО ВЫСЛУГЕ ЛЕТ). НЕОБХОДИМЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ ДОГОВОРА ЗАЙМА: ПАСПОРТ ГРАЖДАНИНА РФ (ПЕНСИОННОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ- ПРИ НАЛИЧИИ)».

Способ крепления баннера: на стекле окна автобуса, следующего по маршруту № 311 с регистрационным номером у 317 кх 45, место распространения: г. Курган, путем наружного размещения (способ распространения).

По результатам рассмотрения материалов Курганским УФАС России вынесено определение о возбуждении дела № 045/05/5-19/2021 от 11.05.2021 г.  года по признакам нарушения законодательства о рекламе, назначено дело к рассмотрению на 26.05.2021 года, с последующим отложением на 16.06.2021 г., 05.07.2021 г., 27.07.2021 г.

Антимонопольным органом признаны лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: ООО МКК «Агора»                                                  (ИНН 5210001698, адрес: 630112, Новосибирская область, Новосибирск, ул. Гоголя, 44, этаж/офис 18/5) и ИП <…> (ИНН <…>, адрес: <…>). 

Из информации, размещенной на сайте www.otlnal.ru и в других источниках в сети «Интернет» следует, что под брендом «Отличные наличные» осуществляют деятельность несколько юридических лиц и в зависимости от географии местожительства заемщика договор на выдачу онлайн займа заключается с одной из микрофинансовых организаций (ООО МКК «Авантаж», ООО МКК «Агора» или ООО МКК «Финансовый супермаркет»).

Пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания, к которым направлена реклама.

Таким образом, рассматриваемый информационный блок полностью соответствует понятию рекламы, так как круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования – финансовых услуг по предоставлению займа, призван формировать и поддерживать интерес к ООО МКК «Агора», осуществляющему деятельность под коммерческим наименованием «Отличные наличные» и оказываемой обществом услуге, способствует продвижению их на рынке.

По информации ООО МКК «Агора» микрофинансовая деятельность обществом осуществляется на основании Свидетельства о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций от 15.12.2014 №651403322006088.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»), финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

ООО МКК «Агора», являющаяся микрокредитной организацией, как хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в силу пункта 6 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» является финансовой организацией.

В силу части 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

На заседании Комиссии, состоявшемся 26.05.2021 г., представитель ООО МКК «Агора» поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях (вх. № ЭП-1982 от 24.05.2021), указав, что, Обществом в апреле 2021 года была посредством размещения в автотранспортных средствах постеров, изготовленных и размещённых ИП Гуляевым П.А. на основании Счёт-договора №515 от 01.03.2021 года, размещена рекламная информация Общества, обращающая внимание потребителя на предоставляемые Обществом финансовые услуги по выдаче микрозаймов. Площадь постера, занятая рекламной информацией Общества составляет 5/6 (83,3%) от всего размера постера. Оставшаяся 1/6 (16,7%) часть постера была отведена Обществом для размещения предусмотренной Законом о рекламе информации, которая обязательная для размещения при рекламе финансовых услуг. Вывод об отведении 1/6 (16,7%) части постера под размещение обязательной информации сделан на основе анализа Обществом положений законодательства о рекламе, в частности положений части 7 статьи 24 ФЗ Закона о рекламе, а именно о необходимости размещения предупреждения, размером не менее 5% от всего рекламного пространства рекламной конструкции, о наличии противопоказаний к применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов по вопросу применения медицинских препаратов, медицинских услуг. Медицинские услуги и препараты, в связи с их специфичностью и особенностями применения, схожи с финансовыми услугами в части наличия специальных требований законодательства РФ к их рекламе в отношении широкого круга возможных потребителей. В соответствии со статьёй 6 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда предусмотренные законодательством гражданско-правовые отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

Аналогия закона применена Обществом в виду отсутствия в Законе о рекламе положений о размере шрифта, которым необходимо выполнять размещение обязательных сведений о предоставлении финансовых услуг и в связи с тем, что действующим законодательством РФ не содержатся требования по размеру шрифта, которым необходимо выполнять указание обязательной информации, относящихся к предоставлению финансовых услуг. Вывод Курганского УФАС России в определении о назначении дела к рассмотрению от 11.05.2021 г. о нечитаемости Рекламы в нижней части, ввиду особенностей размещения Рекламы в автотранспортном средстве, Общество считает субъективным, Реклама в автотранспортных средствах расположена на уровне глаз пассажиров, не ограждена вокруг никакими препятствиями. Размер использованного на Рекламе шрифта (кегль/размер 6.2, примерно 1.57 мм), место и формат его размещения отвечает всем условиям и обычаям принятого делового оборота, и ссылка антимонопольного органа на его нечитаемость, при отсутствии экспертного заключения по результатам исследования, также является субъективным мнением. При добросовестном подходе конечного потребителя услуги Общества, он предпримет все необходимые действия к ознакомлению со всей информацией, указанной на Рекламе и такую возможность объективно имеет - путём фотографирования Рекламы и её последующего изучения с целью получения услуги. В настоящее время экспонирование Рекламы Обществом прекращено.

