Предупреждение б/н за нарушение требований ст.14.2 Закона о защите потребителей от 7 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО <…>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 3

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

07 апреля 2022 года                                                                                                  г. Курган

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее – Курганское УФАС России, антимонопольный орган) в результате рассмотрения заявления Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Курганской области (далее – Территориальный орган Росздравнадзора по Курганской области, Заявитель) (вх. № П-101 от 13.01.2021) на  действия общества с ограниченной ответственностью <…>, Общество) (<…>) установлены признаки нарушения пункта 1 статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),  выразившегося во введении в заблуждение потребителей в результате раскрытия на официальном сайте <…> информации об оказании <…> услуг о проведении обязательного психиатрического освидетельствования работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающих в условиях повышенной опасности, в отсутствие права на осуществление данной деятельности.

В ходе рассмотрения заявления антимонопольным органом установлено следующее.

13.01.2022 в адрес Курганского УФАС России поступило заявление Территориального органа Росздравнадзора по Курганской области о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации <…>, выразившегося в недобросовестной конкуренции путем  осуществления   деятельности без права на проведение обязательного психиатрического освидетельствования работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающих в условиях повышенной опасности (обязательное психиатрическое освидетельствование).

Заявитель указал, что <…> в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте по адресу: <…> распространяется недостоверная информация о деятельности Общества по обязательному освидетельствованию работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и (или) неблагоприятных производственных факторов), а также работающих в условиях повышенной опасности. Также в Территориальный орган Росздравнадзора по Курганской области поступило обращение гражданина, который сообщил, что Обществом осуществляется деятельность по обязательному освидетельствованию работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и (или) неблагоприятных производственных факторов), а также работающих в условиях повышенной опасности. Заявитель полагает, что незаконная деятельность Общества создает риски, нарушая права граждан, допуская к профессиям лиц, которым противопоказана деятельность с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и (или) неблагоприятных производственных факторов), а также работающих в условиях повышенной опасности, вследствие психических заболеваний, создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также ведет к необоснованному обогащению.

Курганским УФАС России зафиксирована информация на сайте по адресу: <…> об оказании Обществом услуги «обязательное психиатрическое освидетельствование» (акт осмотра сайта от 10.03.2022).

10.03.2022 в ответ на запрос Курганского УФАС России <…> сообщило, что для осуществления медицинской деятельности, в том числе обязательного психиатрического освидетельствования, Департаментом здравоохранения по Курганской области Обществу выдана лицензия <…>, что и послужило разрешением на данный вид деятельности.

В соответствии со статьей 220 Трудового кодекса Российской Федерации работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование. Порядок прохождения такого освидетельствования, его периодичность, а также виды деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности, утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 695 (далее - Правила № 695).

В соответствии со статьей 65 Федерального закона от 21.11.2011 323- ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ) медицинское освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий. Одним из видов медицинского освидетельствования является психиатрическое освидетельствование.

При этом, психиатрическое освидетельствование проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании.

В соответствии со статьей 23 Закона РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (далее - Закон № 3185-1) психиатрическое освидетельствование проводится для определения: страдает ли обследуемый психическим расстройством, нуждается ли он в психиатрической помощи, а также для решения вопроса о виде такой помощи.

В силу статьи 6 Закона № 3185-1 гражданин может быть временно (на срок не более пяти лет и с правом последующего переосвидетельствования) по результатам обязательного психиатрического освидетельствования признан непригодным вследствие психического расстройства к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Такое решение принимается врачебной комиссией медицинской организации, уполномоченной на то федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, на основании оценки состояния психического здоровья гражданина в соответствии с перечнем медицинских психиатрических противопоказаний и может быть обжаловано в суд.

Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утверждается Правительством Российской Федерации и периодически (не реже одного раза в пять лет) пересматривается с учетом накопленного опыта и научных достижений.

Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 № 377 (далее - Перечень).