На заседаниях Комиссии, состоявшихся 16.06.2021 г., 05.07.2021 г., 27.07.2021, представитель ООО МКК «Агора» поддержал ранее высказанную позицию.

ИП <...> на заседании Комиссии 05.07.2021 г. пояснил, что по договору, заключенному с ООО МКК «Агора» от 24.0.3021 г. №539 выполнены услуги по размещению рекламы услуг Общества, которое предоставило макет рекламы. ИП <...> считает, что рекламная информация исчерпывающая и не нарушает рекламное законодательство. Далее на заседаниях Комиссии ИП <...> поддержал ранее высказанную позицию.

Комиссией по рассмотрению данного дела доводы лиц, в действиях которых  содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе по делу признаны необоснованными и не принимаются на основании следующего.

В силу части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг, и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Исходя из части 3 статьи 28 Закона о рекламе если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

При осмотре сайта OTLNAL.RU (акт осмотра от 13.04.2021г.), размещены правила проведения акции «Легкий ноль», согласно условиям акции, акция проводится путем предоставления скидки в виде снижения процентной ставки по договору займа на 100% при строгом соблюдении условий:

1) на момент получения займа Клиент не должен иметь ни одного действующего либо погашенного займа в Компании;

2) срок, в течение которого не начисляются проценты, составляет не более 7 (семи) дней, при этом Клиент должен в полном объеме погасить заем в сроки, указанные в индивидуальных условиях к договору займа;

3) клиент может оформить заем на более длительный срок, но, чтобы воспользоваться акцией «Легкий ноль», необходимо полностью погасить заем не позднее, чем на 7 (седьмой) календарный день пользования;

4) если клиент не закрывает заем в полном объеме в срок 7 (семь) календарных дней или продлевает срок действия займа, то этот клиент автоматически теряет право на участие в акции «Легкий ноль». Проценты по займу в таком случае начисляются в полном объеме согласно действующей ставке, для данной категория клиента, с первого дня пользования займом;

5) все условия программы распространяются в равной степени как на займы предоставленные наличными в офисах Компании, так и на займы на займкарту;

Следовательно, информация, выполненная ярким крупным шрифтом: «ЗАЙМ под 0%» вводит потребителя в заблуждение, в связи с наличием иных условий, причем отличных от условий, утверждённых Правилами проведения стимулирующего мероприятия «Легкий ноль»:

- скидка в виде снижения процентной ставки по договору займа до 100%;

- условия предлагаются в индивидуальном порядке;

- сумма займа от 1000 до 30000руб.;

- процентная ставка по займу от 361,35% до 365% годовых, точная процентная ставка определяется программой скоринга и указывается в договоре;

- срок займа от 1 до 30 дней;

и т.д.

Комиссия отмечает, что в рекламе существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы.

            Как следует из пункта 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» (далее – постановление Пленума ВАС РФ №58), если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе). При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Пунктом 25 постановления Пленума ВАС РФ №58 определено, что в соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, эта реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.

К условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

В соответствии с письмом ФАС России от 11.09.2012 №АК/29603, при оценке рекламы, содержащей информацию, указанную мелким, трудным для восприятия шрифтом, следует учитывать то, что, исходя из понятия рекламы она предназначается для распространения среди неопределенного круга лиц, в связи с чем вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.

При этом то обстоятельство, что нормами Закона о рекламе не установлен размер шрифта, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку как следует из положений статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.

С учетом изложенного, в случае когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, формально присутствуют в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признать, что данные сведения не были доведены для неопределенного круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой услуги.

Как указано выше, в рассматриваемой рекламе информация «ЗАЙМ под 0%» *ВЗЯЛ знак равенства ОТДАЛ и ни копейки больше*ОТЛИЧНЫЕ НАЛИЧНЫЕ*ВМЕСТЕ 10ЛЕТ и адрес сайта OTLNAL.RU 8 800 600-70-00*исполнены крупным шрифтом.

Внизу рекламного блока под вышеуказанной информацией мелким шрифтом содержится существенная информация о наименовании организации, оказывающей финансовые услуги, часть сведений об условиях предоставления займов и, в частности, о проводимой акции.