Из указанных норм права следует, что обязательному психиатрическому освидетельствованию подвергаются работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности.

Порядок такого обязательного психиатрического освидетельствования установлен Правилами № 695.

В соответствии с пунктами 3, 4 Правил № 695 обязательное психиатрическое освидетельствование работника проводится с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем.

Обязательное психиатрическое освидетельствование работника проводится врачебной комиссией, создаваемой органом управления здравоохранением.

При этом, как указывалось выше, в силу статьи 6 Закона № 3185-1 обязательное психиатрическое освидетельствование проводится и решение принимается врачебной комиссией медицинской организации, уполномоченной на то федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения.

В силу пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит медицинская деятельность.

В соответствии с пунктом 5.1 части 1 статьи 16 Закона № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.

На основании пункта 1 Положения о Департаменте здравоохранения Курганской области, утвержденного Постановлением Правительства Курганской области от 14.08.2012 № 363, Департамент здравоохранения Курганской области (далее - Департамент) является исполнительным органом государственной власти Курганской области, осуществляющим государственное регулирование в сфере здравоохранения на территории Курганской области.

В силу подпункта 6 пункта 8 названного Положения Департамент осуществляет организацию проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных Департаменту.

В рамках указанных полномочий, Приказом Департамента здравоохранения Курганской области от 19.02.2016 № 153 уполномочены врачебные комиссии Государственного казенного учреждения  <…> и Государственного казенного учреждения «<…>» на проведение обязательного психиатрического освидетельствования работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающих в условиях повышенной опасности.

Вышеуказанное свидетельствует, что <…> не уполномочено исполнительным органом государственной власти Курганской области на проведение обязательного психиатрического освидетельствования работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающих в условиях повышенной опасности. У Общества отсутствуют право на осуществление данной деятельности, на проведение данного вида услуг, что подтверждается решением Арбитражного Курганской области по делу № <…>, и в свою очередь могло привести к формированию у потребителей ложного впечатления о том, что услуги Общества оказываются в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Согласно пункту 1 статьи 14.2 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, в том числе в отношении качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции  недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Кроме того, согласно статье 10-bis Парижской конвенции («Конвенция по охране промышленной собственности», заключена в Париже 20.03.1883 г.), актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

При указанных обстоятельствах, Курганское УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях <…> признаков нарушения пункта 1 статьи 14.2  Закона о защите конкуренции, выразившегося во введении в заблуждение потребителей в результате раскрытия на официальном сайте <…> информации об оказании <…> услуг о проведении обязательного психиатрического освидетельствования работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающих в условиях повышенной опасности, в отсутствие права на осуществление данной деятельности, что подтверждается решением Арбитражного Курганской области по делу № <…> года.

На основании вышеизложенного, Курганское УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях <…> признаков нарушения пункта 1 статьи 14.2 Закона о защите конкуренции, так как действия Общества были направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречили законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, могли причинить убытки организациям-конкурентам.

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, либо о ликвидации или принятии мер по прекращению осуществления видов деятельности                                                         унитарного предприятия, которое создано или осуществляет деятельность с нарушением требований настоящего Федерального закона.

Курганское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает о необходимости прекращения нарушения антимонопольного законодательства <…> (<…>) путем совершения следующих действий:

  1. прекратить распространение информации в информационной-телекоммуникационной сети интернет на сайте по адресу: <…> о проведении Обществом обязательного психиатрического освидетельствования работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающих в условиях повышенной опасности, в том числе и информации о цене на данный вид услуги .

            Срок исполнения настоящего предупреждения до 25 апреля 2022 года включительно.

 О выполнении предупреждения сообщить в Курганское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения (с приложением доказательств, подтверждающих исполнения предупреждения).

Примечание. Согласно части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

                  

Врио руководителя                                                                                       <…>

 

Исполнитель: <…>

Тел. 8 (3522) 46-39-55

Связанные организации

Связанные организации не указаны