Здесь необходимо отметить, что по результатам анализа вышеобозначенной рекламы и изучения информации, размещенной на сайте www.otlnal.ru, установлено, что «ЗАЙМ под 0%» - это акция «ЛЕГКИЙ НОЛЬ», проводимая ООО МКК «Агора» в период с 01.11.2020-31.12.2021 при предоставлении займа.

При этом из 2-ой части рассматриваемой рекламы следует, что «скидки в виде снижения процентной ставки по договору займа до 100% предоставляются при строгом соблюдении всех условий для участников, соответствующих требованиям. Окончательные условия предоставления скидки в виде снижения процентной ставки по договору займа до 100% предлагаются в индивидуальном порядке в срок проведения акции».  Кроме того, из рекламы следует, что предоставление займа по такой акции возможно только при одновременном соблюдении следующих условий: «гражданин РФ, возраст от 18 лет, постоянная регистрация на территории РФ, постоянное место работы (либо пенсионер по старости или по выслуге лет)».

Исходя из понятия рекламы, она предназначается для распространения среди неопределенного круга лиц, в связи с чем вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.

Следовательно, в таком случает необходимо исходить из того, что размер и способ доведения до потребителей рекламной информации должны быть такими, чтобы изложенные в рекламе условия воспринимались обычным человеком обычным образом (т.е. без использования вспомогательных технических средств и в течение времени, в которое возможно восприятие информации).

Обозначенные нормы права приняты в интересах потребителя с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).

Так, формальное присутствие в рекламе обозначенных условий, напечатанных мелким нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие, поскольку реклама финансовой услуги (ЗАЙМ под 0%) является наружной, содержит информацию, в которой выделено наиболее привлекательное условие (0%). Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, менее привлекательной информации - способом, затрудняющим ее восприятие (с учетом размера рекламного банера и шрифта текста рекламы, а также его местоположения), свидетельствует о недобросовестности рекламы. Несмотря на формальное наличие в рекламе информации об условиях по финансовой услуге (кредит, займ), лице, предоставляющем финансовые услуги форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют, так как размер шрифта мелкий.

Кроме того, важно также отметить, что с учетом места нахождения рекламы она доступна для восприятия пассажирам общественного транспорта, где размещена реклама, соответственно направлена на импульсивное восприятие (относительно быстрое и четкое осознание предлагаемой информации, а также ее понимание и уяснение без совершения действий, направленных на специальное, длительное сосредоточение внимания).

При этом, поскольку вышеуказанная реклама направлена на формирование у потребителя желания воспользоваться услугой, а именно взять заем под 0%, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей рекламы, введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым предложением.

Совокупность обстоятельств размещения рекламы, ограниченное время считывания (для пассажиров транспортного средства), размер шрифта, которым написаны существенные условия предоставления кредита, не позволяют потребителям прочесть информацию обо всех условиях кредита, а также неуказание при этом существенной информации в полном объеме, вводит потребителей в заблуждение относительно предлагаемого рекламного продукта «ЗАЙМ под 0%».

Комиссия пришла к выводу, что рассматриваемый макет рекламы: «*ОТЛИЧНЫЕ НАЛИЧНЫЕ* ВМЕСТЕ 10 ЛЕТ*OTLNAL.RU 8 800 600-70-00* ВЗЯЛ ЗАЙМ НА 7 ДНЕЙ ПО 0%=ОТДАЛ И НИ КОПЕЙКИ БОЛЬШЕ* К.МЯГОТИНА, 58* 3 МКР.37*ПР.МАШИНОСТРОИТЕЛЕЙ 3А*НОВЫМ КЛИЕНТАМ, ПРИ УСЛОВИИ УЧАСТИЯ В АКЦИИ, ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА ПО ДОГОВОРУ ЗАЙМА В ВИДЕ 0% ДОСТИГАЕТСЯ В ВИДЕ СКИДКИ 100 % НА 7 ДНЕЙ ПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАЙМОМ И ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ПРИ СТРОГОМ СОБЛЮДЕНИИ ВСЕХ УСЛОВИЙ И ПРАВИЛ АКЦИИ «ЛЕГКИЙ НОЛЬ», ПРИ УСЛОВИИ ПОГАШЕНИЯ ЗАЙМА В УСТАНОВЛЕННОЙ АКЦИЕЙ СРОК. ПРИ ПОГАШЕНИИ ДОГОВОРА ЗАЙМА В СРОК БОЛЕЕ ЧЕМ НА 7 ДНЕЙ, КЛИЕНТ ТЕРЯЕТ ПРАВО НА УЧАСТИЕ В АКЦИИ, СРОК ПРОВЕДЕНИЯ АКЦИИ: 01.11.2020-31.12.2021 (ВКЛЮЧИТЕЛЬНО). АКЦИЯ «ЛЕГКИЙ НОЛЬ» РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ НА ДОГОВОР ЗАЙМА С ПРОЦЕНТНОЙ СТАВКОЙ В РАЗМЕРЕ ОТ 0,99% ДО 1% В ДЕНЬ НА СУММУ ЗАЙМА ОТ 1000 ДО 30 000 РУБЛЕЙ НА СРОК ЗАЙМА ОТ 1 ДО 30 ДНЕЙ, ПОЛНАЯ СТОИМОСТЬ ЗАЙМА ОТ 361,35% ДО 365% ГОДОВЫХ. ТОЧНАЯ ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПРОГРАММОЙ СКОРИНГА И УКАЗЫВАЕТСЯ В ДОГОВОРЕ. ИСТОЧНИКОМ ИНФОРМАЦИИ ОБ ЗАЙМОДАВЦЕ, СУЩЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ ПОЛУЧЕНИЯ, ПОРЯДКЕ ВЫДАЧЕ ЗАЙМОВ И ИНЫХ УСЛОВИЯХ /ОБ ОРГАНИЗАТОРЕ АКЦИИ, О СУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВИЛАХ ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ, КОЛИЧЕСТВЕ ПРИЗОВ ИЛИ ВЫИГРЫШЕЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ТАКОЙ АКЦИИ, СРОКАХ, МЕСТЕ И ПОРЯДКЕ ИХ ПОЛУЧЕНИЯ: ИНТЕРНЕТ САЙТ OTLNAL.RU, ТЕЛ.8 800 600-70-70, ОФИСЫ ЗАЙМОДАВЦА/ОРГАНИЗАТОРА. ЗАЙМОДАВЕЦ/ОРГАНИЗАТОР АКЦИИ: ООО МКК «АГОРА», ИНН 5210001698, РЕГИСТРАЦИОННЫЙ НОМЕР В РЕЕСТРЕ ЦБ РФ МФО №651403322006088, ВАЛЮТА ЗАЙМА РОССИЙСКИЙ РУБЛЬ. СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗАЙМА: НАЛИЧНЫЙ И БЕЗНАЛИЧНЫЙ. УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗАЙМА: ГРАЖДАНИН РФ, ВОЗРАСТ ОТ 18 ЛЕТ, ПОСТОЯННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РФ, ПОСТОЯННОЕ МЕСТО РАБОТЫ (ЛИБО ПЕНСИОНЕР ПО СТАРОСТИ ИЛИ ПО ВЫСЛУГЕ ЛЕТ). НЕОБХОДИМЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ ДОГОВОРА ЗАЙМА: ПАСПОРТ ГРАЖДАНИНА РФ (ПЕНСИОННОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ- ПРИ НАЛИЧИИ)» содержит нарушения части 7 статьи 5, частей 1,3 статьи 28   Закона о рекламе.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 и части 1 статьи 28, несет рекламодатель и рекламораспространитель.

С учетом представленных документов рекламодателем рассматриваемой рекламы финансовых услуг является ООО МКК «АГОРА», рекламораспространителем – ИП <...>

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Резолютивная часть решения по делу согласно подпункту «г» пункта 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 г. № 1922) (далее – Правила №1922), должна содержать сведения о выдаче предписания (предписаний) с указанием лица (лиц), которому оно выдается.

Согласно пункту 49 Правил №1922 при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На момент рассмотрения дела сведений о том, что распространение спорной рекламы продолжается, в материалах дела не имеется, в связи с чем, необходимость в выдаче предписания отсутствует.

Руководствуясь частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 42-48 Правил №1922, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей Рекламу рекламодателем которой является  общество с ограниченной ответственностью микрокредитная компания «Агора» (ИНН 5210001698, адрес: 630112, Новосибирская область, Новосибирск, ул. Гоголя, 44, этаж/офис 18/5), рекламораспространителем – ИП <...> следующего содержания: «*ОТЛИЧНЫЕ НАЛИЧНЫЕ* ВМЕСТЕ 10 ЛЕТ*OTLNAL.RU 8 800 600-70-00* ВЗЯЛ ЗАЙМ НА 7 ДНЕЙ ПО 0%=ОТДАЛ И НИ КОПЕЙКИ БОЛЬШЕ* К.МЯГОТИНА, 58* 3 МКР.37*ПР.МАШИНОСТРОИТЕЛЕЙ 3А*НОВЫМ КЛИЕНТАМ, ПРИ УСЛОВИИ УЧАСТИЯ В АКЦИИ, ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА ПО ДОГОВОРУ ЗАЙМА В ВИДЕ 0% ДОСТИГАЕТСЯ В ВИДЕ СКИДКИ 100 % НА 7 ДНЕЙ ПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАЙМОМ И ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ПРИ СТРОГОМ СОБЛЮДЕНИИ ВСЕХ УСЛОВИЙ И ПРАВИЛ АКЦИИ «ЛЕГКИЙ НОЛЬ», ПРИ УСЛОВИИ ПОГАШЕНИЯ ЗАЙМА В УСТАНОВЛЕННОЙ АКЦИЕЙ СРОК. ПРИ ПОГАШЕНИИ ДОГОВОРА ЗАЙМА В СРОК БОЛЕЕ ЧЕМ НА 7 ДНЕЙ, КЛИЕНТ ТЕРЯЕТ ПРАВО НА УЧАСТИЕ В АКЦИИ, СРОК ПРОВЕДЕНИЯ АКЦИИ: 01.11.2020-31.12.2021 (ВКЛЮЧИТЕЛЬНО). АКЦИЯ «ЛЕГКИЙ НОЛЬ» РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ НА ДОГОВОР ЗАЙМА С ПРОЦЕНТНОЙ СТАВКОЙ В РАЗМЕРЕ ОТ 0,99% ДО 1% В ДЕНЬ НА СУММУ ЗАЙМА ОТ 1000 ДО 30 000 РУБЛЕЙ НА СРОК ЗАЙМА ОТ 1 ДО 30 ДНЕЙ, ПОЛНАЯ СТОИМОСТЬ ЗАЙМА ОТ 361,35% ДО 365% ГОДОВЫХ. ТОЧНАЯ ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПРОГРАММОЙ СКОРИНГА И УКАЗЫВАЕТСЯ В ДОГОВОРЕ. ИСТОЧНИКОМ ИНФОРМАЦИИ ОБ ЗАЙМОДАВЦЕ, СУЩЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ ПОЛУЧЕНИЯ, ПОРЯДКЕ ВЫДАЧЕ ЗАЙМОВ И ИНЫХ УСЛОВИЯХ /ОБ ОРГАНИЗАТОРЕ АКЦИИ, О СУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВИЛАХ ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ, КОЛИЧЕСТВЕ ПРИЗОВ ИЛИ ВЫИГРЫШЕЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ТАКОЙ АКЦИИ, СРОКАХ, МЕСТЕ И ПОРЯДКЕ ИХ ПОЛУЧЕНИЯ: ИНТЕРНЕТ САЙТ OTLNAL.RU, ТЕЛ.8 800 600-70-70, ОФИСЫ ЗАЙМОДАВЦА/ОРГАНИЗАТОРА. ЗАЙМОДАВЕЦ/ОРГАНИЗАТОР АКЦИИ: ООО МКК «АГОРА», ИНН 5210001698, РЕГИСТРАЦИОННЫЙ НОМЕР В РЕЕСТРЕ ЦБ РФ МФО №651403322006088, ВАЛЮТА ЗАЙМА РОССИЙСКИЙ РУБЛЬ. СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗАЙМА: НАЛИЧНЫЙ И БЕЗНАЛИЧНЫЙ. УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗАЙМА: ГРАЖДАНИН РФ, ВОЗРАСТ ОТ 18 ЛЕТ, ПОСТОЯННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РФ, ПОСТОЯННОЕ МЕСТО РАБОТЫ (ЛИБО ПЕНСИОНЕР ПО СТАРОСТИ ИЛИ ПО ВЫСЛУГЕ ЛЕТ). НЕОБХОДИМЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ ДОГОВОРА ЗАЙМА: ПАСПОРТ ГРАЖДАНИНА РФ (ПЕНСИОННОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ- ПРИ НАЛИЧИИ)», распространенную в общественном транспорте (автобус), следующем по маршруту № 311 с регистрационным номером у 317 кх 45 в г. Кургане, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 и частей 1, 3 статьи 28 Закона о рекламе.

2. Предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Курганского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно статье 37 Закона о рекламе решение, предписание могут быть оспорены в суде или арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения, выдачи предписания.

Решение изготовлено в полном объеме 04 августа 2021 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

  

 

     Председатель Комиссии

                                <...>

   

 

                                

Члены Комиссии:

<...>

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны